Анализ конкурентоспособности Франции

Автор: y*******************@yandex.ru, 26 Ноября 2011 в 12:05, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование конкурентоспособности Франции. Задачами являются : анализ понятия «конкурентоспособность», выявление наиболее важных отраслей для экономики Франции и анализ внешнеэкономических отношений Франции.

Работа содержит 1 файл

Целая.docx

— 356.06 Кб (Скачать)

     Французские предприятия сумели выйти на международный  уровень, найдя партнеров в Европейском  союзе и образовав вместе с  Испанией и Германией Европейский  аэрокосмический и оборонный  концерн (EADS), крупнейший в Европе и второй по величине в мире. EADS – единственный акционер расположенной в Тулузе компании Airbus, которая только за первый триместр этого года получила 130 заказов и выполнила 250. Заказы приходят со всего мира: 32 лайнера Airbus A380 для компании Emirates (11млрд. $), 20 лайнеров Airbus A320 и пять лайнеров A350-900 для бразильской компании TAM на сумму (2,9 млрд. $), 100 самолетов для дубайской DAE capital. Аэрофлот недавно заказал 11 дальнемагистральных самолетов, которые будут готовы в 2011-2013 гг. Airbus, вдохновленный удачным началом года, готов заключить контракт с US Air force на сумму 50 миллиардов долларов, предлагая американской армии самолеты-заправщики, сконструированные на базе Airbus A330. Еще одна стратегическая задача Airbus связана с компанией Air France-KLM, намеревающейся в ближайшие годы приобрести около ста самолетов, чтобы обновить свой парк. Французская авиастроительная компания рассчитывает получить этот заказ.6

     Парижский авиасалон - крупнейший и самый представительный в международной аэрокосмической  сфере. Авиасалон в Ле Бурже выделяется не только как хорошо организованное выставочное мероприятие с интересной экспозицией и насыщенной летной программой, но и как площадка для проведения переговоров, деловых встреч и заключения многих контрактов в авиакосмической сфере.7

     Франция также является одним из мировых  центров в области космической  деятельности.

     Приоритеты  Франции, являющейся движущей силой  европейского космического сектора, согласуются  с общей стратегией Европейского союза и состоят в использовании  научно-технического потенциала и новых  технологий, ориентированных на прикладное применение космических исследований и развитие услуг, связанных с  освоением космоса.

     Франция, которая играет главную роль в  программе "Ариан", в первую очередь работает над повышением конкурентоспособности этой программы, имеющей ключевое значение для обеспечения самостоятельности Европы в космической области.

     Важной  составляющей французской космической  программы является также научная  деятельность. Франция разрабатывает новые космические технологии и технические средства, такие, например, как миниспутники и микроспутники. Кроме того, Франция намерена активизировать освоение космоса, чтобы использовать его результаты во благо общества, в частности в таких областях, как обеспечение устойчивого развития и безопасности и развитие информационных технологий. Что касается информационного общества, то деятельность в этой области направлена на выработку стратегии спутниковых телекоммуникаций и на реализацию программы "Галилео".

     Сегодня Европа обладает значительным потенциалом  в сфере космоса и способна оставаться единственным, по сути, реальным соперником США. Она справится с  этой задачей, проводя энергичную, целеустремленную политику и в максимальной степени  используя возможности всех европейских  государств для выработки инновационных и конкурентоспособных решений в ответ на новые потребности общества. Франция, будучи первой европейской космической державой, намерена стать важнейшим звеном в реализации этой стратегии.8 

     2.3 Ядерная энергетика 

     Франция является мировым лидером по доле в общей выработке, в которой  ядерная энергетика является национальным приоритетом — 75%.

     Во  Франции 58 атомных ректоров, которые  управляются «Электрисите де Франс» (EdF). с общей мощностью более 
63 ГВт, обеспечивая более 430 млрд. кВт-ч электроэнергии в год (нетто), 78% от общего произведенных там.9

     Во  Франции высокий уровень развития энергетики, но своего топлива мало. Уровень энергетической независимости  составляет 51,6%, и ей приходится ввозить  почти 1/2 энергоресурсов.

     Франция занимает второе место в мире (после  США) по использованию атомной энергии. Месторождения урана разрабатываются  в центральной и западной Франции. Один из крупнейших в мире заводов  по обогащению урана находится в  Пьерлате, в низовьях Роны, а на крайнем северо-западе, на мысе Ла-Аг в Нижней Нормандии, – крупный комбинат по переработке радиоактивных отходов.

