Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 14:25, курсовая работа
Практически все страны мира, проводя экономические преобразования, прибегают к внешним источникам финансирования. Рациональное использование иностранных займов, кредитов и помощи способствует ускорению экономического развития, решению социально-экономических проблем. Однако отсутствие целостной государственной политики по привлечению и использованию внешних финансовых ресурсов ведет к образованию внешней задолженности, которая становится серьезным препятствием на пути экономических преобразований.
Экономические события последних лет, обусловили переход вопросов управления государственным долгом в разряд первостепенных. Более того, можно с уверенностью утверждать, что данная тема будет оставаться важнейшим предметом для обсуждения и в ближайшей перспективе.
Цель курсовой работы: показать проблематику внешней задолженности России, ее зависимость от этого долга и перспективы развития ситуации.
Введение 2
1. Определение и значение внешней задолженности 3
1.1. Определение государственного долга 3
1.2. Влияние внешней задолженности на российскую экономику 4
2. Формирование внешнего долга, кредиторы России 9
2.1. Внешняя задолженность СССР 9
2.2. Внешняя задолженность России 10
2.3. Парижский клуб 14
2.4. Лондонский клуб 18
2.5. Международный валютный фонд 20
2.6. Коммерческие кредиторы. 20
2.7. Всемирный Банк 22
3. Обслуживание и урегулирование внешнего долга России 23
Заключение 28
Библиография 31
- целесообразным
представляется эмиссия
Основополагающее влияние на эффективность государственной политики по обслуживанию внешнего долга оказывает, как известно, доверие к властям. Если такое доверие есть, гораздо шире выбор возможных долговых инструментов, выше гибкость долговой политики, а цена ошибки минимальна. Чем ниже уровень доверия к властям, тем большая ответственность ложится на правительство при формировании политики по погашению внешней задолженности и более велика "цена ошибки". В России эта цена непомерно высока.
Свою точку зрения на проблему внешней задолженности высказал доктор технических наук, профессор, академик РАЕН Константин Лазарь. По его словам, "проблема с выплатой внешнего долга может быть относительно безболезненно решена при ежегодном росте экономики на 7-10 процентов. Но рост экономики прекратился. Выход один - реструктурировать долги, часть их списать. Наверное, нет смысла напоминать, что, если будут сохранены нынешние условия обслуживания внешнего долга, страна лишится перспектив экономического роста […] В целом в управлении долгом и контроле за ним порядка нет. Взять и просто отдать долги - ума много не надо. А надо основательно проработать высказанную Владимиром Путиным идею: "Мы будем платить по долгам, но было бы целесообразным, если бы эти платежи направлялись назад в качестве инвестиций в российскую экономику". Особая тема - должники России. Больше всех нам должна Куба - $28 млрд. (Кубинский долг вместе с монгольским и вьетнамским составляет более 40 процентов всего долга) Помимо них должны еще 54 страны, примерно $150 млрд. Но официально на сегодняшний день задолженность составляет около $35 млрд., поскольку при вступлении в Парижский клуб в качестве страны-кредитора мы согласились со списанием от 70 до 90 процентов задолженности своих должников. Мы списали, а нам почему не списывают? ".
На сегодняшний
день в мировой практике не существует
прецедента радикального решения проблемы
внешней задолженности. Многочисленные
реструктуризации, проведённые, например,
в странах Латинской Америки,
несколько смягчили проблему, однако
до конца её так и не решили. Кризис
внешней задолженности в
Активизация проведения
структурных реформ в стране, диверсификация
экономики, бюджетная реформа, формирование
стабилизационного фонда
Наибольшее значение для долговой политики будут играть следующие обстоятельства:
1. Продолжение
налоговой реформы,
2. Реформирование
межбюджетных отношений,
3. Создание стабилизационного
фонда, формирующегося за счет
части доходов федерального
4. Проведение широкого спектра структурных реформ, вызывающих дополнительную нагрузку на бюджетные расходы.
В этой связи основными факторами, влияющими на реализацию политики в области государственного долга, будут являться:
1. Снижение в
ближайшие годы значения
2. Выполнение
обязательств по погашению и
обслуживанию долга в
3. Неопределенность
внешнеэкономической
4. Возможность
возникновения внешних
Заключение
С самого начала экономических реформ государство имело устойчивую склонность тратить средств больше, чем оно в реальности располагало. Если тратится больше, чем имеется, то непременно должен быть источник, откуда черпается недостающее. Поначалу в соответствии с привычками недавнего советского прошлого припадали к печатному станку. Ценой этому была кратная годовая инфляция и в итоге "черный вторник" октября 1994 г., заставивший, наконец, осознать ядовитую сущность эмиссионного родника. Из других источников природа могла предложить только один - брать в долг. После "дефолта"1998 года, тяжелое финансовое положение страны и невозможность в срок выполнять свои обязательства привели к неспособности государства выплачивать долги. Дальнейший рост основного долга обуславливался неспособностью выплачивать как основную сумму долга, так и нарастанием долга уже по процентам.
