Анализ предприятия «АВТОВАЗ»

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2010 в 23:13, курсовая работа

Описание работы

Для анализа мною была взята Российская компания, действующая в корпоративном секторе в отрасли машиностроения – «АВТОВАЗ». Прежде чем перейти непосредственно к анализу компании, дадим некоторое описание выбранной мной компании. «АВТОВАЗ» является ведущим машиностроительным предприятием России.

Работа содержит 1 файл

ОАО_АВТОВАЗ.doc

— 93.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 

ОАО ««АВТОВАЗ»» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

. 

Москва

2008 

Введение.

Для анализа  мною была взята Российская компания, действующая в корпоративном  секторе в отрасли машиностроения – «АВТОВАЗ». Прежде чем перейти непосредственно к анализу компании, дадим некоторое описание выбранной мной компании. «АВТОВАЗ» является ведущим машиностроительным предприятием России. ОАО «АВТОВАЗ» является градообразующим предприятием г. Тольятти и крупнейшим работодателем Самарской области. Компания сотрудничает с лидерами мировой автомобильной индустрии, имеет развитую инфраструктуру технического обслуживания и обширную дилерскую сеть. Модельный ряд «АвтоВАЗа» представлен несколькими семействами автомобилей: «Классика», LADA Samara, LADA 110, LADA NIVA и LADA KALINA. В настоящее время ОАО «АВТОВАЗ» выпускает 14 моделей автомобилей шести основных семейств. В 2007 году ОАО «АВТОВАЗ» начало производство и продажу автомобилей LADA Priora, которые заменят популярное семейство LADA 110. Акции компании распределены следующим образом между их основными держателями:

  • 80,81% находится в собственности юридических лиц;
  • 17,72% находится в собственности физических лиц;
  • 1,47% акций находится в федеральной собственности.
 

Задание № 1.

Прежде всего, определим основную стратегию развития компании «АВТОВАЗ» , проанализируем рынок, на котором действует компания, определим, на какой стадии жизненного цикла находится компания «АВТОВАЗ». Далее, на основе этой информации, сделаем вывод о том, удалось ли компании реализовать поставленные перед собой цели. 

Основными стратегическими  целями предприятия «АВТОВАЗ» являются:

  • Сохранение лидерства на российском автомобильном рынке (охват до 55% рынка автомобилей России к 2009 году);
  • Достигнуть ежегодного роста доли выручки, приходящейся на сектор услуг на 5% в год.
  • Активная интеграция в мировое автомобилестроение
  • Достижение передового уровня квалификации персонала
  • Улучшение качества предоставляемой продукции, развитие корпоративной культуры и эффективное управление ресурсами и затратами
  • Внедрение передовых технологий в производство автомобилей
  • Оперативное реагирование компании на требования рынка (рост продаж автомобилей на 10% в год)
  • Обеспечение потребителей автомобилями, соответствующими международным нормам безопасности и экологии( достигнуть к 2009 году 30% роста количества автомобилей, произведенных под нормы Евро-2, Евро-3).

Девиз «АвтоВАЗа»: «качественные автомобили по доступным ценам!»

