Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 06:28, курсовая работа
Сегодня очень часто произносят сакраментальную фразу о недоразвитости рынка строительного инжиниринга1 в России, о том, что он только начинает формироваться и еще необходимо пройти большой путь для того, чтобы наши инжиниринговые компании смогли составить реальную конкуренцию коллегам мирового уровня. Можно найти много причин такого положения дел, в том числе и долгий период инвестиционного спада во многих отраслях строительства, потерю кадрового потенциала проектировщиков, конструкторов и строителей, устаревание и отставание промышленно-технологической базы строительных материалов. Но главной прич
10. Разница
в объеме работ по сметам (например,
заказчику сдаются работы
11. Разница
в технологии производства и
организации работ,
12. Использование
передовых производственных
13. Разница в расчетах за проживание, ВЗИСы и иные накладные расходы (у заказчика — по проценту, у субподрядчика — по факту)
14. Разница в базовых расценках (например, у заказчика — по федеральным нормам, у субподрядчика — по территориальным, или наоборот, в зависимости от стратегии получения прибыли)
15. Разница
в составе накладных расходов,
предполагающая компенсацию
16. Разница
в методике расчета индексов
перехода от базовых цен к
текущим ценам (например, у заказчика
— по материалам-
Для ЕРС/М-подрядчика количество таких точек извлечения прибыли увеличивается на соответствующие компоненты по поставкам оборудования и проектированию. Там тоже есть своя специфика, которая позволяет проектной структуре ЕРС/М-подрядчика обеспечить не только собственное содержание, но и получение чистой прибыли. Вопрос в том, насколько с предлагаемой схемой соглашаются исполнители нижнего уровня.
В конечном итоге задача, стоящая перед генподрядчиком сводится к тому, каким образом корректно рассчитать не только маржинальную, но и плановую чистую прибыль при условии согласования тендерного предложения на основании существующей методологии расчета сметной стоимости. Ведь в составе стандартных статей накладных расходов не учтены значительные затраты на управление, которыми сегодня обременены службы ЕРС/М-подрядчика, а «размазывание» зарплатных накладных из статей строительной сметы фактически обедняет возможности субподрядчиков нижнего звена. То же касается и сметной прибыли. Растягивать сметную прибыль, которая чаще всего рассчитывается на базе фонда оплаты труда прямых производственных рабочих, на всех участников строительства практически не представляется возможным. Особенно это влияет на работу самого верхнего звена, т.е. ЕРС/М-подрядчика или строительного генподрядчика, в штате которых должны находиться наиболее квалифицированные, а значит и дорогостоящие, специалисты.
Из всего вышесказанного можно сформулировать вторую задачу ценообразования в ЕРС/М-контрактах — а именно, необходимость формирования прозрачного для всех участников инвестиционно-строительного процесса механизма ценообразования на услуги генподрядчиков и ЕРС/М-подрядчиков. Этот механизм должен иметь несколько вариантов реализации в контрактном ценообразовании в зависимости от конкретных показателей проекта и стадии его выполнения. Кроме того, механизм должен предусматривать возможность конкурсного соревнования участников, в котором можно было бы однозначно сопоставить элементы контрактной цены вне поля ценообразования строительного и проектного блоков.
Баланс контрактной цены
Для того чтобы определить нормативную потребность в покрытии затрат ЕРС/М-подрядчика или строительного генподрядчика, попробуем оттолкнуться от маржинального дохода, который должен обеспечить нормальное функционирование генподрядного бизнеса. Для этого целесообразно научиться составлять так называемый баланс контрактной цены, который является базой для расчета маржинальной доходности первого контрактора при согласовании условий с заказчиком (см. рис. 5).
Ни для кого не секрет, что расценки на строительство одного и того же объекта у разных претендентов на строительный контракт при фиксированных условиях и ограничениях в ценообразовании должны находиться в узком релевантном диапазоне, а в идеале — совпадать. По сути, разница в ценовых предложениях будет обусловлена не только и не столько применением новых технологических решений, различиями в зарплатных ожиданиях и величинах затрат на эксплуатацию механизмов, сколько в системе расчета желаемого объема маржинальной прибыли (т.е. суммы условно-постоянных затрат и чистой прибыли до налогообложения) первого контрактора.
Рис. 5. Баланс контрактной
цены строительного
генподрядчика
Безусловно, опытные инжиниринговые компании могут составить оптимальный график строительства по реализованным аналогам и рассчитать не только планируемые затраты на содержание головного и удаленных офисов, временных зданий и сооружений, но и необходимую прибыль, которая бы позволила собственнику компенсировать инвестиции в строительный бизнес в соответствии с уровнем рыночных рисков. А если учесть еще и утвержденную внутренними документами компании политику социальной мотивации персонала, финансируемую из прибыли, то ожидаемая величина чистой прибыли от контракта окончательно принимает зримые очертания.
