Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 09:54, контрольная работа
При разработке стратегии развития Российской Федерации на период до 2020 года необходимо учитывать те глобальные вызовы и угрозы, которые ожидают в перспективе не только российскую экономику, но и всё мировое сообщество.
Речь идёт о глобальных процессах и тенденциях, таких как демографический кризис и последующая трудовая миграция, развитие альтернативной энергетики и сохранение природных ресурсов, ужесточение природоохранных требований и защита экологии, повсеместное распространение и расширение возможностей сети Интернет и т.д.
Введение 3
1. Особенности современной бюджетной политики России 4
2. Национальные проекты и их роль в социально-экономических преобразованиях. 10
3. Проблемы развития малого и среднего предпринимательства 16
Заключение 22
Список использованной литературы 23
2.
Национальные проекты
и их роль в
социально-экономических
преобразованиях
Национальные проекты, реализация которых началась в России ещё в 2006 г., представляют собой важный шаг, направленный на повышение благосостояния граждан и улучшение качества жизни. Решение о реализации национальных проектов связано с намерением придать новый импульс развитию здравоохранения, образования, жилищного строительства и сельского хозяйства и обеспечить основу для повышения эффективности функционирования этих отраслей.
В связи с этим очевидно, что данные процессы возможны лишь при условии максимальной централизации системы государственного управления с последующей реализацией комплексных программ развития России. Представляется, что решению указанных задач и посвящены разработанные Председателем Правительства РФ В. В. Путиным и Президентом РФ Д. А. Медведевым такие приоритетные национальные проекты, как «Образование», «Здоровье», «Доступное и комфортное жилье — гражданам России», «Развитие агропромышленного комплекса», которые определены ими в качестве национальных приоритетов развития РФ, инвестиций в социальную сферу, направленных на «рост благосостояния людей, в завтрашний день России». Именно реализация вышеназванных проектов, по мнению ряда ученых, является материализацией экономической функции государства, и ей предстоит играть решающую роль в политическом процессе страны.
Целевое назначение национальных проектов заключается в расширении доступности образования и здравоохранения, социально-экономическом развитии села, повышении обеспеченности жильем. Это означает, что реализация национальных проектов будет непосредственно воздействовать на качество жизни населения и определять возможности человеческого развития в России. Новизна национальных проектов по сравнению с федеральными целевыми программами появившимися ранее, заключается в концентрации ресурсов на ограниченном количестве четко обозначенных приоритетных направлений и повышении ответственности исполнителей при осуществлении расходов.
В процесс реализации приоритетных национальных проектов вовлечены практически все органы государственного и муниципального управления. Однако особая роль в этом процессе отведена Президенту РФ как высшему должностному лицу нашей страны, осуществляющему фактическое руководство единой системой исполнительной власти. Именно он в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, является гарантом Основного Закона страны, прав и свобод человека и гражданина.
Большая роль в организации реализации приоритетных национальных проектов по отраслям принадлежит отдельным федеральным министерствам, службам и агентствам, которые разрабатывают и внедряют соответствующие мероприятия в рамках приоритетных национальных проектов.
На уровне субъектов РФ проводится корректировку осуществляемых мероприятий в рамках приоритетных национальных проектов, акцентируя внимание на наиболее злободневных проблемах, возникающих в различных отраслях экономики региона.
Публичность национальных проектов предполагает более активное участие экспертного сообщества и общественности в их подготовке, реализации и мониторинге. Безусловная важность национальных проектов для дальнейшего социально-экономического развития страны объясняет стремление совершенствовать их не только за счет внутренних возможностей, но и с привлечением международного опыта.
Национальные проекты представляют собой инвестиции в человеческий капитал. Вместе с тем, финансирование национальных проектов – это также возможность перехода от остаточного принципа финансирования социальной сферы к программно-проектному.
Краткосрочные риски реализации национальных проектов связаны, прежде всего с отсутствием в России опыта осуществления подобных программ. Несмотря на некоторое расширение в последние годы целевого подхода к бюджетному финансированию, программно-целевые технологии все еще остаются достаточно новыми для российской бюджетной системы. Определенную сложность представляют собой межбюджетные согласования, от своевременности которых зависит качество реализации запланированных мероприятий.
Долгосрочные риски реализации национальных проектов связаны с тем, что имеется неопределенность относительно устойчивости результатов, достигаемых в ходе осуществления национальных проектов. Конечная эффективность расходов, совершаемых в рамках нацпроектов, зависит от того, в какой мере финансирование тех или иных мероприятий способствует достижению долгосрочных целей развития образования, здравоохранения, сельского хозяйства и жилищной сферы.
Национальные проекты, представляя собой проектную форму расходования средств, подразумевают целевой характер расходов, имеют специальный орган управления проектом, а также особый механизм оценки эффективности расходов. К сильным сторонам национальных проектов, отличающим их от других форм целевого финансирования, относятся расширенные полномочия органа управления проектами, высокая степень политического контроля над расходами, публичность и персонализированная ответственность за реализацию.
Следует
обратить внимание на недофинансирование
сфер образования и здравоохранения
с очевидной тенденцией на сокращение
бюджетных расходов, о чем свидетельствуют
данные утвержденных федеральных бюджетов
на 2008 и 2009 годы и на плановый период 2010
и 2011 годов.
2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | 2011 г. | 2011
г.
