Занятость и безработица

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 12:40, доклад

Описание работы

Рынок труда - это составная часть структуры рыночной экономики, функционирующая в ней наряду с другими рынками: сырья, материалов, ценных бумаг и т.д.
В общем виде под рынком труда понимают особую подсистему рыночной экономики, в которой взаимодействуют с одной стороны - работодатели (собственники средств производства), с другой - наемные работники

Содержание

Введение
1. Занятость и безработица: понятие и показатели
2. Социально-экономическая сущность безработицы и ее виды
3.Особенности рынка труда в Узбекистане
3.1 Безработица в Республике Узбекистан
4. Социальная политика и социальная защита населения (национальная модель Узбекистана)
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

ekonomika.docx

— 29.82 Кб (Скачать)

наметившийся  в экономике рост производительности труда может в 2008-2011 гг. привести к высвобождению или переориентации на новые виды деятельности существенной части рабочей силы. Так, сохранение в промышленности и строительстве  сложившихся в 2000-2005гг. среднегодовых  темпов роста производительности труда  создает возможность условного  высвобождения около 260 тыс. человек. По оценкам специалистов, избыток  рабочей силы в предприятиях сельского  хозяйства составляет свыше 650 тыс. человек. Активизация процедур банкротства  и ликвидации убыточных предприятий  приведет в 2008-2011 гг. к высвобождению  еще не менее 100 тыс. человек, занятых  в несельскохозяйственных отраслях материального производства.

Приведенные данные свидетельствуют о том, что  в среднесрочном периоде ситуация в сфере ожидается даже более  напряженная, чем в 2000-2005 гг. Удовлетворение возрастающих потребностей населения  в трудоустройстве требует создания в 2010-2012 гг. не менее 3 млн. рабочих мест (по 700 тысяч ежегодно), что в 1,5 раза больше, чем создавалось в среднем  за последние четыре года. Ситуация начнет смягчаться только с 2011 года благодаря  снижению прироста численности населения, вступающего в трудоспособный возраст.

Ташкенте  растут "мардикор-базары" - стихийные  рынки поденщиков. Эти люди - разного  возраста - собираются в определенных местах, в ожидании заказчика на разовые работы, соглашаются на любую  работу. Появились и женские мардикор-базары, а это очень тревожная тенденция, поскольку она является индикатором  серьезных социальных проблем, накопившихся в обществе. Явление женщин-мардикоров - не просто социальная проблема, она  имеет еще и моральную сторону. Даже в самые тягостные времена  узбекская женщина не становилась  поденщиком. Этот факт свидетельствует  о том, что во многих семьях кормилец семьи сам не может найти работу. Нередко такие семьи распадаются.

Серьезным следствием растущей массовой безработицы является трудовая миграция, - дееспособные граждане республики в поисках заработка, устремляются за ее пределы. Трудовые мигранты, в большей части пополняют  ряды бесправных "гастробайтеров" в России, Турции, Южной Кореи  и даже США.

4. СОЦИАЛЬНАЯ  ПОЛИТИКА И СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА  НАСЕЛЕНИЯ (НАЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ  УЗБЕКИСТАНА)

