Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 20:57, контрольная работа
Цель написания данной контрольной работы состоит в анализе показателей оценки эффективности использования земли в сельскохозяйственных предприятиях.
Введение……………………………………………………………………………...3
1. Анализ использования земельных ресурсов…………………………………...4
1.1 Земля – главное средство производства в сельском хозяйстве…………4
1.2 Классификация и структура сельскохозяйственных угодий…………….6
1.3 Экономическая оценка земли в сельском хозяйстве………………………10
1.4 Система показателей эффективности использования земель…………….18
2. Пути повышения эффективности использования земель в сельском
хозяйстве…………………………………………………………………………...23Заключение…………………………………………………………………………26
Список использованной литературы……………………………………………..28
В России провозглашено многообразие форм земельной собственности — государственной, муниципальной, частной — и их равенство в условиях многоукладной экономики. К государственной собственности относятся земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований. Это исключает существование земли и других природных ресурсов в качестве бесхозного имущества. Часть земли, находящейся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями (учебно-производственными хозяйствами, опытно-производственными хозяйствами и др.) во владение, пользование и распоряжение.
Земельные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, закрепляются за муниципальными предприятиями во владение, пользование и распоряжение.
Все граждане и юридические лица являются частными собственниками принадлежащих им земельных участков. Коммерческие организации (товарищества, общества, производственные кооперативы) и некоммерческие организации (потребительские кооперативы), кроме государственных и муниципальных предприятий, являются собственниками земли, переданной им в качестве вкладов (взносов) их учредителями (участниками, членами).
Земля и другое имущество крестьянского (фермерского) хозяйства принадлежит его членам на праве совместной собственности, если договором между ними не установлено иное; продукция и доходы, полученные в результате деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, являются общим имуществом членов указанного хозяйства и используется по соглашению между ними.
В Российской Федерации в частной собственности находится 129,6 млн. га сельхозугодий (65,6% их общей площади), из них земельные доли сельскохозяйственных жителей занимают 117,6 млн. га. Большинство земельных долей (91,8%) передано сельскохозяйственным предприятиям на разных правовых условиях. В фермерских хозяйствах сконцентрировано 13,5 млн. га (6,9 %), в личных подсобных хозяйствах —11,9 млн. га (6 %), в государственной собственности — 68 млн. га сельскохозяйственных угодий (34,4 %).
1.3 Экономическая оценка земли в сельском хозяйстве
Экономическая оценка земель характеризует их хозяйственную ценность и отражает потенциальный экономический эффект, конечный результат, который может быть получен.
Чтобы правильно оценивать почвы разных зон, районов, хозяйств, надо соблюдать ряд исходных принципов. При определении дохода, эффекта, получаемого с 1 га земли разных зон, районов, следует исходить из оптимальной для этих условий структуры производства, так как любые экономические показатели, по которым ведется экономическая оценка земли, во многом зависят от того, какие культуры и отрасли берутся в основу расчета. Для каждой зоны, района следует брать такую структуру производства, такой набор отраслей, которые в большей мере отвечают местным условиям и обеспечивают наиболее рациональное использование земель, получение более высокого конечного результата.
Распространенная методика экономической оценки земли основывается на массовых данных о фактической урожайности культур и затратах на их производство в динамике не менее чем на 5 лет. Оценочные показатели рассчитываются по агропроизводственным группам почв, отдельно по орошаемым, осушенным и в целом по мелиорированным землям при выровненной структуре производства. Для исчисления валовой продукции применяют единые цены. Затраты на производство продукции берут фактические. Результаты экономической оценки земли представляются для их практического использования в относительном измерении — в баллах по 100-балльной системе, которые показывают, насколько та или иная земля лучше или хуже другой.
Экономическая оценка земли в баллах пригодна для решения ряда вопросов, а для обоснования многих народнохозяйственных проблем нужна стоимостная оценка земли, т.е. ее экономическая оценка в денежной форме.