к 2008 г. | ||||||
% к ВВП | % к расходам ФБ | % к ВВП | % к расходам ФБ | % к ВВП | % к расходам ФБ | % к ВВП | % к расходам ФБ | номинальный рост | реальный рост | |
Образование | 0,8 | 4,7 | 0,84 | 4,8 | 0,81 | 4,6 | 0,72 | 4,3 | 140,1 | 113,0-118 |
Здравоохранение | 0,7 | 4,0 | 0,71 | 4,0 | 0,64 | 3,7 | 0,57 | 3,4 | 127,6 | 102,9-107,6 |
Как видно из таблицы, по образованию номинальный рост федеральных затрат в 2011 г. по сравнению с 2008 г. должен был бы составить 40,1%, а реальный, т.е. с учетом инфляции за период 2008-2010 гг. – 0,5%. Это означает, что темпы роста расходов на образование растут медленнее, чем темпы роста ВВП, хотя теоретические исследования и опыт развитых стран подтверждают необходимость их опережающего роста. Более того, по самым скромным оценкам экспертов, недофинансирование в 2008 г. составило 800 млрд. руб., т.е. почти на 40% меньше существующей потребности.
Мировой финансово-экономический кризис оказал на экономику страны свое негативное влияние. Доходы в федеральный бюджет в ноябре 2008 г. сократились на 30%, а расходы выросли почти на две трети; результат – возможное появление дефицита). Тем не менее, следует отметить тот факт, что, по заявлению Президента РФ Д.Медведева на итоговом заседании Совета по реализации национальных проектов, кризис не затронул социальную сферу. Обязательства государства по национальным проектам выполнены в полном объеме.
В условиях кризиса для решения поставленных в национальном проекте «Доступное жилье» задач Правительство РФ приняло следующие меры: увеличить государственные субсидии на покупку жилья для молодых семей и молодых специалистов - налоговые вычеты при приобретении жилплощади возрастут вдвое (с 1 млн. до 2 млн. руб.); разрешить единовременное использование материнского капитала для выплаты ипотечного кредита. Кроме того, Правительство обязалось в первоочередном порядке обеспечить жильем ветеранов ВОВ, на что планирует потратить 4,7 млрд. руб. Уставный капитал Агентства ипотечного жилищного кредитования (АИЖК) возрос на 200 млрд. Таким образом, совокупный бюджет национального проекта «Доступное жилье» достигнул 1 трлн. руб.
Реализация
национального проекта «
Реализация приоритетных национальных проектов на территории Российской Федерации связана с рядом проблем. Прежде всего, отсутствует законодательная база регулирования формирования и внедрения приоритетных национальных проектов, что затрудняет возможности мобилизации усилий систем органов исполнительной власти для реализации мероприятий в рамках данных проектов. Сам статус приоритетных национальных проектов в этой связи занижен до уровня программ развития страны в отдельных отраслях экономики, к тому же урегулированных подзаконными нормативно-правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ.
Значительным препятствием на пути реализации приоритетных национальных проектов является низкий уровень исполнительской дисциплины в системе государственного управления, который не позволяет рассчитывать как на своевременное выполнение различных мероприятий в рамках указанных проектов на федеральном и региональном уровнях, так и на эффективное и рациональное использование бюджетных средств, направляемых на их финансирование.
Причем в действующем законодательстве отсутствует как единое понимание уровня исполнительской дисциплины, так и адекватные и современные критерии ее оценки. Рассчитывать на эффективные результаты реализации приоритетных национальных проектов затруднительно и вследствие высокого уровня коррупции в системе государственного управления, особенно на региональном уровне. Президент РФ Д. А. Медведев неоднократно говорил о необходимости бескомпромиссной борьбы с различными проявлениями бюрократизма и коррупции.
Несмотря на общенациональный характер приоритетных национальных проектов и чрезвычайную их популяризацию со стороны главы государства и Председателя Правительства РФ, глубокий анализ объемов финансирования мероприятий в рамках данных проектов показывает, что в 2006–2009 гг. на них была направлена всё же лишь незначительная часть свободных средств.
Для
решения проблем, связанных с
реализацией приоритетных национальных
проектов на территории Российской Федерации,
следует разработать и реализовать ряд
последовательных мероприятий. Прежде
всего, необходимо повысить статус проектов,
приняв федеральный закон, предметом которого
станут указанные проекты. Кроме того,
следует расширить перечень приоритетных
национальных проектов за счет принятия
новых аналогичных проектов федерального
и регионального значения (например, «Повышение
обороноспособности», «Экологическая
безопасность», «Развитие машиностроения
и автоматизированных систем управления»).
При этом региональные проекты должны
финансироваться как из региональных,
так и из федерального бюджетов, а их статус
необходимо закрепить законами субъектов
РФ.
3.
Проблемы развития
малого и среднего
предпринимательства
Государство объявило развитие малого бизнеса одним из приоритетов экономической политики. Опираясь на анализ зарубежного и отечественного опыта развития малого предпринимательства, можно отметить ряд преимуществ малого бизнеса:
Малые и средние предприятия располагают значительными конкурентными преимуществами, часто требуют меньше капиталовложений в расчете на одного работника по сравнению с крупными предприятиями, широко используют местные материальные и трудовые ресурсы. Собственники малых предприятий более склонны к сбережениям и инвестированию, у них всегда высокий уровень личной мотивации в достижении успеха, что положительно сказывается в целом на деятельности предприятия. Субъекты малого предприятия лучше знают уровень спроса на местных рынках, часто товары производят по заказу конкретных потребителей, дают средства к существованию большому числу наемных работников.