Анализ конкурентоспособности Франции

Автор: y*******************@yandex.ru, 26 Ноября 2011 в 12:05, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование конкурентоспособности Франции. Задачами являются : анализ понятия «конкурентоспособность», выявление наиболее важных отраслей для экономики Франции и анализ внешнеэкономических отношений Франции.

Работа содержит 1 файл

Целая.docx

— 356.06 Кб (Скачать)

     ВВЕДЕНИЕ 

     Современная французская экономика – одна из наиболее мощных в мире. Франция входит в пятерку высокоразвитых государств мира. По размерам территории (551 тыс. кв. км.) и населения (58 млн. чел.) она принадлежит к числу наиболее крупных стран Европы. На долю Франции приходится 17% промышленного и 20% сельскохозяйственного производства Западной Европы. По общему объёму экономики страна занимает ведущие места в Европейском союзе и стабильно входит в первую мировую десятку. В рейтинге Всемирного экономического форума в Давосе Франция занимает 15 место из 139 стран, а по мнению исследователей Международного института развития менеджмента в Лозанне 24 место из 60 стран.

     Экономика Франции отличается мощной индустриальной базой и диверсифицированным  производством с хорошо развитыми  стратегически важными отраслями (авиаракетостроение, энергетика, транспорт  и связь, агропромышленный сектор). Франция является третьей ядерной  державой мира и первой Западной Европы. Также это ведущая западноевропейская страна в области военного ракетостроения. Основные отрасли: машиностроение (2,6 % мирового производства), химическая (четвёртое место в мировом экспорте), авиакосмическая (Франция играет ведущую роль в Европейском космическом агентстве), автомобильная (третье место в мире по выпуску автомобилей), пищевая (по объёму экспорта на втором месте в мире после США), радиоэлектронная, информатика, судостроение, электротехническая.

     В данной курсовой работе представлены структурные уровни определения  конкурентоспособности и центры по изучению конкурентоспособности, рассмотрены  наиболее конкурентоспособные отрасли  Франции, структура экспорта и импорта, торговые отношения с Франции  и России.

     Целью курсовой работы является исследование конкурентоспособности Франции. Задачами являются : анализ понятия «конкурентоспособность», выявление наиболее важных отраслей для экономики Франции и анализ внешнеэкономических отношений Франции.

     Объектом  исследования является конкурентоспособность  Франции.

Предмет исследования в данной курсовой работе представляют собой факторы, влияющие на конкурентоспособность Франции 

     Актуальность  данной курсовой работы состоит в  том, что на сегодняшний день Франция  одна из лидирующих стран по экономическому развитию в Европе, постоянный член Совета Безопасности ООН, центр мировой  и европейской культуры и следовательно она интересна с точки зрения анализа. Также из всех западных стран, именно с Францией Россия связана с давними и прочными отношениями. Пожалуй, нет в Европе более длительных политических, экономических, культурных и идейных связей, чем связи между Францией и Россией.

     Информационной  базой курсовой работы являются отчёт  Всемирного Экономического Форума The Global Competitiveness Report 2010-2011, отчёт Всемирного Экономического Форума The Global Enabling Trade Report 2010, отчёт Международного Валютного Фонда Competitiveness in the Southern Euro Area: France, Greece, Italy, Portugal, and Spain (April 2008), журнал Деловая Франция, том 16. Экономика и связи с Россией в 2008-09гг., отчёт Международной Ядерной Ассоциации Nuclear Power in France (Updated April 2011), таможенная статистика внешней торговли РФ, статьи  и интервью из сети Интернет 
 
 
 
 
 

1. ПОНЯТИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

1.1 Структурные уровни  определения конкурентоспособности

     Конкуренция - одна из главных черт рыночного  хозяйства. Именно конкуренция обеспечивает творческую свободу личности, создает  условия для ее самореализации в  сфере экономики путем разработки и создания новых конкурентоспособных  товаров и услуг.

     В современных условиях усиливающегося процесса глобализации и интернационализации  проблемы международной конкуренции  выходят на первый план.

     Показателем признания ведущей роли конкуренции  для успешного функционирования рыночного хозяйства является тот  факт, что во многих странах мира, включая страны с переходной экономикой, к настоящему времени приняты  законы о конкуренции и созданы  национальные органы, занимающиеся этими  вопросами.