     Развитие  атомной энергетики во Франции не вызывало активных протестов населения. Компания «Электрисите де Франс» и государственные организации, отвечающие за добычу урана и переработку радиоактивных отходов, образовали мощное совместное лобби в поддержку атомной стратегии развития энергетики. Кроме того, когда началась реализация правительственной программы развития атомной энергетики, был выбран безопасный тип реактора, утвержден единый проект для АЭС и проведены консультации с местными органами власти по поводу выбора местоположения станций. Специальные государственные службы осуществляли строгий надзор за их строительством.

     В настоящее время Франция является, пожалуй, единственной в мире страной, которая имеет хорошо продуманную  и научно обоснованную энергетическую стратегию. Энергетическая стратегия  Франции разительно отличается от энергетических программ других стран своей научностью и комплексным подходом к проблеме. «Энергетическая стратегия Франции», как официальный документ,  была принята в качестве закона Национальным Собранием в мае 2005 года. Принятию этого документа предшествовали почти пять лет дискуссий и напряженного труда лучших ученых, инженеров и экономистов Франции. Их работа была организована Министерством Энергетики Франции под руководством   заместителя министра Шарля Кювье.

     «Энергетическая стратегия Франции» построена на следующих принципиальных положениях: Через 20-30 лет доступные для французского общества нефть и газ закончатся. К этому  моменту во Франции должна функционировать ядерная энергетика такой мощности, которая позволит экономике страны безболезненно перейти к обеспечению энергией за счет электроэнергии атомных электростанций.  Все отработанное ядерное топливо подлежит захоронению в могильниках на территории атомной электростанции. Транспортировка отработанного ядерного топлива за пределы атомной электростанции не допускается. Доступных для Франции ресурсов урана-235 достаточно для функционирования полномасштабной ядерной энергетики в течение 30-40 лет после момента исчерпания доступных ресурсов углеводородного топлива.  К моменту исчерпания доступных ресурсов ядерного топлива во Франции должна быть развернута энергетическая система на базе солнечных электростанций, способных полностью обеспечить энергетические потребности страны.

     Франция решила проблему  своей независимости  от нефти для генерирования электроэнергии, выбрав атомную энергию, но в итоге, страна создала себе совершенно другую сложнейшую проблему. Поэтому следовать  по пути ядерной Франции отнюдь не так приятно, как это представляют сторонники атомной энергии.

       Менее 31% граждан поддерживает  атомную энергию, выражая тем  самым реакцию на сегодняшний  энергетический кризис. 54% французов  выступают сегодня против инвестирования  трех миллиардов евро в строительство  нового ядерного реактора, а 84 % поддерживают развитие возобновляемых  источников энергии. Однако французы попали в  ситуацию зависимости от ядерной энергетики и еще какое-то время не смогут из нее выбраться, потому что вырыли для себя еще более глубокую ядерную яму, чем это сделали США.10 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3. ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ ФРАНЦИИ 

     3.1. Структура экспорта и импорта Франции 

     Внешнеэкономические связи играют все возрастающую роль в экономике Франции, прежде всего внешняя торговля, являющаяся одной из наиболее динамичных отраслей и главной формой участия страны в системе мирохозяйственных отношений.

     Внешняя торговля выступает серьезным фактором экономического роста. На экспорт идет около 1/5 ее конечного продукта. По объему экспорта Франция уступает в Западной Европе только ФРГ. Структура французского экспорта имеет определенные особенности. В нем более высокий удельный вес имеют сельскохозяйственные товары и сырье — 20%. В настоящее  время во внешней торговле страны занимают место машины и оборудование (43% экспорта и 39% импорта). Наибольший удельный вес в этой группе мировой торговли занимает гражданская авиатехника, электротехническое оборудование и комплектное оборудование для строительства крупных промышленных объектов, различные виды вооружения.

     Французская экономика широко открыта для  внешних связей. Величина внешнеторгового  оборота на душу населения во Франции  в среднем равна 8700 долл. в год (в США – 4800, Германии - 11000, Великобритании – 7200 долл.). импорт товаров и услуг составляет 23, 5% от ВВП, экспорт – 23%.

     Франция играет значительную роль в мировом  экспорте следующих промышленных товаров: электротехнического оборудования (8%), цветных металлов, цветных металлов и продуктов органической химии (около 9%), продукции органической химии и цветной металлургии (10%), фармацевтических товаров (более 12%), изделий из каучука и пластмасс (около 13%), стекла (второе место после Германии – 14%).

