Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 19:31, курсовая работа
Доходы играют очень важную роль в жизни каждого человека, потому что являются непосредственным источником удовлетворения его неограниченных потребностей. Заработная плата является основным источником доходов, она представляет собой один из основных факторов социально – экономической жизни каждой страны. Высокий уровень заработной платы может оказать благоприятное влияние на экономику в целом, обеспечивая высокий спрос на товары и услуги. И, наконец, высокая заработная плата стимулирует усилия руководителей предприятий рационально использовать рабочую силу, модернизировать производств.
Введение……………………………………………………………………………...2
1 Динамика заработной платы в России 2008-2011гг………………………….....4
1.1 Анализ изменений доходов населения России за 2008-2011гг……………….4
1.2 Факторы, влияющие на заработную плату в российской экономике………...7
1.3 Заработная плата и бедность…………………………………………………..10
2 Анализ регулирования заработной платы в
России……………………………………………………………………………….13
2.1 Регулирование заработной платы в России со стороны государства……….13
2.2 Новые виды оплаты труда на современных предприятиях РФ…………….15
2.3 Отраслевые отличия и причины оплаты труда в РФ………………………..20
Заключение…...……………………………………………………………………..23
Список использованной литературы……...……...……………………………….25
-платеж по договорам
-расходы на формирование
-другие выплаты сотрудникам, предусмотренные трудовыми и коллективными договорами.
2.Ежегодный основной оплачиваемый отпуск.
Работникам предоставляются
-ежегодный основной
-ежегодный дополнительный
3.Определение среднего дневного заработка при расчете отпускных.
Для расчета среднего дневного заработка
при расчете отпускных
-расчетный период (3 месяца, предшествующих
моменту выплаты работнику
-количество рабочих дней в расчетном периоде праздники и выходные не учитываются);
-сумму выплат, которую получил
работник в расчетном периоде
(кроме денежных средств,
4.Расчетный период
Расчетный период-это период фактически отработанного времени за 3 месяца, предшествующих моменту выхода работника в отпуск, с 1го по 1е число. При этом в коллективном договоре разрешается предусмотреть и иные периоды для расчета средней зарплаты, если только это не ухудшает положение работника.
5.Суммы выплат, предусмотренных системой оплаты труда.
К суммам выплат, которые получил работник в расчетном периоде относят:
-заработную плату,
-заработную плату, выданную вне денежной форме;
-комиссионное вознаграждение;
Анализ зарплаты по различным отраслям нашей экономики показывает, что диспропорции в оплате труда велики. Беспредельно высокое неравенство в распределении собственности по территориям и отраслям российской экономики, по доходам, потреблению и сбережениям населения, по располагаемому человеческому и социальному капиталу.
По данным 2010 года, зарплату ниже прожиточного минимума трудоспособного населения получали примерно 30% занятых в российской экономике. При этом в сельском хозяйстве зарплату ниже прожиточного минимума получали около 70% работников, в сфере культуры и искусства - 52, 3%, в сфере образования - 43, 5%, а в здравоохранении - 38,5%. В том же году половина работников топливной промышленности получала зарплату, превышающую прожиточный минимум в среднем в 20 раз, и более одной трети работников банковской сферы получали зарплату, превышающую прожиточный минимум в среднем в 26 раз. Не удивительно, что по российской экономике в целом зарплата 10% наиболее высокооплачиваемых работников превышает зарплату 10% наиболее низкооплачиваемых работников в 28 раз.
Подобные сравнения дают только частичное представление о экономическом неравенстве и показывают, что тенденция к нарастанию концентрации доходов при неразвитости и бедности приобретает угрожающие масштабы.
Бедность - это социально-экономическое положение части населения и домашних хозяйств, стоящих на относительно низком уровне обеспечения денежными, имущественными и другими ресурсами, а, следовательно, и на низком уровне удовлетворения своих естественно-физиологических, материальных и духовных потребностей.
Бедность - это обеспеченность человека ниже прожиточного минимума: временная или застойная. Бедность части населения, между тем, является постоянным фактором функционирования любого современного общества, но она не может и не должна быть хронической для конкретной семьи. Поэтому задача социальной защиты населения - сокращение масштаба бедности в обществе и создание условий для ее преодоления в отдельной семье.
В мировой практике используются две основные концепции в подходе к определению уровня бедности: концепция абсолютной бедности как отсутствие дохода, необходимого для обеспечения минимальных жизненных потребностей личности или семьи, и концепция относительной бедности как отношение доходов самых нижних слоев общества ко всем остальным. При таком подходе в отдельных странах бедными считаются те, чей доход не превышает 50% (40% или 60%) среднего дохода по стране. Однако на практике ни та, ни другая концепция не применяется в чистом виде.
Бедные - не просто люди с относительно низкими доходами, это члены определенного общества, живущие по его законам, но лишенные признаваемого этим же обществом минимально необходимого стандарта потребления. Проблема бедности существует во всех странах мира, и ее уровень зависит от стадии развития общественного производства, возможностей индивида и условий жизнедеятельности населения.
Бедность прямо связана с неравномерностью распределения доходов и имущества. В общем виде бедность основана на сопоставлении строго определённого набора потребностей и возможностей их удовлетворения для определённых групп населения. Потребности оцениваются на основе так называемых потребительских корзин.
Порог бедности, не отражает рост потребления, увеличиваясь за счёт роста цен.
Количественная оценка порога бедности осуществляется на основе данных о стоимости продуктов питания, исходя из рациональных норм потребления и доли затрат на питание в семейных бюджетах.
Проблема измерения бедности основана, в конечном счете, на том круге потребностей, удовлетворение которых признаётся общественно необходимым.
Фактическая информация о бедных слоях населения показывает, что бедность неравномерна среди различных групп населения молодых и пожилых, семейных и одиноких, занятых и безработных.
