В-третьих,
существующее бюрократическое администрирование,
оборачивающееся длительностью оформления
всех бизнес-документов, нерациональным
использованием времени управленческого
персонала чиновников, потерей оперативности
во взаимоотношениях предпринимателей
с партнерами. Наконец, коррупция, усиливающая
теневую сферу, расширяющая ненормативные
отношения бизнеса и власти, сдерживающая
формирование цивилизованных предпринимательских
отношений. Для решения существующих проблем
выработан основной инструмент реализации
политики органов власти края в отношении
малого предпринимательства на ближайший
период. Краевая программа "Основные
направления развития и поддержки малого
предпринимательства в Хабаровском крае
на 2007 – 2009 годы", утвержденная постановлением
Правительства Хабаровского края от 12.01.2007
г. № 4-пр направлена на установление сотрудничества
власти и бизнеса в координации усилий
по развитию предпринимательства в крае
[9, С. 20]. Таким образом, основные проблемы
и противоречия, сдерживающие развития
малого предпринимательства в Хабаровском
крае сводятся к взаимодействию предпринимателей
с органами власти, поэтому важнейшим
направлением деятельности Правительства
края в вопросах становления, развития
и поддержки малого предпринимательства
является сотрудничество и установление
деловых партнерских отношений.
2
ВЗАИМОДЕЙСтВИЕ МАЛОГО
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
И ОрГАНОВ ВЛАСТИ хАБАРОВСКОГО
КРАЯ
Важным
фактором развития малого предпринимательства
в регионе является решение тех
проблем, с которыми сталкивается предприниматель
в ходе организации своей деятельности
и развития предприятия. Преодоление этих
барьеров, в первую очередь невозможно
без поддержки малого предпринимательства
органами власти. Государственная поддержка
малого предпринимательства на краевом
(муниципальном) уровне Хабаровского края
по своим направлениям, в основном, соответствует
федеральной политике. В то же время наиболее
существенные проблемы малого предпринимательства
и недостатки государственной системы
его поддержки проявляются как на федеральном,
так и соответственно на региональном
(муниципальном) уровнях.
2.1
Основные противоречия,
сдерживающие развитие
предпринимательства
В
сфере административного регулирования
предпринимательства основное противоречие
развивается не между бизнесом и правом
(правилами, нормативами), а между бизнесом
и административными органами власти,
которые преломляют любые законодательные
инициативы в собственных интересах. Подобные
аспекты рождают во взаимоотношениях
бизнеса и власти противоречия, которые
в определенных условиях могут обостряться,
сдерживая позитивное воздействие на
экономическое развитие [10, С. 108]. От того,
на каких принципах основано, и в каких
формах и механизмах протекает такое взаимодействие,
будет зависеть не только состояние малого
предпринимательства в Хабаровском крае,
но и рост жизненного уровня населения,
занятого предпринимательской деятельностью,
создание рабочих мест, распространение
вторичной занятости, предоставляющей
дополнительные источники доходов для
населения. Поэтому считается необходимым
проанализировать сложившуюся систему
взаимодействия органов власти и малого
предпринимательства в Хабаровском крае.
Основу взаимодействия составляют две
сферы: сфера регулирования властью деятельности
малого предпринимательства и сфера его
поддержки со стороны власти. Сферу регулирования
составляет регистрация бизнеса, лицензирование
и разрешение и сертификация малого предпринимательства.
Основу поддержки малого предпринимательства
со стороны государства и муниципальных
органов власти составляет, во-первых,
правовое регулирование. Оно включает
как общероссийские, так и краевые законы,
подзаконные акты и постановления федерального
и местного правительств, регулирующие
деятельность бизнеса. Во-вторых, созданная
на территории субъекта Федерации деловая
инфраструктура, помогающая и обеспечивающая
эффективную деятельность предпринимательства.
