Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 06:28, курсовая работа
Сегодня очень часто произносят сакраментальную фразу о недоразвитости рынка строительного инжиниринга1 в России, о том, что он только начинает формироваться и еще необходимо пройти большой путь для того, чтобы наши инжиниринговые компании смогли составить реальную конкуренцию коллегам мирового уровня. Можно найти много причин такого положения дел, в том числе и долгий период инвестиционного спада во многих отраслях строительства, потерю кадрового потенциала проектировщиков, конструкторов и строителей, устаревание и отставание промышленно-технологической базы строительных материалов. Но главной прич
Малахов
Владимир Иванович
К.э.н., исп. директор ООО «Стройтрансгаз-М»
Сегодня очень часто произносят сакраментальную фразу о недоразвитости рынка строительного инжиниринга1 в России, о том, что он только начинает формироваться и еще необходимо пройти большой путь для того, чтобы наши инжиниринговые компании смогли составить реальную конкуренцию коллегам мирового уровня. Можно найти много причин такого положения дел, в том числе и долгий период инвестиционного спада во многих отраслях строительства, потерю кадрового потенциала проектировщиков, конструкторов и строителей, устаревание и отставание промышленно-технологической базы строительных материалов. Но главной причиной большинство менеджеров и экспертов называют существующую в РФ систему ценообразования, которая не отвечает требованиям развития полноценного инжиниринга и управления проектами. В лучшем случае рассматривают затраты на инжиниринг в пределах неких минимальных цифр — на содержание служб заказчика и генподрядчика, выведенных некогда еще советским Госстроем.
Между тем, при серьезном подходе к делу сегодня уже никому не надо доказывать, что рынок строительных услуг будет и дальше профессионально диверсифицироваться, а его основные участники будут постепенно договариваться о формировании стоимости своих услуг в соответствии с уровнем риска и ответственностью за построенный объект. Можно однозначно выделить следующие типы компаний строительной отрасли, которые постепенно войдут в пирамиду рынка строительных услуг и начнут конкурировать в рамках узкой специализированной профессиональной ниши, и лучшие из них впоследствии будут делать погоду на рынке строительных услуг:
1. Девелоперы всех видов.
2. Инжиниринговые
компании (проектирование, управление
проектированием, авторский и
технадзор, пуско-наладка,
3. EPC/M-подрядчики.
4. Специализированные
линейные строительные
5. Строительная розница.
В этом списке
нет чистого строительного
Чтобы плавно перейти к обсуждению основной проблемы, попытаемся зафиксировать используемую терминологию. В контексте данной статьи под инвестиционно-строительным процессом понимается определенная последовательная совокупность этапов достижения целей инвестирования путем реализации инвестиционных проектов в области создания и/или изменения объектов недвижимости. Инвестиционно-строительный процесс, как и любой процесс вообще, представляет собой последовательную смену состояния объекта во времени, поэтому наличие в строительном контракте оплаты услуг за компетенции, обеспечивающие сопровождение каждого этапа, является важной ценовой доминантой. В общем случае, инвестиционно-строительный процесс представляет собой логическую последовательность этапов реализации инвестиционного проекта, которую можно сузить до девяти основных позиций (см. рис. 1). Под инвестиционно-строительным проектом здесь и далее понимается любое ограниченное временными рамками инвестиционное предприятие, направленное на создание нового уникального объекта недвижимости, наличие и использование которого необходимо для достижения целей инвестирования.
Рис. 1. Базовый инвестиционно-
В общем
случае базовый инвестиционно-
Для раскрытия
проблемы ценообразования в строительном
инжиниринге имеет смысл
Типовой ЕРСМ-контракт
EPCM — английская аббревиатура (engineering, procurement, construction management) обозначает управление инжинирингом, поставками, строительством. Предмет договора, так же как и в случае с ЕРС — проектирование, оборудование, строительство и передача заказчику полностью готового объекта «под ключ». ЕРСМ-подрядчик является генеральным подрядчиком, т.е. договоры с субподрядчиками он заключает от своего имени.
ЕРС/М-подрядчик
— это генеральный подрядчик,
полностью выполняющий
Рис. 2. Реализация
проектов через ЕРСМ-подряд.
Основным качеством EPCM-подрядчика становится его опыт и навыки по организации строительных и закупочных работ и найму персонала для управления и интеграции труда подрядчиков. Данная модель идеальна в ситуации высокого роста стоимости рабочей силы или основных материалов и компонентов, т.е. когда подрядчик не готов нести риски, сопряженные с деятельностью по фиксированным ценам. Но развитие рынка ЕРС/М-подряда в России, по-прежнему, весьма нестабильно, основные игроки, номинирующие себя на роль участников рынка ЕРС/М-услуг, по сути, выполняют функционал расширенного строительного генподряда. Реальное внедрение опыта и компетенций инжиниринга требуют кардинального пересмотра отношений между заказчиками и ЕРС/М-подрядчиками — как в части подхода к ценообразованию строительных контрактов, так и в части выработки гибкого договорного инструментария реализации инвестиционно-строительных проектов.
