Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2012 в 05:49, курсовая работа
Цель исследования заключается в изучение экспортного потенциала региона и особенности его формирования в нестабильной экономике.
Для достижения данной цели потребовалось решить следующие задачи:
- изучить существующие точки зрения на содержание понятия «экспортный потенциал региона»;
- выявить факторы, влияющие на развитие экспортного потенциала региона;
- обосновать значимость развития экспортного потенциала регионов и оценить степень его влияния на социально-экономическое положение территорий на основе корреляционного и факторного анализов;
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы исследования экспортного
потенциала региона
1.1. Сущность экспортного потенциала……………………………………...6
1.2. Роль экспортного потенциала в развитии регионов……………………9
1.3. Место и роль государства в формировании экспортного
Потенциала……………………………………………………………………13
Глава 2. Анализ экспортного потенциала РБ в условиях
нестабильной экономики
2.1. Общая характеристика экспорта РБ…………………………………….19
2.2. Экспортный потенциал РБ в условиях нестабильной экономики…….23
2.3. Проблемы развития экспортного потенциала РБ в условиях
нестабильной экономики и перспективы его развития…………………….27
Заключение………………………………………………………………………..33
Список используемой литературы…………
Существенные изменения произошли в структуре экспорта. Наибольший процент экспорта - 68% - приходится на летательные аппараты и их части, колесные пары железнодорожных вагонов и другие.
При развитии отраслей экономики региона возникают определенные проблемы, препятствующие дальнейшему повышению их развитию, конкурентоспособности отрасли и увеличению экспортного потенциала Бурятии.
На протяжении последних четырех лет отмечаются устойчивые максимальные темпы роста в машиностроительном комплексе, что связано с компенсацией спада предшествующих лет кризиса, задействованием имеющихся мощностей, оживлением конъюнктуры внешнего рынка вертолетной техники, стимулированием инвестиционно - инновационного пути развития со стороны Правительства республики. По итогам 2003г. организациями машиностроительного комплекса произведено продукции на сумму 6,4 млрд. руб. с приростом к предыдущему году 30,9%. В условиях жесточайшей конкуренции, обеспечивая собственное выживание, необходимо постоянно поддерживать высокий уровень качества продукции, вместе с тем максимально удовлетворять все обоснованные запросы заказчика, также необходима непрерывная модернизация, модификация выпускаемой продукции[16].
В отрасли энергетики и топливной промышленности преобладают не только проблемы физического и морального износа оборудования, но и такие проблемы, как:
- отсутствие оборотных средств для проведения программы текущих и капитальных ремонтов, на оплату топлива, запасных частей и материалов;
- отсутствие средств для осуществления капитального строительства для ввода нового оборудования взамен выбывающего.
Основная проблема республиканского, как и российского экспорта в целом, заключается в том, что в отличие от большинства зарубежных стран мы не смогли развивать свою разнообразную, но в целом низко технологичную сырьевую специализацию в нечто большее, основанное на повышении глубины и качества переработки природных ресурсов, модернизации смежных и обслуживающих отраслей.
Поэтому сегодня как никогда раньше наряду с принятием мер по повышению эффективности экспорта, совершенствованию его товарной и географической структуры нам необходимо активизировать работу по реализации государственной поддержки экспорта, ориентированной на расширении поставок продукции высокой степени переработки и производства наукоемких и высокотехнологичных изделий.
Таким образом, можно сделать вывод, что важным звеном в структуре экономики Республики Бурятия и развития ее экономического роста является внешнеэкономический сектор, о чем свидетельствуют высокая доля экспорта продукции от общего объема ее производства и постоянно растущий удельный вес экспорта в ВРП (валовой региональный продукт) республики.
2.3. Проблемы развития экспортного потенциала РБ в условиях нестабильной экономики и перспективы его развития
В товарной структуре внешней торговли с указанными странами существуют перспективные направления, расширение которых во многом сдерживается недостаточным развитием инфраструктуры транспорта и приграничной торговли.
Помимо вопросов, связанных непосредственно с комплексом ВЭД, необходимо решать ряд проблем, которые сдерживают развитие экспортной деятельности в республике, в том числе[17]:
- недостатки организации банковской системы республики и несовершенство банковской инфраструктуры;
- недостаток финансовых средств для поддержки экспорта. В этой связи необходимо создание целевого фонда поддержки экспорта, в котором будут аккумулироваться добровольные отчисления экспортеров, и который будет использоваться для поддержки, кредитования и расширения экспортной деятельности;
- слабая организация системы информационно - аналитической и маркетинговой поддержки экономики республики в целом и внешнеторговой деятельности в частности.
