Анализ методов и инструментов государственного регулирования экономики России с 2000 г. по настоящее время

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 20:34, контрольная работа

Описание работы

В 2000 г. Россия приходила в себя после кризиса, связанного с банкротством Советского Союза, постсоциалистическим переходом, кризисом, усугубленного дефолтом 1998 г. Ограниченность финансовых ресурсов, зависимость бюджета от иностранных кредитов были очевидными. Основное содержание экономико-политической дискуссии начала 2000 г. – выбор между сокращением доли государственных расходов в ВВП и улучшением качества экономических институтов.

Работа содержит 1 файл

1.doc

— 460.50 Кб (Скачать)

 

  1. Кризисное состояние российской экономики в 2008-2009гг. и необходимость усиления ее регулирования со стороны государства

Еще недавно казалось, что экономическому благополучию России ничто не угрожает. Но мировой финансовый кризис, быстро переросший в экономический, в одночасье лишил надежды на сохранение высоких темпов роста и дальнейшее повышение уровня жизни населения на основе экспорта сырья. Расширяющееся глобальное производство, доступность кредитных ресурсов остались в прошлом. В полной мере ощутила на себе последствия этого и российская экономика.

Сегодня нет разногласий относительно каналов воздействия глобального кризиса на ситуацию в России. Основу российского экспорта составляют сырьевые ресурсы, поэтому страна в полной мере почувствовала последствия резкого падения спроса на сырье вообще и на сырьевые товары, которые экспортирует Россия, в частности. В мире стали меньше строить, меньше покупать автомобилей, бытовой техники. Поэтому мировой экономике теперь в прежних объемах и по прежним ценам не требуются ни газ, ни сталь, ни алюминий. Другим внешним фактором, существенно повлиявшим на развитие ситуации в российской экономике, стал кризис мирового финансового сектора. Коллапс большинства крупных американских банков и финансовых компаний привел к параличу кредитных рынков, которые «закрылись» в глобальном масштабе в третьем квартале 2008 г. Активно импортируя с 2005 г. капитал, российская экономика (и финансовый, и нефинансовый секторы) к середине 2008 г. оказалась чрезвычайно зависимой от потоков капитала. Столкнувшись с «закрытием» глобальных кредитных рынков, российские банки и компании не только лишились возможности привлекать новые займы, но и были вынуждены погашать ранее взятые на себя обязательства.

Безусловно, в развертывании российского кризиса немаловажную роль сыграли специфические американские финансовые проблемы, породившие в силу особой роли США во всемирном хозяйстве некий негативный мультипликативный эффект во всем мире. Однако было бы серьезным упущением недооценивать и вклад сугубо российских проблем в нынешнее экономическое положение страны. Среди ошибок во внутренней экономической политике, которые вызвали столь тяжелую реакцию российской экономики на изменившиеся внешние условия можно выделить следующие:

1. Несбалансированная макроэкономическая политика. Последние 2—3 года российская экономика находилась в состоянии «перегрева», сформировавшегося под влиянием мощного притока в страну иностранной валюты. Денежные власти, во-первых, не смогли проводить более жесткую стерилизацию экспортных доходов и подавить инфляцию и, во-вторых, не контролировали рост бюджетных расходов. Кроме того, выбор режима управляемого курса рубля как приоритета макроэкономической политики привел к тому, что Россия стала исключительно привлекательным рынком для краткосрочных финансовых спекуляций, которыми занимались и резиденты, и нерезиденты.

2. Сохранение в течение почти целого десятилетия докризисного развития в финансовой системе российского общества явления бюджетного профицита, величина которого к тому же искусственно завышалась (например, хронической недооценкой масштабов протекающей в стране инфляции). Подобная стабильность поддержания бюджетного излишка (как финансового источника расширяющегося Стабилизационного фонда) оборачивалась неминуемым недофинансированием экономики, торможением роста общественного благосостояния, сохранением невысокого уровня социальных гарантий населения, которые спровоцировали кризисный разворот событий.

3. Желание правительства как можно быстрее, опережающим образом погасить внешний долг российского государства, что не могло не обернуться резким сокращением возможностей обеспечения расширенного воспроизводства внутри нашей страны. Стерилизационная политика государства, которая выражалась, в частности, в его стремлении выводить огромную долю валовых национальных сбережений за пределы Российской Федерации (ставшая немаловажным фактором рекордного предкризисного удешевления денег на мировых финансовых рынках), имела своей оборотной стороной серьезное удорожание внутрироссийских кредитов, которое обрекало на инвестиционный голод большинство обрабатывающих отраслей отечественной экономики.

4.Отсутствие надежного заслона нарастающим темпам внешней задолженности отечественных банков и промышленных компаний. К III кварталу 2008 г. совокупный внешний долг российских банков и компаний превысил 510 млрд долл. Стремясь получить беспрецедентные по своим масштабам прибыли путем предоставления ипотечных кредитов россиянам, а также кредитов потребительской направленности (на приобретение автомобилей, бытовой техники, мебели и т. п.), осуществляя крупномасштабные спекулятивные операции с неуклонно дорожавшими в тот период акциями отечественных компаний, коммерческие банки проводили, как сегодня стало очевидным, социально безответственную долговую политику, поставившую их затем на грань дефолта по своим внешним обязательствам.

