Анализ показателей оценки эффективности использования земли в сельскохозяйственных предприятиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 20:57, контрольная работа

Описание работы

Цель написания данной контрольной работы состоит в анализе показателей оценки эффективности использования земли в сельскохозяйственных предприятиях.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Анализ использования земельных ресурсов…………………………………...4
1.1 Земля – главное средство производства в сельском хозяйстве…………4
1.2 Классификация и структура сельскохозяйственных угодий…………….6
1.3 Экономическая оценка земли в сельском хозяйстве………………………10
1.4 Система показателей эффективности использования земель…………….18
2. Пути повышения эффективности использования земель в сельском
хозяйстве…………………………………………………………………………...23Заключение…………………………………………………………………………26
Список использованной литературы……………………………………………..28

Работа содержит 1 файл

контрольная работа по экономике.doc

— 185.00 Кб (Скачать)

В России провозглашено многообразие форм земельной соб­ственности — государственной, муниципальной, частной — и их равенство в условиях многоукладной экономики. К государ­ственной собственности относятся земля и другие природные ре­сурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований. Это исключает существование земли и других природных ресурсов в качестве бесхоз­ного имущества. Часть земли, находящейся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятия­ми (учебно-производственными хозяйствами, опытно-производ­ственными хозяйствами и др.) во владение, пользование и распо­ряжение.

Земельные ресурсы, находящиеся в муниципальной собствен­ности, закрепляются за муниципальными предприятиями во вла­дение, пользование и распоряжение.

Все граждане и юридические лица являются частными соб­ственниками принадлежащих им земельных участков. Коммер­ческие организации (товарищества, общества, производствен­ные кооперативы) и некоммерческие организации (потреби­тельские кооперативы), кроме государственных и муниципаль­ных предприятий, являются собственниками земли, переданной им в качестве вкладов (взносов) их учредителями (участниками, членами).

Земля и другое имущество крестьянского (фермерского) хо­зяйства принадлежит его членам на праве совместной собствен­ности, если договором между ними не установлено иное; про­дукция и доходы, полученные в результате деятельности кресть­янского (фермерского) хозяйства, являются общим имуществом членов указанного хозяйства и используется по соглашению между ними.

В Российской Федерации в частной собственности находится 129,6 млн. га сельхозугодий (65,6% их общей площади), из них зе­мельные доли сельскохозяйственных жителей занимают 117,6 млн. га. Большинство земельных долей (91,8%) передано сельскохозяйственным предприятиям на разных правовых усло­виях. В фермерских хозяйствах сконцентрировано 13,5 млн. га (6,9 %), в личных подсобных хозяйствах —11,9 млн. га (6 %), в го­сударственной собственности — 68 млн. га сельскохозяйственных угодий (34,4 %).

 

1.3 Экономическая оценка земли в сельском хозяйстве

Экономическая оценка земель характеризует их хозяйст­венную ценность и отражает потенциальный экономический эффект, конечный результат, который может быть получен.

Чтобы правильно оценивать почвы разных зон, районов, хо­зяйств, надо соблюдать ряд исходных принципов. При опреде­лении дохода, эффекта, получаемого с 1 га земли разных зон, районов, следует исходить из оптимальной для этих условий структуры производства, так как любые экономические пока­затели, по которым ведется экономическая оценка земли, во многом зависят от того, какие культуры и отрасли берутся в ос­нову расчета. Для каждой зоны, района следует брать такую структуру производства, такой набор отраслей, которые в боль­шей мере отвечают местным условиям и обеспечивают наиболее рациональное использование земель, получение более высокого конечного результата.

Распространенная методика экономической оценки земли основывается на массовых данных о фактической урожайности культур и затратах на их производство в динамике не менее чем на 5 лет. Оценочные показатели рассчитываются по агропроизводственным группам почв, отдельно по орошаемым, осушен­ным и в целом по мелиорированным землям при выровненной структуре производства. Для исчисления валовой продукции применяют единые цены. Затраты на производство продукции берут фактические. Результаты экономической оценки земли представляются для их практического использования в относи­тельном измерении — в баллах по 100-балльной системе, кото­рые показывают, насколько та или иная земля лучше или хуже другой.

Экономическая оценка земли в баллах пригодна для реше­ния ряда вопросов, а для обоснования многих народнохозяй­ственных проблем нужна стоимостная оценка земли, т.е. ее экономическая оценка в денежной форме.

