Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 20:41, курсовая работа
Цель данного исследования – раскрыть сущность и главные причины безработицы в сегодняшних условиях, объяснить их взаимную обусловленность.
Для её достижения поставлены задачи:
1. рассмотреть сущность, причины и формы безработицы;
2. выявить социально-экономические последствия безработицы;
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты занятости и безработицы
1.1 Сущность, причины и основные формы безработицы
1.2 Занятость и её виды. Естественный уровень безработицы
ГЛАВА 2. Последствия и регулирование занятости государством
2.1 Социально-экономические последствия безработицы
2.2 Государственное регулирование занятости
ГЛАВА 3. Динамика занятости и безработицы в РК
3.1 Особенности безработицы в РК
3.2 Направления политики занятости в РК
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
К активным мерам относятся:
а) Информационная и организационная помощь в поиске работы. Создание специальных государственных структур для этих целей, использование единых информационных технологий, охватывающих все регионы и аккумулирующих данные о безработице и об имеющихся вакансиях.
б) Субсидирование образования путём проведения государственных программ, целью которых является сокращение платы за обучение с тем, чтобы будущие работники приобретали необходимые знания и навыки для работы в развивающихся отраслях экономики.
в) Государственное законодательство, дающее всем индивидам равные права быть нанятыми на работу, независимо от расы, национальности, пола и т.д.
г) Обучение и переобучение для тех, кто не может найти работу по причине отсутствия необходимой квалификации.
д) Прямое субсидирование заработной платы и снижение налогов для фирм, принимающих на работу представителей ущемлённых групп населения, испытывающих особенно острую структурную безработицу.
е) Помощь в открытии собственного бизнеса для безработных (консультации, безвозвратные ссуды, льготные кредиты, льготное налогообложение, создание специальных «бизнес-инкубаторов»).
Информационная и организационная помощь нацелена на уменьшение уровня фрикционной безработицы. Все остальные названные выше меры – прежде всего на борьбу со структурной безработицей. Вместе с тем субсидии занятости и общественные работы могут использоваться и для сокращения циклической компоненты – в этом случае они используются не для узких целевых групп населения, а для всех, кто ищет работу.
Активные меры призваны помочь человеку вернуться или вновь войти в состав рабочей силы. Найти работу и дать возможность самому зарабатывать на жизнь себе и своей семье (а также платить налоги государству). Эти меры экономически эффективны - растёт заработная плата, ВНП, доходы госбюджета и благосостояние общества.
Кроме того, государство всегда помогает безработным с помощью пассивных мер. К ним относятся:
а) Выплата пособий по безработице и дополнительных пособий на содержание семьи. По закону о занятости в РФ, пособие безработным в течение первых трёх месяцев выплачивается в размере 75 % от его прежней заработной платы, следующие 3 месяца – 60 %, и ещё полгода – в размере 45%. Однако в любом случае пособие не может быть ниже минимальной заработной платы и выше средней заработной платы по региону. Если же человек не работал больше года или не работал вовсе, пособие назначается в размере минимальной заработной платы.
б) Досрочные пенсии, которые позволяют сократить численность экономически активного населения, не задействованного в общественном производстве.
в) Популярная в последние годы мера, названная «work-sharing», буквально - «разделение работ». Государство создаёт стимулы к работе в режиме неполной занятости (полдня вместо полного или 2-3 дня в неделю). Таким образом, одно и то же число рабочих мест позволяет нанять больше людей.
Это - меры социальной защиты. Но с точки зрения чисто экономической, они неэффективны. Они не побуждают людей больше трудиться – наоборот, часть из них выходят из состава рабочей силы, становятся иждивенцами работающих членов общества.
Также методы обеспечения полной занятости определяет концепция, которой руководствуется правительство конкретной страны.
Пигу и его последователи, считающие, что корень зла в высокой заработной плате, предлагают:
Из рекомендаций Пигу широко применяется деление ставки заработной платы и рабочего времени между несколькими работниками. Использование частичного рабочего дня сокращает безработицу даже при сохранении неблагоприятной конъюнктуры.
В 1950-х годах в политике государственного регулирования применялись кейнсианские методы. Кейнсианцы считали, что саморегулирующаяся экономика не может преодолеть безработицу. Уровень занятости зависит от так называемого «эффективного спроса» (упрощенно - уровня потреблений и инвестиций).
