Анализ предприятия «АВТОВАЗ»

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2010 в 23:13, курсовая работа

Описание работы

Для анализа мною была взята Российская компания, действующая в корпоративном секторе в отрасли машиностроения – «АВТОВАЗ». Прежде чем перейти непосредственно к анализу компании, дадим некоторое описание выбранной мной компании. «АВТОВАЗ» является ведущим машиностроительным предприятием России.

Работа содержит 1 файл

ОАО_АВТОВАЗ.doc

— 93.50 Кб (Скачать)

               Таким образом, сделать вывод  о том, что ОАО «АВТОВАЗ» продолжает расти, и акции приносят все больше дохода их владельцам.

            Привлекаемые «АвтоВАЗом» средства пошли на реализацию крупных инвестиционных проектов. Например, в апреле 2006 года «АВТОВАЗ» сумел привлечь через Внешторгбанк сумму в 1 млрд. долларов, а также помощь Российского банка развития в 4 млрд. долларов. Часть привлеченных средств пошло на строительство нового автомобильного завода. По словам главы «АвтоВАЗа», на реализацию этого проекта уйдет более 500$ млн. и 1,5 года. Также Национальный резервный банк (НРБ) открыл в феврале 2006 года кредитную линию для ОАО "«АВТОВАЗ»" на 1 млрд. рублей. «АВТОВАЗ» направил привлеченные средства на пополнение оборотных средств и выполнение производственной программы. «АВТОВАЗ» также планировал создание предприятия по сборке автомобилей на территории Чили. Для этого требовалось привлечение средств в размере более 1 млрд. долларов.

              Помимо реализации крупных проектов, «АВТОВАЗ» постоянно использует привлеченные средства  для модернизации и закупки оборудования и пополнения автомобильного модельного ряда. С этой целью, «АВТОВАЗ» выпускает в обращение облигации (всего на сегодняшний день на сумму более 15 млрд. рублей), а также пользуется кредитами, которые предоставляют ему банки (например, синдицированного кредита на $500 млн., мандат на организацию которого был выдан Raiffeisenbankом).

             2) Теперь определим, какие виды заемного финансирования использует компания, и на какой основе преимущественно привлекается заемный капитал: краткосрочной, среднесрочной или долгосрочной.

             Прежде всего «АВТОВАЗ» использует эмиссию облигаций (внешний источник финансирования). При этом эмиссируются как краткосрочные, так и долгосрочные облигации. Краткосрочные облигации со сроком погашения в 1 год выпускаются «АвтоВАЗом» для привлечения средств в размере 1 млрд. рублей за одну эмиссию. Такие средства, как правило, идут на расширение производства и модернизацию оборудования на заводах «АвтоВАЗа». Долгосрочные облигации, привлекающие более 5 млрд. рублей за эмиссию, идут на реализацию крупных инвестиционных проектов совместно со средствами, привлеченными предприятием в банках.

              Во-вторых, «АВТОВАЗ» использует банковские кредитные лимиты (внешний источник финансирования). Например, «АВТОВАЗ» имеет возможность  привлекать средства ВТБ на срок до семи лет (кредит до 17 млрд. рублей). Как видно, это также долгосрочный вид финансирования. Сюда также можно отнести и векселя (как отсрочку платежа). Например, простой дисконтный вексель на сумму 200 млн. долларов «АвтоВАЗа», который он должен был погасить к 06.09.2002 ВТБ. Необходимо отметить, что ОАО «АВТОВАЗ» также использует внутренние источники финансирования нераспределенную прибыль, которая направляется на увеличение производственной деятельности компании.

            Можно сказать, что в основном «АВТОВАЗ» использует краткосрочные заемные средства. Это, прежде всего, связано с тем, что все привлекаемые средства идут на производство продукции (автомобилей), которые имеют достаточно короткий срок окупаемости (отдачу), особенно в условиях роста компании (роста спроса на автомобили и роста продаж). В связи с этим, компания может рассчитаться по своим обязательствам уже в краткосрочном периоде. Долгосрочные заемные средства (банковские кредиты и среднесрочные облигации) используются для инвестиции в крупные проекты, имеющие больший срок окупаемости (например, строительство нового завода, начатое «АвтоВАЗом» в апреле 2006 года).

