Актуальные вопросы экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 09:54, контрольная работа

Описание работы

При разработке стратегии развития Российской Федерации на период до 2020 года необходимо учитывать те глобальные вызовы и угрозы, которые ожидают в перспективе не только российскую экономику, но и всё мировое сообщество.
Речь идёт о глобальных процессах и тенденциях, таких как демографический кризис и последующая трудовая миграция, развитие альтернативной энергетики и сохранение природных ресурсов, ужесточение природоохранных требований и защита экологии, повсеместное распространение и расширение возможностей сети Интернет и т.д.

Содержание

Введение 3
1. Особенности современной бюджетной политики России 4
2. Национальные проекты и их роль в социально-экономических преобразованиях. 10
3. Проблемы развития малого и среднего предпринимательства 16
Заключение 22
Список использованной литературы 23

Работа содержит 1 файл

Актуальные вопросы экономики РФ контрольная.doc

— 136.00 Кб (Скачать)

Содержание 

        Введение 3

          
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

      При разработке стратегии развития Российской Федерации на период до 2020 года необходимо учитывать те глобальные вызовы и угрозы, которые ожидают в перспективе не только российскую экономику, но и всё мировое сообщество.

      Речь  идёт о глобальных процессах и  тенденциях, таких как демографический  кризис и последующая трудовая миграция, развитие альтернативной энергетики и  сохранение природных ресурсов, ужесточение  природоохранных требований и защита экологии, повсеместное распространение и расширение возможностей сети Интернет и т.д.

    Сложность и комплексность решаемой задачи, например, реализации национальных проектов, обусловила необходимость уточнения ряда методических и организационно-экономических подходов к развитию механизма финансирования национальных проектов, особенно учитывая трансформацию в настоящее время национальных проектов в государственные целевые программы.

    При этом общность задач национальных проектов определяется ориентацией на сокращение бедности и расширение доступа к ресурсам человеческого развития.

    Сегмент малого и среднего бизнеса рассматривается  отдельно от структурных преобразований российской экономики и при реализации программ поддержки оказывается в стороне.

    Основная цель данного исследования заключается в рассмотрении существующих механизмов и инструментов управления бюджетной политикой страны; схемы управления и финансированием национальных проектов; изучения современных проблем малого и среднего предпринимательства. 
 

1. Особенности современной  бюджетной политики  России 

      Бюджетная политика является составной частью экономической политики, поэтому она должна быть нацелена на проведение всесторонней модернизации экономики и создание условий для повышения её эффективности и конкурентоспособности, долгосрочного устойчивого развития, на улучшение инвестиционного климата.

      Бюджетная система в целом достаточно эффективно способствовала послекризисному восстановлению экономики, стабильному выполнению социальных обязательств государства. В 2010–2011 годах экономический рост стабилизировался на уровне около 4 процентов. Удалось существенно сократить дефицит федерального бюджета.

      В налоговое законодательство Российской Федерации были внесены изменения, направленные на осуществление инноваций, расширена поддержка исследований и разработок, также ведётся плановая работа по созданию инновационного центра «Сколково», а также по реализации других проектов.

      Средний размер пенсий за 2010 год (то есть в декабре 2010 г. по сравнению с декабрём 2009 г.) вырос почти на 23 процента, а за девять месяцев 2011 года он увеличился почти на 9 процентов. В соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации были проиндексированы социальные пособия.

      В период с 2009 по 2010 год были обеспечены жильём более 120 тысяч ветеранов Великой Отечественной войны, а к концу 2011 года получат новое жильё ещё около 40 тысяч ветеранов, которые встали на учёт до 1 января 2011 г.

      В 2010 году была принята и начала реализовываться  Программа Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года. Федеральными органами исполнительной власти разработаны отраслевые (ведомственные) планы повышения эффективности бюджетных расходов.

      Началась  работа по комплексному реформированию системы государственных и муниципальных закупок, которая должна исправить недостатки существующей системы, создав реальные препятствия для необоснованного завышения цен и коррупции. В законодательство РФ принят ряд первоочередных поправок о закупках для государственных и муниципальных нужд, начал функционировать общероссийский официальный сайт, существенно повысивший доступность и прозрачность информации о закупках. Также в законодательство готовятся изменения, направленные на формирование федеральной контрактной системы.

      Среди позитивных изменений, есть и негативные тенденции. Так многие элементы государственной политики, в том числе в бюджетной и налоговой сферах, пока не в полной мере настроены на стимулирование инновационного развития страны. Не завершено формирование условий для модернизации экономики и изменения модели экономического роста. Для бюджетной системы страны сохраняются риски, обусловленные высокой зависимостью экономики и, соответственно, бюджетных доходов от внешнеэкономической конъюнктуры.

      Система государственного управления во многом функционирует в ручном режиме, требует  постоянной подстройки. Зачастую принимаемые  меры недостаточно эффективны, поскольку  в силу оперативных изменений  не до конца прорабатываются механизмы их применения. Это касается, к примеру, сложностей с применением новых механизмов поддержки инноваций, предусмотренных налоговым законодательством Российской Федерации (повышенная амортизационная премия, дополнительный коэффициент к затратам на НИОКР).

      По-прежнему существует ряд барьеров, препятствующих созданию бюджетными научными учреждениями и образованными государственными академиями наук научными учреждениями хозяйственных обществ, занимающихся внедрением результатов интеллектуальной деятельности.

      К таким барьерам, в частности, относятся отсутствие механизмов финансовой поддержки инновационных проектов с существенной долей участия бюджетных учреждений и проблемы управления интеллектуальной собственностью.