Кроме того, необходимо развивать приоритетные для Бурятии отрасли, которые в максимальной степени и в кратчайшие сроки могли бы реализовать возможности имеющегося в республике экспортного потенциала.
Развитие экспортного потенциала будет идти по следующим направлениям:
1. Лесной комплекс и деревообработка
Совершенствование организации и практики в области экспорта круглого леса и повышение степени переработки лесоматериалов, в первую очередь, по экспортноориентированным товарным группам.
2. Топливно - энергетический комплекс
Расширение географии и номенклатуры поставок угля, улучшение маркетинговой работы. Кроме этого необходимо добиваться существенного повышения экспортной цены на уголь.
3. Обрабатывающая промышленность
Создание экспортных производств, ориентированных на глубокую переработку местных ресурсов и изготовление на их основе конкурентоспособной на внешнем рынке продукции.
4. Минерально - сырьевой комплекс
Проработка конкретных мероприятий по организации экспортных поставок из республики ранее не экспортируемых минерально - сырьевых ресурсов (кварцит, асбест, графит, нефрит и др.).
5. Туризм
Перспективным является развитие в республике индустрии туризма, в том числе и международного, которая, при условии возрождения традиционных видов хозяйственной деятельности коренного населения и развития сферы услуг, а также наступающей политической стабилизации в стране, может стать одной из главных отраслей экономики республики. Особую значимость этому направлению придает "жемчужина мира" - озеро Байкал с его первозданной нетронутой природой.
6. Дикоросы, продукция флоры и фауны
На базе имеющихся ресурсов лекарственных растений и биологического сырья животного происхождения (травы, лекарственные и дикорастущие растения, панты изюбра и северного оленя, струя кабарги, внутренности и органы животных) и с учетом высокого уровня народной медицины в Бурятии перспективно создание экспортноориентированной отрасли по производству высокоэффективных лекарственных препаратов.
Дальнейшее развитие экспорта невозможно без формирования в республике благоприятных экономических, правовых и организационных условий развития республиканского экспорта, стимулирования привлечения иностранного и отечественного капитала, получения валютных кредитов из российских и иностранных источников, стимулирования внутренних инвестиций.
В ближайшее время необходимо:
- создать условия и предпосылки для продвижения этих видов товаров на мировой рынок и повысить их конкурентоспособность;
- обеспечить поиск новых рынков сбыта этих видов продукции и восстановить ранее утраченные связи со странами СНГ. Из стран дальнего зарубежья это, прежде всего, Республика Корея, Малайзия и Тайвань, а из стран СНГ - Украина, Казахстан и Узбекистан.
Кроме того, необходимо искать рынки сбыта нефрита и других поделочных камней, лекарственного сырья растительного и животного происхождения, дикоросов и препаратов, изготовляемых по рецептам восточной медицины.
Для обеспечения дальнейшего развития внешней торговли и существенного увеличения ее вклада в решение народнохозяйственных проблем республики необходимо осуществить меры, предусматривающие:
1) разработку механизма поддержки и стимулирования субъектов хозяйственной деятельности республики, расширяющих экспортное производство (предоставление экспортных льгот, льготных кредитов и т.п.);
2) оптимизацию структуры экспорта за счет увеличения доли обработанных товаров с высокой эффективностью их реализации;
3) оптимизацию структуры импорта с ориентацией, в первую очередь, на ввоз современных технологий и оборудования для переработки промышленного и сельскохозяйственного сырья, производства продукции пищевой, лесной и деревообрабатывающей промышленности, а также товаров критического импорта (товары, не производимые на территории республики, но необходимые для жизни населения, в т.ч. медикаменты, фрукты и др.).
При этом будут увеличиваться объемы торговли с государствами СНГ и, в первую очередь, Средней Азии, странами АТР, а также с государствами Восточной и Западной Европы, при условии стабилизации транспортного тарифа.
Важную роль в обеспечении развития экспорта играет информационно - аналитическое и маркетинговое обеспечение внешнеэкономической деятельности. Поскольку республиканские службы как государственного, так и негосударственного секторов экономики, призванные выполнять работу такого профиля, не имеют достаточной технической и информационной базы и не могут в полной мере обеспечить участников ВЭД качественной и достоверной информацией о состоянии и тенденциях развития товарных и страновых рынков (рынки стран, на которые осуществляется экспорт товаропроизводителями республики), то в этой связи представляется целесообразным, наряду с созданием "Байкальского информационно - конъюнктурного центра Республики Бурятия" предусмотреть текущее научно - информационное обеспечение экспортеров Бурятии путем получения на регулярной основе (не реже одного раза в квартал) маркетинговых обзоров и конъюнктурных исследований актуальных рынков из компетентных источников.