     Конкурентоспособность — способность товаров отвечать требованиям конкурентного рынка, запросам покупателей в сравнении  с другими аналогичными товарами, представленными на рынке. К. определяется, с одной стороны, качеством товара, его техническим уровнем, потребительскими свойствами и, с другой стороны, ценами, устанавливаемыми продавцами товаров. Кроме того, на К. влияют мода, продажный  и послепродажный сервис, реклама, имидж  производителя, ситуация на рынке, колебания  спроса.1

     Существует  четыре уровня конкурентоспособности : 1)региональный; 2)национальный (на уровне страны или группы стран); 3)континентальный; 4)глобальный. Региональная экономика с глобальным уровнем конкурентоспособности обеспечивает рост благосостояния не только жителей данного региона, но и жителей всего мира. При негативной динамике региональной экономики можно говорить о неконкурентоспособности региональной экономики.2

     Конкурентоспособность - это сложная экономическая категория, которая может рассматриваться  на нескольких уровнях: конкурентоспособность  товара, конкурентоспособность товаропроизводителя (или фирмы), отраслевая конкурентоспособность , конкурентоспособность стран.

     Между всеми этими уровнями конкурентоспособности  существует тесная внутренняя и внешняя  зависимость. Страновая и отраслевая конкурентоспособность в конечном итоге зависит от способности  конкретного товаропроизводителя  выпускать конкурентоспособный  товар.

     Под конкурентоспособностью товара понимается комплекс потребительских, ценовых  и качественных характеристик товара, определяющих его успех как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Товарная конкурентоспособность находится в прямой зависимости от разноплановых факторов( издержки производства, производительность и интенсивность труда, которые влияют на цену и качество изделий).

     В настоящее время на первый план в  мировой конкурентоспособности  выходят неценовые факторы ( качество товара, его новизна, наукоёмкость и интеллектоемкость изделий). Поэтому большинство стран мира обеспечивают повышение своей товарной конкурентоспособности за счет использования инноваций, разработки высокотехнологичных продуктов, создание которых невозможно без развития научно-технического потенциалаВ последние годы важное значение в обеспечении международной конкурентоспособности товаров приобретает экологический фактор. В связи с этим важной задачей является совершенствование рыночных механизмов таким образом, чтобы экологические издержки включались в себестоимость выпускаемой продукции.

     Конкурентоспособность любого хозяйственного субъекта (фирмы) складывается из целого ряда конкурентных преимуществ, которые выявляются на мировом рынке путем сопоставления  с соответствующими показателями зарубежных фирм-конкурентов. К важным конкурентным преимуществам следует отнести: рентабельность производства, характер инновационной деятельности, уровень  производительности труда, эффективность  стратегического планирования и  управления фирмой, адаптивность (способность  быстро реагировать на меняющиеся требования и условия рынка) и др.

     Очевидно, что чем шире у компании набор  конкурентных преимуществ и выше их качественные характеристики, тем  более благоприятные предпосылки  она имеет для успешной деятельности на мировом рынке, тем более устойчивые позиции она может занять на отдельных  сегментах этого рынка.

     Основными факторами конкурентоспособности  являются: внутренний макроэкономический потенциал; уровень управления с  позиции нововведений; прибыльность и ответственность; научно-технический  потенциал; степень участия в  международном разделении труда, в  торговле и потоке инвестиций; степень  влияния правительственной политики на создание конкурентной среды; качество и эффективность финансовой системы; состояние инфраструктуры; состояние  и квалификация трудовых ресурсов; социально-экономическая и внутриполитическая ситуация.

     Теория  конкурентоспособности показывает, что многие факторы, определяющие конкурентные позиции предприятий, лежат за пределами  фирмы, зависят от размещения предприятия, наличия промышленного кластера, от состояния делового климата и  доступа к основным факторам производства, включая инфраструктуру. 

1.2 Страновая конкурентоспособность.

     Развитие  международного разделения труда привело  к определенной специализации стран  на мировой арене в зависимости  от степени конкурентоспособности  той или иной отрасли.