И особенно это необходимо для обоснованного решения вопросов, связанных с отводом земель на несельскохозяйственные цели, например, при выделении участков под строительство. При строительстве гидростанций, что связано с затоплением больших земельных массивов, строителям может оказаться выгоднее использовать неудобные участки, если затраты на их подготовку будут ниже оценки удобного земельного участка. Без учета потерь, связанных с затоплением земель, без включения их оценки в издержки строительства нельзя обоснованно выбрать оптимальное место возведения гидростанции, определить эффективность ее строительства и эксплуатации, обосновать целесообразность применения открытых методов разработки полезных ископаемых, а также отвод земель на другие цели.
Экономическая оценка земли имеет особенно большое значение для решения вопросов развития сельского хозяйства. Это проявляется в разных направлениях:
- при обосновании заказа для нужд государства по различным видам продукции по зонам, районам и хозяйствам, определении их специализации;
- государственном регулировании цен на сельскохозяйственную продукцию;
- построении налоговой политики на основе оценки земель, благодаря чему можно правильно разграничить объективные и субъективные факторы, определить, в какой мере получаемые доходы являются результатом лучших условий и в какой - высокого уровня хозяйствования;
- расчетах эффективности производства;
- сравнении результатов работы отдельных хозяйств и их подразделений.
Любые экономические показатели сами по себе недостаточно характеризуют уровень ведения хозяйств, если их рассматривать без учета качества используемой земли, ее оценки.
Землевладение и землепользование в Российской Федерации являются платными. Целью введения платы за землю является стимулирование рационального землепользования, охраны и освоения земель, повышения плодородия почв, выравнивание социально-экономических условий хозяйствования на землях разного качества.
Плата за землю существует в трех формах: земельного налога, арендной платы, нормативной цены земли.
Ежегодным земельным налогом облагаются собственники земли, а также все землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов. На сельскохозяйственные угодья он устанавливается с учетом их состава, качества и местоположения. Средние размеры земельного налога с 1 га пашни по республикам, краям и областям установлены Законом РФ «О внесении изменений и дополнений в Закон о плате за землю». В соответствии с этим документом ставка земельного налога с 1 га пашни колеблется от 0,67 руб. (Магаданская область) до 4,95 руб. (Краснодарский край). С учетом этого устанавливаются ставки земельного налога по группам почв пашни, а также многолетних насаждений, сенокосов и пастбищ. В 1998 г. была проведена индексация ставок земельного налога в 4 раза, в 2000 г. он был увеличен в 1,2 раза, в 2001 г. — еще в 2 раза.
Средства, поступающие в бюджет от земельного налога, должны использоваться на следующие цели:
- финансирование мероприятий по землеустройству, разработке и ведению земельного кадастра, охране земель и повышению их плодородия, освоению новых земель;
- инженерное и социальное обустройство территории; финансирование хозяйств, ведущих сельскохозяйственное производство на землях низкого качества.
В настоящее время земельный налог пока не выполняет функцию эффективного регулятора земельных отношений, так как составляет всего около 5 % от общей суммы налогов, взимаемых с сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Арендная плата вносится за земли, переданные в аренду, ее размер устанавливается договором. Величина арендной платы в значительной степени зависит от целевого использования земельных участков и их местоположения. Так, средняя арендная плата по стране за 1 м2 земельных участков, расположенных в городах и поселках и переданных предприятиям торговли, общественного питания, бытового и сервисного обслуживания в 2002 г. составила 49,3 руб., а в сельских населенных пунктах за аналогичные участки — 3,5 руб. Сельскохозяйственные предприятия платили в среднем за земли от 60 до 150 руб. с 1 га. Уровень арендной платы за землю в Краснодарском крае несколько выше, чем в других регионах Российской Федерации. В сложившихся экономических условиях арендная плата может взиматься не только деньгами, но и натурой. Так, в некоторых сельскохозяйственных предприятиях Тамбовской области арендная плата составляет 15 % выращенной продукции на арендуемых землях.
Нормативная цена земли используется с целью экономического регулирования земельных отношений при передаче земли в собственность, установлении коллективно-долевой собственности на землю, передаче по наследству, дарении и получении банковского кредита под залог земельных участков.
Порядок определения нормативной цены земли устанавливается Правительством РФ. В постановлении от 15 марта 1997 г. № 319 «О порядке определения нормативной цены земли» указано, что нормативная цена земли ежегодно определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для земель различного целевого назначения по оценочным зонам и административным районам. Органы местного самоуправления (администрации) могут повышать или понижать нормативную цену земли, но не более чем на 25 %, она не должна превышать 75 % уровня рыночной цены. Во многих субъектах Российской Федерации нормативная цена земли определяется в размере 200-кратной величины ставки земельного налога.