Чем обременительнее для страны накопленный внешний долг, тем в большей мере его обслуживание вовлекается во взаимодействие с функционированием всей национальной экономики и ее финансовой сферы.
Обозначим характер
взаимодействия внешних заимствований
с соответствующими сферами экономики
страны. Прежде всего, важен характер
опасности чрезмерного роста
внешнего долга с позиций
В условиях обременительного
внешнего долга существенно возрастают
трудности в укреплении доверия
к национальной валюте, противодействии
инфляции, в обеспечении необходимыми
валютными резервами и валютной
конвертируемости. Особое место при
этом занимает вопрос о возможных
неблагоприятных последствиях в
случае чрезмерной девальвации национальной
валюты, относительно занижения ее
реального курса. Увеличение в подобных
условиях реального бремени платежей
по внешнему долгу подтверждается практикой
ряда стран. Одним из элементов управления
внешним долгом страны является разработка
программы внешних
Ограничителем размеров внешних заимствований может служить установка на поддержание в определенных пределах показателей долговой зависимости, используемых в мировой практике, в том числе на основе сопоставления задолженности и долговых платежей с ВВП и экспортом.
Можно сделать вывод:
· понятие и
сущность государственного внешнего долга
тесно переплетаются с
· понятие внутреннего и внешнего долга постепенно смыкаются. Этот процесс ускоряется при использовании такой формы заимствования, как выпуск ценных бумаг, в том числе номинированных в валюте;
· причинами возникновения внешнего долга, как правило, являются тяжелые периоды для экономики: войны, спады и т.д.;
· большую часть российского долга (в том числе долга СССР) составляют краткосрочные заимствования, именно из-за этого на протяжении последних десяти лет так часто возникал вопрос о реструктуризации задолжности;
· погашению и обслуживанию долга в настоящее время уделяется приоритетное значение;
· правительство
стало осознавать проблему предстоящих
значительных выплат по внешнему долгу
в ближайшие годы. Об этом свидетельствует
прописанный в бюджете механизм
создания финансового резерва, и
заявления руководства страны о
досрочном погашении
· выдаваемые Росии кредиты принесли ей мало пользы, но привели к увеличению долгового бремени.
Основываясь на сделанных выводах, следует предпринять следующие действия:
· создать систему эффективного (минимизирующего совокупные издержки и максимизирующего сокращение номинального объема долга и ускорение экономического роста) управления государственным долгом;
· для сглаживания платежей в предстоящие годы провести опережающие погашения части долговых обязательств;
· необходимо создание особого агентства по управлению государственным долгом.
При последовательном проведении указанных мероприятий в течение предстоящего десятилетия угроза долгового кризиса будет устранена, долговая проблема в ее нынешнем виде перестанет существовать, а темпы экономического роста будут высокими.
Библиография
1. Андрианов В. Проблемы внешней задолжности России // Маркетинг. - №3. - 2003. - с.23-27.
2. Андропов Д. Внешний долг - угроза национальной безопасности // Бюллетень ГНИИ Системного анализа счетной палаты РФ - статья от 31.03.03.
3. Астапов К.
Управление внешним и
4. Баринов А.
Трудности прогнозирования
5. Белоусов Д.,
Солнцев О. Об использовании
ресурсов Стабилизационного
6. Белоусов Д.
Сценарии экономического
7. Богомолов
О. Сложный путь интеграции
России в мировую экономику
// Мировая экономика и
8. Воронцов Г. Рынок долгов // Рынок ценных бумаг. - №18. - 2005. - с. 20-23.
9. Гнедовнц Д. Кредитные попечители // Профиль. - №11. - 2006. - с.78-82.
10. Дыкин А., Барановский В. Россия и мир // Профиль. - №1. - 2006. - с.30-35.
11. Зиядуллаев Н. СНГ в глобальной экономике: стратегия развития // Мировая экономика и международные отношения. - №4. - 2005. - с.29-34.
12. Кудрин А. Государственный долг России. Перемена декораций // Рынок ценных бумаг. - №3. - 2006. - с.22-30.
13. Кузнецов Отношения России с МВФ // Мировая экономика и международные отношения. - №7. - 2002. - с.46-52.
14. Панфилов В.
Денежно-финансовое
15. Соснин А.
Тяжесть бремени
16. Третьяков
В. Рейтинг относительной
17. Федулова Н.
Россия - СНГ: время собирать камни
// Мировая экономика и
18. Аргументы и факты, 2002. №14. с.3
19. Официальный сайт Министерства Финансов РФ: www. minfin. ru.
20. Официальный
сайт Государственного
21. Публикация на www. vesti. ru от 10.09. 2003.