Рынок автомобилестроения России на сегодняшний день представлен  несколькими крупными автомобильными компаниями. В их число входит:  «АВТОВАЗ», Руспромавто, КАМАЗ, Северсталь. Эти компании выпускают около 95% продукции всего российского автопрома. Это создает потенциал экономии на масштабе, оптимизацию затрат и концентрацию инвестиционных ресурсов. Российский автомобильный рынок характеризуется высоким показателем концентрации, отражающим соотношение числа действующих на рынке автомобилестроения фирм и распределение их рыночных долей. Такая высокая концентрация позволяет увеличить компаниям переговорный потенциал в отношениях с зарубежными партнерами и государством, а также при необходимости централизованно осуществлять проекты, имеющие общеотраслевое значение. С другой стороны , рынок автомобилестроения сильно дифференцирован. Иными словами, на нем представлено множество марок отечественных автомобилей, которые имеют схожие характеристики. При таких условиях, автомобилестроительная компания должна привлекать клиентов уникальными методами обслуживания: предоставление гарантий, техобслуживание, предоставление кредитов. На это и направлена стратегия большинства российских компаний автомобилестроения: не просто насытить расширяющийся спрос на автомобили ( который превосходит средний рост ВВП), но обеспечить качественное обслуживание клиентов. В связи с этим, действующие российские предприятия жестко конкурируют друг с другом, пытаясь обойти друг друга в качестве предоставлении услуг. Немаловажно отметить, то, что на автомобильном рынке представлено много иностранных компаний. Именно они, на сегодняшний день, являются основными конкурентами «АвтоВАЗа» на разных ценовых сегментах. С каждым годом число их увеличивается, что создает серьезную конкуренцию российскому автопрому. Иностранные компании предлагают широкий ассортимент своей продукции высокого качества по умеренным ценам, и снижение доли отечественных производителей автомобилей на рынке привело к снижению доходов и уменьшению привлекательности российских предприятий для инвесторов и кредиторов. В таких условиях, крупные компании, такие как «АВТОВАЗ», КАМАЗ, Северсталь стали ориентироваться на качество и вкладывать деньги в модернизацию автопрома и разработку новых проектов, сохраняя при этом, низкие цены на свою продукцию.

         Компания «АВТОВАЗ» имеет глубокую историю развития. Компания была основана в 1966 году и за этот период выпускала как легковые автомобили так и спортивные. Она выпускает 70% российских легковых автомобилей и контролирует 45% рынка всех легковых автомобилей, продаваемых в РФ. Программа развития завода до 2012 года рассчитана на выпуск 1-1.2 млн автомобилей в год. В целом, можно отметить, что компания «АВТОВАЗ» находится в стадии роста, характеризуемая активным процессом модернизации товара, увеличивающейся конкуренцией, ростом прибыли и расширением контингентов покупателей. Однако на рынке наблюдается некоторый рост цен, на продукцию «АВТОВАЗ». Это связано с ростом себестоимости производимых автомобилей и с изменением рыночных показателей – инфляцией. Надо сказать, что рост продаж объясняется тем, что «АВТОВАЗ» начал активно проводить политику улучшения качества выпускаемых автомобилей. В 2000-2002 годах российские потребители автомобилей, предпочитали приобретать иностранные поддержанные автомобили, игнорируя отечественные. Но с развитием качества услуг на автомобильном рынке, предоставляемых «АвтоВАЗом», рост продаж автомобилей резко увеличился : темп роста продаж составляет 12% в год (по данным «Вестника МГУ»,№1,2007г.) . Заслугами такого роста являются различные программы, проводимые «АвтоВАЗом» в отношении потребителей, в частности, предоставление различных программ автокредитования. Эти программы осуществлялись через банковских партнеров «АвтоВАЗа» (например, ВТБ в 2006г.). В связи с этим, цель «АвтоВАЗа» на сегодняшний день – удержание спроса (на фазе роста спрос превышает предложение) на свою продукцию и защита своей доли на рынке, путем дифференциации цен и товаров (автомобилей).

        Рассмотрим несколько ключевых, на мой взгляд, показателей, которые  могут отразить, насколько «АВТОВАЗ» достиг своих целей к 2007 году.

       Первый важный показатель – это рентабельность продаж. В 2004 году этот коэффициент составил 0,11,в 2005г. – 0,06, в 2006г. – 0,08, в 2007г. – 0,07. Прежде всего, определим, что показывает данный коэффициент и каким образом он рассчитывается. Рентабельность продаж показывает долю прибыли в каждом заработанном рубле компании. Рассчитывается этот коэффициент путем деления прибыли/убытков от продаж на  нетто-выручку от реализации товара (за вычетом НДС и др. обязательных платежей). Как видим, рентабельность продаж упала к 2007 году, что подтверждает наш вывод о том, что компания находится в фазе зрелости. Однако на фоне этого, мы можем наблюдать резкий рост прибыли компании. В 2005 году прибыль составила 1400000 тыс. рублей, тогда как в 2006г. – 2512000 тыс. рублей, а в 2007г. аж 7785000 тыс. рублей. Все это подтверждает вывод о том, что данный рынок является растущим.

