Актуальные проблемы внешнего долга

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 14:25, курсовая работа

Описание работы

Практически все страны мира, проводя экономические преобразования, прибегают к внешним источникам финансирования. Рациональное использование иностранных займов, кредитов и помощи способствует ускорению экономического развития, решению социально-экономических проблем. Однако отсутствие целостной государственной политики по привлечению и использованию внешних финансовых ресурсов ведет к образованию внешней задолженности, которая становится серьезным препятствием на пути экономических преобразований.
Экономические события последних лет, обусловили переход вопросов управления государственным долгом в разряд первостепенных. Более того, можно с уверенностью утверждать, что данная тема будет оставаться важнейшим предметом для обсуждения и в ближайшей перспективе.
Цель курсовой работы: показать проблематику внешней задолженности России, ее зависимость от этого долга и перспективы развития ситуации.

Содержание

Введение 2
1. Определение и значение внешней задолженности 3
1.1. Определение государственного долга 3
1.2. Влияние внешней задолженности на российскую экономику 4
2. Формирование внешнего долга, кредиторы России 9
2.1. Внешняя задолженность СССР 9
2.2. Внешняя задолженность России 10
2.3. Парижский клуб 14
2.4. Лондонский клуб 18
2.5. Международный валютный фонд 20
2.6. Коммерческие кредиторы. 20
2.7. Всемирный Банк 22
3. Обслуживание и урегулирование внешнего долга России 23
Заключение 28
Библиография 31

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 54.29 Кб (Скачать)

Еще $30 млрд. задолженности  было накоплено Союзом в 1988 - 1991 годах, - когда западные государства предоставили СССР ряд многомиллиардных кредитов. Следует напомнить, что лидеры ведущих государств Западной Европы пошли на предоставление СССР кредитов, не обнаруживая своих подлинных целей, и перед руководством СССР не ставилась задача провести радикальные экономические реформы в СССР, что сегодня называется настоящей причиной предоставления этих кредитов. Западные государства, предоставляя СССР, а затем Российской Федерации кредиты, по сути, оплачивали этими средствами определенные политические решения руководства СССР, а затем и руководства Российской Федерации. Договор о правопреемстве в отношении внешнего долга и активов Союза ССР, был подписан бывшими союзными республиками 4 декабря 1991 г. Предполагалось, что каждое из государств будет нести свою долю ответственности по внешнему долгу, а также иметь соответствующую долю в активах бывшего СССР. (7 стран бывшего СССР не поставили свои подписи под Договором).

По официальным  данным, признанный Россией советский  долг составил в 1991 году 95,1 млрд. долл. Долг иностранным правительствам составлял 57,2 млрд. долл. Половина внешней задолженности  бывшего СССР приходилась на кредиты, 20,5% были обусловлены расчетами за поставку товаров в рамках СЭВ.

На краткосрочную  задолженность приходилось около 20% всей суммы долга. Именно с расчетами  со странами СЭВ связаны значительные расхождения, поскольку цены на экспортируемые российские товары были занижены, в  то время как цены на продукцию  стран Восточной Европы по политическим соображениям завышались. Заимствования  с 1991 по 2000 год оцениваются на уровне 60 млрд. долл. Из всей суммы долга  только 33% задолжности переоформлены в долговые инструменты, которыми легко управлять. Остальная часть представлена межгосударственными обязательствами, в отношении которых ведутся трудные переговоры. На 2006 год долг бывшего СССР составлял 34,5 миллиардов долларов США.

2.2. Внешняя задолженность  России

В результате принятия на себя всех обязательств бывших Советских  республик по погашению внешнего долга СССР, внешний долг России, составлявший на начало 1992 года $57 млрд. достиг в начале 1993 $96.6 млрд. и сравнялся со всем годовым ВНП страны. К концу 1993 года обязательства России составили уже более $110 млрд., увеличившись по сравнению с предыдущим годом на $15 млрд. (в первую очередь за счет привлечения займов международных финансовых организаций). Причинами стремительного роста задолженности стали: дефицитность государственного бюджета и заметное ухудшение ценовых условий внешней торговли в совокупности с сокращением экспорта. Несмотря на это, в 1993 году соотношение внешнего долга к ВНП сократилось до 65%. Для оценки остроты долговой проблемы существуют 2 базовых критерия. Первый, - на основе сопоставления задолженности и долговых платежей с экспортом, второй, - на основе их сопоставления с ВВП.

