Агротуризм в системе национальной экономики и перспективы его развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 22:16, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является анализ агротуризма в системе национальной экономики.
Объектом исследования является агротуризм.
Предметом исследования являются направления и пути развития агротуризма.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
1) дать общую характеристику понятию агротуризма;
2) провести анализ процесса становления агротуризма в Республике Беларусь;
3) рассмотреть направления и перспективы развития агротуризма.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…5
1 АГРОТУРИЗМ КАК ФОРМА РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ…………………………………………………………………….7
2 АНАЛИЗ ПРОЦЕССА СТАНОВЛЕНИЯ АГРОТУРИЗМА В БЕЛАРУСИ, ЕГО СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ………………………………………….…13
3 НАПРАВЛЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АГРОТУРИЗМА В БЕЛАРУСИ………………………………………………………………………20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………31

Работа содержит 1 файл

Курс. Макроэкономика (МИУ.Агротуризм в системе национальной экономики и перспективы его развития).doc

— 186.50 Кб (Скачать)

          Не остаются в стороне и сельскохозяйственные предприятия. Например, в СПК "Первомайский и К" для развития эко-агротуризма имеются благоприятные условия: центральная усадьба расположена недалеко от Минска, земли - вдоль международной трассы Москва - Минск - Брест - Берлин. На территории хозяйства имеются леса, поля и озера, исторические места, налажено производство экологически чистых мясных и молочных продуктов, овощей и фруктов, меда.

         Для реализации идеи развития эко-агротуризма был разработан бизнес-план, которым предусмотрено построить молодежный социальный торгово-бытовой агротуристический комплекс с гостиницей, охраняемой автостоянкой, сооружения для организации спортивного туризма (велосипедные, лыжные маршруты), конюшню и открытый манеж для катания на лошадях, спортивные залы с бильярдом, настольным теннисом, Дом ремесел с интерьером традиционного жилища белорусских крестьян, Дом меда, где отдыхающие смогут не только купить этот целебный продукт, но и посмотреть, как он "рождается". Планировалось также оборудовать на озере места для рыбалки, включить в туристическую программу посещение фермы с домашними животными, создание сельского гипермаркета от производителя по принципу "поле, ферма - стол".

          К настоящему времени освоено 12% проекта. Появились физкультурно-оздоровительный комплекс со стадионом, катком и гостиницей, развлекательный центр, где отдыхающие могут сыграть в бильярд, настольный теннис. По старинной технологии деревянного зодчества построили гостевой "терем" с очагом. Для коллективов, приезжающих сюда в праздники, сооружена открытая сцена. Работает конно-спортивный клуб, осуществляется прокат: летом - велосипедов, зимой - лыж. Оборудована в крестьянском стиле корчма "Гасцёўня па-слабодскі", где туриста ожидают блюда белорусской национальной кухни и уютная обстановка деревенского дома. Создано 20 рабочих мест, в 2005 г. получено 148 млн руб. дополнительной выручки.

        Проект включен в национальную программу развития туризма в республике. На базе хозяйства было проведено выездное заседание Миноблисполкома, посвященное развитию сельского туризма. Но на финансовые возможности хозяйства эти меры пока не повлияли. Эко-агротуризм в СПК "Первомайский и К" развивается в значительной степени благодаря сотрудничеству с РУПП "БелАЗ", его финансовой помощи.

         Между тем, развитие агротуризма предполагает решение не только технико-экономических, но и социально-психологических проблем.

         Во-первых, в агротуристическом сервисе крестьяне из производителей традиционной сельскохозяйственной продукции превращаются в обслуживающий персонал, что предполагает кардинальное изменение психологии людей.

        Во-вторых, развитие агротуризма меняет традиционную структуру сельскохозяйственного производства.

        В-третьих, агротуризм - это не высокоприбыльный бизнес, а способ уменьшить социальную напряженность, снизить уровень бедности.

      В Республике Беларусь пока лишь отдельные фермерские хозяйства начали предлагать услуги по организации отдыха в сельской местности. Опыт создания инфраструктуры эко-агротуризма на базе кооперативного хозяйства является первым, но при должной его поддержке может стать модельным для всей республики. В связи с этим важно оценить не только позитивные, но и негативные стороны сельского туризма, которые следуют из международной практики. К последним относятся:

- нестабильность получения доходов;

- сезонный характер, вследствие чего персонал может оказаться не у дел часть года;

- возможный отток валюты из хозяйства при значительном использовании импортных материалов и продуктов;

- слабые возможности использования высококвалифицированной рабочей силы;

возможное разрушение устоявшейся местной культурной среды.