Дифференциация причин бедности приводит к необходимости различать типы бедности для того, чтобы определить специфические меры по её ликвидации и сокращению.
2 АНАЛИЗ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ В РОССИИ.
2.1 Регулирование заработной платы в России со стороны государства.
Государственное регулирование доходов представляет собой систему мер и норм законодательного, исполнительного и контролирующего характера, которые осуществляются правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации доходов и их роста в зависимости от социально-экономических условий в обществе. Оно направлено на создание условий необходимых для нормального воспроизводства и развития рабочей силы.
Теоретически государственная политика доходов шире, чем государственное регулирование доходов, так как политика может быть основана на принципе невмешательства государства (принцип экономического либерализма). Этот принцип имел место в России в первые годы реформ. Но сейчас эти понятия стали идентичными.
В современных условиях полностью исключить вмешательство государства в социально-экономические процессы невозможно, так как рыночное распределение по своей природе несправедливо. Поэтому существует необходимость во вмешательстве государства. Возможность государственного регулирования возникает с достижением определённого уровня экономического развития, концентрации производства и капитала. Необходимость состоит в увеличении количества трудностей, с которыми призвано бороться государственное регулирование доходов.
Основными объектами государственного регулирования доходов являются сферы, ситуации, условия, источники формирования доходов, где возникли или могут возникнуть трудности, проблемы, которые нельзя решить автоматически или можно решить только в далёкой перспективе. Снятие таких проблем необходимо для нормального функционирования экономики, воспроизводства рабочей силы, поддержания стабильной ситуации.
Объекты государственного регулирования доходов: минимум доходов, оплаты труда; занятость, подготовка и переподготовка кадров; налоги, цены; социальные гарантии, социальные отношения; правовое обеспечение.
Основной задачей государственного регулирования доходов является перераспределение доходов через государственный бюджет путём дифференцированного налогообложения различных групп получателей доходов. При этом значительная доля национального дохода переходит от слоёв населения с высокими доходами к слоям с низкими доходами. Повышение доходов у малоимущих создаёт условия для нормального воспроизводства рабочей силы, способствует ослаблению социальной напряжённости, регулирует занятость. Активность государства в данной сфере измеряется объёмом социальных расходов из федерального и местного бюджета. Следовательно, возможности государства в перераспределении доходов ограничиваются бюджетными поступлениями. Наращивание социальных расходов сверх налоговых поступлений ведёт к превращению их в мощный фактор роста бюджетного дефицита и инфляции. Если это происходит, то появляется инфляционное повышение номинальных доходов, чрезмерный рост налогов.
В современной рыночной экономике, предприятия самостоятельны в выборе формы и системы оплаты труда. Работодатель сам заботится о связи заработной платы с конечными результатами труда, устанавливая системы оплаты так, чтобы они позволяли каждому работнику хорошо зарабатывать, а работодателю приносили желаемый результат. Государство не вмешивается непосредственно в организацию заработной платы, но в то же время принимает в ней активное участие. Оно поддерживает покупательную способность заработной платы и других денежных доходов населения посредством защиты от инфляции. Оно реализует права работников на оплату труда со стороны неплатёжеспособного работодателя. Эти вопросы решаются на законодательном уровне.
Итак, исходя из всего вышесказанного, можно установить три направления государственного воздействия на организацию оплаты труда в современных российских условиях.
Первое – это активное
блокирующее вмешательство
Второе – это содействие государства выполнению заработной платой стимулирующей функции.
Третье - направление
состоит в усилении государственного
регулирования
2.2 Новые виды оплаты труда на современных предприятиях РФ
Рабочая сила в курсе экономики означает совокупность физических и умственных способностей человека, его способность к труду. В условиях рыночных отношений “способность к труду” делает рабочую силу товаром. Но это необычный товар. Его отличие от других товаров состоит в том, что он, во-первых, создает стоимость больше, чем стоит сам, во-вторых, без его привлечения невозможно осуществить любое производство, в-третьих, от него во многом зависит степень (эффективность) использования основных и оборотных производственных фондов.
В существующей практике используются разнообразные методы формирования фонда оплаты труда как в целом по предприятию, так и по структурным подразделениям. Следует отметить, что наилучшим образом эту задачу может решать нормативный метод формирования фонда оплаты труда. Однако он может быть действенным лишь при наличии следующих условий: во-первых, нормативы должны быть стабильные, долговременные, изменяться лишь в случае влияния на объем производства факторов, не связанных с трудовыми условиями коллектива. Во-вторых, нормативы формирования фонда оплаты труда должны быть не индивидуальные, а групповые.
Для оплаты труда работников могут применяться следующие системы оплаты труда: тарифная, бестарифная, смешанная, премиальная.
Тарифная система – совокупность нормативов, с помощью которых осуществляется дифференциация заработной платы работников различных категорий в зависимости от: сложности выполняемой работы; условий труда (в том числе отклоняющихся от нормальных); природно-климатических условий, в которых выполняется работа; интенсивности труда (совмещение профессий, руководство бригадой и т.п.); характера труда.
К числу основных нормативов, образующих тарифную систему оплаты труда, относятся: тарифно-квалификационные справочники, тарифные ставки и сетки, схемы должностных окладов и нормы труда.
Тарифно-квалификационный справочник – это сборник, в котором содержатся сгруппированные по производствам и видам работ подробные характеристики основных видов работ (профессий, должностей) с указанием требований, предъявляемых к квалификации работника. На основе тарифно-квалификационных справочников производятся тарификация (определение степени сложности) работ и присвоение разрядов работникам. В настоящее время действует Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС), включающий отдельные выпуски по отраслям производств.
Информация о работе Заработная плата: сущность и современные особенности