Анализ конкурентоспособности

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 13:40, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы работы определяется тем, что факторы - это те явления и процессы производственно-хозяйственной деятельности предприятия и социально- экономической жизни общества, которые вызывают изменение абсолютной и относительной величины затрат на производство, а в результате изменение уровня конкурентоспособности самого предприятия.

Работа содержит 1 файл

ЭКОНОМИЯ.docx

— 534.74 Кб (Скачать)
>Специалисты различных областей знаний по-разному оценивают воздействие  отдельных факторов на функционирование предприятий в рыночной среде  и их конечные результаты деятельности. Однако, несмотря на очевидную простоту предлагаемых подходов, недопустимо  акцентировать внимание на изучении отдельных факторов. В данном случае целесообразно применение комплексного подхода, который выражается в одновременном  рассмотрении технических, экономических, технологических, социальных, организационных, экологических аспектов решения проблемы повышения конкурентоспособности предприятий.[6, c.132]

3.Проблемы и  пути повышения конкурентоспособности  предприятия

Возможности предприятия  в сфере обеспечения конкурентоспособности  его товаров зависят от внутренних и внешних факторов. В рыночной экономике во внешней среде постоянно  происходят изменения. Одна часть этих процессов открывает благоприятные  возможности для предприятия, другая , наоборот, создает для него трудности  и ограничения. Для управления конкурентоспособностью товаров необходимо уметь предвидеть как потенциальные помехи (угрозы), так и открывающиеся перспективы (возможности), нужно знать сильные  и слабые стороны предприятия. Потенциальными угрозами предприятия являются появление  новых конкурентов, рост продаж товаров-заменителей, усиление давления со стороны покупателей  и поставщиков, изменение потребностей и вкусов покупателей, а также  неблагоприятная политика своего или  зарубежных правительств прежде всего  в отношении налогов и регулирования  внешнеэкономической деятельности. Однако можно знать об угрозах  все, но не иметь возможности противодействовать им, можно располагать информацией  об открывающихся возможностях, но не обладать потенциалом для их реализации. [8, c.40]

Главными условиями разрешения этих проблем являются, прежде всего, использование научных подходов к управлению конкурентоспособностью, наличие квалифицированного, инициативного  и творческого персонала и  необходимых финансовых средств. Основой  современного механизма является инновационная  модель развития экономики. Эта модель представляет многофункциональную  и комплексную систему взаимодействия управления активизацией инновационно-инвестиционной деятельностью, постоянной адаптацией предприятия к внешней среде  и повышением эффективности использования  материальных, трудовых, интеллектуальных и финансовых ресурсов. Реализация инновационной модели повышения  конкурентоспособности предприятий  и товаров предполагает формирование организационно-экономического механизма обеспечения конкурентоспособности. (рисунок 4). Данный механизм включает инновационное управление на микроуровне, новые формы и методы государственного регулирования процессов повышения конкурентоспособности на макро-, мезо - и мегауровне. [5, c. 59]

 

Рисунок 4 - Организационно-экономический механизм обеспечения конкурентоспособности предприятий и товаров.

Первый компонент механизма - инновационное управление повышением уровня конкурентоспособности предприятия  и товаров на микроуровне.

Второй компонент механизма - рыночное саморегулирование конкурентоспособности  предприятий и товаров, которое  направлено на постоянное поддержание  конкурентоспособности товаров  на основе действия законов рынка, факторов, оказывающих влияние на конкурентоспособность  товара.

Третий компонент механизма - инновационные формы и методы государственного регулирования конкурентоспособности  предприятий и товаров - представляет собой деятельность государства, направленную на создание условий для повышения конкурентоспособности предприятий страны и производимых отечественных товаров.

Четвертый компонент механизма - регулирование конкурентоспособности  предприятий и товаров на мезоуровне отличается от регулирования на макроуровне  не формами и методами, а масштабами регулирования.

Пятый компонент механизма - регулирование конкурентоспособности  страны основывается на международной  конкуренции и сотрудничестве стран, направленном на поддержание и повышение  конкурентоспособности отечественных  предприятий и их товаров.

Инновационный подход к формированию и реализации организационно-экономического механизма обеспечения конкурентоспособности  предприятий является основой для  решения многих проблем социально-экономического развития страны и повышения уровня жизни ее населения.[12, c.170]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Подводя итоги работы, можно  сделать следующие выводы.

Конкурентоспособность предприятия- это его способность производить  и реализовывать на рынке востребуемый  товар или услугу.

Основными факторами, которые  влияют на конкурентоспособность предприятия, являются социальная сфера, международные  отношения, экономика, политический климат, финансовое положение предприятия, конкурентоспособность продукции, эффективность производственной деятельности, а также эффективность организации  сбыта и продвижения товара на рынке.

Путями повышения конкурентоспособности  являются:

- постоянное совершенствование продукта, повышающее его привлекательность, надежность, экономичность

 -     нахождение новых сфер его использования, приспособление к нуждам потребителя

 -   деятельность государства, направленную на создание условий для повышения конкурентоспособности предприятий страны и производимых отечественных товаров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

  1. Абрютина М.С. Экономика предприятия: Учебник.- Дело и сервис, 2008.
  2. Белоусов В.Л. Анализ конкурентоспособности фирмы / Маркетинг в России и за рубежом. 2006 № 5.- с. 104
  3. Войтов А.Г. Экономика. Общий курс. (Фундаментальная теория экономики): Учебник. - 8 е перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2007.
  4. Грузинов В.П. Экономика предприятия (предпринимательства)- М.: ММТ и ДО, 2008
  5. Дайан А. Экономика предприятия. Пер с англ./ Ред. Слепнёв Т.А. М.: Инфра- М, 2008
  6. Зайцев Л.Н. Экономика организации. - М.: Экзамен, 2005
  7. Игольников Г.Н., Патрушев Е.А. Что понимать под конкурентоспособностью, инвестиционной привлекательностью и экономичностью производства // Российский экономический журнал. – 2005. - № 11. – с.108-111.
  8. Куренков Ю., Попов В. Конкурентоспособность России в мировой экономике. // Вопросы экономики, 2008. – № 6. – С. 36-49.
  9. Мошнов В.А. Экономика предприятия. – М.: Инфра-М, 2006.
  10. Оливье А.  Экономика предприятия. Пер. с англ. / Ред. Любимова Л.Л.-  М., ЮНИТИ, 2010- с. 121-139.
  11. Портер М. Международная конкуренция. Пер. с англ. / Ред. В.И. Щетинина-М.: Межд. отн., 2006.
  12. Спиридонов И.А. Международная конкуренция и пути повышения конкурентоспособности экономики России: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 170 с.

 

 

 


Информация о работе Анализ конкурентоспособности