Понятие "политика" (от греч. "государство") означает сферу деятельности государственных  и общественных структур по подготовке и реализации решений, имеющих основополагающее, принципиальное значение для определения  направлений и путей развития общества. Любая проблема приобретает  политический характер, если ее решение  связано с интересами людей, принадлежащих  к различным социальным группам. Это предопределяет высокую степень  ответственности при подготовке и принятии политических решений. Предметом  социальной политики являются проблемы отношений между двумя взаимосвязанными группами граждан, одна из которых представляет трудоспособную часть населения, а  другая - нетрудоспособную. Естественно, что сферой социальной политики должны быть обе эти группы. Политика государства  в вопросах труда, занятости, заработной платы и др. является составной  частью социальной политики. В литературе она часто именуется как социально-трудовая политика. Социально-трудовая политика и социальная политика государства  соотносятся как часть и целое. Одной из главных задач социальной политики является реализация социальных программ, однако для этого нужны  огромные ресурсы, создание которых - дело экономики, а преодоление спада  производства, стабилизация и рост экономики невозможны без квалифицированного, эффективного, приносящего доход  труда. Социальная политика не может  быть реальной и полноценной, если она  ограничивает сферу своего влияния  только так называемыми социально  уязвимыми группами (детей, подростков, многодетных матерей, инвалидов  и пенсионеров, а также безработных), т.е. направлена только на тех, кто по праву требует постоянного внимания, заботы и поддержки со стороны  государства. Ядром внутренней политики Узбекистана является построение рыночной экономики, ориентированной на интересы человека, с сильным механизмом мотивации  труда и государственной защиты социально уязвимых слоев населения. В настоящее время в Узбекистане  реализуется национальная модель перехода к рыночным отношениям, в основу которой положено пять ключевых принципов, сформулированных Президентом Республики Узбекистан И. А. Каримовым: приоритет  экономики над политикой; ведущая  роль государства в осуществлении  политики преобразований; верховенство закона; сильная социальная политика с учетом демографической специфики; поэтапный эволюционный переход  к рыночной экономике без революционных  скачков и "шоковых" мер. При  этом, в отличие от централизованно  плановой и либеральной рыночной экономики, национальная модель предусматривает  формирование социально ориентированной  рыночной экономики, при которой  целью реформ и экономического развития является создание достойных условий  развития человека, обеспечение надежных социальных гарантий и повышения  жизненных стандартов населения. В  настоящее время социальная политика государства в рамках национальной модели перехода к рыночной экономике  исходит из основных задач текущего этапа реформ: завершения процесса разгосударствления и формирования слоя реальных собственников; укрепления национальной валюты; структурной перестройки  народного хозяйства - его переориентации на выпуск конечной продукции. Главными целями социальной политики являются повышение уровня и качества жизни  населения, создание условий для  более полного удовлетворения материальных и духовных потребностей для всех социальных групп на основе стимулирования трудовой и хозяйственной активности граждан, усиление социальной справедливости, совершенствование механизма социальных гарантий и социальной защиты.

Основой социальной политики государства на этапе перехода к рынку являются:

- свобода  экономической деятельности как  основа повышения благосостояния  народа;

- повышение  трудовой активности как условие  обеспечения собственного благополучия  и благосостояния семьи;

- адресная  социальная защита населения,  сосредоточение государственной  поддержки на действительно нуждающихся  слоях населения.

Основными направлениями  государственной социальной политики Узбекистана в период перехода экономики  к рыночным отношениям являются:

- регулирование  доходов населения;

- социальная  защита населения и обеспечение  социальных гарантий;

- решение  проблем занятости;

- ликвидация  экологически вредных производств;

- реорганизация  финансирования здравоохранения,  образования, культуры;

- улучшение  демографической ситуации в республике.

Среди важнейших  направлений социальной политики проблемы труда занимают особое место. Роль труда  как основы жизнедеятельности общества обусловливает необходимость выработки  и осуществления государственной  политики в решении связанных  с ним проблем во взаимодействии с профсоюзами и работодателями (предпринимателями), как это вытекает из принципа трипартизма.

Основные  направления государственной политики в области труда включают в  себя:

- создание  экономических и социальных условий  для усиления мотивов и стимулов  высокопродуктивного труда;

- создание  системы регулирования ставок  и окладов работников независимо  от форм собственности;

- разработка  государственных программ повышения  производительности и эффективности  труда на основе рационального  использования трудовых, материальных, технических и природных ресурсов;

- совершенствование  трудового законодательства, расширение  государственных гарантий, льгот  и компенсаций в области труда  и его оплаты;

- развитие  социального партнерства государства  с профсоюзами и другими организациями  трудящихся, предпринимателями (работодателями) в решении вопросов труда и  его оплаты, разрешение коллективных  трудовых споров (конфликтов);

- разработка  и осуществление государственной  политики занятости населения;

- прогнозирование  развития народонаселения, формирование  трудового потенциала общества  с учетом демографических и  социально-экономических факторов.

4. СОЦИАЛЬНАЯ  ПОЛИТИКА И СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА  НАСЕЛЕНИЯ (НАЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ  УЗБЕКИСТАНА)

Переход к  рыночной экономике вызвал настоятельную  необходимость введения понятия "социальная защита населения".