Развитие и поддержка малого предпринимательства
остаются приоритетом политики Правительства
Хабаровского края, с учетом достигнутого
уровня его развития, растущего вклада
в решение задач экономического и социального
развития края. Система поддержки малого
предпринимательства в Хабаровском крае
очень разветвленная и охватывает практически
все сферы деятельности предпринимательства.
Механизм подобного взаимодействия обеспечивается
не менее сложной инфраструктурой: учебной,
финансово-кредитной, производственно-инновационной,
информационной и конечно инфраструктурой
непосредственного взаимодействия органов
власти и малого предпринимательства
[11, С. 12]. Сложившаяся система взаимодействия
органов власти и малого предпринимательства
строится, прежде всего, на нормативно-правовых
актах Хабаровского края в сфере предпринимательства.
Основные положения, регламентирующие
деятельность органов власти и малого
предпринимательства прописаны в Законе
Хабаровского края от 29.02.1996 года № 8 «
О малом предпринимательстве в Хабаровском
крае» [12, С. 15], в котором освещены основные
направления реализации региональной
политики по поддержке и стимулированию
развития предпринимательства на территории
Хабаровского края, и в целевых краевых
программах по развитию и поддержке предпринимательства,
о которых говорилось в первой главе. В
совершенствовании форм взаимодействия
органов власти и бизнеса основной упор
Правительство края строит на сотрудничестве
с бизнес-сообществом и развитии механизмов
саморегулирования бизнеса. В этих целях
утверждено постановление Губернатора
Хабаровского края от 28.07.2005 года № 163 «О
взаимодействии органов государственной
власти края и местного самоуправления
с предпринимательскими структурами Хабаровского
края», которое направлено на повышение
корпоративной культуры и социальной
ответственности ведения бизнеса членами
предпринимательских сообществ. В постановлении
приоритетным для органов власти края
и органов местного самоуправления считается
[13, С. 39]:
-содействие
самоорганизации предпринимателей и созданию
бизнес-сообществ, усилению их роли в решении
социально-экономических задач и в политической
жизни края.
Для
отраслевых министерств края, структурных
подразделений Правительства края и органам
местного самоуправления:
-
развивать взаимодействие власти и бизнеса
через ассоциации, союзы, советы и другие
формы объединений предпринимателей,
как по отраслевому, так и по территориальному
признакам;
-
внедрять практику заключения соглашений,
договоров о сотрудничестве и совместной
деятельности объединений предпринимателей
с органами власти края и местного самоуправления
по социально-экономическому развитию
отраслей и территории;
-
включать представителей ассоциаций и
объединений предпринимателей в состав
коллегий при органах власти края и органах
местного самоуправления, советов, рабочих
комиссий.
В
развитие постановления заключаются
Соглашения о сотрудничестве и совместной
деятельности отраслевых и общественных
объединений и ассоциаций предпринимателей
с органами власти края и органами муниципальных
образований. Представители предпринимательских
структур включены в отдельные коллегиальные
органы краевых министерств, работают
в тесном контакте с профильными министерствами.
Важной формой взаимодействия является
институциональные (организационные)
формы. В целях осуществления практического
взаимодействия субъектов предпринимательской
деятельности с Губернатором и Правительством
края по выработке основных направлений
экономической политики в области малого
и среднего предпринимательства, был образован
Совет по предпринимательству при Губернаторе
края, задачами которого являются [14, С.
34]:
-
подготовка предложений по мерам государственной
поддержки и регулированию малого предпринимательства,
определение согласованной политики органов
исполнительной власти края и предпринимателей
по основным направлениям социально-экономического
развития Хабаровского края;
-
формирование согласованной позиции предпринимательских
кругов по вопросам экономического развития
и предпринимательства в крае, создание
условий, способствующих развитию малого
и среднего бизнеса, вовлечению предпринимателей
в процесс реализации социально-экономической
политики;
-
совершенствование форм взаимодействия
предпринимателей и их общественных структур
с краевыми органами исполнительной власти
и органами местного самоуправления.
