Акционерные формы хозяйствования

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 16:18, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является всестороннее и комплексное рассмотрение организационного и экономического механизмов функционирования акционерных обществ.

Содержание

Введение…………………………………………………………..4
1 Теоретическая часть……………………………………………5
1.1Сущность и значение акционерной формы хозяйствования……………………………………………………5
1.2Особенности создания акционерного общества……………………………………………………………6
1.3Основные направления совершенствования практики акционирования…………………………………………………...7
1.4Проблемы развития акционерной формы хозяйствования……………………………………………………18
Заключение………………………………………………………..23
Литература…………………………………………………………………24

Работа содержит 1 файл

1 Теоретическая часть.docx

— 48.10 Кб (Скачать)

В контракте целесообразно  указать продолжительность ежегодного отпуска работника.

При предоставлении работнику  дополнительного отпуска в связи  с особыми условиями труда  профессиональной спецификой в договоре (контракте) может указываться продолжительность  основного и дополнительного  отпусков.

  • Указом Президента РФ от 24 октября 1993г. №1769 установлены общие правила ведения реестра акционеров акционерного общества.

Внесению в реестр данные об этом обществе, включая размер установленного фонда, количество и номинальная стоимость акций, сведения о выплате дивидендов, о документах, подтверждающих о совершении сделки с акциями и др. Ведение реестра акционеров акционерного общества осуществляется непосредственно акционерным обществом либо по его поручению банком, инвестиционным институтом, депозитарием, а так же специализированным регистратором, деятельностью которого является исключительно ведение на коммерческой основе реестра акционеров акционерных обществ. Акционерные общества с числом акционеров более 1000 обязаны поручать ведение реестра акционерным банкам, инвестиционным институтам, депозитариям или специализированным регистраторам. Регистрация акционеров осуществляется на бумажных носителях или в виде электронной записки с обязательным дублированием на бумажных носителях. При этом оригинал реестра заверяется двумя подписями должностных лиц и печатью держателя акции.

  • Одной из основ успешной деятельности акционерного общества является широкое информирование контрагентов, включая акционеров, об этой деятельности. Особенно важна информация о состоянии имущества и финансовых результатах работы общества, т.е. данные, формируемые бухгалтерским учётом и напрямую затрагивающие интересы практически всех контрагентов. Возможны разные способы коммуникации АО с внешним миром. Одним из основных является годовой отчёт общества.

Обычный годовой отчёт состоит из пяти частей: отчёт администрации, бухгалтерского отчёта, аудиторского отчёта, статистических данных, справочной информации. В совокупности все они позволяют внешнему пользователю составить достаточно полное представление об имущественном и финансовом положении общества, перспективах и проблемах их развития. Основным принципом формирования годового отчёта принято считать то, насколько информация, включена в него, способствует благоприятным решениям и действиям в отношении к обществу со стороны юридических инвесторов, кредиторов, поставщиков, покупателей, а также общественности в целом.

  • 10 января 1992 г. Министерство экономики и финансов РФ утвердило положение о порядке выплаты дивидендов по акциям и процентов по облигациям. Положением определено, что дивидендом является часть чистой прибыли акционерного общества акционерного общества, подлежащая распределению среди акционеров, приходящаяся на одну простую или привилегированную акцию. Дивиденд может выплачиваться ежеквартально, раз в полгода или раз в год. В расчёте на одну простую акцию по итогам истекшего квартала или полугодия так называемый промежуточный дивиденд объявляется Советом директоров акционерного общества. Размер окончательного дивиденда, приходящегося на одну простую акцию, объявляется общим собранием акционеров по результатам года на основе предложения Совета директоров общества. При этом размер окончательного дивиденда не может быть больше рекомендованного Советом директоров, но может быть уменьшен общим собранием акционеров.

Несколько иной порядок выплаты  дивидендов установлен для привилегированных  акций. Здесь фиксированный дивиденд устанавливается акционерным обществом при выпуске этих акций. В случае недостаточности прибыли или убыточности общества дивиденды по привилегированным акциям выплачиваются за счёт и в пределах специальных фондов общества, созданных для этой цели. Выплата же дивидендов по простым акциям не является конкретным обязательством общества перед акционерами. Более того, если в годовом балансе общества имеются убытки, то Совет директоров или общее собрание акционеров не вправе объявлять и выплачивать дивиденды по акциям до тех пор, пока не будут покрыты убытки или не будет уменьшен уставной капитал общества.

