Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 15:29, реферат
Исторически сложилось так, что почти повсеместно формирование экономической науки чаще всего увязывается с именем и творчеством Адама Смита — величайшего английского ученого-экономиста конца XVIII в. Эта "человеческая слабость" будет преодолена, очевидно, нескоро, ибо в отличие от естественных
наук, требующих, как правило, представления о современном уровне знаний в этой области, экономическуюнауку едва ли можно постичь, не познакомившись с теоретическими воззрениями выдающихся экономистовклассической политической экономии. Среди них Адам Смит является, несомненно, центральной фигурой.
Введение.
1. Краткая биография
2. “Исследование о природе и причинах богатства народов” .
3. “Экономический человек” и “невидимая рука” .
4. Теория стоимости Адама Смита.
5. “Мир денег Адама Смита” .
6. Заключение
7. Литература.
определенной склонности человеческой природы к торговле и обмену. Напомнив вначале читателю, что
собаки друг с другом сознательно костью не меняются, А. Смит характеризует "экономического человека"
словами: "Он скорее достигнет своей цели, если обратится к их (своих ближних) эгоизму и сумеет показать
им, что в их собственных интересах сделать для него то, что он требует от них. Всякий предлагающий
другому сделку какого-либо рода, предлагает сделать именно это. Дай мне то, что мне нужно, и ты получишь
то, что тебе нужно, — таков смысл всякого подобного предложения... Не от благожелательности мясника,
пивовара или булочника ожидаем мы получить свой обед, а от соблюдения ими своих собственных
интересов. Мы обращаемся не к их гуманности, а к их эгоизму, и никогда не говорим им о наших нуждах, а об
их выгодах".
Без особых комментариев А. Смит преподносит читателю и положение о "невидимой руке". При этом
нельзя исключить, что идею о ней автор "Богатства народов" заимствовал в памфлетах меркантилистов XVII
в., где проводилась мысль о том, что экономическое поведение предопределяет прежде всего прибыль, а для
этого государству
необходимо защищать свободную конкуренцию
в эгоистических интересах
предпринимателей.
Но А. Смит ничуть не повторяет меркантилистов. В его книге смысл "невидимой руки" заключается в
пропаганде таких общественных условий и правил, при которых благодаря свободной конкуренции
предпринимателей
и через их частные интересы рыночная
экономика будет наилучшим
общественные задачи и приведет к гармонии личную и коллективную волю с максимально возможной
выгодой для всех и каждого.
Другими словами, "невидимая рука" независимо от воли и намерений индивида — "экономического
человека" — направляет его и всех людей к наилучшим результатам, выгоде и к более высоким целям
общества, оправдывая как бы тем самым стремление человека-эгоиста ставить личный интерес выше
общественного. Таким образом, смитовская "невидимая рука" предполагает такое соотношение между
"экономическим человеком" и обществом, т.е. "видимой рукой" государственного управления, когда
последняя, не противодействуя объективным законам экономики, перестанет ограничивать экспорт и
импорт и выступать искусственной преградой "естественному" рыночному порядку.
Стало быть, рыночный механизм хозяйствования, а по Смиту — "очевидная и простая система
естественной свободы", благодаря "невидимой руке" всегда будет автоматически уравновешиваться.
Государству же для достижения правовых и институциональных гарантий и обозначения границ своего
невмешательства остаются "три весьма важные обязанности". К ним он относит: издержки на общественные
работы (чтобы "создавать и содержать определенные общественные сооружения и общественные
учреждения", обеспечивать вознаграждение преподавателей, судей, чиновников, священников и других, кто
служит интересам
"государя или государства") ; издержки
на обеспечение военной
на отправление правосудия, включая сюда охрану прав собственности.
Итак, "в каждом цивилизованном обществе" действуют всесильные и неотвратимые экономические
законы, — в
этом лейтмотив методологии
Непременным условием для того, чтобы экономические законы действовали, является, по убеждению
А. Смита, свободная конкуренция. Только она, считает он, может лишить участников рынка власти над
ценой, и чем больше продавцов, тем менее вероятен монополизм, ибо "монополисты, поддерживая
постоянный недостаток продуктов на рынке и никогда не удовлетворяя полностью действительный спрос,
продают свои товары намного дороже естественной цены и поднимают свои доходы... " В защиту идей
свободной конкуренции А. Смит осуждает исключительные привилегии торговых компаний, законы об
ученичестве, цеховые постановления, законы о бедных, полагая, что они (законы) ограничивают рынок
труда, мобильность рабочей силы и масштабы конкурентной борьбы. Он также убежден, что как только
представители одного и того же вида торговли и ремесла собираются вместе, их разговор редко не
заканчивается "... заговором против публики или каким-либо соглашением о повышении цен".
Выше уже была отмечена позиция А. Смита, согласно которой первейшим источником богатства
является сельскохозяйственное производство и лишь затем промышленное. Это, вероятно, связано с его
реакцией на сентенции меркантилистов, ставивших на первый план внешнюю торговлю, а затем
национальную промышленность. Но что касается структуры самой торговли, то и здесь автор "Богатства
народов" делает свои акценты, противоположные принципам меркантилизма, ставя на первое место
внутреннюю, на второе — внешнюю, на третье — транзитную торговлю. В последней части аргументы А.