          При должной организации туристических услуг негативные последствия можно минимизировать. Но вследствие новизны идеи возникает немало проблем ее реализации. Важнейшими из них являются:

1) централизованное административное регулирование производственной сферы;

2) устаревшее законодательство, в котором отсутствуют акты, регулирующие развитие эко-агротуризма;

3) отсутствие квалифицированных кадров. Их нужно готовить еще со школьной скамьи, создавая в сельских школах профильные классы не только по сельскохозяйственным дисциплинам, но и по основам туризма, развитию ремесел [19, c. 157].

         Характер проявления этих проблем можно также проследить на примере СПК "Первомайский и К". Так, проект создания инфраструктуры эко-агротуристического сервиса значительно легче реализовать в колхозе, чем в частном фермерском хозяйстве, так как у руководителя все находится под рукой: кадры, материалы, помещения, угодья, стимулы. Но, во-первых, не снимается ответственность за выполнение плановых заданий по основной деятельности и при каких-либо упущениях руководителя хозяйства могут привлечь к административной и даже уголовной ответственности. Отсюда - неуверенность, осторожность, нежелание рисковать.

         Во-вторых, при значительной диверсификации деятельности в хозяйстве может теряться управляемость и снижаться качество выполнения функций. Стимулы, которыми располагает руководство, (жилье, зарплата, распорядок труда и отдыха), имеют временный характер и теряют свою действенность по мере использования.

         Наилучшим решением была бы передача объектов инфраструктуры агротуризма в долгосрочную аренду или даже в собственность местным жителям, их обслуживающим. Но законодательство не предусматривает эффективного механизма подобной приватизации.

         В-третьих, система управления сельскохозяйственным производством ориентирована на достижение текущих результатов и в случае невыполнения централизованно доводимых заданий по основной деятельности программа развития агротуризма может быть закрыта решением местных властей со всеми вытекающими отсюда последствиями для руководителя хозяйства. Очевидна необходимость включения агротуризма в государственные планы развития сельского хозяйства.

         Отсюда можно сделать вывод и о необходимости либерализации управления сельскохозяйственным производством, экономического стимулирования специализации хозяйств не только на производстве. Кроме того, сферу агротуризма, который по сути представляет один из видов сельскохозяйственной деятельности, следовало бы передать в подчинение Министерству сельского хозяйства. Сейчас агротуризм находится в ведении Министерства спорта и туризма, которое могло бы координировать развитие в тех аспектах, которые оказались бы в сфере его компетенции.

         Одна из главных задач Министерства спорта и туризма на 2011 г. - создать условия для того, чтобы турист задерживался в регионе, как можно дольше. Достичь этого можно за счет создания агроусадеб в каждом населенном пункте, который располагает объектом туристского интереса. Но сегодня, по оценке специалистов, лишь 45% наших памятников используются достаточно эффективно. Ставка делается на хуторской фонд и старинные усадьбы, находящиеся под кураторством Министерства культуры.

         Сложной проблемой остается финансирование проектов развития агротуризма. При низкой рентабельности сельскохозяйственного производства и дотациях государства у хозяйства отсутствуют необходимые средства для финансирования долгосрочных проектов по созданию и поддержанию инфраструктуры агротуризма. Поэтому необходимо обеспечить бюджетное финансирование подобных проектов, создать льготные условия для кредитования и спонсирования.

         Сложность и противоречивость надвигающихся перемен значительно повышают роль применяемой в стране экономической модели развития как инструмента, позволяющего эффективно сочетать экономические и социальные интересы граждан.

          Применительно к сельскохозяйственному производству усиление роли государства должно состоять в законодательном закреплении возможностей диверсификации сфер деятельности и либерализации отношений собственности, что откроет дорогу массовому развитию эко-агротуризма.

         Туристическая сфера малозатратна с точки зрения материальных затрат и хороша с точки зрения добавленной стоимости. И с учетом импорта энергоресурсов, и с учетом материалов, это очень перспективное направление.  В условиях кризиса это элемент, который минимизирует риски кредитования банками и не требует дополнительных затрат. Речь идет о том, что все основные элементы, которые существуют в агротуризме, воспроизводятся объективно, независимо от того кризисная в стране ситуация или нет.