  • При выборе той или иной формы предпринимательской деятельности в первую очередь необходимо отдать предпочтение определённому режиму налога обложения сопутствующему этой форме предпринимательской деятельности. Так, пунктом 9 ст. 2 закона РФ «о налоге на прибыль предприятий и организаций» предусмотрено, что при исчислении облагаемой прибыли валовая прибыль уменьшается на сумму отчислений в резервный или другие аналогичные по назначению фонды, создаваемые в соответствии с законодательством предприятиями, для которых предусмотрено создание таких фондов, установленных учредительными документами, но не более 25% уставного фонда. Создание резервного фонда предусмотрено законодательством для акционерных обществ и кооперативов.

Если предприятие ставит перед собой цель – создание нового коммерческого юридического лица либо сети юридических лиц и получения части прибыли от деятельности этих предприятий, то более благоприятный налоговый режим при достижении этой цели будет в том случае, когда учредителем вновь созданного предприятия будут физические лица. Это объясняется тем, что Закон РФ «о налоге на прибыль предприятий и организаций» не относит физических лиц к плательщикам налога на прибыль и налога на отдельные виды доходов предприятий, в том числе такие, ка доходы от дивидендов и от долевого участия в других предприятиях. В итоге, с точки зрения собственника наиболее привлекательными организационно – правовыми формами являются акционерные общества и товарищества с ограниченной ответственностью, учредителями и участниками которых являются физические лица.

  • Общее место среди организационно – правовых форм занимает полное товарищество. Полная неопределённость его статуса в законодательстве представляет возможность использовать эту форму и для минимизации налоговых выплат.

Законом РФ «о налоге на прибыль  предприятий и организаций» полное товарищество не представлено в качестве плательщика этого налога. Полное товарищество является плательщиком НДС, но в связи с тем, что реализация товаров производится от имени одного из членов товарищества, никто не имеет никакого представления о том, как его исчислять.

Одной из форм предприятий  могут быть полные товарищества, которые  не являются юридическими лицами, но имеют своё наименование и подлежат регистрации в установленном порядке. Пункт 3 ст. 2 и ст. 26 этого Закона предусматривают права предприятий привлекать наёмный труд. Следовательно, данная категория предприятий вправе выплачивать своим работникам заработную плату в иностранной валюте.

  • После выхода в свет Указа Президента от 22 декабря 1993 г. №2270 и без того привлекательная форма предпринимательской деятельности – индивидуальная трудовая деятельность – оказалась просто в налоговом раю.

Видимо, из – за того, что  гражданин – предприниматель  несёт ответственность по своим обязательствам в сем своим имуществом, эта форма не привлекла предпринимателей первой волны. Большинство из них были очень рискованные. Другой же части предпринимателей просто необходимо было спрятаться за статус юридического лица. Не смотря на то, что такая форма предпринимательской деятельности возникла раньше других организационно – правовых форм предприятий, основанных на праве частной собственности, для многих статус гражданина – предпринимателя остаётся неопределённым. Объясняется эта определённость тем, что государство, в котором живёт и работает гражданин – предприниматель, все ещё бюрократическое и до правового им ещё далеко.

Основные постулаты бюрократического государства живы и поныне: запрещено  все, что не предусмотрено нормативным  актом; основное право гражданина –  иметь обязанности.

Российское законодательство о предпринимательской деятельности обязывает физических лиц – предпринимателей зарегистрироваться в местных органах  власти. С момента регистрации  гражданин обретает особый статус предпринимателя, позволяющий ему на равных правах с предприятиями, учреждениями и  организациями участвовать в  хозяйственной деятельности.

  • Важным аспектом деятельности акционерных предприятий является создание дочерних предприятий и холдингов.

Дочерняя организация, как  правило, действует в интересах  материнской, поскольку последняя  имеет возможность направлять и  контролировать ее деятельность. Однако в отношениях с другими хозяйствующими субъектами дочерняя организация выступает формально самостоятельно. Законодательство закрепляет два различных вида дочерних организаций – «дочернее предприятие» и «дочернее общество». Термин «предприятие» в данном случае используется в значении самостоятельной организационно – правой формы – унитарного предприятия, т.е. предприятие – не собственника, имущество которого не делится на вклады участников и принадлежит предприятию на особом ограниченном вещном праве. Чаще всего в этом качестве выступают государственные муниципальные предприятия общественных организаций и индивидуальные частные предприятия.

Дочерним предприятием признается то, которое создано другим предприятием – не собственником путём передачи ему своего имущества в полное хозяйственное ведение.

Иное дело – правовое положение дочернего общества. По действующему российскому законодательству в этом качестве выступает только такое акционерное общество, в  котором другое акционерное общество имеет 50% плюс одну акцию, т.е. заведомо контрольный пакет.

В качестве дочернего может  выступать и акционерное общество закрытого типа, и товарищества с ограниченной ответственностью.