Смита таковы: "Капитал, вкладываемый во внутреннюю торговлю страны, обычно поощряет и содержит
большое количество производительного труда в этой стране и увеличивает стоимость ее годового продукта в
большей мере, чем таких же размеров капитал, занимающийся внешней торговлей предметами потребления,
а капитал, занятый в этой последней, имеет в обоих этих отношениях еще большее преимущество над
одинаковой величины капиталом, вложенным в транзитную торговлю". В этой же связи А. Смит счел даже
уместным сформулировать главную задачу политической экономии следующим образом: "И главная задача
политической экономии каждой страны состоит в увеличении ее богатства и могущества; поэтому она не
должна давать
преимуществ или оказывать
предпочтительно перед внутренней торговлей или же транзитной торговлей предпочтительно перед той и
другой".
"Богатство народов" А. Смита начинается с проблематики разделения труда вовсе не случайно. На
ставшем хрестоматийным примере, показывающем как в булавочной мануфактуре разделение труда по
меньшей мере трояко повышает производительность труда (повышение квалификации работников, экономия
времени при
переходе от одной операции к другой,
изобретение машин и
подготовил "почву" для будущих рассуждений и споров по многим ключевым теоретическим проблемам
политической экономии.
Одной из таких теорий, имевших неоднозначное толкование еще до А. Смита, была теория стоимости
(ценности) товаров
и услуг. Эта теория
теорией экономической науки.
Познакомимся с теорией стоимости А. Смита, вокруг которой более всего полемизировали его
последователи и противники. Отметив наличие у каждого товара потребительной и меновой стоимости,
первую А. Смит оставил без рассмотрения. Причина здесь в том, что в понятие "потребительная стоимость"
А. Смит вкладывал смысл не предельной, а полной полезности, т.е. возможность отдельного предмета, блага
удовлетворить потребность человека, причем не конкретную, а общую. Поэтому для него потребительная
стоимость не может быть условием меновой стоимости товара. Как заметил в этой связи М. Блауг, "во
времена Смита... отвергали теорию ценности, основанную на понятии полезности, поскольку казалось
невозможным установить количественную связь между полезностью и ценой, — об этой трудности тогда
просто не задумывались. Скорее, в то время просто не видели связи между полезностью в том смысле, в
каком мы ее понимаем, и ценой".
Отмежевавшись от рассмотрения потребительной стоимости, А. Смит обращается к выяснению
причин и механизма обмена, сущности меновой стоимости. Он отмечает, что поскольку товары чаще всего
обмениваются, то "... более естественным является оценивать их меновую стоимость количеством какого-
нибудь товара, а не количеством труда, которое можно на них купить". Но уже на следующей странице автор
"Богатства народов" вслед за неприятием версии количества "труда, на которое можно... купить товар",
опроверг и версию определения стоимости "количеством какого-нибудь товара", подчеркнув, что "товар,
который сам постоянно подвергается колебаниям в своей стоимости (имея в виду золото и серебро) , никоим
образом не может быть точным мерилом стоимости других товаров". Затем А. Смит заявляет, что стоимость
одинакового количества труда рабочего "во все времена и во всех местах" одинакова, и поэтому "именно труд
составляет их (товаров) действительную цену, а деньги составляют лишь их номинальную цену".
Что касается смитовской
сентенции о постоянстве
производства каждой единицы товара при постоянных издержках, то она, конечно, не выдерживает никакой
критики, так как в зависимости от объема производства удельные издержки, как известно, подвержены
изменению. А другой свой тезис, согласно которому труд "составляет действительную цену" товаров, А.
Смит развивает с двойственных позиций, следуя которым впоследствии одни смитианцы увидели
"трудовую"
природу происхождения
двойственность развития тезиса состоит в следующем.
Автор "Богатства народов" будто бы сделал окончательный вывод, говоря, что "труд является
единственным всеобщим, равно как и единственным точным, мерилом стоимости, или единственной мерой,
посредством которой мы можем сравнивать между собою стоимости различных товаров во все времена и во
всех местах". Но буквально через несколько страниц последовали два уточнения. В соответствии с первым из
них только "в обществе первобытном и малоразвитом, предшествовавшем накоплению капитала и
обращению земли в частную собственность, соотношение между количествами труда... было, по-видимому,
единственным основанием... для обмена их друг на друга". В соответствии со вторым уточнением —
стоимость определяется как сумма доходов (заработная плата, прибыль и рента) , поскольку "в каждом
развитом обществе все эти три составные части в большей или меньшей мере входят в цену громадного
большинства товаров".
Итак, по приведенным выше уточнениям, связанным с теорией стоимости (ценности) , можно было
бы предположить, что А. Смит был склонен не к трудовой теории, а к теории издержек. Но в
двойственности его позиции не остается сомнений, когда он утверждает о трудовом происхождении всех
Информация о работе Адам Смит - величайший английский ученый-экономист конца XVIII в