Анализ экономического роста в национальной экономике России

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 14:28, курсовая работа

Описание работы

Предметом исследования являются типы, факторы и модели экономического роста.

Целью курсовой работы является исследование сущности экономического роста и структурных сдвигов.

Экономический рост является одной из самых важных частей экономического развития общества, а также социально – культурного, политического и т.д.

Содержание

.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА…………………………………………. 5
1.1 Сущность экономического роста…………………………………….7
1.2 Факторы экономического роста……………………………………..10
1.3 Модели экономического роста………………………………………15
2. АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА В НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ РОССИИ…………………………………………………22
2.1 Характеристика состояния и анализ экономического роста в национальной экономике России………………………………………..25
2.2 Диагностика проблем экономического роста……………………….42
3. НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА…………...46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………50
Список литературы………………………………………………………..

Работа содержит 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 94.67 Кб (Скачать)

     2.2 Диагностика  проблем  экономического роста

     В России наблюдаются некоторые улучшения  по ряду направлений развития. Отмечается рост валового внутреннего продукта, есть улучшения в развитии промышленности. Увеличились инвестиции, имеет место небольшое снижение инфляции. Отмечаются отдельные позитивные сдвиги и в социальной сфере: выросли зарплаты, пенсии, пособия, в целом имеется рост денежных доходов в среднем на душу населения. Есть определенные успехи в реализации приоритетных национальных проектов.

     Между тем нельзя не замечать, что на фоне отдельных улучшений по ряду направлений  в целом коренных и качественных изменений в экономике и социальной сфере за последний год не произошло.

     В 2006 г. удалось существенно нарастить  темпы экономического роста. И хотя рост ВВП в 2006 году оказался на 0,4% выше, чем в 2005 году, он остается существенно  ниже роста, достигнутого в 2003-2004 годах. При этом основной движущей силой  роста ВВП стали: растущий жилищный сектор экономики, увеличение объема выпуска  низкотехнологичной продукции, рост в сырьевых отраслях, а также благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура.

     Одна  из проблем обеспечения экономического роста в России сокращение промышленного производства. В 2005 году, темпы роста промышленного производства сократились наполовину по сравнению с 2004 годом (с 8,3% до 4%). При этом нерешенной остается основная проблема отрасли - нет прогресса в модернизации основных фондов российских предприятий на фоне обострения конкуренции отечественной промышленной продукции с импортом.

     В последние время рост достигается  за счет действующих предприятий, новые  мощности, как правило, не вводятся, а лимиты работающих практически  исчерпаны. Средний возраст оборудования к 2003 г. достиг 27 лет (в развитых странах средний возраст мощностей не превышает 12 лет).

     Основной  рост экономики и экспорта по-прежнему опирался на добывающие отрасли, что  дает только формальный повод говорить о каких-либо успехах. Формируя государственный бюджет за счет добычи и экспорта сырья, мы лишаем перспектив будущие поколения россиян.

     Сейчас  мы движемся по тупиковому пути гипертрофированного  развития сырьевого сектора. Единственный способ решения проблемы - изъятие  сырьевой ренты и снижение за счет этого налогового бремени в обрабатывающих секторах.

     Продолжается  деградация сельскохозяйственного  производства. Так, в 2005 году рост агропромышленного  производства был в 1,5 раза ниже, чем  в 2004 году. В стране продолжается сокращение посевных площадей и поголовья скота. Неуклонно снижается производство некоторых видов продукции. Все  это происходит на фоне стремительно растущего импорта продовольствия.

     Прямые  иностранные инвестиции имеют огромное значение для развития стран с  низким и средним уровнем дохода на душу населения. В 2006 году доля инвестиций в основной капитал в российском ВВП составила всего 13,5%. По этому  показателю мы существенно отстаем  даже от стран СНГ, где доля производственных инвестиций в ВВП составляет более 22%, не говоря уже об интенсивно развивающихся  индустриальных странах.

     В большинстве современных рыночных экономик малые и средние предприятия (не больше 50 работников являются главной  движущей силой развития, конкуренции  и инновационных процессов). Требуется снятие барьеров выхода на рынок (регистрационный и лицензионный режимы, система разного типа административных разрешений, согласований и запретов), существование которых убивает всякую инициативу малого бизнеса к активному развитию.

