Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2012 в 05:49, курсовая работа
Цель исследования заключается в изучение экспортного потенциала региона и особенности его формирования в нестабильной экономике.
Для достижения данной цели потребовалось решить следующие задачи:
- изучить существующие точки зрения на содержание понятия «экспортный потенциал региона»;
- выявить факторы, влияющие на развитие экспортного потенциала региона;
- обосновать значимость развития экспортного потенциала регионов и оценить степень его влияния на социально-экономическое положение территорий на основе корреляционного и факторного анализов;
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы исследования экспортного
потенциала региона
1.1. Сущность экспортного потенциала……………………………………...6
1.2. Роль экспортного потенциала в развитии регионов……………………9
1.3. Место и роль государства в формировании экспортного
Потенциала……………………………………………………………………13
Глава 2. Анализ экспортного потенциала РБ в условиях
нестабильной экономики
2.1. Общая характеристика экспорта РБ…………………………………….19
2.2. Экспортный потенциал РБ в условиях нестабильной экономики…….23
2.3. Проблемы развития экспортного потенциала РБ в условиях
нестабильной экономики и перспективы его развития…………………….27
Заключение………………………………………………………………………..33
Список используемой литературы…………
Раскрывая сущность экспортного потенциала, необходимо обозначить стимулы, побуждающие регионы экспортировать сырье и продукцию. Мотивы вовлечения регионов в экспортную деятельность определяются решением следующих проблем[2]:
− возможность повышения эффективности использования природных ресурсов и преимуществ территориального разделения труда;
− уменьшение уровня безработицы;
− повышение конкурентоспособности отраслей агропромышленного комплекса;
− увеличение притока инвестиций отечественного и иностранного происхождения;
− приток валютных ресурсов (чем выше объем экспорта региона, тем больше возможностей пополнить доходы бюджета);
− улучшение платежного баланса (рост экспорта способствует достижению положительного сальдо баланса; в рамках общегосударственных интересов увеличение платежного баланса региона способствует росту величины внешнеторгового оборота страны);
− улучшение экономической структуры региона в целом и появление возможности экономического роста (это позволит повысить уровень и качество жизни населения, создаст соответствующую инфраструктуру АПК и повысит общую привлекательность территории).
В регионах же существует ряд проблем, сдерживающих эффективное использование имеющегося экспортного потенциала сырья и продовольствия. К важнейшим из них относятся: низкая конкурентоспособность продукции, недостаток опыта работы на внешних рынках, неразработанность стратегии использования внешнеэкономического потенциала, конкретной программы осуществления этой стратегии, а также отсутствие механизма ее реализации.
В формировании экспортного потенциала региона следует выделить два варианта конкурентных факторов, предопределяющих успешность выхода региона на мировой рынок[3]:
1) внешние факторы − существуют вне региональной системы хозяйствования: современные тенденции развития мировой торговли, глобальная конкуренция, место страны в мировой торговле, уровень развития страны и использование достижений НТП, государственная региональная политика, межрегиональная конкуренция внутри страны по выходу на внешний рынок.
2) внутренние факторы − выделяются при изучении экспортного потенциала в самой региональной экономике: уровень экономического развития региона, емкость внутреннего рынка, совокупность ресурсов региона, состояние рыночной инфраструктуры, экономико-географическое положение региона, социально-политические и экологические факторы (рис. 1).
При этом особого внимания требуют регионы, где имеются наиболее благоприятные природно-экономические условия для наращивания экспортного потенциала. В этой связи возникает потребность в разработке механизма формирования экспортного потенциала регионов, основанного на использовании маркетинговых инструментов, способствующих росту международной конкурентоспособности и конкурентному позиционированию региона в структуре мирохозяйственных связей.
Исследование экономической сущности и оценка роли экспортного потенциала в развитии регионов и повышении их маркетинговой привлекательности необходимы для выработки механизма его формирования и рационального использования.
Изучение экспортного потенциала региональной экономики, которая является подсистемой народного хозяйства и организуется на основе взаимодействия отраслевого и территориального разделения труда, строится с учетом воздействия множества внешних и внутренних факторов.
Рис. 1. Факторы, формирующие экспортный потенциал региона[4]
При исследовании понятия экспортного потенциала региона необходимо проводить изучение следующих моментов[5]:
во-первых, обеспечение устойчивого и эффективного развития экономической системы региона в структуре мирохозяйственных связей и определение приоритетов развития экспортного комплекса территории для целей ускорения реконструкции региональной экономики;
во-вторых, уточнение степени воздействия процессов макроэкономической и структурной политики государства на состояние экспортной базы региона;
в-третьих, проведение взаимосвязанного анализа межрегиональных, внешнеэкономических связей с возможностями экспортного производства;
в-четвертых, определение макроэкономической эффективности функционирования экспортоориентированных производств на уровне хозяйственного комплекса и выделение приоритетных направлений, и их повышения;
в-пятых, оценка возможных изменений уровня экономической безопасности территорий в процессе развития ее внешнеэкономической деятельности.