И особенно это необ­ходимо для обоснованного решения вопросов, связанных с от­водом земель на несельскохозяйственные цели, например, при выделении участков под строительство. При строительстве гид­ростанций, что связано с затоплением больших земельных мас­сивов, строителям может оказаться выгоднее использовать не­удобные участки, если затраты на их подготовку будут ниже оценки удобного земельного участка. Без учета потерь, связан­ных с затоплением земель, без включения их оценки в издерж­ки строительства нельзя обоснованно выбрать оптимальное место возведения гидростанции, определить эффективность ее строительства и эксплуатации, обосновать целесообразность применения открытых методов разработки полезных ископае­мых, а также отвод земель на другие цели.

Экономическая оценка земли имеет особенно большое зна­чение для решения вопросов развития сельского хозяйства. Это проявляется в разных направлениях:

- при обосновании заказа для нужд государства по различ­ным видам продукции по зонам, районам и хозяйствам, опреде­лении их специализации;

- государственном регулировании цен на сельскохозяйст­венную продукцию;

- построении налоговой политики на основе оценки земель, благодаря чему можно правильно разграничить объективные и субъективные факторы, определить, в какой мере получаемые доходы являются результатом лучших условий и в какой - вы­сокого уровня хозяйствования;

- расчетах эффективности производства;

- сравнении результатов работы отдельных хозяйств и их подразделений.

Любые экономические показатели сами по себе недостаточ­но характеризуют уровень ведения хозяйств, если их рассмат­ривать без учета качества используемой земли, ее оценки.

Землевладение и землепользование в Российской Федерации являются платными. Целью введения платы за землю является стимулирование рационального землепользования, охраны и освоения земель, повышения плодородия почв, выравнивание социально-экономических условий хозяйствования на землях разного качества.

Плата за землю существует в трех формах: земельного налога, арендной платы, нормативной цены земли.

Ежегодным земельным налогом облагаются собственники зем­ли, а также все землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов. На сельскохозяйственные угодья он устанавливает­ся с учетом их состава, качества и местоположения. Средние раз­меры земельного налога с 1 га пашни по республикам, краям и областям установлены Законом РФ «О внесении изменений и дополнений в Закон о плате за землю». В соответствии с этим документом ставка земельного налога с 1 га пашни колеблется от 0,67 руб. (Магаданская область) до 4,95 руб. (Краснодарский край). С учетом этого устанавливаются ставки земельного налога по группам почв пашни, а также многолетних насаждений, сено­косов и пастбищ. В 1998 г. была проведена индексация ставок зе­мельного налога в 4 раза, в 2000 г. он был увеличен в 1,2 раза, в 2001 г. — еще в 2 раза.

Средства, поступающие в бюджет от земельного налога, долж­ны использоваться на следующие цели:

- финансирование мероприятий по землеустройству, разработке и ведению земельного кадастра, охране земель и повышению их плодородия, освоению новых земель;

- инженерное и социальное обустройство территории; финансирование хозяйств, ведущих сельскохозяйственное про­изводство на землях низкого качества.

В настоящее время земельный налог пока не выполняет функ­цию эффективного регулятора земельных отношений, так как со­ставляет всего около 5 % от общей суммы налогов, взимаемых с сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Арендная плата вносится за земли, переданные в аренду, ее раз­мер устанавливается договором. Величина арендной платы в зна­чительной степени зависит от целевого использования земельных участков и их местоположения. Так, средняя арендная плата по стране за 1 м2 земельных участков, расположенных в городах и по­селках и переданных предприятиям торговли, общественного пи­тания, бытового и сервисного обслуживания в 2002 г. составила 49,3 руб., а в сельских населенных пунктах за аналогичные участ­ки — 3,5 руб. Сельскохозяйственные предприятия платили в сред­нем за земли от 60 до 150 руб. с 1 га. Уровень арендной платы за землю в Краснодарском крае несколько выше, чем в других регио­нах Российской Федерации. В сложившихся экономических усло­виях арендная плата может взиматься не только деньгами, но и натурой. Так, в некоторых сельскохозяйственных предприятиях Тамбовской области арендная плата составляет 15 % выращенной продукции на арендуемых землях.

Нормативная цена земли используется с целью экономического регулирования земельных отношений при передаче земли в соб­ственность, установлении коллективно-долевой собственности на землю, передаче по наследству, дарении и получении банковского кредита под залог земельных участков.

Порядок определения нормативной цены земли устанавливает­ся Правительством РФ. В постановлении от 15 марта 1997 г. № 319 «О порядке определения нормативной цены земли» указано, что нормативная цена земли ежегодно определяется органами испол­нительной власти субъектов Российской Федерации для земель различного целевого назначения по оценочным зонам и админис­тративным районам. Органы местного самоуправления (админис­трации) могут повышать или понижать нормативную цену земли, но не более чем на 25 %, она не должна превышать 75 % уровня рыночной цены. Во многих субъектах Российской Федерации нормативная цена земли определяется в размере 200-кратной ве­личины ставки земельного налога.

