Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 22:16, курсовая работа
Целью курсовой работы является анализ агротуризма в системе национальной экономики.
Объектом исследования является агротуризм.
Предметом исследования являются направления и пути развития агротуризма.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
1) дать общую характеристику понятию агротуризма;
2) провести анализ процесса становления агротуризма в Республике Беларусь;
3) рассмотреть направления и перспективы развития агротуризма.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…5
1 АГРОТУРИЗМ КАК ФОРМА РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ…………………………………………………………………….7
2 АНАЛИЗ ПРОЦЕССА СТАНОВЛЕНИЯ АГРОТУРИЗМА В БЕЛАРУСИ, ЕГО СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ………………………………………….…13
3 НАПРАВЛЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АГРОТУРИЗМА В БЕЛАРУСИ………………………………………………………………………20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………31
Рекреационным ресурсом для экологического туризма также являются национальные парки.
На территории Беларуси находится 5 национальных парков (общей площадью 272 тыс. га), более 150 полных резерватов и заказников (ландшафтные, зоологические, ботанические, биогенетические) общей площадью 103,5 тыс. га.
Республика располагает богатым историко-культурным наследием, которое составляют 4684 памятника искусства, археологии, архитектуры, истории, из них 4 объекта включены в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Одним из важнейших ресурсов внутреннего и въездного туризма является богатая и самобытная национальная культура. Фольклорно-этнографический потенциал республики включает большое количество центров народных промыслов и ремесел, в том числе традиционного творчества, вышивки, гончарства, плетения.
Важным фактором развития агротуризма является географическое положение страны. Ежегодно в качестве транзитных пассажиров Беларусь пересекают около 10 млн иностранцев, в том числе 5,5 млн - на автотранспорте и 4,5 млн - по железной дороге, что свидетельствует о значительном потенциале транзитного туризма. Благодаря тому, что через Беларусь проходят две международные автомобильные трассы, агротуристические объекты могли бы включиться в обслуживание транзитных водителей и пассажиров.
Расширению в Беларуси въездного туризма способствует также наличие значительной белорусской диаспоры. Например, Россия - 1,2 млн, США – 0,5-1 млн, Украина - 440 тыс., Польша - 320 тыс., Австралия - 320 тыс., Израиль – 120-140 тыс.
Развитие агротуризма в Республике Беларусь имеет определенные выгоды. Во-первых, это возможность увеличить долю услуг в производстве АПК, во-вторых, улучшить сальдо платежного баланса за счет превращения агротуристических услуг в экспортный продукт. Агротуризм как услуга позволяет оптимизировать сельскохозяйственное производство и повысить его эффективность, благодаря тому что услуга в структуре затрат имеет более высокую долю добавленной стоимости. Это особенно актуально в отношении продукции сельскохозяйственных предприятий, характеризующейся высокой материалоемкостью. Так, в 2005 г. удельный вес валовой добавленной стоимости сельского хозяйства в ВВП составил всего 7,5 % и снизился по сравнению с 2009 г. на 0,8 процентных пункта [16, c. 72].
Белорусскую деревню сложно уже представить без агро- и экотуризма, потому что это дополнительный заработок для народа и способ проведения свободного времени для горожан. В сельских усадьбах принимают гостей круглый год. Это и туры выходного дня, и семейные и корпоративные торжества на природе, охота и рыбалка, и сельская баня для любителей попариться с веничком.
Для сельских регионов Беларуси агротуризм предоставляет следующие значительные выгоды:
1) способен стать важным источником трудоустройства проживающих здесь людей, особенно в экономически малоразвитых районах. Местные жители могут работать в качестве официантов, розничных торговцев, работников системы гостеприимства;
2) открывает сельскому населению возможности для бизнеса;
3) повышает доход местных бюджетов;
4) сохраняет местную культуру и обычаи, поддерживает реставрацию имеющихся исторических достопримечательностей;
5) оказывает благоприятное влияние на проведение мероприятий, связанных с защитой окружающей среды, так как индустрия туризма по сравнению с другими видами деятельности является более экологически чистой.
Экономическая выгода для сельских районов от развития агротуризма заключается в возможности использования в туристском бизнесе людей старше трудоспособного возраста, которые в структуре сельского населения составляют 31 %.
К факторам, способствующим развитию в республике агротуризма, можно отнести и политические:
- обеспечение безопасности от терактов;
- отсутствие угрозы межэтнических и внутренних конфликтов.