Подобные
структуры созданы при главах
муниципальных районов и основными
их функциями является обеспечение эффективного
взаимодействия с местными предпринимательством.
Это возможно при осуществлении анализа
мнения предпринимательских, финансово-экономических
и научных кругов по важнейшим вопросам
текущего состояния, поддержки и развития
малого и среднего предпринимательства
в крае, создания секций, рабочих групп
и комиссий и участия специалистов из
числа ведущих предпринимателей, ученых
края, а также представителей органов
государственной власти в целях детальной
и более глубокой проработки вопросов,
вносимых на рассмотрение Совета. В целях
улучшения эффективности работы по устранению
барьеров в развитии малого предпринимательства
в крае, содействию преодоления неблагоприятных
условий при развитии малого предпринимательства,
формированию благоприятного предпринимательского
климата создан Межведомственный совет
при Правительстве Хабаровского края
по устранению барьеров в развитии малого
предпринимательства. Это орган анализирует
информацию о существующих в крае барьерах,
сдерживающих развитие малого предпринимательства,
и вырабатывает мероприятия и механизмы
для их устранения. Обеспечивает взаимодействие
отраслевых министерств и ведомств края,
администраций муниципальных образований
городов и районов края со структурами
поддержки малого предпринимательства,
общественными организациями, союзами
и объединениями предпринимателей в целях
выработки согласованных решений по разработке
механизмов и осуществлению конкретных
мер по устранению барьеров, препятствующих
развитию предпринимательства [15, С. 161].
Еще одним элементов организационной
формы взаимодействия малого предпринимательства
с властью является Дальневосточная торгово-промышленная
палата, которая плотно взаимодействует
с предпринимательскими структурами в
области экспертизы товаров, судебной
экспертизы, оказывает консультационные
услуги, проводит обязательную и добровольную
сертификацию, регистрацию деклараций
о соответствии [16, С. 30]. В Дальневосточной
торгово-промышленной палате для оказания
информационной помощи публикуется ежемесячный
бюллетень коммерческой информации, сформирован
и обновляется Справочно-библиографический
фонд для малого бизнеса на базе ресурсного
информационного центра, заключено соглашение
с 32 региональными торгово-промышленными
палатами об обмене информационными материалами.
Все механизмы взаимодействия осуществляются
наиболее эффективней через такие формы
как профессиональные объединения и ассоциации,
общественные объединения, союзы и ассоциации.
Таким образом, второе направление взаимодействия
власти и бизнеса основывается на содействии
развитию профессиональных и общественных
объединений, ассоциаций и союзов предпринимателей.
В крае зарегистрировано 20 отраслевых
и общественных объединений предпринимателей
для решения общих проблем и консолидации
деятельности по защите своих интересов.
Однако наиболее активными сегодня можно
назвать лишь немногих, в том числе Хабаровское
краевое объединение промышленников и
предпринимателей (ХКОПП) и Хабаровскую
краевую ассоциацию автотранспортников
"Хабаровскавто". Другие объединения
действуют пока недостаточно эффективно.
Представители объединений включены практически
в коллегии всех министерств, составляют
основу Советов по предпринимательству
при Губернаторе края, мэре г. Хабаровска.
Только в 2007 году, направили в федеральные
краевые, муниципальные органы власти
38 обращений по налоговому администрированию,
приватизации земли, плотно взаимодействуем
с общероссийскими деловыми союзами [17,
С. 23]. Продолжается совместная работа
органов власти с Советом по предпринимательству
при Губернаторе края, Межведомственным
советом при Правительстве края по устранению
барьеров в развитии предпринимательства,
и другими объединениями и ассоциациями
предпринимателей по защите интересов
малого бизнеса в части сокращения административных
барьеров при осуществлении предпринимательской
деятельности. Только за последнее время,
проведен ряд заседаний по острейшим вопросам,
требующим обсуждения и выработки решений,
в том числе о роли предпринимательских
объединений в реализации Стратегии экономического
развития края, о барьерах в сфере государственной
регистрации и лицензирования, о приватизации
государственной (краевой) и муниципальной
собственности, о повышении роли малого
бизнеса в формировании доходной части
бюджета Хабаровского края, об арендных
отношениях и предпринимательском климате
в крае. Теоретически существующая система
взаимодействия органов власти и малого
предпринимательства охватывает большую
часть вопросов поддержки и развития предпринимательства.