Рыночная цена земли формируется в процессе купли-продажи земельных участков, то есть зависит от величины спроса и предло­жения. Владелец земельного участка в нормальной ситуации про­даст его лишь в том случае, если полученная за него сумма, будучи помещенной в банк, принесет в виде процента доход не меньший, чем получаемая с данного участка рента.

Цена земли — это капитализированная годовая земельная рен­та, которую рассчитывают по формуле

Ц=Р/П*100,

где Ц - цена земельного участка, руб.; Р - земельная рента, руб.; П - ссудный процент.

Цены на землю имеют устойчивую тенденцию к росту, особен­но высоки они на земельные участки в городах и поселках под индивидуальное жилищное строительство.

Экономической основой цены земли, земельного налога и арендной платы служит земельная рента как форма реализации права земельной собственности. Так, при аренде доход от земли делится на две части: прибыль предпринимателя (арендатора) и ренту (доход земельного собственника).

Существует две формы земельной ренты: абсолютная и диффе­ренциальная; последняя, в свою очередь, имеет две разновиднос­ти: дифференциальная рента I и дифференциальная рента II.

Дифференциальная рента I возникает из-за различий земельных участков по плодородию и местоположению по отношению к рынкам сбыта. Удовлетворение спроса на сельскохозяйственную продукцию возможно лишь при использовании не только лучших, но и худших участков. Соответственно и рыночная цена на сель­хозпродукцию устанавливается на таком уровне, который обеспе­чивает рентабельное производство и на худших землях. Таким об­разом, дифференциальная рента образуется в результате более низких индивидуальных издержек на участках с лучшими и сред­ними условиями производства.

Дифференциальная рента II возникает при последовательных вложениях капитала в один и тот же участок земли в процессе ин­тенсификации производства. Интенсификация приносит допол­нительный доход, который сначала получает арендатор; но по ис­течении арендного договора собственники повышают арендную плату в соответствии с возросшей доходностью земли. Этот вид дохода называют дифференциальной рентой II; его можно полу­чать и на худших по плодородию участках, если использовать пе­редовые технологии производства.

Дифференциальная рента I в основном изымается у земле­пользователей в форме земельного налога и используется в инте­ресах всего общества; лишь небольшая ее часть остается в распо­ряжении землепользователей для стимулирования производства. Дифференциальная рента II почти полностью достается земле­пользователю, за исключением части, идущей на повышение плодородия почвы (эта часть изымается для общественных нужд).

Абсолютную ренту земельные собственники получают в форме арендной платы за любой, даже самый худший участок земли. Ее возникновение связано монополией собственника на распоряже­ние землей (то есть с тем фактом, что земля вообще не может быть использована никаким образом без его согласия). Напротив, диф­ференциальная рента возникает в силу другой монополии — ис­ключительного права предпринимателя на арендуемый им участок как объект хозяйствования.

Для установления реальной рыночной цены земли необходимы данные земельного кадастра; только на их основе можно объек­тивно оценить земельные ресурсы с учетом их качества и других свойств.

Земельный кадастр - это система действий по учету, описа­нию и оценке земель, проводимых государством с целью получе­ния объективных сведений о земле; кадастр, таким образом, представляет собой специальное государственное учетно-оценочное мероприятие. Он содержит достоверные сведения и доку­менты о правовом положении, количестве, качестве и опенке зе­мель.

Государственный кадастр ведется в целях обеспечения рацио­нального использования и охраны земель, зашиты прав собствен­ников земли, землепользователей и арендаторов, создания объек­тивной основы для установления цены земли, земельного налога, арендной платы.

Кадастр земель сельскохозяйственного назначения включает следующие операции:

- государственную регистрацию землепользований;

- количественный и качественный учет земель;

- оценку земель (включая бонитировку почв и экономическую оценку).

Регистрация проводится на основании решений соответствую­щих органов о предоставлении земель в собственность, владение, пользование и аренду после уточнения границ участков в натуре, оформления и выдачи документов. Сведения о правовом положе­нии земельных участков отражаются в государственной кадастро­вой книге земель и содержит данные об объектах и субъектах зе­мельной собственности, землепользования и аренды земель, целе­вом назначении земельных угодий.

Информация о работе Анализ показателей оценки эффективности использования земли в сельскохозяйственных предприятиях