Анализ экономического роста в национальной экономике России

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 14:28, курсовая работа

Описание работы

Предметом исследования являются типы, факторы и модели экономического роста.

Целью курсовой работы является исследование сущности экономического роста и структурных сдвигов.

Экономический рост является одной из самых важных частей экономического развития общества, а также социально – культурного, политического и т.д.

Содержание

.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА…………………………………………. 5
1.1 Сущность экономического роста…………………………………….7
1.2 Факторы экономического роста……………………………………..10
1.3 Модели экономического роста………………………………………15
2. АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА В НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ РОССИИ…………………………………………………22
2.1 Характеристика состояния и анализ экономического роста в национальной экономике России………………………………………..25
2.2 Диагностика проблем экономического роста……………………….42
3. НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА…………...46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………50
Список литературы………………………………………………………..

Работа содержит 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 94.67 Кб (Скачать)
 

     Базисной  структурной характеристикой качества выпуска продукции и фактором экономического роста является соотношение  между промежуточным потреблением и валовой добавленной стоимостью (ВДС). За 2002-2005 гг. доля ее выросла только в добыче полезных ископаемых. По обрабатывающим производствам и производству и  распределению электроэнергии, газа и воды она снижалась.

     Неконкурентный  уровень производственного потребления  связан прежде всего с устаревшим производственно-техническим потенциалом, его высоким ресурсопотреблением. Некоторое снижение пропорции промежуточного потребления и соответственно рост доли валовой добавленной стоимости наблюдаются в тех видах экономической деятельности, производство которых имеет экспортную направленность. В результате этого они имеют возможность обновления основного капитала за счет высоких валютных доходов с целью повышения конкурентоспособности на мировых рынках (добыча полезных ископаемых, рыболовство, рыбоводство).

     Динамика  отечественного производства нефти  и нефтепродуктов свидетельствует  о тенденции, начавшейся в 2005 г. и  продолжавшейся в 2006 г., постепенного наращивания  производства нефтепродуктов.

     Однако, уже на всех уровнях общества понятно, что реальный подъем народного хозяйства  может получить ускорение лишь при  осуществлении значительных инвестиций, связанных с расширением производственных мощностей на новой технико-технологической основе (приложение 3).

Приложение  3. Динамика производительности труда в экономике Российской Федерации ( в % к предыдущему году)

       Код ОКВЭД 2003 2004 2005 2006 2007
     В целом по экономике        107.0 106.5 105.5 107.0 107.0
     из неё:                                          
     Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство      A  
106.0
103.6 102.5 105.0 105.5
     Рыболовство, рыбоводство      B 102.1 104.3 99.6 101.6 101.5
     Добыча полезных ископаемых      C 109.2 107.3 106.3 102.5 102.3
     Обрабатывающие производства      D 108.8 106.3 107.1 108.1 106.5
     Производство и  распределение электроэнергии, газа и воды      E 103.7 100.4 103.7 103.2 100.3
     Строительство      F 105.3 106.9 105.9 115.8 112.8
     Оптовая и розничная  торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и  предметов личного пользования      G 109.8 110.5 105.1 110.8 105.2
     Гостиницы и рестораны      H 100.3 103.1 108.5 109.2 108.0
     Транспорт и связь      I 107.5 108.7 102.1 110.7 107.6
     Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг      K 102.5 101.3 112.4 106.2 115
 

     Ключевым  моментом сохранения устойчивых темпов роста экономики видится рост инвестиций (приложение 4). Среднегодовые темпы прироста их в основной капитал за 2000-2006 гг. превышали 11%, и объём вложений в основной капитал вырос более чем в 2 раза. Но относительно высокие значения темпов роста не совсем адекватно отражают количественные сдвиги, затушевывают реальное положение дел, создают иллюзию благополучия из-за эффекта «низкой базы» и реально малого их объёма.  

