Автор: y*******************@yandex.ru, 26 Ноября 2011 в 12:05, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование конкурентоспособности Франции. Задачами являются : анализ понятия «конкурентоспособность», выявление наиболее важных отраслей для экономики Франции и анализ внешнеэкономических отношений Франции.
ВВЕДЕНИЕ
Современная французская экономика – одна из наиболее мощных в мире. Франция входит в пятерку высокоразвитых государств мира. По размерам территории (551 тыс. кв. км.) и населения (58 млн. чел.) она принадлежит к числу наиболее крупных стран Европы. На долю Франции приходится 17% промышленного и 20% сельскохозяйственного производства Западной Европы. По общему объёму экономики страна занимает ведущие места в Европейском союзе и стабильно входит в первую мировую десятку. В рейтинге Всемирного экономического форума в Давосе Франция занимает 15 место из 139 стран, а по мнению исследователей Международного института развития менеджмента в Лозанне 24 место из 60 стран.
Экономика
Франции отличается мощной индустриальной
базой и диверсифицированным
производством с хорошо развитыми
стратегически важными
В данной курсовой работе представлены структурные уровни определения конкурентоспособности и центры по изучению конкурентоспособности, рассмотрены наиболее конкурентоспособные отрасли Франции, структура экспорта и импорта, торговые отношения с Франции и России.
Целью курсовой работы является исследование конкурентоспособности Франции. Задачами являются : анализ понятия «конкурентоспособность», выявление наиболее важных отраслей для экономики Франции и анализ внешнеэкономических отношений Франции.
Объектом исследования является конкурентоспособность Франции.
Предмет исследования в данной курсовой работе представляют собой факторы, влияющие на конкурентоспособность Франции
Актуальность данной курсовой работы состоит в том, что на сегодняшний день Франция одна из лидирующих стран по экономическому развитию в Европе, постоянный член Совета Безопасности ООН, центр мировой и европейской культуры и следовательно она интересна с точки зрения анализа. Также из всех западных стран, именно с Францией Россия связана с давними и прочными отношениями. Пожалуй, нет в Европе более длительных политических, экономических, культурных и идейных связей, чем связи между Францией и Россией.
Информационной
базой курсовой работы являются отчёт
Всемирного Экономического Форума The Global
Competitiveness Report 2010-2011, отчёт Всемирного Экономического
Форума The Global Enabling Trade Report 2010, отчёт Международного
Валютного Фонда Competitiveness in the Southern Euro Area:
France, Greece, Italy, Portugal, and Spain (April 2008), журнал
Деловая Франция, том 16. Экономика и связи
с Россией в 2008-09гг., отчёт Международной
Ядерной Ассоциации Nuclear Power in France (Updated
April 2011), таможенная статистика внешней
торговли РФ, статьи и интервью из сети
Интернет
1. ПОНЯТИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
1.1
Структурные уровни
определения
Конкуренция
- одна из главных черт рыночного
хозяйства. Именно конкуренция обеспечивает
творческую свободу личности, создает
условия для ее самореализации в
сфере экономики путем
В современных условиях усиливающегося процесса глобализации и интернационализации проблемы международной конкуренции выходят на первый план.
Показателем признания ведущей роли конкуренции для успешного функционирования рыночного хозяйства является тот факт, что во многих странах мира, включая страны с переходной экономикой, к настоящему времени приняты законы о конкуренции и созданы национальные органы, занимающиеся этими вопросами.
Конкурентоспособность
— способность товаров отвечать
требованиям конкурентного
Существует четыре уровня конкурентоспособности : 1)региональный; 2)национальный (на уровне страны или группы стран); 3)континентальный; 4)глобальный. Региональная экономика с глобальным уровнем конкурентоспособности обеспечивает рост благосостояния не только жителей данного региона, но и жителей всего мира. При негативной динамике региональной экономики можно говорить о неконкурентоспособности региональной экономики.2
Конкурентоспособность
- это сложная экономическая
Между
всеми этими уровнями конкурентоспособности
существует тесная внутренняя и внешняя
зависимость. Страновая и отраслевая
конкурентоспособность в
Под конкурентоспособностью товара понимается комплекс потребительских, ценовых и качественных характеристик товара, определяющих его успех как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Товарная конкурентоспособность находится в прямой зависимости от разноплановых факторов( издержки производства, производительность и интенсивность труда, которые влияют на цену и качество изделий).
