Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 20:41, курсовая работа
Цель данного исследования – раскрыть сущность и главные причины безработицы в сегодняшних условиях, объяснить их взаимную обусловленность.
Для её достижения поставлены задачи:
1. рассмотреть сущность, причины и формы безработицы;
2. выявить социально-экономические последствия безработицы;
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты занятости и безработицы
1.1 Сущность, причины и основные формы безработицы
1.2 Занятость и её виды. Естественный уровень безработицы
ГЛАВА 2. Последствия и регулирование занятости государством
2.1 Социально-экономические последствия безработицы
2.2 Государственное регулирование занятости
ГЛАВА 3. Динамика занятости и безработицы в РК
3.1 Особенности безработицы в РК
3.2 Направления политики занятости в РК
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Анализ статистических данных свидетельствует о том, что динамика численности самозанятых в Республике Казахстан по функциональным категориям была разнонаправленной. Количество работодателей возросло за период 2006–2010 гг. более чем в 1,5 раза и достигло к началу 2011 г. 161,7 тыс.чел., что составляло порядка 6% от общей численности самостоятельно занятых. Численность работников кооперативов и неоплачиваемых работников семейных предприятий заметно сократилась, их общая доля в составе самостоятельно занятых в настоящее время не превышает 4%. В структуре самозанятости наблюдается абсолютное доминирование самостоятельных работников. Их количество за 2006–2010 гг. возросло на 4% и к началу 2011 г. превысило 2,4 млн.чел., или более 90% общего состава самостоятельно занятых. При общем высоком уровне самозанятости в Республике Казахстан это создает существенные вызовы для экономического развития страны, поскольку, как справедливо указывается в Методологических положениях по статистике труда Республики Казахстан, «Если велика доля самозанятых, не привлекающих наемный труд, это указывает на низкие темпы роста рабочих мест в формальном секторе и высокие темпы их роста в неформальном. Страна, где значительную долю занятого населения составляют неоплачиваемые работники семейных предприятий, скорее всего, является слаборазвитой и характеризуется незначительными темпами роста занятости, повсеместной нищетой и, зачастую, отсутствием производственной индустрии при преобладании сельскохозяйственного производства» [2].
Таким образом, самозанятость в Казахстане:
выполняет функцию аккумуляции избыточного предложения рабочей силы на региональных рынках труда;
устойчива по масштабам, но в городах она в основном сокращается, а в сельской местности продолжает расти, особенно в южных регионах с высоким демографическим приростом населения;
постепенно адаптируется к рыночному спросу на региональных рынках труда, поэтому спектр видов деятельности различается: в сельской местности зерновых районов преобладает вынужденная и наиболее патриархальная аграрная самозанятость, на юге и в городах – примитивная торговля, в нефтедобывающих регионах повышена самозанятость в строительстве, куда идут инвестиции, в редкозаселенных территориях и в новой столице – на транспорте. Только в крупнейшей Алматинской агломерации, где сформировался более модернизированный платежеспособный спрос, в самозанятости выше доля более современных услуг;
способна трансформироваться в более цивилизованную занятость в МСП, если будут снижены барьеры для развития малого предпринимательства и сделаны инвестиции в рост человеческого капитала самозанятых.
Самозанятость и безработица: два лица одной проблемы
Развитие малого и среднего предпринимательства является одной из наиболее эффективных стратегий борьбы с безработицей. Данная стратегия, успешно зарекомендовавшей себя в мировой практике может быть использована в Республике Казахстан для одновременного достижения двух задач: (1) стимулирования экономического роста через расширение производства товаров и услуг, а также (2) смягчения социальной ситуации за счет снижения официально регистрируемой и скрытой безработицы, обеспечения безработных и неполностью занятых производительными источниками дохода.
Общая динамика занятости и безработицы в Республике Казахстан согласно данным официальной статистики представляется вполне благополучной: несмотря на экономический кризис, за период 2005–2010 гг. наблюдался рост экономической активности населения на 8,98%, рост занятости на 11,75%, а также сокращение безработицы с 640,7 до 496,5 тыс.чел., что нашло отражение в снижении уровня безработицы с 8,1% до 5,8% (см. Рис. 2). Уровень зарегистрированной безработицы в Казахстане – 0,4% в 2010 г. – является лучшим среди стран СНГ при среднем показателе для региона 1,8% и разбросе от 0,7% в Беларуси до 6,8% в Армении [3].