Но то, как подобная система работает на
практике фактически оценить очень сложно.
В этом случае считается целесообразным
проанализировать мнение самих предпринимателей,
ведь именно на их работе сказывается
все положительные и отрицательные результаты
взаимодействия их с органами власти.
Проведенный Дальневосточным НИИ рынка
опрос среди предпринимателей Хабаровского
края дает более реальную оценку эффективности
взаимодействия бизнеса и власти на современном
этапе [18, С. 34]. Оценки взаимоотношений
бизнеса и власти по городам и районам
Хабаровского края различны. В соответствии
с таблицей 1 обращает внимание высокая
степень не цивилизованности ведения
бизнеса, особенно в г. Хабаровске и г.
Комсомольске-на-Амуре. Сложившаяся экономическая
ситуация на взгляд большинства, не стимулирует
никаких изменений и даже тормозит развитие
бизнеса. [19, С. 53].Рассматривая стимулирующее
влияние федеральных, краевых и муниципальных
органов власти на развитие бизнеса, предприниматели
дали преимущественно негативные оценки.
Особенно это касается федерального уровня:
61,4% респондентов дали отрицательные оценки.
Выше оценена роль краевой и муниципальной
власти – негативных отзывов в их адрес
поступило 44,0% и 48,0%, соответственно. В
отдельных районах края негативные оценки
воздействия муниципальных органов власти
на развитие предпринимательства были
выше и доходили до значения 83,3%. Оценка
предпринимателями стимулирующего воздействия
различных уровней власти на развитие
бизнеса. Под вопрос эффективности подобного
взаимодействия ставит то, что большинство
предпринимателей считают невозможным
вести бизнес, не нарушая законы. В Хабаровском
крае это отметили 48,5% опрошенных бизнесменов.
По муниципалитетам этот показатель колеблется
и достигает 71,4%. Опираясь в своих действиях
не на законодательство по дебюрократизации,
а на ведомственные нормативные акты,
сложившуюся практику и коррупционные
интересы, государственные контролирующие
структуры не сократили давление на предпринимательскую
среду. Особенно пессимистические оценки
предпринимателей, работающих в строительстве
и на автомобильном транспорте. Судя по
ответам бизнесменов, в промышленности
более спокойная обстановка.– Оценка
респондентами возможности вести свое
дело, не нарушая законов и других нормативных
предписаний. Таким образом, несмотря
на то, что одно из приоритетных направлений
Правительства Хабаровского края в реализации
поддержки и развития предпринимательства
является совершенствование системы взаимодействия
между органами власти и малыми предпринимателями,
существующая система взаимодействия
не дает тех результатов, которые бы ожидали
как предприниматели, так и общество в
целом. Важно отметить, что без устранения
этих недостатков невозможно результативная
деятельность малого предпринимательства
и достижение положительных социальных
и экономических эффектов. Отдельные показатели
деятельности малого предпринимательства
в Хабаровском крае в 2007-2009 гг. представлены
в приложении А.