В настоящее время на первый план в мировой конкурентоспособности выходят неценовые факторы ( качество товара, его новизна, наукоёмкость и интеллектоемкость изделий). Поэтому большинство стран мира обеспечивают повышение своей товарной конкурентоспособности за счет использования инноваций, разработки высокотехнологичных продуктов, создание которых невозможно без развития научно-технического потенциалаВ последние годы важное значение в обеспечении международной конкурентоспособности товаров приобретает экологический фактор. В связи с этим важной задачей является совершенствование рыночных механизмов таким образом, чтобы экологические издержки включались в себестоимость выпускаемой продукции.
Конкурентоспособность
любого хозяйственного субъекта (фирмы)
складывается из целого ряда конкурентных
преимуществ, которые выявляются на
мировом рынке путем
Очевидно,
что чем шире у компании набор
конкурентных преимуществ и выше
их качественные характеристики, тем
более благоприятные
Основными
факторами
Теория
конкурентоспособности
1.2
Страновая
Развитие международного разделения труда привело к определенной специализации стран на мировой арене в зависимости от степени конкурентоспособности той или иной отрасли.
Важнейшими отраслями французской промышленности являются фармацевтическая, авиакосмическая, автомобилестроение, информатика, радиоэлектроника, металлургия, судостроение, атомная энергетика. производитель с/х продукции и второй экспортер в мире после США. Она
располагает многоотраслевым высокотехнологичным сельским хозяйством. Франция играет заметную роль и в выработке и реализации единой европейской энергетической политики.3
Синтетическим
показателем, который объединяет конкурентоспособность
товара, товаропроизводителя, отраслевую
конкурентоспособность и
В
самом общем виде страновую
Возникает естественный вопрос: почему в соперничестве стран одни побеждают а другие терпят поражение, то есть почему одни страны оказываются более конкурентоспособными, чем другие? Этот вопрос уже несколько столетий волнует ведущих экономистов, политиков и просто образованных людей. Классическое объяснение данного явления принадлежит Дэвиду Рикардо. Он развил идею Адама Смита об абсолютном преимуществе (согласно которой страна экспортирует товар, если издержки производства для данного товара в ней ниже ниже, чем в других странах) и создал концепцию сравнительного преимущества. Суть этой концепции состоит в том, что успех страны в конкретных областях промышленности объясняется максимально эффективным использованием факторов производства (рабочая сила, земля, капитал и природные ресурсы), причем рыночные силы сами направляют ресурсы страны туда, где они могут быть применены с максимальной эффективностью. Соответственно, страна получает сравнительное преимущество в тех отраслях, где интенсивно используются факторы, имеющиеся в изобилии. Продукция этих отраслей экспортируется, а импортируются те товары и услуги, в производстве которых страна испытывает сравнительный недостаток факторов.
Однако
в последнее время с развитием
процессов глобализации и интеграции
концепция сравнительных
Портер говорит, что процветание стран создается, а не передается по наследству. Вопреки тому, на чем настаивают экономисты классической школы, оно не вырастает само собой из естественных богатств страны, ее трудовых ресурсов, установленных в ней ставок банковского процента или ценности ее валюты. Конкурентоспособность страны зависит от того, насколько ее промышленность способна к обновлению и модернизации. Компании достигают преимущества над сильнейшими в мире конкурентами благодаря своей энергии и предприимчивости. Им выгодно иметь сильных соперников на внутреннем рынке, «агрессивных» отечественных поставщиков и требовательных отечественных потребителей.4
Заслугой М. Портера является анализ конкурентоспособности страны, основными показателями которой должны быть уровень жизни и уровень общественной производительности труда (в дореформенный период промышленность нашей страны характеризовалась уровнем производительности труда в сравнении с США и Японией, а также сальдо внешнеторгового баланса).
Четыре
детерминанта конкурентных преимуществ,
сформулированных М. Портером, таковы:
параметры производственных факторов;
параметры внутреннего спроса; наличие
конкурентоспособных на мировых
рынках родственных или поддерживающих
отраслей; стратегия фирм, их структура
и соперничество. При этом необходимо
учитывать условия в стране, определяющие
как характер создания фирм и управления
ими, так и особенности конкуренции
на внутреннем рынке, наличие конкурентной
среды, обеспечивающей возможность
прорывных изобретений и
1.3
Центры по изучению
конкурентоспособности
стран
В
мире существуют три основных центра
по изучению конкурентоспособности
стран. Первый из них — Институт
стратегии и