             Второй важный показатель-  коэффициент  концентрации заемного капитала. Он определяет, какая доля средств, инвестирована в деятельность предприятия его кредиторами. Его значение в 2005 году было 0,58, в 2006 году – 0,59, а в 2007 году – 0,54. Это говорит о том, что в предприятие вкладывается меньшее количество средств в 2007 году, нежели в 2005 и 2006. К такому же выводу нас приведет показатель долгосрочных финансовых вложений компании, которые уменьшились с 6134000 тыс. рублей в 2005 году до 4841000 тыс. рублей в 2007 году.

             Еще одним важным показателем  является рентабельность производства. Как я уже отмечал выше, «АВТОВАЗ» стремится предоставить клиенту качественный товар по низким ценам. Коэффициент рентабельности производства показывает, степень прибыльности или убыточности  реализуемого предприятием товара (отношение прибыли от реализации продукта к его полной себестоимости). В 2005 году рентабельность производства составила 1,11. В 2006 году этот показатель уже был равен 1,130. В 2007 году коэффициент рентабельности производства составила 1,132. Такой коэффициент рентабельности производства «АвтоВАЗа» связан с превышением себестоимости над темпом роста цен на продукцию, связанной как с инфляцией, так и с тарифной политикой монополий. Другим фактором низкой рентабельности являются высокие внутренние издержки, связанные с хищениями. Следует отметить, что в целом,  рентабельность производства «АвтоВАЗа» сильно снизилась. По официальной отчетности в 1999-2003 годах она была на уровне 15-19%, в 2005 году рентабельность составляет ниже 2%.

               На мой взгляд, главным показателем,  успешности «АвтоВАЗа» является рентабельность (инвестиционного) капитала. В стратегические планы «АвтоВАЗа» входило достижение к 2009 году рентабельности капитала в 23%.В 2004 году коэффициент рентабельности капитала (внеоборотные активы / краткосрочные и долгосрочные обязательства + капитал и резервы) составил 0,05. В 2005 его значение было 0,01 , в 2006 году он составил 0,02 и, наконец, в 2007 коэффициент рентабельности капитала был равен 0,06. Все выше анализируемое, говорит о том, что «АВТОВАЗ» повысил рентабельность капитала к 2007 году, однако, чтобы выполнить поставленную стратегическую цель на 2009, ему необходимо увеличивать внеоборотные активы.  

Задание №2.

Теперь, после  того как мы определили основные стратегии  и цели компании «АВТОВАЗ», а также проанализировали некоторые показатели, которые произошли в ходе реализации этой стратегии, стоит определить основные источники финансирования компании и понять, позволила ли проводимая предприятием политика привлечения финансовых ресурсов реализовать крупные инвестиционные проекты.

       Основными источниками финансирования ОАО «АВТОВАЗ» являются:

  1. привлечение средств у банков ($500 млн. в Raiffeisen Bank в 2007 году и ВТБ в 2006г. с 1$ млрд., Национальный резервный банк в размере 1 млрд. руб.);
  2. Размещение облигаций;
  3. Продажа акций компании (в том числе зарубежные инвестиции).

Поговорим о  каждом из источников привлечения финансового  капитала. Сразу следует отметить, что «АВТОВАЗ» использует все возможные средства привлечения капитала, поэтому наша цель- выявить наиболее оптимальный способ привлечения финансов.