Подводя итог вышесказанному, экспортный потенциал региона можно определить как способность всего общественного производства, расположенного в пределах данной территории, производить и реализовывать на конкретных внешних рынках в перспективе конкурентоспособные товары при достигнутом уровне развития экономических факторов и системы организационно-экономической поддержки экспорта.
Стимулирование развития экспортного потенциала регионов создает устойчивую базу для подтягивания других структурных комплексов экономики, способствуя повышению уровня развитости национальной экономики.
1.3. Место и роль государства в формировании экспортного потенциала
Изучив содержание и сущность экспортного потенциала страны, можно перейти к рассмотрению вопроса о месте и роли государства в формировании экспортного потенциала.
Одним из важнейших направлений экономической политики Российской Федерации на современном этапе является развитие экспорта, увеличение в его структуре доли продукции с высокой степенью переработки и повышение конкурентоспособности российской продукции на внешнем рынке. Необходимость укрепления экспортного потенциала Российской Федерации продиктована исключительной значимостью экспорта как фактора развития национальной экономики. Российская Федерация заинтересована в оказании поддержки российским организациям-экспортерам, так как это обеспечивает увеличение объемов отечественного производства, рост налоговых поступлений в бюджет и создание дополнительных рабочих мест. Исчерпание экстенсивных факторов роста российского экспорта товаров сырьевой группы, сокращение удельного веса машинотехнической продукции в национальном экспорте, а также постоянное ужесточение степени международной конкуренции на внешних рынках на фоне активной государственной поддержки экспорта за рубежом и применения развитыми странами защитных мер в интересах собственных отраслевых производств, подтверждает необходимость мер со стороны государства в области содействия развитию прогрессивной качественной структуры экспортного потенциала России[6].
Для повышения заинтересованности производителей экспортной продукции в развитии экспортного потенциала и его практической реализации государственная поддержка осуществляется методами тарифного и нетарифного регулирования, льготного налогообложения и кредитования, государственного страхования экспортных операций и другими средствами государственного регулирования.
Особый интерес вызывает деятельность экспортных кредитных агентств (ЭКА). Сфера деятельности ЭКА охватывает предоставление страховок или гарантий по займам финансовых учреждений покупателям в странах-импортерах; страховок или гарантий против неплатежей по кредитам, выданным экспортером покупателю в стране-импортере; прямых займов или кредитов импортерам. Государственные гарантии предоставляются для обеспечения платежных обязательств правительств иностранных государств и импортеров под гарантии иностранных правительств. По определению это означает, что часть гарантийного покрытия может превратиться во внешний долг иностранного государства перед Россией. Величина гарантийного покрытия ограничивается в зависимости от категории страны.
Другой распространенный в мире способ поддержки экспорта связан с деятельностью агентств по продвижению экспорта (АПЭ). Цель АПЭ - помощь экспортерам в поисках рынков сбыта для производимой продукции, а также предоставление информации о том, какие продукты востребованы на различных экспортных рынках. Теми видами поддержки экспорта, которые относятся к кругу деятельности АПЭ, в России занимается Министерство экономического развития и торговли. Поскольку соответствующей статьи бюджетной классификации в нашей стране нет, сложно судить о том, насколько финансирование данной деятельности отвечает международной практике. В целом можно сделать вывод, что как таковое агентство по продвижению экспорта в России отсутствует.
В настоящее время в Российской Федерации государственная финансовая поддержка экспорта промышленной продукции определяется приоритетами международного сотрудничества, осуществляется в области предоставления кредитов правительствам иностранных государств и распространяется в основном на крупные комплектные поставки, строительство объектов за рубежом и содействие в рамках военно-технического сотрудничества. К основным факторам, сдерживающим развитие отечественного экспорта промышленной продукции, относятся: высокие риски финансовых потерь экспортеров при проведении экспортных операций; невыгодные условия кредитования экспортных операций. В Российской Федерации в целях совершенствования кредитования и гарантирования внешнеэкономических операций создано закрытое акционерное общество "Государственный специализированный Российский экспортно-импортный банк" (ЗАО "Росэксимбанк"), которое является агентом Правительства Российской Федерации по осуществлению государственной финансовой (гарантийной) поддержки экспорта промышленной продукции. Масштабы капитализации и финансовой деятельности отечественного Росэксимбанка значительно уступают ЭКА как развитых, так и многих развивающихся стран. Его уставный капитал составляет около 40 млн долл., а, например, Эксимбанка Китая - 408 млн долл[7].