На конкурентоспособность Беларуси как туристского региона влияют как позитивные, так и негативные факторы. К числу последних, прежде всего, следует отнести:
• отсутствие привлекательного туристического имиджа республики на внешних рынках. Зачастую даже та информация, которая публикуется в зарубежных СМИ, не соответствует действительности;
• визовые проблемы (безвизовый туристический обмен налажен Беларусью лишь со странами СНГ (кроме Туркменистана), Македонией, Сербией и Черногорией, Монголией, Вьетнамом, КНДР, Кубой, КНР, в то же время Польшей - с 60 государствами.
Влияние ряда негативных факторов можно сгладить или нейтрализовать мерами государственного регулирования. К числу решаемых таким путем проблем следует отнести отсутствие стимулов в развитии въездного туризма для туристических предприятий и субъектов хозяйствования, являющихся юридическими лицами. Устранить негативные факторы способны и общественные организации, например, активно распространяя на внутреннем и внешнем рынках информацию о развитии агротуризма в Беларуси. Решением отдельных проблем должны заниматься сами субъекты хозяйствования. Так, при предоставлении агротуристических услуг им необходимо учитывать маркетинговые технологии, разрабатывать каналы сбыта агротуристического продукта [20, c. 11-15].
В настоящее время в сфере эко- и агротуризма Беларуси следует обозначить несколько проблем:
1) Республика Беларусь еще недостаточно известна на мировом и туристическом рынке как самостоятельное государство, хотя имеет древнюю историю и богатую культуру, разнообразную природу;
2) слабо развита система маркетинга национального туристического продукта и его продвижение на мировом рынке;
3) низкий туристический рейтинг Беларуси, отсутствует реальное сотрудничество с зарубежными фирмами и международными туристическими организациями;
4) недостаточное количество специалистов и иных кадров, которые могут квалифицированно организовать этот вид туристического бизнеса.
Государство не склонно смотреть на агротуризм, как на сегмент турбизнеса с большим потенциалом.
Что касательно иностранных инвестиций, можно отметить, что иностранцы не очень заинтересованы в этом. Учитывая уровень доходов белорусов, они не видят в белорусах крупных клиентов. Поэтому нужно организовать поток иностранных туристов в Беларусь. Однако и здесь существуют проблемы. Помимо инфраструктуры, которой в РБ пока нет, нужно организовать мотивацию для их приезда.
Говоря о привлечении иностранных туристов следует подчеркнуть, что прежде всего таких людей интересует не комфорт, а аутентика (условия для жизни, натуральная пища, местные традиции и фольклор).
Развитию этой сферы мешает, в первую очередь, отсутствие у Беларуси положительного международного имиджа, скоординированной программы продвижения и маркетинговой концепции. Беловежская пуща, к примеру, будет рекламироваться на европейских телеканалах вне белорусского контекста. Одна из существенных проблем – визовый режим. Причем проблема не столько в денежных затратах, сколько во временных.
Таким образом, развитие туризма в Беларуси должно основываться на тех видах и формах туризма, которые позволяют максимально и комплексно использовать имеющийся туристический потенциал.
Учреждения образования в Республике Беларусь должны активизировать свою образовательную деятельность в подготовке и переподготовке специалистов данного направления.
3 НАПРАВЛЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АГРОТУРИЗМА В БЕЛАРУСИ
Главными целями развития агротуризма являются удовлетворение спроса населения на отдых в сельской местности и повышение уровня жизни сельчан. Чтобы проблема повышения доходов сельского населения посредством организации туристского обслуживания решалась эффективно, необходимо формирование рынка агротуристических услуг. Это значит, что туристское обслуживание в деревне должно быть поставлено на поток, по крайней мере, в летний туристический сезон, а не осуществляться эпизодически или зависеть от случайных гостей. Повышение уровня доходов сельского населения за счет туризма требует формирования массового рынка агротуризма с достаточным количеством потребителей для его устойчивого функционирования. Однако массовость агротуристских потоков - это перспектива будущего, так как в настоящее время в Беларуси широко распространены более дешевые формы отдыха, являющиеся альтернативой агротуристскому обслуживанию.
Во-первых, это проведение свободного времени на садово-дачных участках, где горожане имеют возможность отдохнуть вне урбанизированной среды, заняться сельским трудом в свое удовольствие. В последнее время все большая часть населения рассматривает свои дачи не как источник получения дополнительных продуктов питания, а как место отдыха, что связано с экономическим подъемом и повышением доходов населения до уровня, позволяющего удовлетворять потребности в продовольственных товарах практически полностью.