Дж.- М. Кейнс писал: «Хроническая тенденция к неполной занятости, характерная для современного общества, имеет свои корни в недопотреблении...»[1].
Недопотребление выражается в том, что по мере повышения доходов у потребителя у него в силу психологических факторов «склонность к сбережению» превышает «побуждение к инвестициям», что влечет спад производства и безработицу.
Таким образом, кейнсианцы, показав неизбежность кризиса саморегулирующейся экономики, указывали на необходимость государственного экономического воздействия для достижения полной занятости.
Прежде всего следует повысить эффективный спрос, снижая ссудный процент и увеличивая инвестиции. Кейнсианцы вводят понятие «мультипликатор занятости», который рассматривается как прирост всей занятости по отношению к первичной занятости в отраслях, сильно взаимосвязанных друг с другом, в которые произведены инвестиции.
Согласно взглядам автора «Общей теории занятости, процента и денег», «подлинная» инфляция возникает только тогда, когда экономика страны достигает уровня полной занятости, до этого момента рост денежной массы влияет не на уровень цен, а на объем производства. Небольшая («ползучая») инфляция имеет, с точки зрения кейнсианцев, полезный эффект, сопутствуя росту производства и дохода.
Монетаристы рассматривали инфляцию как «неизбежную плату» за достижение высокого уровня занятости. Как уже было сказано, в 1967 году М. Фридман высказал мысль о существовании «естественного уровня безработицы», который жестко определен условиями рынка труда и не может быть изменен мерами государственной политики. Если правительство старается поддержать занятость выше ее «естественного уровня» с помощью традиционных бюджетных и кредитных методов увеличения спроса, то эти меры будут иметь кратковременный эффект и приведут лишь к росту цен.
С позиции монетаристов, чем выше темпы инфляции, тем в большей степени участники воспроизводственного процесса учитывают в своих действиях предстоящий рост цен и стараются его нейтрализовать с помощью специальных оговорок в трудовых соглашениях, контрактах и т.п. Следовательно, с течением времени стимулирующий эффект инфляции, на который делали упор кейнсианцы, ослабевает. Чтобы активизировать производство, правительство вынуждено прибегать к дополнительным скачкам инфляции, что ведет ко все более крупным дозам дефицитного финансирования из бюджета. Видя «бессмысленность» политики стимулирования спроса, Фридман считал нерациональным достижение полной занятости.
Среди аргументов монетаристов по поводу несостоятельности кейнсианской политики ставился акцент на непредсказуемость результатов государственного вмешательства из-за больших задержек в проявлении эффекта этих мер. Позднее монетаристы указывали также на эффект вытеснения частных инвестиций вследствие оттока материально-денежных ресурсов в сферу государственных операций: то, что выигрывает хозяйство от увеличения госинвестиций, оно теряет из-за сокращения вливаний из частного сектора.
Однако при всех своих положительных чертах теория естественной нормы безработицы снимает с капитализма ответственность за судьбы миллионов безработных и объявляет нехватку вакантных рабочих мест результатом «свободного выбора» людей, добровольно отказывающихся участвовать в трудовом процессе.
Монетаристские методы регулирования занятости достаточно радикальны, но не несут в себе, в то же время адекватной эффективности. Монетаристы обвиняют рабочих в том, что они воздерживаются от работы и получают компенсацию в виде пособий. Они предлагают отказаться от стимулирования экономического роста путем увеличения спроса. Однако политика ограничения спроса может вызвать несопоставимые потери для народного хозяйства. Следует отметить, что современные концепции регулирования занятости, базирующиеся на различных теориях, сходятся в понимании того, что государственное макроэкономическое регулирование рынка труда целесообразно в краткосрочном периоде, там, где параметры безработицы существенно превышают естественный уровень, т.е. растет ее циклическая составляющая.
Другим элементом системы социальных амортизаторов служат биржи труда, созданные ещё в первой половине XIX века. Биржи труда – это учреждения, которые посредничают между предпринимателями и рабочими при трудовом найме. Биржи труда аккумулируют информацию о рынке труда, его состоянии и перспективах. Как рыночная структура, биржа труда выполняет многообразные функции:
1. Сбор и анализ информации о рынке труда, его состоянии и перспективах;
2. Профориентация, переподготовка и трудоустройство населения;
4. Участие в подготовке и реализации программ занятости, участие в решении проблем международного сотрудничества по вопросам занятости;
6. Постановка на учет безработных и оказание им помощи, социальная защита населения и содействие местным органам власти в организации общественных работ.