В действительности, именно от экспорта зависит поступление  валюты в страну, а значит и возможности  по обслуживанию кредитов, номинированных в иностранной валюте. Границей опасности  считается превышение суммы долга  по сравнению с экспортом в 2 раза, повышенной опасности - в 3 раза. Также  границей опасности считается отношение  процентных платежей к экспорту 15 - 20%, границей повышенной опасности: 25-30%.

Отношение размера  государственного долга к валовому внутреннему продукту (ВВП) - основной показатель финансовой устойчивости государства. В 2000 году внешний долг России сравнялся  с ВВП (на тот момент Россия по этому  показателю стояла в одном ряду с  Мозамбиком и Эфиопией, пожалуй, самыми проблемными странами третьего Мира).

По официальным  данным Минфина на 31 декабря 1997 г. внешний  долг России составлял $123.5. млрд., из которых $91,4 млрд. - составляли долги, доставшиеся  в наследство от Советского Союза. Однако в 1998 году вновь были сделаны масштабные заимствования. К 1 июля внешний долг вырос до $129 млрд. (рост задолженности  был связан, в первую очередь, с  попытками предотвратить дефолт по внутреннему долгу). Во второй половине 1998г. произошла конвертация части  внутреннего долга во внешний - объем  задолженности на конец 1998 года составил уже - $156,6 млрд., а в 1999 году достиг своего исторического пика - $167 млрд. (более 90% ВНП в долларовом исчислении) В 1997-98 годах затраты на обслуживание долга составляли половину бюджетных  расходов.

С 2000 года благодаря  политике по обслуживанию внешних обязательств без осуществления новых заимствований  происходит постепенное (до $10 млрд. в  год) сокращение внешнего долга России. В 2000 году благодаря списанию части задолженности бывшего СССР долг сократился до $148.7 млрд., в 2001 году за счет проведенных выплат долг сократился до $138 млрд.; в 2002 - сократился до $130 млрд. В последние годы также наблюдается тенденция к сокращению внешнего долга по отношению к ВНП страны (2000г. - 62%, 2001г. - 50%, 2002 - 48%, 2004 - По оценкам Министерства Финансов к концу 2002 года внешний долг страны 31,9%, 2005 - 23,5%). По состоянию на 01 января 2003 года внешняя задолженность России составляла 122,1 млрд. долларов. За 2004 год госдолг сократился на 353,3 млрд. рублей ($5,4 млрд) и составил на 1 января 2005 года 3 трлн.172,8 млрд. рублей ($114,3 млрд), 76,5 миллиардов долларов на 1 января 2006года, в свою очередь по состоянию на 1 апреля 2007 года государственный внешний долг Российской федерации составил 50,7 миллиардов долларов США См таблицу 1.

Структура государственного внешнего долга по состоянию  на 1 ноября 2011 года[1]

Наименование Сумма, млн. долларов США Эквивалент, млн. ЕВРО
Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего СССР, принятые Российской Федерацией) 35 964,4 25 369,9
Задолженность перед официальными кредиторами — членами Парижского клуба 577,9 407,7
Задолженность перед официальными кредиторами — не членами Парижского клуба 1 484,1 1 046,9
Задолженность бывшим странам СЭВ 1 043,1 735,8
Коммерческая  задолженность бывшего СССР 57,8 40,8
Задолженность перед международными финансовыми  организациями 2 626,7 1 852,9
Задолженность по внешним облигационным займам 29 183,4 20 586,5
Задолженность по ОВГВЗ (облигации внутреннего государственного валютного займа) 1,8 1,2
Задолженность по гарантиям Российской Федерации  в иностранной валюте 24,6 17,3
Государственные гарантии Российской Федерации в  иностранной валюте 966,8 682,0
  • возможны неточности из-за округления

 

Таблица 1.

Структура государственного внешнего долга* по состоянию на 01 апреля 2007 года

* - в соответствии  с 6 статьей Бюджетного кодекса  Российской Федерации, внешним  долгом являются

обязательства, возникающие в иностранной валюте;

- возможны неточности  из-за округления.

** - Оценка внешнего  долга в евро при соотношении доллар/евро по курсу Банка России на последний день месяца перед отчетной датой.

2.3. Парижский  клуб

Парижский клуб - не институциализированное объединение стран-кредиторов (Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия, Россия, США, Финляндия, Франция, Швейцария, Швеция, Япония), созданное в 1956 году для обсуждения и урегулирования проблем задолженности развивающихся стран по государственным или имеющим государственную гарантию кредитам; Россия - член Парижского клуба с 1997 года.