               Как я уже отмечал, «АВТОВАЗ» подключил все необходимые источники финансирования своей деятельности. Являясь самой крупной Российской автомобильной компанией, «АВТОВАЗ» сотрудничает с известными банками (ВТБ, Raiffeisenbankом, НРБ и др.). При этом его надежность и платежеспособность не вызывают сомнения. В связи с этим, компания использует весьма выгодные банков условия предоставления кредитов (при этом еще долгосрочные), ее облигации охотно приобретаются (в том числе в связи с высокими выплатами процентов), а рыночная цена акций растет с каждым годом. Иными словами, «АВТОВАЗ» находится в фазе роста. В таких условиях, бесспорно, «АВТОВАЗ» использует все возможные способы привлечения финансов на Российском финансовом рынке на выгодных для себя условиях. 

Задание № 3.

Рассмотрим структуру  капитала «АВТОВАЗ»а за 2005-2007 годы.

  Структура капитала является важнейшим фактором, оказывающим непосредственное влияние на финансовое состояние предприятия – его платежеспособность и ликвидность, величину дохода и рентабельность деятельности. Анализ структуры капитала связан с оценкой альтернативных вариантов финансирования деятельности предприятия. В «АвтоВАЗе» каптал представлен двумя составляющими: собственными и заемными средствами. Собственные средства представлены следующими источниками:

  • уставной капитал ОАО «АВТОВАЗ»;
  • непраспределенная прибыль (или непокрытый убыток);
  • резервный и специальный фонды;
  • эмиссионный доход;
  • средства федерального бюджета.
  • доход от инвентаризации (120тыс. за 2005г.)
  • субординированный кредит (получен в мае 2004г. = 0,567 млн.$)
 

Заемные средства включают в себя:

  • банковские кредиты и займы (ссуды);
  • долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные облигации;
  • лизинг основных и материальных средств;
  • кредиты, предоставленные «АвтоВАЗу» поставщиками.

Рассчитаем коэффициент  соотношения собственных и заемных средств (коэффициент финансирования) для ОАО «АВТОВАЗ» за каждый год и сделаем соответствующие выводы.

Расчет коэффициента проводится следующим образом: Kфин = собственные средства/заемные средства. Собственные средства представлены показателем 490 в графе «Капитал и резервы предприятия» (см. приложение), а заемные средства есть сумма граф 590 и 690 («Долгосрочные обязательства предприятия» и «Краткосрочные обязательства предприятия»). Коэффициент финансирования на конец 2005 года был равен : К=46187000/(29744000+34285000)=0,7213. Полученный коэффициент меньше единицы, что говорит о том, большая часть имущества ОАО «АВТОВАЗ» сформирована за счет заемных средств. Это может свидетельствовать об опасности возможной его неплатежеспособности, что в принципе, может затруднять возможность получения кредита. К концу 2006 года коэффициент финансирования оказался равным 0,6979, а в  конце 2007 он был равен 0,85. Таким образом, можно сделать вывод о том, что большая часть финансовых средств ОАО «АВТОВАЗ» представлена заемными средствами. Несмотря на то, что сроки погашения обязательств являются известными для предприятия и оно может планировать будущие денежные потоки , с большей долей заемного капитала «АВТОВАЗ» имеет меньшую возможность для маневра в случае непредвиденных обстоятельств (например, падение спроса на автомобили марки ВАЗ, рост затрат и сезонные колебания) при том, что для обеспечения долга «АвтоВАЗу» придется обеспечить больший объем продаж. В целом, исходя из анализа динамики соотношения собственных и заемных средств (роста коэффициента финансирования до 0,85) можно сделать предположение о том, что «АВТОВАЗ» будет стараться обеспечить привелирование собственных средств над заемными, однако, являясь крупнейшей автомобильной компанией и имея определенную поддержку государства (субсидирование проектов), может рассчитывать на доверие со стороны кредиторов и не опасаться возможного их отказа предоставления кредита из-за низкого показателя коэффициента финансирования.

        Как я уже отмечал выше, «АВТОВАЗ» имеет самый высокий рейтинг эмитента (BBB+) из всех предприятий, действующих на рынке автомобилестроения. Сравнивая коэффициент финансирования «АвтоВАЗа» в 2007 году, который был равен 0,85 с тем же коэффициентом компании Северсталь-авто (большой холдинговой автомобильной компании) имеющей коэффициент финансирования 0,53 и с крупной компанией Иж-Авто (занимает 2 место по производству легковых автомобилей в России), имеющей коэффициент финансирования 0,31, можно прийти к выводу о том, что все действующие крупнейшие компании на рынке автомобилестроения (а они, как было указано выше, занимают 94% всего рынка автомобилестроения) «живут в кредит». При этом, «АВТОВАЗ» имеет самый высокий коэффициент финансирования на протяжении 2005-2007 года, что говорит о том, что компания более платежеспособна и надежна, нежели ее конкуренты.