Пример для понимания
Представьте
себе, что заказчик подписал с EPC/M-подрядчиком
контракт на 1 млрд рублей без НДС. Структура
контрактной цены предполагает соотношение
10/40/50, где 10% — это ориентировочная
доля ПИР2, 40% — стоимость
строительных материалов, конструкций
и оборудования для монтажа, 50% — общая
стоимость СМР3, включающая и эксплуатацию
машин и механизмов, содержание аппарата
управления и прочие расходы. Однозначно
предполагается, что EPC/M-подрядчик сам
работ не выполняет, а выполняет функции
оператора проекта и несет все риски его
реализации. Для выполнения работ он заключает
договора с генеральным проектировщиком,
оператором производственно-
Теперь отработаем по порядку все уровни (см. рис. 3):
1. EPC/M-подрядчик
получает 10% прибыли от цены контракта,
что составляет 100 млн рублей, остаток
для распределения между
2. Доля генпроектировщика — 80 млн рублей, а его прибыль — 8 млн рублей. Он оставляет 70 млн рублей на весь пул субпроектировщиков, которые в общем случае получают прибыль в размере 7 млн рублей.
3. Оператор
производственно-
4. Строительный генподрядчик получает 400 млн рублей, из которых 40 млн рублей — его прибыль, а 60 млн. рублей — собственные затраты на управление. Услуги субподрядчиков обойдутся в 300 млн рублей, и в совокупности они получат 30 млн рублей прибыли.
Таким образом, суммируя совокупную прибыль контракта (100+8+7+32+40+30) мы получаем 217 млн рублей чистой прибыли в цене EPC/M-контракта или 21,7% от общей стоимости без НДС. С учетом налогообложения прибыли доля совокупной прибыль до налогообложения в цене контракта может достигать 28–30%. Отсюда напрашивается вопрос, каким объемом плановых накоплений и нормативной прибыли в классической сметной системе ценообразования можно оправдать такую прибыль? То же касается и накладных расходов, которые в общем случае рассчитываются на базе прямых затрат и никак не включают в себя реальные затраты участников всех уровней инвестиционно-строительного процесса.
Понятно, что в таких условиях, победить в тендере (снизить объем совокупной прибыли) может такой EPC/M-подрядчик, который большую часть работы выполняет собственными силами4, или участники второго и частично третьего уровней являются структурными подразделениями EPC/M-холдинга. Но даже в этом случае существующая система ценообразования не покрывает рыночных требований к контрактам, а сам строительный рынок теряет средний исполнительский сектор, ведь реально функционировать на нем будут или крупные строительные подрядчики или компании строительной розницы.
Если учесть,
что существующая система ценообразования
в строительстве в целом
Рис. 3. Схема формирования
совокупной прибыли
ЕРС/М-контракта
Таким образом, первая проблема ценообразования в строительстве — эффективный расчет объема сметной прибыли, который позволяет обеспечить разумный уровень рентабельности всем участникам инвестиционно-строительного процесса без ущерба для структуры строительного рынка. Наличие на рынке участников всех уровней и видов обеспечивает гармоничное сочетание спроса и предложения как секторально, так и географически. Крупные финансово стабильные строительные холдинги должны нести глобальные контрактные риски и не отбирать работу у более гибких, но менее обеспеченных специализированных линейных компаний нижнего уровня.
Откуда берется прибыль?
Ситуация, в
которой оказывается
Рис. 4. Схема получения
реальной прибыли
строительным генподрядчиком
Таким образом, становится ясно, что сметная прибыль, заложенная генподрядчиком в расчет, — совсем не то же самое, что и реальная прибыль, которую получит главный исполнитель по окончании контракта. Как формируется положительная маржинальная разница между ценой контракта генподрядчика и субподрядчика можно понять из следующего примерного перечня планируемых расхождений:
1. Разница в среднемесячной заработной плате рабочих
2. Разница в среднем разряде выполняемых работ
3. Разница в начислениях проезда к месту работы, командировочных и вахтовых расходов
4. Разница
в стоимости материальных
5. Разница
в стоимости материалов и
6. Разница
в логистике (с заказчиком
7. Разница
в стоимости машино-часа
8. Разница в затратах на мероприятия по охране труда, промышленной безопасности и экологии
9. Разница
в порядке определения
Информация о работе Актуальные проблемы ценообразования в российских EPC