Долг СССР Парижскому Клубу кредиторов на конец 1991 года составлял $37.6 млрд. В январе 1992 г. правительство РФ заключило рамочное соглашение о пересмотре календарного плана обслуживания и погашения долгов Парижскому клубу кредиторов. Далее в 1993, 1994, 1995 годах последовали три его пересмотра (многосторонние меморандумы от 2 апреля 1993г., от 4 июня 1994г., от 3 июня 1995г), связанные с обслуживанием долга в период с декабря 1991 г. по конец 1995 г.

Вслед за этими  соглашениями в апреле 1996 г. правительство  РФ подписало Меморандум (многосторонний меморандум от 29 апреля 1996г) об условиях всеобъемлющей реструктуризации11Реструктуризация долга - основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственный или муниципальный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств. внешнего долга СССР со странами - членами Парижского клуба кредиторов. Россия стала должна Клубу $38 млрд. Самое интересное в этой истории заключается в том, что если долги перед Парижским Клубом были признаны полностью, то с активами было иначе. В сентябре 1997 г. в Гонконге первый вице-премьер России А. Чубайс подписал "Меморандум о взаимопонимании... ", определяющий условия присоединения России к Парижскому клубу кредиторов. ПКК принял Российскую Федерацию в качестве "равноправного партнера", что расценивалось как "большое достижение новой российской дипломатии". По Меморандуму он от имени России добровольно отказался от половины финансовых активов, простив их российским должникам по предложению Парижского клуба. Они были пересчитаны по финансовой методике Международного валютного фонда, которая учитывает средний уровень доходов государств, их валовой внутренний продукт на душу населения и другие критерии. Исходя из такой методики, России навязали списание активов на 60 млрд. долларов. Это первый итог.

Правительство России взяло на себя обязательства  обслуживать долг по процентной ставке 7% годовых, что составляло около 2,7 млрд. долларов ежегодных выплат Парижскому клубу. (Заметим, что даже Советскому Союзу - США, Франция и другие страны-кредиторы  предоставляли внешние займы  по ставке 1,5 - 2% годовых)

Другим ущемляющим интересы России условием Соглашений стало обязательство о первоочередности оплаты процентов и штрафов за просрочку процентных платежей. И, наконец, в соответствии со статьями "о  равном подходе", включенными во все Соглашения с кредиторами  Парижского клуба, наша страна фактически была лишена возможности ведения  самостоятельных переговоров с  любым из кредиторов о досрочном  погашении или списании долга, в том числе путем денежных или товарных взаиморасчетов. Это ограничение закрыло для России "двери" по урегулированию долга и автоматически обязало выплачивать высокую процентную ставку по кредитам СССР до 2020 года. Это второй итог вступления России в Парижский клуб кредиторов".

В середине 2004 года для покрытия бюджетного дефицита Германия разместила облигации Aries, получение дохода по которым привязано к выплате российского долга перед эмитентом по соглашению с Парижским клубом. О выпуске этих бумаг российское правительство было уведомлено в последний момент, что, конечно, вызвало его неудовольствие. Механизм досрочного погашения долга стал разрабатываться во многом именно потому, что Германия могла разместить аналогичные инструменты и в 2005 году: ее бюджет оставался дефицитным. Бесконтрольное увеличение объема торгуемого долга, так или иначе привязано к суверенным обязательствам России, невыгодно ей хотя бы потому, что при этом возрастает число кредиторов. Новый выпуск облигаций Aries не понравился бы и инвесторам, так как увеличил бы предложение российских облигаций на вторичном рынке.

Именно отсутствие договоренности с Парижским клубом о досрочной выплате части  долга сдерживало рост цен на рынке. В марте 2005 года первый раунд переговоров  о заключении соглашения завершился безрезультатно, но в мае оно было подписано. Хотя никаких скидок за досрочное  погашение страна не получила, выплата 15 млрд. долл. В 2005 году позволяет сэкономить около 6 млрд. долл. На процентных платежах за 2005-2020 года(рисунок 1), а также обезопасить себя от новых выпусков облигаций, таких как Aries. Кроме того, благодаря этому соглашению Минфин РФ смог потратить средства Стабилизационного фонда на досрочное погашение внешнего долга, а не на реализацию инфраструктурных проектов. Достичь договоренности с Парижским клубом было непросто, потому что Германия требовала от России доплаты к основной сумме долга, чтобы возместить часть потерь, понесенных вследствие неудачного выпуска Aries: их спрэд 11 Спред - разница между фактическим уровнем процента и процентом для первоклассного заемщика. к российским суверенным еврооблигациям с момента размещения сократился. В итоге стороны все же пошли на компромисс, соглашение не подписала только Швейцария.

Информация о работе Актуальные проблемы внешнего долга