Анализ конкурентоспособности

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 13:40, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы работы определяется тем, что факторы - это те явления и процессы производственно-хозяйственной деятельности предприятия и социально- экономической жизни общества, которые вызывают изменение абсолютной и относительной величины затрат на производство, а в результате изменение уровня конкурентоспособности самого предприятия.

Работа содержит 1 файл

ЭКОНОМИЯ.docx

— 534.74 Кб (Скачать)

 Введение

Актуальность темы работы определяется тем, что факторы - это те явления и процессы производственно-хозяйственной деятельности предприятия и социально- экономической жизни общества, которые вызывают изменение абсолютной и относительной величины затрат на производство, а в результате изменение уровня конкурентоспособности самого предприятия.

Факторы могут воздействовать как в сторону повышения  конкурентоспособности  предприятия, так и в сторону  уменьшения. Факторы- это то, что  способствует превращению возможностей в действительность. Они определяют средства и способы использования  резервов конкурентоспособности.

Цель работы- проанализировать факторы конкурентоспособности  предприятия и дать наиболее правильное понятие конкурентоспособности. На основании цели в работе сформулированы следующие задачи:

-раскрыть сущность конкурентоспособности

-проанализировать факторы,  влияющие на конкурентоспособность  предприятия

-выявить проблемы и  пути повышения конкурентоспособности  предприятий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие и  сущность конкурентоспособности

Понятие «конкурентоспособность предприятия» является рыночным, многофакторным и междисциплинарным. Оно исходит  из конкуренции и проявляется  в конкурентных преимуществах предприятия.

Конкуренция- это экономическое соперничество обособленных товаропроизводителей за долю рынка. Конкуренция является главным элементом рыночного механизма регулирования спроса и предложения товаров, выступает  как форма социально-экономических отношений и взаимодействия рыночных субъектов хозяйствования в процессе производства, приложения труда и капитала, купли и продажи товаров. Исходными средствами конкуренции являются цена и качество товара, соотношение цены и качества, сервис, престижность, торговая марка предприятия.

Конкурентоспособность предприятия- это его способность производить  и реализовывать на рынке востребуемый  товар или услугу. Конкурентоспособность  предприятия определяется его конкурентными  преимуществами по отношению к конкурентам  на конкретном рынке (внутреннем или  внешнем), которые проявляются в  процессе конкуренции предприятий  на рынках (где они позиционируют  свой товар или производственные, интеллектуальные, информационные ресурсы). [7, с.110]

Конкурентоспособность предприятия, как совокупность характеристик, включает в себя:

  1. захваченную предприятием долю рынка;
  2. способность предприятия к производству, сбыту и развитию;
  3. способность высшего звена руководства к реализации поставленной цели.

Конкурентоспособность конкретного  товара (продукции) характеризуется  определенным набором показателей  параметров (рисунок 1).

 

Рисунок 1. Параметры конкурентоспособности

Как видно из данных рисунка  1, основу конкурентоспособности товара составляют две группы параметров – технические и экономические, каждый из которых, в свою очередь делится на группы, подгруппы и конкретные параметры.

В настоящее время обеспечению  конкурентоспособности придается  важное значение. Однако по мере эволюции понимания природы конкурентоспособности  появилось новое понятие –  «конкурентное преимущество». Конкурентное преимущество предприятия- какая-либо эксклюзивная ценность, которой оно  обладает и которая дает ему превосходство  на рынке перед конкурентами. Конкурентные преимущества  предприятия позволяют  ему не только выживать в конкурентной борьбе, но и побеждать в ценовой  и неценовой конкуренции. Неотъемлемыми  характеристиками конкурентного преимущества компании являются степень его известности  или восприимчивости потребителями  фирмы, привязанность к конкретным условиям и причинам, подверженность неоднозначному влиянию множества  разнородных факторов. Поэтому в  процессе стратегического планирования после проведения анализа внешней среды и управленческого анализа фирмы для определения конкурентных преимуществ организации в целях формирования оптимальной стратегии фирмы необходимо осуществлять сравнительный анализ сильных и слабых сторон предприятия с аналогичными характеристиками конкурентов и оценивать степень известности и восприимчивости выявленных сильных сторон организации потребителями.

Таким образом, успех предприятия  в конкурентной борьбе требует от предприятия развития его отличительных  способностей и компетенций, позволяющих  ему побеждать в конкурентной борьбе за потребительский спрос. Решение  данной задачи обусловливается и  тем, что когда-то достигнутые успехи на рынке при отсутствии постоянной и целенаправленной работы по их наращиванию  будут через некоторое время  аннулированы ответными действиями конкурентов, что определяет необходимость  формирования соответствующего подхода  к управлению компанией, который  не только обеспечивал бы сам процесс  адаптации, но и создавал условия  для ее эффективного функционирования на постоянной основе. Поэтому стратегическое планирование должно заключаться в  создании комплексной системы управления конкурентными преимуществами фирмы, а эффективная стратегия должна основываться на их удержании и развитии.[9, c.97]

 

2. Факторы, влияющие  на конкурентоспособность предприятия.

Анализ конкурентных позиций  предприятия на рынке предполагает выяснение не только его сильных  и слабых сторон, но и также тех  факторов, которые в той или  иной степени воздействуют на отношение  покупателей к предприятию и, как результат, на изменение его  доли в продажах на конкретном товарном рынке. Под факторами конкурентоспособности  можно понимать те явления и процессы производственно-хозяйственной деятельности предприятия и социально-экономической  жизни общества, которые вызывают изменение абсолютной и относительной  величины затрат на производство, а  в результате – изменение уровня конкурентоспособности предприятия. Факторы могут воздействовать как  в сторону повышения конкурентоспособности предприятия, так и в сторону уменьшения. Факторы определяют средства и способы использования резервов конкурентоспособности. Получение конкурентного преимущества на основе факторов зависит от того, насколько эффективно они используются и где, в какой отрасли они применяются. [2, c.104]

С целью лучшего понимания  факторов конкурентоспособности рассмотрим их основные классификации, существующие в современной экономической  теории.