К сожалению, даже из такого далеко не безупречного определения  дочернего общества действующее  российское законодательство не делает никаких выводов, признавая дочернее общество абсолютно самостоятельной  коммерческой организацией. Тем самым  понятие дочернее общества лишается какого – либо юридического смысла. Хуже того, для материнского общества сохраняются все давно известные  предпринимательской практики возможности  злоупотребления своим господствующим положением.

  • 16 ноября 1992 г. Указом Президента РФ №1392 «о мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий» было утверждено «Временное положение о холдинговых компаниях», создаваемых при преобразовании государственных предприятий в акционерное общество. В соответствии с этим Положением «холдинговой компанией признается предприятие, независимо от его организационно – правовой формы, в состав активов которого входят контрольные пакеты акций других предприятий». Последнее в дальнейшем именуются «дочерними». Холдинговые компании могут быть созданы:

При преобразовании крупных  предприятий с выделением из их состава подразделений в качестве юридически самостоятельных предприятий;

При объединении пакетов акций юридически самостоятельных предприятий;

При учреждении новых акционерных  обществ.

Установлено, что холдинговые компании и их дочерние предприятия создаются в форме акционерных обществ открытого типа. Холдинговые компании предоставлено право осуществлять инвестиционную деятельность, в том числе покупать и продавать любые ценные бумаги, включая акции, внесённые комитетом по управлению имуществом в оплату установленного капитала холдинговой компании при ее учреждении. Одна из главных задач холдинговой компании – содействовать кооперации предприятий – смежников и осуществлению ими согласованной инвестиционной политики.

Холдинговые компании –  весьма эффективные системы управления в условиях рыночной экономики. Они  способны объединять разно профильные предприятия в единую организацию, что формирует хозяйственные  связи и обеспечивает мобильность  капиталов, манёвренность мощностями и персоналом. Холдинги способны учесть и отраслевую специфику. Не смотря на то, что холдинговой – трастовая система является общепринятой в мире, в большинстве стран специального «холдингового законодательства», регулирующего создания холдинговых компаний не существует, и деятельность холдингов и трастов регламентируется более общими документами, например законом «Об акционерных обществах».

В Росси создание холдингов  идёт своеобразным путём: недоверии  или неприязнь к такого рода компаниям, не совершенство экономического законодательства и, наконец, отсутствие единого понятийного  аппарата, обусловлено тем, что наряду с «министерскими» холдингами существует масса компаний, созданных в ходе приватизации и так же именующих себя холдинговыми, но по организационным принципам не являющимися таковыми.

В концепции управления экономикой в условиях российского рынка  ориентация идёт на создание государственных холдингов и крупных государственных финансово – хозяйственных групп, которые будут находиться под жёстким административным контролем. Речь идёт о возрождении государственного контроля над собственностью – промышленными предприятиями – и формировании в структуре национальной экономике мощного государственного сектора.

      1. Проблемы развития акционерной формы хозяйствования

При всех преимуществах и положительных чертах переход на акционерные формы хозяйствования порождает ряд проблем, выдвигает ряд условий успешной их деятельности. Главное – это квалифицировано, компетентно подготовить и вести дела. Необходимо грамотно, заинтересовано провести широкую разъяснительную работу в коллективе, дойти до каждого работника, каждого потенциального акционера с тем, чтобы вовлечь в общество как можно больше работников предприятия. Распространять акции надо при минимально возможном соблюдении принципов социальной справедливости. После создания акционерного общества следует постоянно информировать пайщиков о состоянии дел, тщательно контролировать расходование акционерного капитала.

Для осуществления всего перечисленного нужны грамотные специалисты, которые, обладая в достаточной степени необходимой подготовкой, могли бы возглавить и организовать работу всех подразделений акционерного общества – как производственных, так и функциональных. Прежде всего, это бухгалтеры, экономисты, финансисты, юристы, организаторы производства. Каждый из них должен обладать предпринимательскими навыками.

Подготовить всех таких специалистов, организовать их стажировку не только на предприятиях нашей страны, идущих в авангарде внедрения новых форм хозяйствования, но и за рубежом – главная задача успешного овладения основами предпринимательства, маркетинга и менеджмента, юриспруденции и другими науками, столь необходимыми в условиях перехода к рыночным отношениям.

Другой проблемой и  важным условием успешного овладения  акционерной формой хозяйствования является перестройка психологии людей, участвующих в этом процессе. Необходимо создать условия для широкой  демократизации процесса управления производства и реализации продукции, преодолеть консервативную инерцию коллективов. Каждый работник должен усвоить, что  он может реально оказывать влияния  на деятельность акционерного предприятия  и несёт ответственность за результаты этой деятельности.

Информация о работе Акционерные формы хозяйствования