3
ПРОЕКТ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕХАНИЗМОВ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ
ВЛАСТИ И МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
В ХАБАРОВСКОМ КРАЕ
Совершенствование
организации работы всех органов
власти во взаимодействии с малым предпринимательством
– важная задача экономического и социального
развития Хабаровского края. Ее решение,
с одной стороны, будет способствовать
повышению занятости населения, увеличению
числа рабочих мест и, следовательно, бюджетных
поступлений; с другой, – повышению эффективности
предпринимательского сектора и так же
росту поступлений в бюджет. Систему направлений
совершенствования регулирующей деятельности
государственных органов власти, можно
представить в виде четырех основных составляющих:
сокращение регулирующих функций государства
с максимальной реализацией регулирующих
возможностей рынка; совершенствование
деятельности органов государственной
власти; формирование современных систем
общественного контроля за деятельностью
предпринимателей; повышение цивилизованности
предпринимательской деятельности [20,
С. 92]. В соответствии с концептуальными
установками первоочередным направлением
снижения административного воздействия
государственных органов власти является
сокращение их регулирующих функций. Здесь
перспективными являются оптимизационные
процессы, то есть сохранение за органами
власти наиболее важных функций регулирования
деятельности малого предпринимательства:
лицензирование, сертификация, стандартизация,
контроль предпринимательской деятельности
по каждому из секторов экономики, проведение
ежегодной оценки издержек регулирования
и общественных потерь от их избыточного
применения. Что стимулировало бы движение
в сторону минимизации, где это целесообразно,
издержек регулирования. При ограничении
«поля» регулирующих функций государственных
органов власти, следует максимально руководствоваться
следующими принципами:
-
«рынок – насколько возможно, государство
– насколько необходимо»;
- выбор
метода регулирования, исходя из экономической
эффективности его воздействия и максимального
обеспечения безопасности товаров (работ,
услуг) для неограниченного круга лиц;
-
установление единых на всей
территории Хабаровского края, законодательных
правил применения методов регулирования
без возможности их двойного или расширительного
толкования. Многие контролирующие и регламентирующие
функции целесообразно передать отраслевым
саморегулируемым организациям.
Таким
образом, ставится вопрос об освобождении
органов власти от излишних функций
за счет передачи их в ведение общественных
объединений предпринимателей, о гармонизации
общественных отношений через развитие
социального партнерства с властью, предпринимательством
и наемными работниками. При этом подобные
организации - общественные объединения
предпринимателей в каждой отрасли должны:
-
на 70 – 80% отказаться от ведения
какой-либо коммерческой деятельности;
-
быть независимыми от каких-либо политических
партий или течений;
-
иметь финансовое обеспечение и имущество
(собственность) только за счет своих членов
или, в исключительных случаях, за счет
бюджетной компенсации тех или иных бесплатных
или льготных услуг, которые оказываются
членам данной ассоциации;
-
являться абсолютно прозрачными во всех
аспектах своей деятельности как для своих
членов, так и для общественности, что
естественно и нормально для любого института,
выполняющего какие либо публичные функции.
Речь идет о принципиально новых механизмах
регулирования предпринимательской деятельности.
Конечно, какие-то макеты такого рода механизмов
существовали и существуют (Хабаровское
краевое объединение промышленников и
предприятий и др.), но взаимодействие
их с органами власти не дает эффекта.
В связи с этим необходимо принятие соответствующего
краевого закона, который наделял бы подобные
организации отдельными функциями. Необходимо
составить паспорта функций, каждого ведомства,
чтобы учесть все функции и решить, что
с ними делать. Их предполагается систематизировать
по пяти направлениям:
-
исключенные из полномочий различных
ведомств, как противоречащие действующему
законодательству и дублирующие их функции;
-
отнесенные к компетенции федерального
законодательства;
-
включенные в компетенцию Правительства
Хабаровского края;
-
отнесенные к компетенции саморегулируемых
организаций;
-
оставленные в ведении ведомств.
В
результате часть функций перейдет
саморегулируемым организациям, чья
деятельность должна быть регламентирована
законодательно. Предлагается принятие
краевого закона, который бы регламентировал
основу для создания и деятельности таких
организаций в Хабаровском крае. Автором
курсового проекта предлагаются основные
положения данного закона.