      Отрицательные финансовые последствия глобального экономического кризиса не позволили сбалансировать принятое решение о повышении с 1 января 2011 г. суммарной ставки страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 26 до 34 процентов мерами по частичной компенсации возросшей финансовой нагрузки на работодателей, что оказало негативное влияние на перспективы экономического роста.

      Проблема  была несколько смягчена за счёт предоставления права уплаты страховых взносов  по пониженным тарифам ряду категорий организаций, но она требует системного решения, так как принятые меры имеют фрагментарный характер.

      За  последние годы многократно пересматривались процедуры размещения заказов, но практически  не развивались институты планирования заказа и исполнения государственных  контрактов. Ответственность государственного заказчика за конечные результаты закупки во многих случаях, по сути, подменялась ответственностью исключительно за соблюдение формализованных правил выбора поставщика. В малой степени используются возможности для стимулирования через систему закупок производства инновационной продукции. Искусственное занижение цен имеет очевидный обратный эффект в виде падения качества поставляемой продукции или срыва исполнения заказа.

      Инструменты программно-целевого планирования имеют  слабую увязку с формируемыми государственными программами. Пока не удается преодолеть инерцию планирования и увеличения расходов без оценки их реальной отдачи и соответствия целям государственной политики в условиях конъюнктурно высоких цен на нефть. Это является одним из факторов высокой инфляции и сохранения бюджетного дефицита.

      В ближайшие годы в России должна быть сформирована новая модель экономического роста, основанная в значительной степени  на частной инициативе, постоянных инновациях, эффективной системе  предоставления публичных услуг, качественной финансовой и производственной инфраструктуре.

      Важнейшей предпосылкой и условием для формирования новой модели экономического роста  является долгосрочная сбалансированность и устойчивость бюджетной системы.

      В отличие от стран с более диверсифицированной экономикой Россия не может позволить себе иметь хронический дефицит бюджета и высокий уровень государственного долга, ставящих национальную экономику в зависимость от внешних условий и «вымывающих» из неё инвестиционные ресурсы.

      При высоком уровне цен на нефть необходимо накапливать резервы, обеспечивающие «подушку безопасности» в случае внешнеэкономических шоков. Опыт 2008–2010 годов доказал правильность такого подхода к бюджетной политике.

      Макроэкономическая  стабильность, низкая инфляция, умеренная налоговая и долговая нагрузка, возможности для привлечения долгосрочных кредитных ресурсов могут и должны стать важнейшими конкурентными преимуществами России, обеспечивающими приток инвестиций, внедрение инноваций, модернизацию экономики и, соответственно, расширение возможностей для решения социальных задач.

      Исходя  из этого, необходимы системные действия по следующим ключевым направлениям:

      Во-первых, нужно интегрировать бюджетное планирование в процесс формирования и реализации долгосрочной стратегии развития страны.

      Не  позднее 2012 года необходимо утвердить долгосрочный экономический прогноз, стратегию долгосрочного развития России и увязанную с ней бюджетную стратегию. В ней должны быть предусмотрены критерии и процедуры оценки рисков устойчивости бюджетной системы.

      Во-вторых, следует закрепить, начиная с 2015 года правила использования нефтегазовых доходов и ограничения на размер дефицита федерального бюджета.

      В-третьих, на 2012–2013 годы требуется снижение ставок страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 34 до 30 процентов, а для малого бизнеса и некоммерческих организаций, осуществляющих основную деятельность в области социального обслуживания населения, а также благотворительных организаций и организаций, применяющих упрощённую систему налогообложения, – до 20 процентов.

      В-четвертых, российская налоговая система должна отвечать современным вызовам в условиях глобализации экономики, обеспечивать справедливое налогообложение доходов экономических агентов и способствовать устойчивому развитию России как федеративного государства.

      Требуется повысить роль налогов, взимаемых с  компаний, работающих в нефтегазовом секторе, а также в алкогольной  и табачной отраслях. Одновременно необходимо принять решения для  ускоренного введения налога на недвижимость и расширения патентной системы налогообложения малого предпринимательства.

      В-пятых, бюджетная политика должна быть нацелена на улучшение условий жизни человека, адресное решение социальных проблем, повышение качества государственных и муниципальных услуг, стимулирование инновационного развития страны.

      В качестве одного из основных источников для обеспечения решения поставленных задач следует рассматривать  увеличение доходов от распоряжения имуществом, находящимся в федеральной  собственности.

      В-шестых, необходимо повысить отдачу от использования государственных расходов, в том числе за счёт формирования рациональной сети государственных учреждений, совершенствования перечня и улучшения качества оказываемых ими услуг.

      Так 1 января 2012 г. завершается переходный период введения новых форм оказания и финансового обеспечения государственных услуг на федеральном уровне, 1 июля 2012 г. – на региональном и местном уровне.

      Нужно заблаговременно принять все  необходимые для этого решения, качественно сформировать государственные и муниципальные задания для бюджетных и автономных учреждений и нормативы их финансового обеспечения.

      В-седьмых, должна быть существенно снижена роль государства в непосредственном управлении экономическими активами. Правительству Российской Федерации необходимо определить график приватизации крупных пакетов акций в ключевых контролируемых государством компаниях, предусмотрев снижение доли участия до уровня ниже контрольного пакета акций или отказ от такого участия, за исключением ряда организаций, работающих в инфраструктурных секторах или непосредственно связанных с обеспечением безопасности государства.

      И в заключении, - требует кардинальной перестройки система государственных закупок. Прежде всего целесообразно установить требования, обеспечивающие информационную открытость конкурсов, которые готовятся проводить указанные заказчики, недопустимость необоснованных ограничений конкуренции участников (товаров), а также публичность результатов этих конкурсов. Всё это позволит достигнуть в будущем значительных положительных результатов от проведения бюджетной политики России. 
 
 
 

Информация о работе Актуальные вопросы экономики