     Приложение  4. Структура инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности ( в процентах к итогу)

            1995      2000      2001      2002      2003      2004      2005      2006      2007
Инвестиции  в основной капитал - всего      100      100      100      100      100      100      100      100      100
в том  числе по видам экономической  деятельности:                                                               
сельское  хозяйство, охота и лесное хозяйство      3,7      3,0      4,0      4,6      4,1      4,1      3,9      4,8      5,1
рыболовство, рыбоводство      0,2      0,2      0,2      0,2      0,1      0,1      0,1      0,1      0,1
добыча  полезных ископаемых      14,2      18,1      19,0      16,9      16,0      15,4      13,9      14,6      15,2
из  нее:                                                               
добыча  топливно-энергетических полезных ископаемых      13,0      16,7      17,5      15,5      14,5      14,0      12,4      13,3      13,8
добыча  полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических      1,2      1,4      1,5      1,4      1,5      1,4      1,5      1,3      1,4
обрабатывающие  производства      14,8      16,3      15,9      15,9      15,6      16,4      16,4      15,6      15,4
из  них:                                                               
производство  пищевых продуктов, включая напитки, и табака      2,9      3,8      3,4      3,8      3,8      3,3      3,1      2,7      2,6
текстильное и швейное производство      0,3      0,2      0,2      0,2      0,1      0,1      0,1      0,1      0,1
производство  кожи, изделий из кожи и производство обуви      0,03      0,02      0,02      0,03      0,03      0,04      0,03      0,05      0,04
обработка древесины и произ- водство изделий из дерева      0,5      0,6      0,4      0,5      0,6      0,6      0,6      0,4      0,4
целлюлозно-бумажное производство; издательская и полиграфическая  деятельность      0,6      0,8      0,6      0,8      0,8      0,8      0,7      0,7      0,6
производство  кокса и нефтепродуктов      1,5      1,9      1,8      1,8      1,5      1,4      1,4      1,4      1,3
химическое  производство      1,4      1,4      1,5      1,4      1,4      1,3      1,6      1,7      1,6
производство  резиновых и пластмассовых изделий      0,3      0,3      0,4      0,3      0,4      0,5      0,5      0,4      0,5
производство  прочих неметаллических минеральных  продуктов      1,0      0,8      0,9      1,0      0,9      1,2      1,3      1,1      1,5
металлургическое  производство и производство готовых  металлических изделий      2,6      3,1      3,3      2,7      2,9      3,5      3,8      3,7      3,3
в том  числе металлургическое производство      2,5      2,8      2,9      2,4      2,5      3,2      3,4      3,4      2,9
производство  машин и оборудования      0,7      0,8      0,8      0,7      0,7      1,0      0,9      1,0      1,0
производство  электрооборудования, электронного и  оптического оборудования      0,7      0,6      0,6      0,6      0,6      0,6      0,5      0,5      0,5
производство  транспортных средств и оборудования      1,6      1,4      1,3      1,4      1,3      1,2      0,9      1,0      1,1
в том  числе:                                                               
производство  автомобилей, прицепов и полуприцепов      1,0      0,8      0,7      0,9      0,7      0,7      0,5      0,5      0,7
производство  судов, летательных и космических аппаратов и прочих транспортных средств      0,6      0,6      0,6      0,5      0,6      0,5      0,4      0,5      0,4
производство  и распределение электроэнергии, газа и воды      7,6      6,0      5,5      5,8      6,6      6,9      6,8      6,3      7,4
строительство      4,5      6,4      5,2      5,4      4,9      3,5      3,6      3,7      3,5
оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий  и предметов личного пользования      2,0      2,7      2,9      3,6      3,5      3,5      3,6      3,5      3,4
из  них:                                                               
торговля  автотранспортными средствами и  мотоциклами, их техническое обслуживание и ремонт      0,2      0,2      0,2      0,3      0,3      0,2      0,4      0,4      0,4
оптовая торговля, включая торговлю через  агентов, кроме торговли автотранспортными  средствами и мотоциклами      1,3      1,8      1,9      2,3      2,2      2,3      2,1      1,7      1,7
розничная торговля, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами; ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования      0,5      0,7      0,8      1,0      1,0      1,0      1,1      1,4      1,3
гостиницы и рестораны      0,8      0,8      0,7      0,7      0,4      0,3      0,4      0,4      0,3
транспорт и связь      12,6      21,2      22,2      18,5      22,3      22,7      24,5      23,6      21,9
из  них связь      1,4      2,7      3,0      3,4      4,8      5,4      5,4      4,5      4,4
финансовая  деятельность      2,5      0,8      0,8      1,0      1,2      1,4      1,4      1,1      1,2
операции  с недвижимым имуществом, аренда и  предоставление услуг      25,3      15,2      14,7      18,1      17,7      17,3      16,8      17,0      17,3
из  них научные исследования и разработки      0,4      0,5      0,5      0,7      0,7      0,6      0,5      0,5      0,5
государственное управление и обеспечение военной  безопасности; обязательное социальное обеспечение      3,2      1,5      1,5      2,0      1,6      1,7      1,6      1,7      1,6
образование      1,8      1,3      1,5      1,5      1,4      1,8      1,9      2,1      2,3
здравоохранение и предоставление социальных услуг      2,5      2,6      2,4      2,0      2,0      2,5      2,6      2,7      2,7
предоставление  прочих коммунальных, социальных и  персональных услуг      4,3      3,9      3,5      3,8      2,6      2,4      2,5      2,8      2,6
 