Рыночная цена земли формируется в процессе купли-продажи земельных участков, то есть зависит от величины спроса и предложения. Владелец земельного участка в нормальной ситуации продаст его лишь в том случае, если полученная за него сумма, будучи помещенной в банк, принесет в виде процента доход не меньший, чем получаемая с данного участка рента.
Цена земли — это капитализированная годовая земельная рента, которую рассчитывают по формуле
Ц=Р/П*100,
где Ц - цена земельного участка, руб.; Р - земельная рента, руб.; П - ссудный процент.
Цены на землю имеют устойчивую тенденцию к росту, особенно высоки они на земельные участки в городах и поселках под индивидуальное жилищное строительство.
Экономической основой цены земли, земельного налога и арендной платы служит земельная рента как форма реализации права земельной собственности. Так, при аренде доход от земли делится на две части: прибыль предпринимателя (арендатора) и ренту (доход земельного собственника).
Существует две формы земельной ренты: абсолютная и дифференциальная; последняя, в свою очередь, имеет две разновидности: дифференциальная рента I и дифференциальная рента II.
Дифференциальная рента I возникает из-за различий земельных участков по плодородию и местоположению по отношению к рынкам сбыта. Удовлетворение спроса на сельскохозяйственную продукцию возможно лишь при использовании не только лучших, но и худших участков. Соответственно и рыночная цена на сельхозпродукцию устанавливается на таком уровне, который обеспечивает рентабельное производство и на худших землях. Таким образом, дифференциальная рента образуется в результате более низких индивидуальных издержек на участках с лучшими и средними условиями производства.
Дифференциальная рента II возникает при последовательных вложениях капитала в один и тот же участок земли в процессе интенсификации производства. Интенсификация приносит дополнительный доход, который сначала получает арендатор; но по истечении арендного договора собственники повышают арендную плату в соответствии с возросшей доходностью земли. Этот вид дохода называют дифференциальной рентой II; его можно получать и на худших по плодородию участках, если использовать передовые технологии производства.
Дифференциальная рента I в основном изымается у землепользователей в форме земельного налога и используется в интересах всего общества; лишь небольшая ее часть остается в распоряжении землепользователей для стимулирования производства. Дифференциальная рента II почти полностью достается землепользователю, за исключением части, идущей на повышение плодородия почвы (эта часть изымается для общественных нужд).
Абсолютную ренту земельные собственники получают в форме арендной платы за любой, даже самый худший участок земли. Ее возникновение связано монополией собственника на распоряжение землей (то есть с тем фактом, что земля вообще не может быть использована никаким образом без его согласия). Напротив, дифференциальная рента возникает в силу другой монополии — исключительного права предпринимателя на арендуемый им участок как объект хозяйствования.
Для установления реальной рыночной цены земли необходимы данные земельного кадастра; только на их основе можно объективно оценить земельные ресурсы с учетом их качества и других свойств.
Земельный кадастр - это система действий по учету, описанию и оценке земель, проводимых государством с целью получения объективных сведений о земле; кадастр, таким образом, представляет собой специальное государственное учетно-оценочное мероприятие. Он содержит достоверные сведения и документы о правовом положении, количестве, качестве и опенке земель.
Государственный кадастр ведется в целях обеспечения рационального использования и охраны земель, зашиты прав собственников земли, землепользователей и арендаторов, создания объективной основы для установления цены земли, земельного налога, арендной платы.
Кадастр земель сельскохозяйственного назначения включает следующие операции:
- государственную регистрацию землепользований;
- количественный и качественный учет земель;
- оценку земель (включая бонитировку почв и экономическую оценку).
Регистрация проводится на основании решений соответствующих органов о предоставлении земель в собственность, владение, пользование и аренду после уточнения границ участков в натуре, оформления и выдачи документов. Сведения о правовом положении земельных участков отражаются в государственной кадастровой книге земель и содержит данные об объектах и субъектах земельной собственности, землепользования и аренды земель, целевом назначении земельных угодий.