Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 13:40, курсовая работа
Актуальность темы работы определяется тем, что факторы - это те явления и процессы производственно-хозяйственной деятельности предприятия и социально- экономической жизни общества, которые вызывают изменение абсолютной и относительной величины затрат на производство, а в результате изменение уровня конкурентоспособности самого предприятия.
Введение
Актуальность темы работы определяется тем, что факторы - это те явления и процессы производственно-хозяйственной деятельности предприятия и социально- экономической жизни общества, которые вызывают изменение абсолютной и относительной величины затрат на производство, а в результате изменение уровня конкурентоспособности самого предприятия.
Факторы могут воздействовать как в сторону повышения конкурентоспособности предприятия, так и в сторону уменьшения. Факторы- это то, что способствует превращению возможностей в действительность. Они определяют средства и способы использования резервов конкурентоспособности.
Цель работы- проанализировать факторы конкурентоспособности предприятия и дать наиболее правильное понятие конкурентоспособности. На основании цели в работе сформулированы следующие задачи:
-раскрыть сущность
-проанализировать факторы,
влияющие на
-выявить проблемы и
пути повышения
1. Понятие и сущность конкурентоспособности
Понятие «конкурентоспособность предприятия» является рыночным, многофакторным и междисциплинарным. Оно исходит из конкуренции и проявляется в конкурентных преимуществах предприятия.
Конкуренция- это экономическое соперничество обособленных товаропроизводителей за долю рынка. Конкуренция является главным элементом рыночного механизма регулирования спроса и предложения товаров, выступает как форма социально-экономических отношений и взаимодействия рыночных субъектов хозяйствования в процессе производства, приложения труда и капитала, купли и продажи товаров. Исходными средствами конкуренции являются цена и качество товара, соотношение цены и качества, сервис, престижность, торговая марка предприятия.
Конкурентоспособность предприятия-
это его способность
Конкурентоспособность предприятия, как совокупность характеристик, включает в себя:
Конкурентоспособность конкретного товара (продукции) характеризуется определенным набором показателей параметров (рисунок 1).
Рисунок 1. Параметры конкурентоспособности
Как видно из данных рисунка 1, основу конкурентоспособности товара составляют две группы параметров – технические и экономические, каждый из которых, в свою очередь делится на группы, подгруппы и конкретные параметры.
В настоящее время обеспечению
конкурентоспособности
Таким образом, успех предприятия в конкурентной борьбе требует от предприятия развития его отличительных способностей и компетенций, позволяющих ему побеждать в конкурентной борьбе за потребительский спрос. Решение данной задачи обусловливается и тем, что когда-то достигнутые успехи на рынке при отсутствии постоянной и целенаправленной работы по их наращиванию будут через некоторое время аннулированы ответными действиями конкурентов, что определяет необходимость формирования соответствующего подхода к управлению компанией, который не только обеспечивал бы сам процесс адаптации, но и создавал условия для ее эффективного функционирования на постоянной основе. Поэтому стратегическое планирование должно заключаться в создании комплексной системы управления конкурентными преимуществами фирмы, а эффективная стратегия должна основываться на их удержании и развитии.[9, c.97]
2. Факторы, влияющие
на конкурентоспособность
Анализ конкурентных позиций
предприятия на рынке предполагает
выяснение не только его сильных
и слабых сторон, но и также тех
факторов, которые в той или
иной степени воздействуют на отношение
покупателей к предприятию и,
как результат, на изменение его
доли в продажах на конкретном товарном
рынке. Под факторами
С целью лучшего понимания
факторов конкурентоспособности
По мнению французских экономистов А.Оливье, А.Дайана и Р.Урсе, сталкиваясь с международной и внутренней конкуренцией, предприятие должно обеспечить себе уровень конкурентоспособности по восьми факторам:
1) концепция товара и услуги, на которой базируется деятельность предприятия;
2) качество, выражающееся в соответствии продукта высокому уровню товаров рыночных лидеров и выявляемое путем опросов и сравнительных тестов;
3) цена товара с возможной наценкой;
4) финансы – как собственные, так и заемные;
5) торговля – с точки зрения коммерческих методов и средств деятельности;
6) послепродажное обслуживание, обеспечивающее предприятию постоянную клиентуру;
7) внешняя торговля предприятия, позволяющая ему позитивно управлять отношениями с властями, прессой и общественным мнением;
8) предпродажная подготовка, которая свидетельствует о его способности не только предвидеть запросы будущих потребителей, но и убедить их в исключительных возможностях предприятия удовлетворить эти потребности. [10, c.125]
Таким образом, исходя из данной
классификации факторов конкурентоспособности
предприятия, предприятие не может
контролировать все факторы
Наиболее фундаментальное
исследование факторов конкурентоспособности
предприятия было проведено в
работах М.Портера. Факторы конкурентоспособности
понимаются им как «одна из четырех
основных детерминант конкурентного
преимущества наряду со стратегией фирмы,
ее структурой и конкурентами, условиями
и наличием родственных или смежных
предприятий отрасли и
Рисунок 2. Детерминанты конкурентного преимущества предприятия
Все факторы конкурентоспособности предприятия М.Портер предлагает делить на несколько типов. Во-первых, факторы конкурентоспособности делятся на основные и развитые. [11, c. 67]
Основные факторы –
это природные ресурсы, климатические
условия, географическое положение
страны, неквалифицированная и
Необходимо отметить, что
деление факторов на основные и развитые
весьма условно. Основные факторы существуют
объективно, или для их создания
требуются незначительные государственные
и частные инвестиции. Как правило,
создаваемое ими преимущество нестойко,
а прибыль от использования низка.
Особое значение они имеют для
добывающих и перерабатывающих отраслей,
где в основном применяется стандартизованная
технология. Гораздо большее значение
для обеспечения
Таким образом, всю совокупность
факторов конкурентоспособности
Внутренние факторы –
это объективные критерии, которые
определяют возможности предприятия
по обеспечению собственной
- потенциал маркетинговых служб;
- научно-технический потенциал;
- производственно-
- финансово-экономический потенциал;
- кадровый потенциал (структура, профессионально –квалифицированный состав);
- эффективность рекламы и средств стимулирования сбыта;
- уровень материально-технического обеспечения;
- условия хранения, транспортировки, упаковки продукции;
- уровень осуществляемых погрузочно-разгрузочных работ и транспортных услуг в соответствии с требованиями;
- подготовка и разработка производственных процессов, выбор оптимальной технологии производства;
- эффективность производственного контроля, испытаний, обследований;
- уровень технического обслуживания в постпроизводственный период;
- уровень сервисного и гарантийного обслуживания.
Внешние факторы – социально-
1. Меры государственного воздействия:
- экономического характера (амортизационная, налоговая, финансово-кредитная политика, инвестиционная политика, участие в международном разделении труда);
- административного характера (разработка, совершенствование и реализация законодательных актов, демонополизация экономики, государственная система стандартизации и сертификации, правовая защита интересов потребителей);
2. Основные характеристики самого рынка деятельности данного предприятия (его тип и емкость, наличие и возможности конкурентов);
3. Деятельность общественных и негосударственных институтов;
4. Деятельность политических партий, движений, блоков, формирующих социально-экономическую обстановку в стране.[3, c.59]
Таким образом, конкурентоспособность предприятия представляет собой совокупность, с одной стороны, характеристик самого предприятия (внутренних факторов), а с другой стороны, внешних по отношению к нему факторов.
Рисунок 3 Совокупность внутренних и внешних факторов конкурентоспособности предприятия [4, c.104]