        Рассчитаем уровень финансового рычага компании «АВТОВАЗ» за 2006 год. Финансовый рычаг (FL) рассчитывается по следующей формуле:                                     

 FL = Поперационная/ Поперационная – I-D/(1-T),где

I – процентные выплаты;

D – дивиденды по привилегированным акциям;

T – ставка налога ( 24% по законодательству РФ).

Иными словами, в числителе мы имеем операционную прибыль, т.е. Q(P-V)-F, а в знаменателе чистую прибыль компании, то есть прибыль после процентных выплат по облигациям и привилегированным акциям. По отчетности 2007 года компания выплатила 0,103 руб. за каждую привилегированную акцию. Всего имелось 493 034 000 привилегированных акций. Следовательно, суммарные выплаты по привилегированным акциям составят 50782,502 тыс. рублей. При этом операционная прибыль ОАО «АВТОВАЗ» за 2007 год составила 8060000 тыс. рублей.(см. приложение), а процентные выплаты равны 1508000 тыс.рублей. Тогда финансовый рычаг ОАО «АВТОВАЗ» составит:

FL = (8060000/8060000-1508000-50782,502/0,76)=(8060000/6485180,91)= 1,242%

Т.е. при росте  операционной прибыли компании «АВТОВАЗ» на 1%, показатель чистой прибыли компании вырастет на 1,24%. В целом, можно отметить, что рассчитанный FL невысокий. 

Задание № 4.

Для расчета средневзвешенных затраты на капитал, необходимо определить все затратные источники финансирования ОАО «АВТОВАЗ». Сюда входят: затраты на собственный и заемный капитал. При расчете стоимости заемного капитала учитываются долгосрочные кредиты, долгосрочные облигационные займы, а также краткосрочные кредиты и займы (их постоянная составляющая). При расчете стоимости собственного капитала мы учитываем капитализацию фирмы (с учетом нераспределенной прибыли). При этом, расчет стоимости собственного капитала мы будем проводить по рыночной стоимости акций, т.к. она учитывает положение  компании на рынке на определенный момент времени. Также будет рассчитываться и стоимость займов компании, так как рыночная основа позволит учитывать экономическое состояние финансового рынка на определенный момент времени в оценке стоимости долгов ОАО «АВТОВАЗ».

    Для  расчета средневзвешенных затрат на капитал используется следующая формула:

WACC = E / (E+D) * Re + D / (E+D) * Rd,

Где E – собственный капитал ОАО «АВТОВАЗ»;

D – заемный капитал компании;

Re - стоимость собственного капитала;

Rd – стоимость заемного капитала. 

При этом, стоимость  заемного находится как средневзвешенная стоимость всех его источников, при  этом для расчета стоимости каждого  источника используются данные финансовой отчетности. Для расчета стоимости собственного капитала используется модель CAPM:

Re = Rf + (Rm – Rf) * bi (бета),

Где Rf – доходность по безрисковым ценным бумагам

Rm – ожидаемая средняя рыночная доходность по ценным бумагам

b (бета) – изменчивость i-ого вида акции по отношению к средней рыночной.

b2007=0,86 (по данным УК АГАНА), Rf2007= 6,4% (в расчете использована долгосрочная годовая ставка рынка ГКО), Rm2007= 11,6%( использовался среднегодовой темп роста РТС).

Таким образом, стоимость собственного капитала в 2007 году составила:

Re= 6,4+(11,6-6,4)*0,86 =10,872%. 

Из полученного  значения можно сделать следующий  вывод: так как средневзвешенная ставка процента по заемным средствам составляет 8,4% (она может рассчитываться по приближенной формуле: общие финансовые затраты на  заемные средства / общее кол-во заемных средств; мною использована средневзвешенная процентная ставка по кредитам нефинансовым предприятиям: www.infokredit.ru), а затраты на собственный капитал 10,872%, то «АвтоВАЗу» выгоднее использовать заемный капитал, нежели собственный. Сделанный вывод, полностью подтверждается проведенным выше анализом, в котором указывается, что «АВТОВАЗ» в своей структуре производство активно использует заемный капитал и в структуре капитала «АвтоВАЗа» он привелирует (см. расчет финансового коэффициента ,задание № 3).   

Информация о работе Анализ предприятия «АВТОВАЗ»