5. Отсутствие целенаправленной политики диверсификации экономики. Печальным фактом российской действительности следует признать то, что российская экономика не воспользовалась мощным притоком финансовых ресурсов и не стала более диверсифицированной к началу кризиса. Государство не определило приоритеты структурных изменений и не создало действенных стимулов для вложения капиталов в «целевые» секторы.

Характеризуя кризисное состояние экономики России, необходимо обратить внимание на то, что переход глобального кризиса в острую фазу в конце 2008 г. и последовавшее за этим обрушение российского фондового рынка существенно ухудшили конъюнктуру российской банковской системы. Резко возрос спрос на ликвидные средства, в результате повысились процентные ставки на денежном рынке. Кризис межбанковского кредитования достиг своей кульминации в середине ноября, когда ставки по размещению кредитов превысили 17,8% годовых, а фактические по предоставленным кредитам — 21,5% против их минимального уровня в середине июля соответственно 3,8 и 3,1% годовых.

Недостаток ликвидности и проблемы с кредитованием, парализовав кредитную систему, привели к росту неплатежей и банкротствам банков.

Негативный новостной фон с мировых рынков, охваченных кризисом, в совокупности с возрастающим оттоком валютно-финансовых средств из страны предопределили сильное девальвационное давление на национальную денежную единицу. Население запаниковало. Наряду с кризисом ликвидности начал формироваться и кризис доверия. Нестабильность в банковской системе спровоцировала бегство вкладчиков. В сентябре 2008г. общий объем вкладов граждан в банках сократился на 1,5%, при том что оттока вкладов не было уже несколько лет. При росте валютных вкладов на 22 млрд руб. за сентябрь население изъяло с рублевых депозитов более 110 млрд руб. (уменьшение на 2,1%). В октябре сокращение рублевых депозитов населения ускорилось более чем в четыре раза. Их изъятие достигло рекордного значения 440 млрд руб., а объем привлеченных кредитными организациями валютных вкладов физических лиц увеличился на 92 млрд руб. В ноябре изъятие рублевых вкладов замедлилось до 186,9 млрд руб. при ускорении процесса валютизации вкладов. В результате доля валютных вкладов возросла.

Таким образом, на внешний шок население ответило изменением структуры своих депозитов. В целом за 11 месяцев 2008 г. валютные депозиты населения увеличились на 64,9%, а рублевые сократились на 1,5%. К концу года удельный вес валютных вкладов увеличился до 19,9% по сравнению с 12,9% в начале года (до сентября 2008 г. он составлял 13 — 13,5%).

Стоимость кредитов корпоративным клиентам и гражданам увеличилась. Наиболее заметно выросли ставки по рублевым кредитам населению на срок до 1 года. Так, если в августе 2007 г. их среднее значение составляло 17,1% годовых, то в ноябре 2008 г. — 28,0%.

Средневзвешенные ставки по рублевым кредитам банков нефинансовым организациям на срок свыше 1 года выросли с 10,8% годовых в сентябре 2007 г. до максимального значения 13,9% в октябре 2008 г.

К концу 2008 г. острая, финансово-спекулятивная фаза кризиса была преодолена. В декабре после трехмесячного сокращения (суммарный отток вкладов населения в сентябре—ноябре составил 454,2 млрд руб.) возобновился приток средств населения в банковскую систему.

Осенью 2008 г. экономические власти спасли финансовую систему страны от системного коллапса, чего нельзя сказать о производстве. Основным каналом передачи кризиса из финансовой сферы в производственную стало кредитное сжатие. Внешний шок от снижения глобального спроса и падения цен на мировых рынках сырья, металлов и других ключевых экспортных товаров России был усугублен сначала замедлением кредитования, а затем его сокращением.

В 2008 г. первыми с ухудшением конъюнктуры столкнулись транспортники. Пик роста грузооборота транспорта был достигнут в марте 2008 г., а с апреля в его динамике сформировался нисходящий тренд. Вслед за транспортом в мае 2008 г. достигли пика и капитальные вложения, после чего началось их снижение, что повлекло за собой замедление роста строительства и связанных с ним отраслей. Наконец, с середины 2008 г. полномасштабная рецессия стала фиксироваться в промышленности. Объем промышленного производства сокращался с июля и до конца 2008 г., то есть на протяжении шести месяцев. В последние месяцы 2008 г. падение производства ускорилось. Так, если в октябре в промышленности (в годовой оценке) еще фиксировался рост на 0,6% к соответствующему периоду 2007г., то в ноябре и декабре спад принял обвальный характер: выпуск промышленной продукции сократился соответственно на 8,7 и 10,3%, причем по всем видам экономической деятельности. В результате если в 2007 г. выпуск продукции промышленности увеличился на 6,3%, то в 2008 г. — лишь на 2,1%, или в три раза меньше.