     Инновационное развитие — одна из трудно решаемых проблем российской экономики. Несмотря на многочисленные и давно принимаемые  решения, постановления и программы  научно-технического развития, значительных улучшений пока нет. При этом действительно  больших вложений, сопоставимых по объему с инвестиционными вложениями в странах, добившихся успехов в  научно-техническом и технологическом  развитии, не отмечается.

     В последнее время появились многие из необходимых предпосылок для  развития инновационной экономики, улучшается финансовое положение страны. При этом обнадеживающе выглядят и ближайшие перспективы обеспечения  финансовой устойчивости экономики, сохранения ее денежных сбережений; имеются в  основном достаточные для постепенного перехода к инновационному развитию заделы, интеллектуальный, технико-технологический  потенциал; развиваются финансовая и инновационная инфраструктуры; финансовые механизмы и инструменты  банковского и внебанковского финансирования приближаются к общемировому уровню; правительство многократно в программах развития экономики, постановлениях и распоряжениях декларирует необходимость перехода промышленности на инновационный путь развития, формирует программу действий, усиливает законодательно-правовую, а в некоторых случаях и налоговую поддержку этого направления.

     Фундаментом инновационного развития служит научно-технологический  потенциал в единстве с финансовым. Процессы финансирования инновационного развития в последние годы определяются рядом весомых и в то же время парадоксальных факторов, отражающих специфику российской экономики:

     ·  источники финансирования инвестиций в основной капитал переполнены в монетарном выражении. Россия располагает крупными неиспользуемыми финансовыми ресурсами, которые могли бы быть использованы на цели обновления капитала. В 2005 г. они составляли более 2,5 трлн. руб.;

     ·  финансовых ресурсов по всем источникам финансирования инвестиций используются не полностью;

     ·  структура источников финансирования инвестиций нуждается в модернизации. За годы рыночных преобразований не произошло ее развития и приближения к структуре, принятой в экономически развитых странах, т. е. она деформирована относительно передовых стандартов;

     ·  источники инвестиций слабо скоординированы и не составляют системы, работающей на единую общую цель;

     ·  удельный вес инвестиций отсчитывается от низкого исходного уровня, обусловленного длительным и тяжелым спадом. Несмотря на повышение их доли в ВВП, она составляет менее 20%;

     ·  структура финансирования затрат на технологические инновации по видам экономической деятельности непрогрессивна, искажена; низка доля финансирования начальных отправных этапов, «запускающих» весь инновационный процесс, и доминирующая доля затрат на приобретение машин и оборудования (всего 56%, главным образом импортного);

     ·  отсутствует система сквозной мотивации в новациях и инвестиционной деятельности, в том числе у предприятий - потребителей инновационной продукции;

     ·  слабо развиты дополнительные источники и формы финансирования и др.

     За  последние три года произошло  снижение инвестиционного потока в  высокотехнологичный сектор из-за видимого оттока в добывающий сектор. Так, по данным Росстата РФ, удельный вес инвестиций в высокотехнологичный сектор экономики  с 2004 по 2006 г. упал на 13%», а в добывающий сектор — вырос на 5%.