     По  объему сельскохозяйственного экспорта Франция отстает только от США. На внешних рынках реализуется свыше 1/3 производимой продукции. В аграрном экспорте преобладают «массовые» продукты — пшеница, ячмень, кукуруза, молочные продукты. Доля продуктов высокой степени обработки— кондитерских, мясных изделий, шоколада, консервов — ниже, чем в других ведущих странах. Франция в 2009 году сократила экспорт вина на 17% Продажи французских вин за пределами страны упали в 2009 году до 7,74 млрд евро. Наиболее сильно сократился экспорт шампанского - на 28%, а также вина Бордо и Бургундии - на 23%.11 Доля на рынке снизилась с 9 % в 2000 г. до 6,4 % в 2009 г., в то время как доля Германии поднялась с 6 % до 7 %. После спада 2009 г., связанного, главным образом, с экономическим кризисом, в 2010 г. экспорт продуктов пищевой промышленности снова стал увеличиваться, причем рост происходил, в основном, за счет переработанных продуктов и алкогольных напитков.

     В 2010 г. экспорт вин и прочих алкогольных  напитков принес французским производителям девять миллиардов евро, что на 18,3 % больше, чем в 2009 г. Наибольшей популярностью  пользовались главные символы Франции: шампанское (+22 %), бордо (+17 %) и коньяк (+30 %). Этот всплеск связан, прежде всего, с прорывом на китайском рынке. В  прошлом году жители Поднебесной  потратили более 564 миллионов евро на различные алкогольные напитки, что на 78,8 % больше, чем в 2009 г., причем огромным спросом пользовался элитный  алкоголь. Что касается вина, 85 % ассортимента, представленного в китайских  магазинах, произведено в Бордо.

     Специалисты возлагают большие надежды на 2011 г. Согласно прогнозам, экспорт алкоголя вырастет как минимум на 5 %.

     Франция в декабре 2010г. экспортировала 1,4 млн.т. мягкой пшеницы. Совокупный экспорт мягкой пшеницы за 6 первых месяцев сезона 2010/11 составил 10,1 млн.т., что на 32% превышает показатели прошлого сезона за аналогичный период.

     При этом 6,9 млн.т. мягкой пшеницы было экспортировано в третьи страны, что на 57% выше показателя прошлого сезона. Экспорт французской пшеницы в Алжир составил 29% всего экспорта в третьи страны в I пол. сезона. Экспорт в Египет – 25%. Экспорт французской пшеницы в страны ЕС за июль-дек. 2010г. составил 3,2 млн.т., что на 2% ниже показателя прошлого сезона.12

     Экспортная  специализация Франции значительно  уступает другим крупным странам. Так, в общем машиностроении только одно производство относится к высокому уровню специализации (реактивные двигатели) и ряд — к умеренному (насосы, паровые машины, ядерные реакторы, роторные электроэнергетические установки, холодильники, отопительное оборудование, сельхозмашины). Вместе с тем французские товары серьезно уступают своим основным конкурентам (Японии, США, Германии, Италии и Великобритании) по неценовым факторам, роль которых значительно усилилась в последние годы. Это прежде всего касается качества товара и его безопасности, своевременной поставки и послепродажного обслуживания, гибкости товарного экспорта, расходов, рекламу и степени изучения изменений потребностей рынка.

     Военный экспорт Франции по итогам 2010 года составил 4,7 миллиарда евро, сообщает Defense News со ссылкой на представителя французского министерства обороны Лорана Тессье (Laurent Teissier). По сравнению с аналогичным показателем 2009 года, экспорт снизился почти вдвое с 8,16 миллиарда евро. Причиной снижения объемов экспорта стал перенос некоторых контрактов, которые планировалось заключить в прошлом году, на 2011 год. Между тем, по данным министерства обороны Франции, в 2010 году было отмечено увеличения числа военных контрактов стоимостью 100-200 миллионов евро, которые составляют большую часть французского экспорта, по сравнению с показателем 2009 года. 13

     В последние годы происходят значительные изменения в механизме государственного регулирования внешней торговли страны, и прежде всего экспорта. Регулирование направлено на повышение  конкурентоспособности французских  товаров, носит комплексный характер и затрагивает, помимо сферы реализации товаров, и стадию экспортного производства. Значительно расширены методы и средства государственного вмешательства, которое отличает селективность и целенаправленность, а также возрастающая взаимосвязь его основных рычагов в кредитно-финансовой и административной областях.

Информация о работе Анализ конкурентоспособности Франции