Земельный рынок в современных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 19:54, реферат

Описание работы

Особенностью земли, как экономического ресурса, является ее ограниченность. В основе появления рынка земли лежит проблема частной собственности.
С одной стороны, выступают собственники земельных ресурсов, с другой – люди, владеющие деньгами и желающие свои деньги и свой труд вложить в использование земельных угодий и стать предпринимателями. Собственники земли предлагают свои земли в аренду, тем самым формируют предложение на землю.

Содержание

Введение
1.сущность и особенности рынка земли
1.1. определение и понятие рынка земли
1.2. цена земли
2. современное состояние рынка земли РФ
2.1. анализ земельного рынка
2.2 земельная реформа РФ
заключение

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 39.87 Кб (Скачать)

     В результате земельной реформы существенно  изменилось распределение земельного фонда России по категориям землепользователей и формам собственности.

     Эти изменения в первую очередь затронули  земли сельскохозяйственного назначения. Созданы крестьянские хозяйства  на площади в 34,3 млн. га, а также  их объединения и ассоциации (9,0 млн. га). В районах Крайнего Севера организованы общинно-родовые хозяйства, их площадь достигла 68,9 млн. га. Интенсивно идет процесс образования акционерных обществ и товариществ, занимающихся товарным сельскохозяйственным производством. На их долю приходится 190,9 млн. га. Получили широкое развитие сельскохозяйственные кооперативы, расположенные на площади 36,6 млн. га.

     Отмечая существенные изменения в распределении  земель по формам собственности, значительная часть территории РФ - более 76% (1306,2 млн. га) ее земель - все еще остается в  государственной форме собственности, причем 803 млн. га - земли субъектов  Федерации. В муниципальной собственности  находится 56 млн. га, или 3,3%, в собственности  юридических лиц - 335,8 млн. га (20%) и  в собственности граждан - чуть более 10 млн. га (0,6%) К не подлежащим вовлечению в рыночный землеоборот или имеющим  определенные ограничения отнесены земли:

     - обороны и обеспечения безопасности  страны (10,0 млн. га);

     - единой общегосударственной транспортной  сети (1,4 млн. га);

     - природоохранного, заповедного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного  назначения (27,2 млн. га);

     - расположенных на территории  городов и населенных пунктов  объектов и предприятий федеральной  собственности (0,34 млн. га);

     - объектов обеспечения внутренних  функций государства, его устойчивого  развития, жизнеспособности и охраны  окружающей среды (2,0 млн. га);

     - лесного фонда (265,9 млн. га);

     - запаса (47,0 млн. га), а также водные  объекты (17,8 млн. га).

     Кроме того, для осуществления эффективной  градостроительной политики в каждом населенном пункте требуется сохранение резервных площадей, которые в  среднесрочной перспективе не подлежат застройке (всего приблизительно 0,43 млн. га). Вряд ли есть основания включать в рыночный землеоборот и земли  таких объектов, как внутренние водоемы, болота, гидротехнические сооружения, на которые приходится в составе  федерального фонда 18,2 млн. га. Подлежат ограничению в части включения в операции купли-продажи территории оленьих и конских пастбищ в местах обитания малых народов и этнических групп (13,2 млн. га). Исключаются из рыночного землеоборота и хозяйственного использования по крайней мере на среднесрочную перспективу и малодоступные таежные территории Восточной Сибири и Дальнего Востока. Их площадь можно оценить примерно в 300-400 млн. га. Особого отношения заслуживают и земли сельскохозяйственного назначения федеральной собственности (83,1 млн. га), рыночные операции, с которыми существенно ограничиваются.

     Итак, в настоящее время можно исключить  из оборота по купле-продаже около 800-900 млн. га земель, отнесенных к федеральной  собственности. К данной цифре следует  добавить еще почти 124 млн. га эрозионно  опасных сельскохозяйственных земель, а также приплюсовать 15% территории Европейской части России, загрязненной радионуклидами, тяжелыми металлами, токсинами  промышленного происхождения.