Для создания благоприятных условий развития республиканского экспорта необходимо участие республики в осуществлении и развитии торгово - экономических, научно - технических, гуманитарных связей посредством заключения договоров и соглашений с субъектами федеративных государств, административно - территориальными образованиями иностранных государств и с органами государственной власти иностранных государств.
Особое внимание необходимо уделять дальнейшему развитию сотрудничества с ближайшими соседями республики - Монголией и Китаем, Республикой Корея, а также с государствами СНГ (Беларусь, Украина, Казахстан и Узбекистан).
Необходимо также осуществить комплекс мероприятий, направленных на организацию эффективного делового сотрудничества по привлечению внешних ресурсов и авторитетных зарубежных партнеров к реализации ключевых инвестиционных проектов в области разработки минерально - сырьевых ресурсов, лесохозяйственного комплекса, переработки биологического и лекарственного сырья, пушно - мехового производства, машиностроения, связи и международного туризма. Активизировать эту работу должны республиканские государственные ведомства и структуры, в ведении которых находятся перечисленные выше отрасли.
В процессе работы они должны определить наиболее целесообразные для каждого проекта формы внешнеэкономического сотрудничества (иностранные инвестиции, валютные кредиты, международная кооперация, экономическая и техническая помощь со стороны международных экономических и финансовых организаций и др.).
Эту работу целесообразно проводить во взаимодействии с соответствующими структурными подразделениями Министерства экономического развития и торговли России.
На федеральном уровне необходимо решать вопросы по[18]:
- совершенствованию законодательно - нормативной базы ВЭД, предусматривающей вопросы экономической и экологической безопасности;
- созданию и ведению Государственного реестра субъектов ВЭД по образцу и типу торговых реестров зарубежных стран;
- совершенствованию системы экспортного контроля и импортных гарантий с разработкой эффективного механизма контроля за экспортом и импортом товаров с зарегистрированными наименованиями мест их происхождения.
На республиканском уровне (Республика Бурятия) необходимо:
- совершенствование законодательно - нормативной базы республики по вопросам внешнеэкономической деятельности с целью усиления контроля за результатами ВЭД субъектов хозяйственной деятельности республики;
- усиление контрольных функций со стороны исполнительных органов государственной власти республики (в рамках федерального законодательства) за деятельностью субъектов ВЭД на ее территории.
Анализ состояния и перспектив развития внешнеэкономических связей Республики Бурятия и острый дефицит финансовых и материальных ресурсов показывает, что в ближайшие годы основу экспортной базы республики по-прежнему будут составлять товары традиционного экспорта: лесопродукция, уголь, картон, целлюлоза, кожевенное сырье, шерсть, а также отдельные виды продукции машиностроения (вертолеты, электродвигатели) и т.д.
В этой связи необходимо:
- создавать условия и предпосылки для продвижения этих видов товаров на мировой рынок и повышения их конкурентоспособности;
- осуществлять поиск новых рынков сбыта этих видов продукции и восстановление ранее утраченных связей со странами СНГ. Из стран дальнего зарубежья это, прежде всего, Республика Корея, Малайзия и Тайвань, а из стран СНГ - Украина, Беларусь, Казахстан и Узбекистан.
Необходимо также искать рынки сбыта нефрита и других поделочных камней, лекарственного сырья растительного и животного происхождения.
По мере выхода экономики республики из кризиса, осуществления проектов структурной и технологической перестройки в рамках ее социально - экономического развития экспортный потенциал республики будет постепенно развиваться за счет производства продукции глубокой переработки древесины (сборные дома, мебельный щит, паркет и т.д.), полированного стекла, кварцитов, розлива байкальской воды, более массового и разнообразного изготовления ювелирных изделий и сувениров.
Перспективными направлениями развития экспорта являются биологические ресурсы (панты изюбра и северного оленя, струя кабарги, лекарственные и дикорастущие растения), на основе которых производятся ценные медицинские препараты. В настоящее время при наличии значительных запасов этих товаров их организованный экспорт из-за слабой изученности рынков сбыта и отсутствия эффективного государственного контроля крайне мал. При этом неподконтрольная государству деятельность теневого сектора экономики становится все более активной.
Информация о работе Анализ экспортного потенциала РБ в условиях нестабильной экономики