Во-вторых, значительная часть населения городов имеет тесные родственные связи с деревней. Многие жители городов имеют родственников старших поколений в сельской местности, у которых зачастую проводят отпуска и каникулы. Доля горожан с такой формой проведения свободного времени постоянно сокращается в связи с постепенной утерей родственных связей с сельским населением. Тем не менее, эта доля в Беларуси в несколько раз больше, чем в странах ЕС, так как процессы интенсивной урбанизации, сопровождающиеся массовыми миграциями из села в город, у нас проходили во второй половине 20 в., на 30-40 лет позже, чем в странах Евросоюза.
В-третьих, в Беларуси виды отдыха вне города (например, организация пикников), широко распространенные среди населения, легко осуществимы туристами самостоятельно. В странах ЕС это сделать сложнее, так как в них господствует частная собственность на землю. За посещение частных владений, где предоставляются услуги по организации того же пикника, обязательно придется заплатить. В таких условиях лучше выкристаллизовывается агротуристическая специализация не только отдельных домашних хозяйств, но и целых сельских регионов, что и наблюдается в странах Евросоюза. В Беларуси же господство государственной собственности на земельные угодья делает их общедоступными для бесплатного использования в рекреационных целях, что косвенно сдерживает процессы концентрации туристского обслуживания в сельской местности и специализации отдельных хозяйств на агротуризме [19, c. 105].
Сдерживающими факторами развития агротуризма также являются некоторые социально-географические и природные условия. Среди социально-географических главным фактором является специфика сельской системы расселения, в которой доминируют средние и крупные сельские поселения, что явилось результатом активного внедрения коллективных форм ведения сельского хозяйства. В то же время для организации агротуризма больше подходит хуторская система расселения. В этом отношении наиболее благоприятным регионом Беларуси является Поозерье. Среди природных факторов, которые способствуют меньшему развитию агротуризма в Беларуси по сравнению со странами ЕС, следует отметить более короткий благоприятный период для летнего отдыха. Меньшая продолжительность благоприятного периода объективно способствует снижению объемов туристского обслуживания за год и повышению затратоемкости агротуристских услуг. Сезонность спроса, между тем, можно сгладить, предлагая туристам в межсезонье различные развлекательные программы, основанные на старинных праздниках, обрядах и обычаях.
Агротуризм должен «вытянуть» въездной туризм. Поэтому даже доводится план по количеству усадеб в каждой области. В настоящее время, по данным хозяев агроусадеб, более 90% отдыхающих - граждане Беларуси. В 2009 г. в агроусадьбах отдохнуло 70 тысяч туристов.
Основные направления развития агроэкотуризма определены в Национальной программе развития туризма в Республике Беларусь на 2008-2010 гг. Однако отправной точкой для распространения агроэкотуризма в нашей стране стало принятие Указа Президента Республики Беларусь «О мерах по развитию агроэкотуризма в Республике Беларусь» [2].
Национальная программа впервые предусматривает конкретные направления развития эко-агротуризма. Это создание туристических деревень с традиционной народной архитектурой на основе существующих сельских поселений; строительство агротуристических комплексов на базе сельскохозяйственных производственных кооперативов; организация эколого-образовательных и эколого-просветительных туров для разных возрастных и социальных групп населения.
Развитие агротуризма является крупной социально-экономической программой по переводу части аграрного населения из производства в сферу услуг. Помимо экономических, такая государственная политика преследует социальные и социокультурные цели: остановить деградацию сельских районов, потерю ими населения, сохранить и отчасти воссоздать культурное наследие, национальную самобытность регионов.
Основными позитивными экономическими и вместе с тем социальными эффектами развития агротуризма являются:
- создание новых рабочих мест для местного населения;
- стимулирование производства экологически чистых продуктов питания;
- приток в страну иностранной валюты;
- увеличение инвестиций как в инфраструктуру и сервис, так и в охрану природы;
- рост благосостояния местного населения; создание современной социально-бытовой инфраструктуры на селе по принципу "не хуже, чем в городе", отвечающей требованиям сегодняшнего дня;
- развитие специального образования, направленного на приобретение туристических и природоохранных профессий;
- развитие ремесел;
- развитие местного самоуправления;
- формирование планов развития "изнутри" с учетом интересов местных жителей.
До 2011 г. в стране планируется создать 287 туристических маршрутов, в том числе 97 пешеходных, 54 велосипедных, 38 конных, 35 водных, 3 авиационных, 2 железнодорожных и 58 автомобильных. Будет создано 868 новых туристических объектов, построено 19 гостиниц, 34 гостиницы реконструировано, открыто 178 агроусадеб [7, c. 112].
Информация о работе Агротуризм в системе национальной экономики и перспективы его развития