     Не  смотря на факт, что Россия и некоторые другие страны СНГ провели достаточно радикальные налоговые реформы, особенно в отношении прямого налогообложения, необходима дальнейшая расчистка всей налоговой системы и радикальные изменения в области налогового администрирования. В России (это касается также и многих развивающихся стран) оно очень часто используется для извлечения административной ренты, политического давления на бизнес, а также как инструмент реализации конкурентных интересов одних групп бизнеса против другим.

     То  же самое относится и к таможенной системе и таможенному администрированию, а также к разного типа административным полициям и инспекциям, преследующим предприятия многочисленными проверками и штрафами.

     Еще одна проблема, мешающая нормальному  экономическому росту, - коррупция. Борьба с коррупцией в современных условиях превращается в необходимый и  довольно мощный фактор ускорения экономического роста в стране.

     Россия  в настоящее время несет бремя, от которого развитые страны в большинстве  своем свободны: это долговая зависимость. Будучи нетто-должником, обеспечить конкурентное по качеству развитие и встать вровень  с ведущими промышленными державами  чрезвычайно трудно. Долговая зависимость  препятствует полной мобилизации необходимых  ресурсов для прорыва на высшую технологическую  ступень, ощутимо противодействует становлению такой экономической  системы, которая отвечала бы насущным задачам и стратегическим приоритетам  развития производительных сил, подчиняет  экономическую политику не столько  внутренним, сколько внешним интересам  и зарубежному капиталу.

     Не  стоит забывать и об инфляции. Инфляция несет обесценивание не только валюты, но и стимулов к труду, всей системы  макроэкономического регулирования  в целом

     В 2004 году официальная инфляция составляла 11,7%, при этом на 2005 год правительство  России брало на себя обязательство  удержать инфляцию в пределах 8%. Эта  задача не решена ни в 2005 году (инфляция - 10,9%), ни в 2006 году (инфляция - 9%). Правительство  России расценивает прошлогодний показатель как однозначную финансовую победу. Однако при ближайшем рассмотрении эта "победа" оказывается пирровой.

     Сегодня инфляцию опережают не только рост цен и тарифов ЖКХ, но и увеличение стоимости минимального набора продуктов  питания. Именно эти две статьи составляют основу потребительской корзины  наименее обеспеченных граждан. И именно поэтому инфляция ударяет по бедным гораздо сильнее, чем по более  обеспеченным слоям населения. Так, стоимость минимального набора продуктов  питания выросла за 11 месяцев 2006 года на 9,2%, а рост тарифов на услуги ЖКХ составил 17,5%. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3. НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ  ПОЛИТИКИ ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ  ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА

     По  поводу методов государственного регулирования  экономического роста существуют различные  точки зрения. Кейнсианцы рассматривают экономический рост преимущественно с точки зрения факторов спроса. Обычно они объясняют низкие темпы роста неадекватным уровнем совокупных расходов, который не обеспечивает необходимого прироста ВНП. Поэтому они пропагандируют политику ”дешевых денег”, рекомендуя устанавливать низкие ставки процента как средство стимулирования капиталовложений. При чрезмерном экономическом росте кейнсианцы предлагают использовать финансово-бюджетную политику для ограничения правительственных расходов и потребления, чтобы высокий уровень капиталовложений не приводил к инфляции.

     В противоположность кейнсианцам сторонники ”экономики предложения” делают упор на факторы, повышающие производственный потенциал экономической системы. В частности, они призывают к снижению налогов как средству, стимулирующему сбережения и капиталовложения, поощряющему предпринимательскую активность, что, впрочем, не противоречит и кейнсианской политике.

     Зарубежные  сторонники ”экономики предложения” выступают за введение единого налога на потребление в качестве полной или частичной замены личного  подоходного налога. Смысл этого  предложения состоит в ограничении  потребления и стимулировании сбережений. В отношении капиталовложений эти  экономисты обычно предлагают уменьшить  или отменить налог на прибыли  корпораций, предоставить значительные налоговые льготы на инвестиции. Такая  мера была бы особенно полезна в  настоящее время в российской налоговой политике, поскольку российские хозяйственники, пользуясь бесконтрольностью государства и его нетребовательностью к ведению бухгалтерского учета, в массовом масштабе сводят прибыль к несущественному уровню.