     Важнейшими  отраслями французской промышленности являются фармацевтическая, авиакосмическая, автомобилестроение, информатика, радиоэлектроника, металлургия, судостроение, атомная энергетика. производитель с/х продукции и второй экспортер в мире после США. Она

располагает многоотраслевым высокотехнологичным сельским хозяйством. Франция играет заметную роль и в выработке и реализации единой европейской энергетической политики.3

     Синтетическим показателем, который объединяет конкурентоспособность  товара, товаропроизводителя, отраслевую конкурентоспособность и характеризует  положение страны на мировом рынке, является показатель конкурентоспособности  стран.

     В самом общем виде страновую конкурентоспособность  можно определить как способность страны в условиях свободной конкуренции производить товары и услуги, удовлетворяющие требованиям мирового рынка, реализация которых увеличивает благосостояние страны и отдельных ее граждан.

     Возникает естественный вопрос: почему в соперничестве  стран одни побеждают а другие терпят поражение, то есть почему одни страны оказываются более конкурентоспособными, чем другие? Этот вопрос уже несколько столетий волнует ведущих экономистов, политиков и просто образованных людей. Классическое объяснение данного явления принадлежит Дэвиду Рикардо. Он развил идею Адама Смита об абсолютном преимуществе (согласно которой страна экспортирует товар, если издержки производства для данного товара в ней ниже ниже, чем в других странах) и создал концепцию сравнительного преимущества. Суть этой концепции состоит в том, что успех страны в конкретных областях промышленности объясняется максимально эффективным использованием факторов производства (рабочая сила, земля, капитал и природные ресурсы), причем рыночные силы сами направляют ресурсы страны туда, где они могут быть применены с максимальной эффективностью. Соответственно, страна получает сравнительное преимущество в тех отраслях, где интенсивно используются факторы, имеющиеся в изобилии. Продукция этих отраслей экспортируется, а импортируются те товары и услуги, в производстве которых страна испытывает сравнительный недостаток факторов.

     Однако  в последнее время с развитием  процессов глобализации и интеграции концепция сравнительных преимуществ  на основе факторов производства уже  далеко не всегда способна объяснить  структуру экспорта и импорта  стран. Возникла потребность в новой  парадигме. Такая парадигма была создана Майклом Портером.

     Портер  говорит, что процветание стран  создается, а не передается по наследству. Вопреки тому, на чем настаивают экономисты классической школы, оно  не вырастает само собой из естественных богатств страны, ее трудовых ресурсов, установленных в ней ставок банковского процента или ценности ее валюты. Конкурентоспособность страны зависит от того, насколько ее промышленность способна к обновлению и модернизации. Компании достигают преимущества над сильнейшими в мире конкурентами благодаря своей энергии и предприимчивости. Им выгодно иметь сильных соперников на внутреннем рынке, «агрессивных» отечественных поставщиков и требовательных отечественных потребителей.4

     Заслугой  М. Портера является анализ конкурентоспособности  страны, основными показателями которой  должны быть уровень жизни и уровень  общественной производительности труда (в дореформенный период промышленность нашей страны характеризовалась уровнем производительности труда в сравнении с США и Японией, а также сальдо внешнеторгового баланса).

     Четыре  детерминанта конкурентных преимуществ, сформулированных М. Портером, таковы: параметры производственных факторов; параметры внутреннего спроса; наличие  конкурентоспособных на мировых  рынках родственных или поддерживающих отраслей; стратегия фирм, их структура  и соперничество. При этом необходимо учитывать условия в стране, определяющие как характер создания фирм и управления ими, так и особенности конкуренции  на внутреннем рынке, наличие конкурентной среды, обеспечивающей возможность  прорывных изобретений и технологий, а также политику правительства  и ее соответствие стадии развития конкурентных преимуществ.  

     1.3 Центры по изучению  конкурентоспособности  стран 

     В мире существуют три основных центра по изучению конкурентоспособности  стран. Первый из них — Институт стратегии и конкурентоспособности  при Гарвардском университете (США). Его до сих пор возглавляет  тот самый знаменитый профессор  Майкл Портер, который, собственно, и положил начало развитию такого направления в экономической  науке, как конкурентоспособность. Но если в институте у Портера  изучают конкурентоспособность  преимущественно в корпоративной  плоскости, то два других центра свои исследования переводят в плоскость  более широкую — составляют рейтинги конкурентоспособности стран и  регионов.

Информация о работе Анализ конкурентоспособности Франции