Рис. 2. Основные индикаторы рынка труда Республики Казахстан, 1999–2010 гг.
В целом, по состоянию на середину 2011 г. рынок труда Республики Казахстан может быть охарактеризован следующими показателями. Численность экономически активного населения в возрасте 15 лет и старше во II квартале 2011 г. составила 8,7 млн. человек, что на 0,6% больше, чем в соответствующем периоде 2010 г. В экономике республики были заняты 8,2 млн. человек, или 67,8% населения в возрасте 15 лет и старше. Их численность по сравнению со вторым кварталом предыдущего года увеличилась на 87,9 тыс. человек, или на 1,1%.
Основная доля работающих по найму была занята в государственных и негосударственных организациях – 81,8% (4,5 млн. человек). Численность самостоятельно занятых лиц составила 2,7 млн. человек. Значительная часть самостоятельно занятых лиц осуществляла деятельность в сельском хозяйстве (61,8%), а также сфере торговли (22,2%), по оказанию транспортных услуг (4,9%) и в строительстве (4,2%) (Табл. 3).
Численность безработных (лиц в возрасте 15 лет и старше, которые не имели доходного занятия, активно его искали и были готовы приступить к нему) во II квартале 2011 г. составила 467,0 тыс. человек, сократившись по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года на 36,9 тыс. человек (или на 7,3%). Уровень безработицы составлял 5,4% (во II квартале 2010 г. – 5,8%) (Рис. 3).
Таблица 3. Занятое население по статусу занятости и полу во II квартале 2011 г.
Рис. 3. Динамика уровня безработицы в 2009–2011 гг. (%)
Доля безработных мужчин во II квартале текущего года составила 42,2%, женщин – 57,8%. При этом численность безработных женщин (269,9 тыс.чел.) на 72,8 тыс. человек (36,9%) превышала число безработных мужчин. Уровень молодежной безработицы (в возрасте 15–24 лет) снизился до 4,5% по сравнению с 5,2% во II квартале 2010 г., а доля молодежи в общем числе безработных составила 11,5%. (Табл. 4) [4].
Таблица 4. Безработное население по полу и возрасту во II квартале 2011г.
Число лиц, зарегистрированных в качестве безработных (по данным Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан) на конец июня 2011 г. составило 57,4 тыс. человек, что на 12,2 тыс. человек (или на 17,5%) меньше, чем в аналогичном периоде 2010 года. Безусловно, положительной характеристикой развития рынка труда является сокращение уровня долгосрочной безработицы в период 2007–2011 гг. с 3,5% до 2%.
В то же время существуют основания полагать, что сами по себе официальные показатели безработицы отражают лишь часть проблем, связанных с напряженностью на рынке труда Республики Казахстан. При рекордно низком для СНГ показателе официально зарегистрированной безработицы и достаточно низком уровне безработицы в среднем по стране (5,4%) региональные различия по данному показателю сравнительно невелики и не превышают 1 процентный пункт (от 4,8% до 5,8%). При этом парадоксальным образом уровень безработицы оказывается наиболее высоким в наиболее развитых городах и регионах – 5,6% и 5,8% в Алматы и Астане, 5,8% в нефтегазовой Мангистауской области (Рис. 4). Это заставляет предполагать, что часть безработицы в «застойных» регионах маскируется под вынужденную неполную занятость и самозанятость.
Рис. 4. Уровень безработицы в Республике Казахстан (%)
Уровень вынужденной неполной занятости показывает, какое количество работников занято в режиме сокращенной рабочей недели или неполного рабочего дня, а также находится в административных отпусках без сохранения заработной платы или с частичной оплатой труда. По имеющимся оценкам, в марте 2011 года уровень скрытой безработицы составил лишь 0,5% от экономически активного населения, а в августе – 0,4%. Это очень низкие показатели, которые к тому же демонстрируют тенденцию к снижению (для сравнения, уровень вынужденной неполной занятости в марте 2009 г. оценивался в 1,7% от экономически активного населения).
Таблица 5. Доля самозанятых в численности экономически активного населения и уровень безработицы по регионам, II квартал 2011г.