     В общем случае можно сказать, что  кейнсианцы уделяют больше внимания краткосрочной цели поддержания необходимого уровня реального ВНП, воздействуя на совокупные расходы. В отличие от них сторонники ''экономики предложения'' отдают предпочтение долгосрочным перспективам, делая упор на факторы, обеспечивающие рост общественного продукта при полных занятости трудоспособного населения и загрузке производственных мощностей.

     Экономисты  разных теоретических направлений  рекомендуют и другие возможные  методы стимулирования экономического роста. Некоторые из них пропагандируют индустриальную политику, посредством  которой правительство взяло  бы на себя прямую активную роль в формировании структуры промышленности для поощрения  экономического роста. Государство  может также увеличить свои расходы  на фундаментальные научные исследования и опытно-конструкторские разработки (НИОКР), стимулируя технический прогресс.

     В 1981 г. бюджетное управление Конгресса  США предложило следующий комплекс мер, направленных на повышение производительности:

     - Модифицирование налогового законодательства  с целью поощрения сбережений  и инвестиций; освобождение сбережений  от подоходного налога; налоговые  скидки на инвестиции; увеличение  начислений на амортизацию капитала.

     - Изменение государственного регулирования  в направлении использования  экономических стимулов, а не  административных методов.

     - Введение новых показателей, которые  стимулировали бы расходы на  НИОКР.

     - Модифицирование государственной  политики, с тем чтобы способствовать  повышению квалификации и адаптации  работников: обеспечение возможности  для переподготовки тех, кто  теряет работу; замена программ, предусматривающих предоставление  рабочих мест, которые не требуют  квалификации, программами профессиональной  подготовки.

     - Поощрение развития отраслей  промышленности с высокой производительностью.

     Эта программа почти не была выполнена, поскольку правительство США  не посчитало экономический рост высокоприоритетным направлением. В  менее развитых странах, в том  числе в России, такие меры по повышению производительности народного  хозяйства являются более необходимыми.

     Современная российская экономика обладает некоторыми особенностями, которые делают актуальными  иные меры обеспечения экономического роста. Главная из особенностей заключается  в том, что в отличие от многих других стран основной вклад в  прирост народнохозяйственной прибыли  России вносит не труд и не капитал, а рента от использования природных  ресурсов. На ее долю приходится 75 % общего прироста совокупного дохода России. Вклад труда в 15 раз, а капитала в 4 раза меньше. Таким образом, за счет ренты Россия получает в год 45-60 млрд долларов дохода. При отсутствии государственного регулирования вся или большая часть ренты присваивается финансовыми спекулянтами и криминальным бизнесом. Но по своей экономической сути рентный доход не имеет непосредственного отношения к предпринимательской или иной коммерческой деятельности - это та часть совокупного дохода, которая во все времена принадлежала собственникам природных ресурсов. В современном мире такими полноправными собственниками являются народы, объединенные в государства.

     Возможны  два различных варианта государственной  политики регулирования экономического роста. Первый состоит в том, чтобы  отменить излишние меры административного  регулирования, заменив их на экономические. Например, вместо того чтобы вводить абсолютные стандарты для контроля за загрязнением предприятиями окружающей среды, лучше назначать им цену за количество выбросов загрязняющих веществ. В этом случае все предприятия будут стремиться к сокращению выбросов загрязняющих веществ. Тем самым заданного сокращения загрязнения можно достичь с большей эффективностью, чем в том случае, когда все предприятия должны соблюдать одинаковые стандарты.

     Второй  вариант состоит в активном поощрении  расходов на НИОКР, что означает в  сущности инвестиции в новые знания. Это можно делать с помощью  соответствующего налогового режима, а также прямой государственной  поддержки и бюджетного субсидирования науки и образования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Экономический рост характеризуется наращиванием объема производства путем вовлечения дополнительных ресурсов в хозяйственный  оборот и качественного их улучшения

     Экономический рост измеряется темпами роста ВВП (ВНП) или темпами его прироста. В первом случае за основу берется  объем ВВП (ВНП) в предшествовавшем году, принятый за 100%, во втором - объем  производства, равный на начало года нулю. Однако как сами абсолютные величины ВВП (ВНП), так и их изменение с  течением времени указывают на экономическую  мощь страны и ее динамику.

Информация о работе Анализ экономического роста в национальной экономике России