     Важнейшим инструментом, обеспечивающим финансирование и перелив капитала, в том числе  и в виды инновационной экономической  деятельности, служит налогово-бюджетная  система. За последние семь лет она  претерпевает крупные изменения. Наблюдаются  изменения в структуре поступлений  основных налогов и сборов. Структура  валовой добавленной стоимости, являющейся главным источником налогов, и структура поступлений налогов  и сборов по видам экономической  деятельности несколько отличаются. Основной составляющей ВДС, как и  поступлений по налогам и сборам, является промышленность. При этом если ее доля в ВДС в 2006 г. составляла 31%, то в структуре поступлений - 49%. Вторая составляющая - торговля, но ее доля в структуре ВДС значительно  выше, чем в налоговых поступлениях (21% против 14%). Доля транспорта и связи  в структуре ВДС выше его доли в налоговых поступлениях (10% против 8%), финансовой деятельности - немного  меньше, чем в налоговых поступлениях (4,0% против 4,9%), чего не наблюдается  по другим видам деятельности.

     Темпы роста поступлений по промышленному  производству (6%) ниже темпов роста  объема промышленной продукции (24%). По сравнению с 2005 г. удельный вес этого показателя в общих поступлениях снизился с 55 до 49%). Организации по добыче полезных ископаемых обеспечили более половины всех поступлений промышленного производства (62%>), обрабатывающие производства — 16%, сектор производства и распределения электроэнергии, газа и воды - 3%, или соответственно на 33 и 9% больше, чем в соответствующем периоде 2005 г. Вклад оптовой и розничной торговли (включая ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования) - 13,8%.

     На 30% больше, чем в 2005 г., увеличился вклад  поступлений по сектору «Транспорт и связь», что связано с ростом инвестиций.

     В условиях усиления внимания со стороны  органов государственной власти к проблемам инновационного развития страны и острой объективной потребности  в инновационном обновлении экономики  все более актуальной и необходимой  при разработке финансовых, бюджетных  и налоговых проектировок становится оценка «инновационного фактора».

     Включение «инновационного фактора» в макроэкономические, финансовые, бюджетные, налоговые расчеты  предполагает исследование и учет не только тенденций, масштабов и особенностей, присущих инновационной сфере экономики, но и четкое определение экономического содержания понятий «инновации», «инновационная деятельность», «инновационная сфера», а также методов их статистического  измерения.

     При нерациональной политике перехода от сырьевой направленности к инновационной  на начальных этапах потенциальный  поток инноваций способен нарушить стабильность экономики, а также  размыть сложившееся хрупкое  макроэкономическое и финансовое равновесие, положительную динамику последних  лет. Нововведения изменяют не только технологию и продукцию, но и саму экономическую систему в целом, не укладываясь в границы действующих производств и вызывая тем самым необходимость создания новых отраслей и видов экономической деятельности, а также перестройки, подстройки либо свертывания функционирующих смежных производств. Поэтому важны опережающие действия, подкрепленные перспективными расчетами влияния инновационного фактора на экономические процессы и налогово-бюджетную систему, важно понимание реакции налоговой системы и налогоплательщиков на происходящие и прогнозируемые изменения в результате инновационных трансформаций. Кроме того, глубокий системный анализ инновационной сферы экономики, ее финансовых возможностей и результатов для бюджетно-налоговых проектировок необходим прежде всего потому, что позволит налогам качественно выполнять одну из основных своих функций, а именно служить экономическим рычагом своевременного регулирования возникающих дисбалансов, нарушающих общее равновесие экономической системы.

     Пока  единичные компании формируют инновационные  стратегии, связанные со ставкой  на самостоятельную разработку новых  технологий, а не приобретение импортных  машин и технологий. Отсутствует системная работа с инновациями, которая включает в себя управление интеллектуальной собственностью и инновациями, создание и поддержку венчурных фондов и инновационной инфраструктуры - технопарков, технополисов и др. Очевидно, что главное не только концентрация, «выделение» ресурсов на переориентацию экономического роста на инновационную базу, а создание такой организационной структуры экономики и системы мотиваций, которые делали бы выгодными вложения в инновационную деятельность.

Информация о работе Анализ экономического роста в национальной экономике России