Пик роста обрабатывающих производств был достигнут (с поправкой на сезонность) в июне 2008 г. В конце года их динамика резко замедлилась: в октябре выпуск увеличился только на 0,3% (в годовой оценке), а в ноябре и декабре произошло сокращение соответственно на 10,3 и 13,2%. Основной причиной спада обрабатывающих производств стало сокращение выпуска в фондообразующих отраслях. В производстве машин и оборудования, транспортных средств вследствие резкого замедления инвестиций в основной капитал спад составил соответственно 12 и 8,7%. При этом наиболее резко упали химическое производство (на 21,5% в IV квартале 2008 г.), обработка древесины и производство изделий из дерева (на 16,4%), текстильное и швейное производство (на 16,2%).

Резко снизилась инвестиционная активность, в первую очередь в строительстве жилья. Главным ограничителем инвестиционного спроса и динамики строительства стали исключительно высокие цены на жилье. К середине 2007 г. рынок недвижимости достиг своего ценового предела, так как в течение ряда предыдущих лет цены на нем росли быстрее, чем реальные располагаемые денежные доходы населения.

Как следствие, существующий уровень цен стал неприемлемым, и рост платежеспособного спроса на жилье, а затем и динамика жилищного строительства начали резко замедляться. По итогам 2008 г. объем ввода жилья увеличился только на 4,5% (против 20,6% в 2007 г.) и составил 63,8 млн кв. м (61 млн кв. м в 2007 г.).

Для национального хозяйства России конец 2008 года стал самым сложным периодом после кризиса 1998 г. Хотя ВВП вырос на 5,6%, но это было достигнуто только благодаря сохранению высокого уровня экономической динамики в течение девяти месяцев 2008 г. В последнем квартале 2008 г. прирост ВВП составил лишь 1,2% (в годовом исчислении), при том что в IV квартале 2007 г. он увеличился на 9,5%. Почти вдвое замедлился прирост капитальных вложений: в 2008 г. валовое накопление основного капитала увеличилось только на 10,3% по сравнению с 21,1% в 2007 г. Относительным благополучием характеризуется потребление. В розничной торговле и оказании платных услуг населению рост сохранился и в острой фазе кризиса в конце 2008 г. В результате конечное потребление увеличилось на 9,0%, что близко к показателю 2007 г., когда оно выросло на 10,8%.

В первом квартале 2009 г. обвальное падение в российской экономике прекратилось, но это позволяет говорить лишь о стабилизации ситуации, а не об ее - улучшении.

Относительно состояния бюджетной сферы следует обратить внимание на то, что в I квартале 2009 г. на уровень поступлений доходов в бюджет еще влияли результаты прошлого года; во II квартале проявились истинные масштабы потерь от кризиса. Объем ненефтегазовых доходов федерального бюджета (без учета доходов от инвестирования средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния) по сравнению с аналогичным показателем за II квартал 2008 г. упал в номинальном выражении на 34%. При этом объем расходов в целом за первое полугодие 2009 г. относительно ВВП заметно вырос (на 6 п. п. — до 22% ВВП) при почти таком же падении доходов, что представлено в таблице 4.

 

 

 

 

 

Таблица 8 Исполнение федерального бюджета России (% ВВП)

 

июнь 2008

июнь 2009

январь-июнь 2008

январь-июнь 2009

Доходы - всего

19,0

16,7

23,2

18,1

Федеральная налоговая служба

6,9

6,9

10,3

7,8

Федеральная таможенная служба

11,1

7,2

11,5

7,5

другие

1,0

2,6

1,4

2,8

Расходы - всего

17,2

25,5

15,9

22,4

на обслуживание госдолга

0,3

0,3

0,4

0,5

непроцентные

17,0

25,2

15,5

21,9

Профицит/ дефицит (-)

1,8

-8,8

7,3

-4,3


 

Во II квартале также резко ухудшилось состояние бюджетной сферы регионов. В мае объем их собственных доходов сократился на 35% год к году, и только благодаря росту трансфертов из центра общее снижение доходов не было столь масштабным. По итогам первого полугодия 2009 г. число дефицитных регионов достигло 23, хотя в первом полугодии 2008 г. их было всего три. О напряженности региональных бюджетов свидетельствуют снижение их суммарного профицита в пять раз по сравнению с первым полугодием 2008 г. (с 473,3 млрд до 99,6 млрд руб.) и рост долга почти в 1,5 раза. Ухудшение состояния региональных бюджетов связано с тем, что при снижении собственных (налоговых и неналоговых) доходов на 15% их расходы в 2009 г. заметно превышали показатели 2008 г. Попытки сократить расходы в регионах принесли реальный эффект лишь в мае—июне, когда их уровень приблизился к показателям 2008 г.

Информация о работе Анализ методов и инструментов государственного регулирования экономики России с 2000 г. по настоящее время