По мнению французских  экономистов А.Оливье, А.Дайана и  Р.Урсе, сталкиваясь с международной  и внутренней конкуренцией, предприятие  должно обеспечить себе уровень конкурентоспособности  по восьми факторам:

1) концепция товара и услуги, на которой базируется деятельность предприятия;

2) качество, выражающееся в соответствии продукта высокому уровню товаров рыночных лидеров и выявляемое путем опросов и сравнительных тестов;

3)  цена товара с возможной наценкой;

4) финансы – как собственные, так и заемные;

5)  торговля – с точки зрения коммерческих методов и средств деятельности;

6) послепродажное обслуживание, обеспечивающее предприятию постоянную клиентуру;

7) внешняя торговля предприятия, позволяющая ему позитивно управлять отношениями с властями, прессой и общественным мнением;

8) предпродажная подготовка, которая свидетельствует о его способности не только предвидеть запросы будущих потребителей, но и убедить их в исключительных возможностях предприятия удовлетворить эти потребности. [10, c.125]

Таким образом, исходя из данной классификации факторов конкурентоспособности  предприятия, предприятие не может  контролировать все факторы конкурентоспособности, и поэтому активное вмешательство  государства в экономические процессы в качестве действующего гаранта прав и обязанностей приобретает все более важное значение. [1, c. 82]

Наиболее фундаментальное  исследование факторов конкурентоспособности  предприятия было проведено в  работах М.Портера. Факторы конкурентоспособности  понимаются им как «одна из четырех  основных детерминант конкурентного  преимущества наряду со стратегией фирмы, ее структурой и конкурентами, условиями  и наличием родственных или смежных  предприятий отрасли и конкурирующих  на рынке»

 

Рисунок 2. Детерминанты конкурентного преимущества предприятия

Все факторы конкурентоспособности  предприятия М.Портер предлагает делить на несколько типов. Во-первых,  факторы  конкурентоспособности делятся  на основные и развитые. [11, c. 67]

Основные факторы –  это природные ресурсы, климатические  условия, географическое положение  страны, неквалифицированная и полуквалифицированная  рабочая сила. Развитые факторы –  современная инфраструктура обмена информацией, высококвалифицированные  кадры, использование высокотехнологичных  производств. Другим принципом деления  факторов является степень их специализации. В соответствии с этим все факторы  конкурентоспособности делятся  на общие и специализированные. Общие  факторы, к которым относятся инфраструктура, персонал с высшим образованием, могут использоваться в широком спектре отраслей. Специализированные факторы – это узкоспециализированный персонал, специфическая инфраструктура, базы данных в отдельных отраслях знаний, другие факторы, применяемые в одной или ограниченном числе отраслей. [11, c.69]

Необходимо отметить, что  деление факторов на основные и развитые весьма условно. Основные факторы существуют объективно, или для их создания требуются незначительные государственные  и частные инвестиции. Как правило, создаваемое ими преимущество нестойко, а прибыль от использования низка. Особое значение они имеют для  добывающих и перерабатывающих отраслей, где в основном применяется стандартизованная  технология. Гораздо большее значение для обеспечения конкурентоспособности  имеют развитые факторы. Для их развития необходимы значительные, часто продолжительные  по времени вложения капитала и человеческих ресурсов.

Таким образом, всю совокупность факторов конкурентоспособности предприятия  по отношению к нему, возможно подразделить на внутренние и внешние.

Внутренние факторы –  это объективные критерии, которые  определяют возможности предприятия  по обеспечению собственной конкурентоспособности. К внутренним факторам можно отнести:

- потенциал маркетинговых служб;

- научно-технический потенциал;

- производственно-технологический потенциал;

- финансово-экономический потенциал;

- кадровый потенциал (структура, профессионально –квалифицированный состав);

- эффективность рекламы и средств стимулирования сбыта;

- уровень материально-технического обеспечения;

- условия хранения, транспортировки, упаковки продукции;

- уровень осуществляемых погрузочно-разгрузочных работ и транспортных услуг в соответствии с требованиями;

- подготовка и разработка производственных процессов, выбор оптимальной технологии производства;

- эффективность производственного контроля, испытаний, обследований;

- уровень технического обслуживания в постпроизводственный период;

- уровень сервисного и гарантийного обслуживания.

Внешние факторы – социально-экономические  и организационные отношения, позволяющие  предприятию создать продукцию, которая по ценовым и неценовым  характеристикам более привлекательна. Под внешними факторами следует  понимать:

1. Меры государственного воздействия:

- экономического характера (амортизационная, налоговая, финансово-кредитная политика, инвестиционная политика, участие в международном разделении труда);

-   административного характера (разработка, совершенствование и реализация законодательных актов, демонополизация экономики, государственная система стандартизации и сертификации, правовая защита интересов потребителей);

2. Основные характеристики самого рынка деятельности данного предприятия (его тип и емкость, наличие и возможности конкурентов);

3. Деятельность общественных и негосударственных институтов;

4. Деятельность политических партий, движений, блоков, формирующих социально-экономическую обстановку в стране.[3, c.59]

Таким образом, конкурентоспособность  предприятия представляет собой  совокупность, с одной стороны, характеристик  самого предприятия (внутренних факторов), а с другой стороны, внешних по отношению к нему факторов.

 





 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

Рисунок 3 Совокупность внутренних и внешних факторов конкурентоспособности предприятия [4, c.104]

Информация о работе Анализ конкурентоспособности