     Российский  земельный рынок пока еще очень  слаб, этому свидетельствуют сумбурные  из года в год скачущие показатели землеоборота. Землеоборот в рыночной экономике служит своего рода индикатором  состояния  экономической системы  и эффективности механизмов ее функционирования.  Выводом из бесчисленных реформ и  постановлений может служить  необходимость политики, воздействующей на структуру рыночного землеоборота, ее инструментами должны выступать  налоговая, финансово-кредитная, инвестиционная политика, гарантии предпринимательского риска, поддержка страховой, консалтинговой и иных видов инфраструктурной деятельности на земельном рынке. Анализируя  структуру земель РФ, по объективным  причинам из рыночного землеоборота в части купли-продажи земель в современных условиях исключается  ориентировочно 1065-1165 млн. га. Остается же в качестве потенциального его  резерва около 540-640 млн. га.

     2.2. Земельная реформа РФ11

     С 1 июля 2011 года началась реализация глобальной земельной реформы в Российской Федерации. Цель проводимой реформы  заключается в том, что граждане смогут получать в собственность  и распоряжаться по своему усмотрению земельными участками, а муниципальные  поселения получат право распоряжения землей и смогут получать дополнительные доходы.

     Законом будут предусмотрены меры, которые не позволят при передаче в собственность россиянам земли сельскохозяйственного назначения, заниматься спекуляцией. Участки земли могут быть изъяты у собственников, в случае если земли не будут в течение трех лет использоваться по назначению. Правительство Российской Федерации уже готовит постановление, определяющее признаки неиспользования земель для сельскохозяйственных нужд.

        Земли, которые пока считаются невостребованными, могут быть отданы в распоряжение муниципалитетов. Сами муниципальные образования смогут передавать такие земли фермерам, работающим на земле. Органы местного самоуправления уже сейчас могут отстаивать свои права на невостребованные земли в судебном порядке. Приоритетное право оформления таких участков в собственность будет предоставлено сельхозпроизводителям, то есть тем предприятиям и гражданам, которые непосредственно работают на земле. Выкуп таких земельных участков будет производиться по сниженным ценам (15% вместо прежних 20% от кадастровой стоимости), а половина расходов фермерских и крестьянских хозяйств будет оплачиваться из федерального бюджета РФ. Перед местными властями также поставлена задача — найти резервы для финансирования оставшихся затрат.

       В будущем планируется в законодательном порядке закрепить нормы передачи земельных участков в безвозмездное пользование тем гражданам, которые работают или планируют работать в сельской местности. В первую очередь воспользоваться этим правом смогут работники бюджетной сферы — учителя, врачи, социальные работники и библиотекари. Возможно, безвозмездно будут выдавать земельные участки и переселенцам, тем которые хотят жить и работать на земле и производить сельскохозяйственную продукцию.

   Многодетные семьи (имеющие трех и более детей) смогут бесплатно, без конкурсов и торгов, получить в собственность земельные участки для строительства жилья. Порядок предоставления и размер участков будут определяться на региональном уровне органами местного самоуправления.

     Сейчас правительство Российской Федерации разрабатывает Федеральную целевую программу, касающуюся совершенствования инфраструктуры села. Эта программа будет способствовать совершенствованию инженерных коммуникаций и жилищно-коммунальной сферы на селе. Федеральная программа будет работать до 2020 года. Работающую сейчас (уже восемь лет) Федеральную программу «Социальное развитие села» решено продлить до 2013 года. В рамках этой программы на социальное развитие сел было выделено более сорока миллиардов рублей из федерального бюджета, а свыше ста девяноста миллиардов было выделено из региональных бюджетов и внебюджетных фондов. В рамках этой программы были проведены газопроводы и водопроводы во многие селах нашей страны, было построено свыше четырнадцати миллионов кв. метров жилья для сельчан. Также во многие дома провели телефонные линии и значительно улучшили электроснабжение в селах. В этом году будет выделено на развитие инфраструктуры порядка двадцати шести миллиардов рублей (восемь из них из средств федерального бюджета). В сельской местности планируется построить более девятисот тысяч кв. метров жилья и обеспечивать им молодые семьи и молодых специалистов, работающих в сельской местности. Также будут выделяться средства на строительство дорог, которые соединят деревни и села с общефедеральными дорогами. В этом году на строительство дорог будет выделено пять миллиардов рублей, а в будущем эта сумма возрастет, и будет составлять семь миллиардов рублей.