          Если проанализировать динамику создания агроусадеб, то за три последних года, она впечатляющая: практически все районы имеют 1-2 усадьбы. А в целом по стране их уже 474, хотя в 2006 г. было лишь 34. В прошлом году в агроусадьбах отдохнули 39 тысяч туристов. Они оставили 2 млрд белорусских рублей.

         Агротуризм признан правительством Беларуси одной из сфер, которые помогут минимизировать последствия влияния мирового финансового кризиса на экономику страны.

Идея развития агроэкотуризма в белорусском обществе требует проведения определённых мероприятий в области нормативно-правовых актов, финансирования, налогообложения, маркетинговой политики [7, c. 187]:

1. государственным органам власти следует упростить визовой режим при въезде в Республику Беларусь иностранных туристов. Изнурительные таможенные формальности сокращают количество потенциальных туристов, желающих отдохнуть в нашей стране;

2. для развития агроэкотуризма требуются практические и эффективные системы координации между всеми заинтересованными сторонами, включая правительство, частные предприятия, местные органы власти;

3. следует установить надлежащие юридические и организационные механизмы в целях содействия и эффективной организации местных жителей во всём туристическом процессе, включая определение политики, планирования, управления, налогообложения;

4. необходимо создавать благоприятные инвестиционные условия (предоставлять кредитные, налоговые и другие льготы) в целях притока отечественного и иностранного капитала;

5. следует уделить внимание проблеме сертификации белорусских усадеб для того, чтобы гарантировать соответствие их качества международному уровню. Полученный сертификат будет способствовать повышению авторитета в глазах потребителей и иностранных туристов;

6. дизайн сельских усадеб, в т. ч. гостиниц и других средств размещения, ресторанов, кафе, баров, должен осуществляться таким образом, чтобы не допускать или сводить к минимуму любое негативное воздействие на природную среду. Желательно использовать местные строительные материалы, сохранять старинные архитектурные ансамбли, использовать такие природные источники энергии, которые не загрязняют экологическую обстановку региона. Аналогичным образом, средства транспорта и коммуникаций, используемые в указанных районах, должны иметь низкий уровень загрязнения;

7. профессионализм - важное условие развития туристической деятельности в Республике Беларусь и агроэкотуризма в частности. В последнее время возросла потребность в знании иностранных языков высококвалифицированных гидах-экскурсоводах (предпочтение должны отдаваться коренным жителям соответствующего района);

8. туристы, предпочитающие указанный вид отдыха, нуждаются в подробной специализированной информации как до, так и во время поездки Предоставление полной и своевременной информации - один из основных элементов профессиональной деятельности в сфере туризма. Причём эта информация может быть представлена в различных формах: брошюрах, буклетах, картах;

9. следует создавать информационные центры основных регионов республики в области агроэкотуризма. В настоящее время только ОО "Агро - и экотуризм" владеет оперативными данными о предлагаемом отдыхе сельской усадьбе;

10. в рекламных материалах по агроэкотуризму должна содержаться достаточная информация о впечатлениях, на которые могут рассчитывать туристы, включая сведения о рельефе и климате, животном и растительном мире, и, в целом, о посещаемой местности. Сюда должна также включаться правдивая информация о размещении и организации питания, а также рекомендации о том, что можно и что нельзя делать в данном туристском центре;

11. в зарубежных СМИ регулярно проводить информационно-ознакомительные мероприятия с целью формирования привлекательного имиджа Беларуси на мировом туристском рынке.

Таким образом, можно сделать вывод, что для успешного развития нового направления деятельности в сфере туризма региона требуется мобилизация сил всех участников проекта, членов ассоциации агротуристов (организаторов проекта; владельцев средств размещения; информационно-рекламных служб; финансовых организаций; предприятий туристского комплекса). Лишь взаимодействие всех четырех взаимосвязанных структур способно обеспечить эффективное, комплексное и прогрессивное развитие агротуризма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

          Таким образом, на основании вышесказанного можно сделать вывод, что агротуризм является наиболее динамической отраслью туризма. Агротуризм - именно та новая сфера деятельности и исследований, где прослеживается взаимодействие направлений как экономического, так и неэкономического характера, как мирового, так и национального уровней, в частности, предоставление внутренних и международных туристических услуг.

Информация о работе Агротуризм в системе национальной экономики и перспективы его развития