Для регионов с максимальной самозанятостью характерен также низкий уровень среднедушевых денежных доходов населения. Соотношение между максимальной и минимальной величиной этого показателя по регионам во 2 квартале 2011 г. составило 3,8 раза. Первенство по размерам среднедушевых денежных доходов по-прежнему удерживают Атырауская область, города Алматы и Астана, где данный показатель превысил среднереспубликанский уровень в 2,4–1,7 раза. Регионами с самыми низкими доходами остаются Южно-Казахстанская, Жамбылская и Алматинская области, в которых соотношение со среднереспубликанским уровнем составило 62,7%, 65,7% и 73,1% соответственно. Среднее соотношение между величиной прожиточного минимума и номинальными денежными доходами во 2 квартале 2011 г. составило 2,8 раза (во 2 квартале 2010 года – 3,0 раза). При этом (см. Рис. 5) также отчетливо просматривается различие между наиболее благополучными по данному показателями регионами (Атырауская – 5,9 раза, г. Алматы – 4,7, г. Астана – 4,2) и регионами с наименее благоприятной ситуацией (Алматинская – 2,0, Жамбылская – 2, 1 и Южноказахстанская – 2,0).
Рис. 5. Соотношение величины прожиточного минимума с номинальными денежными доходами во 2 квартале 2011 г.
Напротив, статистические данные не позволяют проследить традиционную зависимость между высоким уровнем безработицы и низким уровнем доходов населения: в «богатых» регионах уровень безработицы колеблется от 5,0% в Атырауской обл. до 5,8% в г.Астана, а в «бедных» – от 5,1% в Алматинской до 5,7% в Южно-Казахстанской. С учетом перечисленных обстоятельств можно заключить, что в условиях Республики Казахстан самозанятость де факто выступает в качестве ключевой формы маскировки скрытой безработицы, характеризуясь низким качеством рабочих мест и низким уровнем доходов (часто на уровне простого прожиточного минимума). Это подтверждают данные официальной статистики: самозанятые лица, которые составляют более 33% занятого населения, производят лишь около 10% ВВП страны, а производительность их труда почти в 6 раз ниже, чем у наемных работников. В этой связи использование потенциала развития МСП для «перетягивания» рабочей силы из сферы самозанятости в сферу более производительной занятости может служить важным инструментом и экономического развития, и решения социальных проблем.
Для снижения вынужденной самозанятости сельского населения существует стандартный набор мер, используемый для развивающихся стран:
стимулирование пространственной мобильности сельского населения, в том числе образовательной и трудовой миграции молодежи (миграциям способствует незавершенность урбанизации в Казахстане и поддержка развития городских агломераций);
развитие кооперации мелких сельских производителей (сбытовой, производственной) для роста эффективности сельскохозяйственного производства и повышения доходов самозанятых;
рост доходов сельского населения, который является одним из важнейших факторов повышения мобильности населения и роста спроса на услуги;
развитие сферы услуг в сельской местности, ускоряющее перемещение значительной части самозанятых из аграрного сектора в сервисный сегмент МСП.
Очевидно, что возможности развития сельских услуг в Казахстане различаются по регионам. Плотнозаселенный аграрный юг с быстро растущим населением (Шымкентская, Жамбыльская области), пригородная зона крупнейшей агломерации (Алматинская область), полуаграрный зерновой север (Северо-Казахстанская, Костанайская, Акмолинская, Актюбинская области), полупустынные области запада и центра с минимальной плотностью населения имеют разные условия для развития сельского малого предпринимательства в сфере услуг.
Мировой опыт показывает, что существуют как достаточно эффективные способы самостоятельной адаптации сектора услуг в сельской местности, так и меры его поддержки его со стороны государства. Такая поддержка играет заметную роль в странах Северной Европы. Например, в Швеции государство выделяет субсидии для компенсации части издержек малого торгового бизнеса в сельской местности. Этот опыт более пригоден для слабозаселенных регионов Казахстана. Существуют и рыночные способы, основанные на эффекте масштаба. Например, в США в сельских территориях вблизи крупных городов развиваются крупные центры специализированных услуг, способные притягивать городское население и тем самым расширять клиентскую базу. Этот опыт наиболее пригоден для Алматинской области. В целом политика государства, стимулирующая перемещение самозанятости в агросекторе в сектор услуг, повышает мобильность сельского населения и способствует модернизации традиционного сельского образа жизни.
Заключение
Безработица, как показало предложенное исследование, является неотъемлемой чертой рыночной экономики. В работе были детально рассмотрены концепции анализа безработицы различными экономическими школами, что помогло сделать вывод о том, что она вызывается не только микроэкономическими причинами, (несовершенство рынка труда) но и макроэкономическими (дефицит агрегированного спроса).