           Во-первых, основным источником привлечения заемных средств является размещение «АвтоВАЗом» облигаций. Всего компанией насчитывается множество облигационных выпусков, некоторые из них проводились в форме еврооблигаций. Максимальная сумма, привлекаемая эмиссией облигаций, составляет 5 млрд. рублей. Сейчас в обращении находится 5 видов облигаций «АвтоВАЗа» на общую сумму в 15 млрд. рублей и планируется последующая облигационная эмиссия на сумму более чем 8 млрд. рублей . Все облигации имеют фиксированную ставку купона. Номинал облигации невысок – 1000 рублей (за исключением еврооблигаций – 10000). Способ размещения же таких ценных бумаг является открытая подписка. Это говорит о том, что облигации рассчитаны для широкого круга их покупателей. Необходимо упомянуть, что ОАО «АВТОВАЗ» считается надежным эмитентом. Риск несвоевременного выполнения своих обязательств для компании очень низкий, и вероятность реструктуризации долга или его части минимальна. Национальное рейтинговое агентство оценило компанию как достаточно кредитоспособную (BBB+). Известность , надежность и высокие купонные ставки «АВТОВАЗ»А (до 9,78% годовых) обеспечивают ему хорошую репутацию и некоторую легкость в привлечении заемных средств через облигации. Это, несомненно, является сильным преимуществом «АвтоВАЗа» по сравнению с другими участниками, действующими на рынке автомобилестроения.

             Во-вторых, ОАО «АВТОВАЗ» использует средства, привлекаемые через банки, которые являются его стратегическими партнерами: ВТБ, Raiffeisenbank, Национальный банк развития, Роспром и др. Бесспорным плюсом таких привлечений средств состоит в том, что ОАО «АВТОВАЗ» – крупнейшая Российская автомобильная компания с надежным потенциалом роста и развития. В связи с этим, с ней сотрудничают множество компаний, в том числе и ведущие банки (например, ВТБ второй по величине  банк России), которые предлагают привлекательные условия предоставления кредита, а также возможности для его дальнейшего расширения.  В связи с этим, у «АвтоВАЗа» есть большое преимущество в привлечении заемных банковских средств по отношению с другими участниками рынка автомобилестроения.

                 Продажа акций компании «АВТОВАЗ» является также средством привлечения дополнительных финансовых средств. Всего «АВТОВАЗ» выпустила 2 719 462 400 обыкновенных акций номиналом 5 рублей и общей капитализацией 116,94 млрд. рублей. По каждой такой акции «АВТОВАЗ» выплачивает проценты – (если иное не будет оговорено на собрании акционеров). Компанией также было выпущено 439 034 000 привилегированных акций. Их капитализация на 30.04.2008 составляет 6,88 млрд. рублей. Все акции компании являются привилегированными. В целом, это свойственно для крупных компаний, так как привилегированная акция не дает права голоса на общем собрании акционеров, привилегия таких акций заключается в том, что в уставе компании должны быть определены размер получаемого владельцем привилегированной акции дивиденда и стоимость, которая будет ему выплачена в случае ликвидации этого акционерного общества. Как известно, дивиденды по привилегированным акциям выплачиваются в твердой денежной сумме, в процентах к номинальной стоимости привилегированных акций. Номинал каждой привилегированной акции «АвтоВАЗа»– 5 рублей. Рыночная цена на 30.04.2008 составляет 13,95 рублей (ММВБ).                                   Проанализируем, как изменялись цены на рынке на обыкновенные и привилегированные акций «АвтоВАЗа» в течение 2005 – 2008 годов. В начале 2005 года рыночная цена привилегированной акции колебалась в районе 9 рублей за акцию. В середине 2006 года цена перевалила за отметку в 10 рублей и составила 13 рублей за привилегированную акцию. Позже, в 2007- начале 2008 года цена привилегированной акции достигла своего максимального значения в цене – 19 руб. за акцию (см. приложение, рисунок 1).

              Что касается обыкновенных акций,  то здесь мы также наблюдаем  положительный рост рыночных  цен. Если в конце 2005 года  рыночная цена обыкновенной акции  «АВТОВАЗ»А была равна 9,5 рублям (ММВБ), то уже в начале 2008 года цена такой акции стала равняться 45 рублям. Причем пик цены был достигнут в ноябре 2007 года, когда за обыкновенную акцию на рынке давали 50 рублей (см. приложение, рисунок 2).

Информация о работе Анализ предприятия «АВТОВАЗ»