     В этом году планируется оказать значительную поддержку агропромышленному комплексу. «Россельхозбанк» и другие финансовые учреждения продолжат выдавать сельчанам субсидированные кредиты. По некоторым финансовым программам субсидирование будет составлять значительные суммы (80—95%). К тому же многие прежде взятые сельхозпроизводителями кредиты пролонгированы в связи с засухой 2010 года. Правительство поддержит агропромышленный комплекс и выделит сто пятьдесят миллиардов рублей из бюджета и других внебюджетных институтов.

  Необходимо разрешить вопросы, связанные с землями, которые используются Министерством обороны и специализированные учреждения. На данный момент эти ведомства платят льготный налог, который составляет всего лишь 0,3 процента от кадастровой стоимости объектов. Это льготу вполне можно убрать, но делать это нужно внимательно. Сначала нужно провести тщательный анализ всех объектов недвижимости и проследить то, как они используют вверенные им земельные участки. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение.

         В ноябре 2010 года исполнилось 20 лет со дня принятия закона РСФСР « О земельной реформе», положившего начало земельным преобразованиям в России и формированию важнейшего сегмента рыночной экономики- земельного рынка. По прошествии этого, довольно длительного периода вряд ли можно говорить о том, что идеи разработчиков реформы реализованы в таком виде, как они сформулированы в начале реформы. Более того, вместо цивилизованного земельного рынка как экономического инструмента перераспределения земельных ресурсов в целях их более эффективного использования мы имеем сегодня хаотичный, в значительной мере нелегитимный оборот земельных участков с их концентрацией в собственности олигархических структур, с рейдерством, коррупцией в земельных организациях, обезземеливанием крестьян и другими весьма негативными тенденция, искажающими цели и задачи  реформы.

Однако, земельная реформа реально сформировала многоукладное сельскохозяйственное производство, простимулировала технический и технологический прогресс, создала основу для возникновения конкурентной среды, способствовала аграрного предпринимательства, образовала многие рыночные институты инфраструктуры.

        Развитие земельного рынка происходит крайне медленно, с наличием множества недостатков и ошибок, которые следует последовательно устранять, и тогда позитивный процесс пойдёт гораздо быстрее и это положительно отразится на экономическом и социальном развитии страны. Для этого необходимо понимание объективной реальности в сфере земельных отношений, политическая воля власти, направленная на устранение барьеров в развитии земельного рынка, мобилизации и консолидации профессиональных структур, деятельность которых связана с созданием условий и возможностей для цивилизованного использования земель  и вовлечения в рыночные процессы земельных активов. 
 

Список  используемой литературы 
 

  1. Кабаков С.И. К вопросу формирования цен на землю в городах России// Экономика  строительства. 2007. №6.  с. 41
  2. Носова С.С. Экономическая теория. – М.: Владос, 2009. с. 52
  3. Шагайда Н. Земельный рынок // Рынки факторов производства в АПК России: перспективы анализа. М.: АЭП, 2007. с. 110
  4. Горемыкин В.А. Современный земельный рынок России: практ. пособие. – М., 2007. с. 211
  5. Кабаков С.И. К вопросу формирования цен на землю в городах России// Экономика строительства. 2007. №6. с. 42
  6. Базылев Н.И., Гурко С.П., Базылева М.Н. Экономическая теория. Учебник. – М.: Инфра – М, 2007. с. 45
  7. Беленький В.Р.. Что нужно сделать для формирования земельного рынка в России // Независимая газета. 2007. № 103. с. 25
  8. Шагайда Н. Земельный рынок // Рынки факторов производства в АПК России: перспективы анализа. М.: АЭП, 2007. с. 52
  9. Беленький В.Р.. Что нужно сделать для формирования земельного рынка в России // Независимая газета. 2007. № 103. с. 48
  10. Горемыкин В.А. Современный земельный рынок России: практ. пособие. – М., 2007. с. 82
  11. Электронный источник//В России начинается земельная реформа/ http:/ /www.audit-it.ru/news/appraisal/333638.html

Информация о работе Земельный рынок в современных условиях