Глава 3. Динамика занятости и безработицы в России
В странах с высокой долей топливно-энергетического комплекса в экономике, к которым относится и Казахстан, вклад малого и среднего бизнеса (далее – МСБ) в экономику искажается конъюнктурой цен на нефть. Вследствие роста нефтяных цен и опережающего роста нефтегазового сектора доля МСБ в ВВП Казахстана сокращалась, несмотря на положительную динамику развития малого и среднего предпринимательства. Следует учитывать, что в Казахстане к МСБ относится практически все сельское хозяйство (где преобладают мелкие производители-самозанятые).
Спецификой Казахстана и большинства его региональных рынков труда является очень высокий уровень самозанятости, который маскирует скрытую безработицу, преимущественно сельского населения. Самозанятость преобладает в сельских территориях: из 2,7 млн. чел. самозанятых 70% проживают в сельской местности, причем эта доля стабильна. Архаичная форма сельской самозанятости сформировалась после исчезновения сельхозпредприятий в первой половине 1990-х гг. и является для многих сельских трудоспособных жителей способом выживания, а не развития. Самозанятых в Казахстане на треть больше, чем занятых во всех формах малого предпринимательства.
Регионы сильно различаются по распространенности самозанятости, рассчитанной как доля от всех занятых в экономике. Она невелика в крупнейших городах, в двух ведущих нефтегазовых регионах запада республики, а также в наиболее урбанизированной и промышленной Карагандинской области и близкой к ней по структуре экономики Павлодарской (Рис. 1). В этих регионах преобладает занятость по найму, обеспечивающая социальные гарантии работникам, и различные формы малого предпринимательства. В остальных областях Казахстана доля самозанятых равна или выше средней по стране [1].
Рисунок 1. Доля самозанятых от общей численности занятых в экономике регионов Казахстана, %
Заметное снижение самозанятости за 2000-е годы произошло только в крупнейших городах и наиболее индустриальных областях Казахстана, где быстрее формировались новые рабочие места в бюджетном секторе и промышленности, расширялась занятость по найму. В остальных регионах ситуация почти не улучшалась из-за растущего предложения рабочей силы и малочисленности новых рабочих мест. Очень высокий уровень самозанятости отражает проблемы рынков труда средне - и слаборазвитых регионов республики. С одной стороны, высокая самозанятость снижает социальные обязательства государства, но, с другой стороны, тормозит рост человеческого капитала в регионах.
Городская самозанятость, в которой преобладают услуги, в целом сокращается за счет городов севера и центра Казахстана (Табл. 1). В этих городах на фоне исходно невысокой самозанятости быстрее создавались новые рабочие места. В двух столицах численность самозанятых низка, поэтому срабатывает эффект базы, дающий высокие проценты роста. С учетом структуры самозанятости (см. ниже), в этом есть логика – в крупнейших городах объективно растет доля собственников бизнеса и лиц свободных профессий. Сельская самозанятость в целом растет довольно высокими темпами, причем объяснить картину динамики географическими или демографическими факторами невозможно. Скорее всего, это следствие низкого качества статистического учета самозанятости, но нельзя исключать, что тренды самозанятости разнородны и зависят от местных условий.
Таблица 1. Динамика численности самозанятых, 2011 г. (2-й квартал) к 2006 г., %
Самозанятость в регионах различается по структуре видов экономической деятельности (Табл. 2). В регионах с высокой долей сельского населения доля самозанятых выше, но есть различия. В зерновых областях северного Казахстана с более высокой долей русского населения сельские жители в основном имеют сельскохозяйственную самозанятость (Северо-Казахстанская, Павлодарская, в меньшей степени Актюбинская, Костанайская и Западно-Казахстанская области). На юге, несмотря на максимальную долю сельского населения и максимальное распространение самозанятости, ее структура более разнообразна: выше доля торговых услуг, которые в перспективе могут стать более цивилизованными формами МСП (Жамбыльская и Южно-Казахстанская области). Потенциал юга для развития МСП в целом выше.
Таблица 2. Структура самозанятого населения по видам экономической деятельности в 2010 г. %