На основе
этих показателей формируется
Практика подсказывает, что плановая маржинальная рентабельность напрямую зависит от длительности контракта, объема первоначальных инвестиций и уменьшается по мере роста стоимости контракта. Некоторая эмпирическая зависимость относительной маржинальной доходности контракта от его продолжительности и стоимости для средней ЕРС/М-компании с оборотом 10 млрд рублей в год и чистой прибылью в пределах 7% от объема выполнения, представлена на рис. 6.
Рис. 6. Связь маржинальной
прибыли со стоимостью
и продолжительностью
контракта
Это небольшое наблюдение показывает, что для генподрядчиков всех уровней маржинальная доходность вполне может быть стандартизирована, более того, она может быть тарифицирована в зависимости от вида контракта, сложности проекта и даже удаленности объекта строительства. Формирование и расчет необходимых параметров и базовых значений вполне может стать сметным нормативом, действующим в дополнение к существующим расценкам на прочие работы.
Рассмотренные выше проблемы ценообразования при составлении контрактов генподрядчиком высшего уровня и пути их решения логично изложить в виде следующих тезисов:
1. Уровень
сметной прибыли, рассчитанный
для непосредственных
2. Накладные
расходы генподрядчика должны
быть выведены из расчета
3. Необходимо
создать единый механизм
4. Маржинальная прибыль генподрядчика может быть нормирована и приведена к суммам сметных затрат на проектирование, поставки и строительство в виде стандартных коэффициентов, что позволит повысить прозрачность тендеров и обеспечит видимую конкуренцию между участниками торгов при игре на понижение этих нормативов;
5. Накладные
расходы генподрядчика высшего
уровня учитываются
В общем случае, такая задача решается с помощью применения специальных коэффициентов, использование которых лучше представить в виде следующего ряда формул:
EPC = DP + EP + CP | Формула 1 |
где: EPC — стоимость EPC/M-контракта;
DP — стоимость проектирования (Design Price);
EP — стоимость оборудования (Equipment Price);
CP — стоимость строительства (Construction Price).
В этом случае, например, стоимость строительства рассчитывается как:
CP = DC + OC + P | Формула 2 |
где: CP — стоимость строительства (Construction Price);
DC — прямые затраты (Direct Costs);
OC — накладные расходы (Overhead Charge);
P — сметная прибыль (Profit).
DC = MC + MO + WP | Формула 2.1 |
где: DC — прямые затраты (Direct Costs);
MC — стоимость строительных материалов (Material Costs);
MO — стоимость
эксплуатации машин и
WP — зарплата строительных рабочих (Worker Payment);
При этом:
OC
= f(DC, MC, MO, WP) + Σ(FC), P = f(WP) |
Формулы 2.2, 22А |
где: FC — любые дополнительные затраты, компенсируемые Заказчиком по факту (Fact Costs).
Другими словами, в накладных расходах и прибыли непосредственных исполнителей маржинальная прибыль ЕРС/М-подрядчика просто отсутствует. Таким образом, по сути, дополнительные накладные расходы и прибыль генподрядчика содержатся в объеме согласованных с заказчиком и покрываемых им затрат. Реально других способов сформировать дополнительную прибыль без специальных ухищрений практически невозможно. Если принять, что на прибыль генподрядчика не будет оказывать влияние разница стоимости в прочих разделах, то фактически сегодня формула цены ЕРС/М-контракта должна выглядеть так:
EPC = DP + EP + ((MC + MO + WP) + OC + P) + OC’ + P’ | Формула 1.1 |
где: OC’
— накладные расходы ЕРС/М-
P’ — прибыль ЕРС/М-подрядчика.
MP = OC’ + P’ | Формула 4 |
где: МP — маржинальная прибыль ЕРС/М-подрядчика.
Таким образом, формула «номер один», для ЕРС/М-контрактора должна быть такой:
EPC’ = DP + EP + CP + MP | Формула 1.2 |
где: EPC’ — реальная стоимость EPC/M-контракта, рассчитанная с выделением маржинального дохода;
Полагая, что
затраты на проектирование, поставку
оборудования и сметный расчет стоимости
строительства могут
EPC’ = DP’ + EP’ + CP’ | Формула 1.3 |
где: DP’ — стоимость проектирования для ЕРС-подрядчика;
EC’ — стоимость оборудования с учетом дохода ЕРС-подрядчика;
CP’ —
стоимость строительства с
Стандартизация расчетов вполне может укладываться, как было сказано ранее, в тарифные коэффициенты и расценки, например, в таком виде:
EPC’ = (DP × k1 + EP × k2 + CP × k3) × k4 × k5 | Формула 1.4 |
где:
k1 — коэффициент управления проектными работами (зависит от соотношения величин объема работ, выполненных собственными силами и объема работ, выполненных с привлечением субпроектировщиков);
k2 — коэффициент управления поставками оборудования (зависит от объема принимаемых финансовых рисков);
k3 — коэффициент управления строительными работами (зависит от соотношения объема работ, выполненных собственными силами, и объема работ, выполненных с привлечением субподрядчиков);
Информация о работе Актуальные проблемы ценообразования в российских EPC