Социальная  защита населения - это система прямых целевых гарантий государства населению, обеспечивающая нормальные условия  жизнедеятельности.

Иными словами, система социальной защиты должна строиться  исходя из решения задач обеспечения  действительной социально-экономической  эффективности, а не из узких соображений  эффективности рыночной системы. При  этом социальная защита всякий раз  оказывается объективно детерминирована, с одной стороны, той системой экономических отношений, в которой  она функционирует, а с другой - требованиями современного состояния  мировой экономики, человеческого  сообщества в целом.

В современной  экономике, которая должна быть "экономикой для человека", нужна эффективная  система социальной защиты - такая, которая позволяет использовать трудовой потенциал каждого человека независимо от его социально-экономического статуса, от того, к какой социально-экономической  группе он принадлежит. Именно так можно  достигнуть эффективного использования  человеческого потенциала и того, что называется "уверенностью в  завтрашнем дне". Если же такая защита не обеспечивается, то становится невозможным  или по крайней мере существенно  затрудняется использование квалифицированной  рабочей силы, которая должна обладать способностью к переобучению, освоению нового, творчеству.

Иными словами, наличие эффективной системы  социальной защиты является неотъемлемой чертой современной экономики, базирующейся на труде квалифицированного работника. Иначе эффективной экономики  на рубеже XXI века просто не создать.

Под эффективной  социальной защищенностью подразумевается  система экономических отношений, обеспечивающих каждому члену общества гарантии определенного уровня жизни, минимально необходимого для развития и использования его способностей (трудовых, предпринимательских, личностных), и обеспечивающих его при утрате (отсутствии) тех или иных способностей (старики, инвалиды, больные, дети и  т.д.).

При таком  подходе к определению социальной защиты ее слагаемыми становятся следующие  гарантии:

- работы для  трудоспособных (защита от безработицы);

- обеспечения  пособиями уже и еще нетрудоспособных, инвалидов и иных социально  уязвимых групп населения;

- нормального  уровня жизни на основе дохода  от трудовой деятельности или  пособия (включая потребление  основных материальных благ, прежде  всего продуктов питания);

- минимального  равнодоступного обеспечения жильем, услугами здравоохранения и культуры;

- получения  образования, необходимого для  формирования современной квалифицированной  рабочей силы.

Соответственно  государство и его структуры  гарантируют решение следующих  задач. Во-первых, общество гарантирует  право на труд, включая гарантии получения рабочего места или  необходимых ресурсов и оплаты по труду. Государство гарантирует  социально допустимые условия труда, минимальные условия оплаты труда, а также создает гарантии равноправия  субъектов на рынке труда (в той  мере, в какой он существует в  смешанной экономике), гарантии свободного выбора профессии, рода занятий, места  работы, сферы и места приложения труда. Такая система предполагает не только деятельность государственных  органов, но и развитую систему организации  и самоорганизации трудящихся в  лице профсоюзов, ассоциаций трудовых коллективов и других органов, представляющих интересы наемных работников или  трудящихся, являющихся хозяевами своих  предприятий.

Во-вторых, общество через систему государственных  органов и иные общественные структуры  гарантирует законодательную и  иную социальную защиту режима рабочего дня, рабочей недели, рабочего года, благоприятных условий для сохранения длительной трудоспособности при высокой  эффективности труда.

В-третьих, общество гарантирует развитие социально-культурной сферы с приоритетным учетом требований социальной защищенности населения. В  частности, эта задача реализуется  на основе благоприятных условий  ежедневного, еженедельного и ежегодного отдыха путем развития необходимой  системы учреждений, инфраструктуры отдыха.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В условиях капитализма ситуация не может заметно  «смягчиться». Пока заводы и фабрики  работают на частных хозяев, безработица  будет продуцироваться снова  и снова. Никакое снижение рождаемости  не сможет этому помешать. Даже если абсолютная численность населения  будет уменьшаться, безработица  все равно будет первостепенной проблемой. Это доказывает пример России, Германии и т.п.  
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ

1. И.А. Каримов  «Узбекистан по пути углубления  экономических реформ» «Узбекистон» 1995

2. И.А. Каримов  «Узбекистан на пороге 21 века»  «Дрофа» 1997

3. http://el.tfi.uz

Информация о работе Занятость и безработица