Другим методом государственной поддержки экспорта является использование системы налогового кредитования экспортеров по НДС. Во всех странах-экспортерах действует механизм, позволяющий национальным экспортерам использовать в производстве товары, закупленные на внутреннем рынке без уплаты или с возмещением внутренних налогов с оборота, что обеспечивает ценовую конкурентоспособность экспортируемых товаров на мировых рынках. Существует два основных механизма освобождения экспортеров от бремени НДС - система налогового кредитования экспортеров по НДС и система возмещения уплаченного НДС. При использовании системы налогового кредитования экспортеров по НДС все зарегистрированные предприятия-экспортеры получают налоговый кредит в размере НДС, уплаченного ими при закупках на внутреннем рынке. В конце каждого отчетного периода экспортеры суммируют весь объем НДС, уплаченного при покупке расходных материалов и комплектующих у местных поставщиков, вычитают эту сумму из общего объема налоговых платежей за данный отчетный период, а затем выплачивают государству лишь полученную разницу. В рамках системы возмещения уплаченного экспортерами НДС для поддержания стабильного функционирования предприятий-экспортеров, а также с целью минимизации бюджетных расходов экспортеры обязаны вести специальные регистры НДС, уплаченного при покупке материалов и комплектующих, которые были использованы при производстве товаров на экспорт. Данные регистры подтверждают их право на возмещение НДС.
Особого внимания требует вопрос нетарифного регулирования экспорта, к которому относится квотирование и лицензирование. Квотирование - регулирование внешнеэкономической деятельности путем ограничения вывоза отечественной продукции определенным количеством или суммой на установленный период времени. Квоты делятся на: глобальные и индивидуальные. Глобальное квотирование - на определенный период времени устанавливается лимит на количество или стоимость товара, который экспортируют вне зависимости от страны экспортера. Такой вид квотирования используется редко, поскольку существует опасность потерять рынки импортеров. Индивидуальное квотирование - устанавливается в рамках глобальной квоты; существует разделение, учитывающее доли импортеров в предыдущем году или обязательство покупать определенное количество товаров (на основе двусторонних соглашений). Чаще всего индивидуальные квоты носят сезонный характер, т.е. вводятся на определенный промежуток времени (например, в осенние периоды, когда реализуется продукция нового урожая). Лицензирование может быть как составной частью квотирования, так и самостоятельным инструментом регулирования. Лицензирование является основной формой осуществления экспортного контроля, т.е. контроля за экспортом товаров военного и двойного назначения(товаров, которые могут использоваться как в мирных, так и в военных целях), экспорт которых может угрожать национальной и международной безопасности. Кроме того, лицензирование используется в экологических целях для сохранения редких видов животных и растительного мира. Так, лицензионный контроль установлен за экспортом диких животных, слоновой кости, рогов, копыт, кораллов, коллекционных материалов по минералогии и биологии.
Другой альтернативой реализации государственной поддержки экспорта является метод тарифного регулирования. При осуществлении экспортной операции таможенному обложению подлежат вывозимые из России товары во все без исключения государства, причем ставки экспортных пошлин едины для всех стран мира. Экспортный тариф России представляет перечень товаров с указанием ставок пошлин, а также перечень товаров, вывозимых из страны беспошлинно. Цель экспортного тарифа: регулирование внутрихозяйственной экономической политики и приспособление к мировой конъюнктуре. Вывозные пошлины удорожают экспорт, а иногда делают его менее выгодным, чем продажу товаров на внутреннем рынке. Это может привести к сокращению экспорта. Не все субъекты платят экспортные пошлины. Так предприятие, в уставном фонде которого содержится не менее 30% иностранного капитала, имеет права экспортировать продукцию собственного производства без уплаты пошлин. Особые (льготные) таможенные пошлины в настоящее время действуют также в нефтяной и газовой промышленности[8].
Ситуация, сложившаяся к настоящему времени в экспортном секторе экономики России, свидетельствует, что ни объем, ни форма государственной поддержки экспортоориентированных производств не могут считаться удовлетворительными и достаточными для формирования предпосылок осуществления активной экспортной экспансии на внешних рынках. Решение данной проблемы как важнейшей составляющей развития национального хозяйства в целом представляет для России крайне важное значение. Расходы на содействие развитию экспортного потенциала в России не только значительно ниже тех, что имеют место в промышленно развитых и ряде развивающихся странах, но и ниже утвержденных показателей в собственных программах развития национального экспорта. Российское государство обязано найти финансовые ресурсы для диверсификации экономики и проведения макроэкономической политики в интересах всего общества и укрепления позиции страны на международной арене. Либо государство сумеет изыскать необходимые средства в предстоящие годы, либо нашей стране придется отказаться от идеи эффективного участия в международном разделении труда в новом веке, остаться топливно-энергетическим придатком развитых государств. Проведенный анализ свидетельствует о важности государственных мер по поддержке экспорта в России. Они способствуют диверсификации российской экономики и повышению конкурентоспособности отечественной продукции на мировых рынках, приближают институциональную организацию внешнеторговой деятельности к международным стандартам и характеризуются высокими показателями ожидаемой эффективности.
Информация о работе Анализ экспортного потенциала РБ в условиях нестабильной экономики