Занятость и безработица в условиях рыночной экономики. Причины и формы безработицы

Автор: Кристина Тарасова, 09 Ноября 2010 в 18:35, курсовая работа

Описание работы

Сейчас безработица представлена в таких масштабах, что смело можно утверждать, что она перерастает в опасное для всего общества социально-экономическое явление.
Цель данного исследования – раскрыть сущность и главные причины безработицы в сегодняшних условиях, объяснить их взаимную обусловленность.
Для её достижения поставлены задачи:
- рассмотреть сущность, причины и формы безработицы;
- выявить социально-экономические последствия безработицы;
- исследовать методы государственного воздействия на занятость;
- проанализировать состояние в сфере занятости России;
- определить направления политики эффективной занятости в РФ.
Объектом исследования выступает понятие безработицы, а субъектом - Российская Федерация, в частности Калужская область.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….2

Глава 1. Теоретические аспекты безработицы

1.1 Сущность, причины и основные формы безработицы….……....4

1.2. Естественный уровень безработицы…………..…………….…....7

Глава 2.Последствия безработицы и регулирование

занятости государством

2.1 Социально-экономические последствия безработицы…………...11

2.2 Государственное регулирование занятости. Биржи труда……….12

Глава 3. Динамика безработицы в России

3.1 Особенности безработицы в России……………………………….18

3.2 Причины безработицы в России……………………………………26

Заключение………………………………………………………….28

Список использованной литературы………………….29

Работа содержит 1 файл

Курсовая2.docx

— 114.83 Кб (Скачать)

  Таким образом, высокий уровень безработицы влечёт за собой в большинстве случаев негативные последствия, поэтому государство вынуждено принимать меры по увеличению занятости населения, а, следовательно, сокращению не задействованного в общественном производстве экономически активного населения. 

  2.2 Государственное  регулирование занятости.  Биржи труда 

  В правовом государстве действует  система социальных амортизаторов (защитных устройств), которые применяются  для обеспечения экономической  безопасности трудящихся. Первым элементом  такой системы является регулирование  занятости. Сущность задачи достижения полной занятости в масштабе макроэкономики состоит в обеспечении сбалансированности трудоспособного населения и  количества необходимых для него рабочих мест. Для решения этой задачи требуется принимать комплекс мер по снижению уровня безработицы.

  Они многообразны и различны, в зависимости  от того, какой тип безработицы  имеется в виду. Так как безработица  в современной экономике вызвана  не только несовершенством рынка  труда, но и макроэкономическими  факторами, государство должно разрабатывать  комплекс мер, включающих элементы микроэкономической и макроэкономической политики.

  Макроэкономические  меры позволяют снизить безработицу, вызванную дефицитом агрегированного  спроса (кейнсианскую безработицу). Так, целенаправленная фиксированная политика может увеличить агрегированный спрос в экономике посредством  увеличения государственных расходов и снижения ставок налогов. В результате вырастет спрос на труд и занятость. С помощью монетарной политики, увеличив предложение денег в экономике, можно сократить банковский процент, что приведёт к росту склонности к потреблению, а значит, и агрегированного  спроса и занятости.

  Микроэкономические  меры – это те государственные  мероприятия, которые касаются непосредственно  рынка труда. С их помощью можно  уменьшить уровень как циклической, так и естественной безработицы. Государственная политика на рынке  труда делится на активную и пассивную. Меры активной политики занятости нацелены на снижение уровня безработицы, а меры пассивной политики ориентированы на смягчение ее негативных последствий.

  К активным мерам относятся:

  а) Информационная и организационная  помощь в поиске работы. Создание специальных  государственных структур для этих целей, использование единых информационных технологий, охватывающих все регионы  и аккумулирующих данные о безработице  и об имеющихся вакансиях.

  б) Субсидирование образования путём  проведения государственных программ, целью которых является сокращение платы за обучение с тем, чтобы  будущие работники приобретали  необходимые знания и навыки для  работы в развивающихся отраслях экономики.

  в) Государственное законодательство, дающее всем индивидам равные права  быть нанятыми на работу, независимо от расы, национальности, пола и т.д.

  г) Обучение и переобучение для тех, кто не может найти работу по причине  отсутствия необходимой квалификации.

  д) Прямое субсидирование заработной платы  и снижение налогов для фирм, принимающих  на работу представителей ущемлённых групп населения, испытывающих особенно острую структурную безработицу.

  е) Помощь в открытии собственного бизнеса  для безработных (консультации, безвозвратные  ссуды, льготные кредиты, льготное налогообложение, создание специальных «бизнес-инкубаторов»).

  Информационная  и организационная помощь нацелена на уменьшение уровня фрикционной безработицы. Все остальные названные выше меры – прежде всего на борьбу со структурной безработицей. Вместе с  тем субсидии занятости и общественные работы могут использоваться и для  сокращения циклической компоненты – в этом случае они используются не для узких целевых групп  населения, а для всех, кто ищет работу.

  Активные  меры призваны помочь человеку вернуться  или вновь войти в состав рабочей  силы. Найти работу и дать возможность  самому зарабатывать на жизнь себе и своей семье (а также платить налоги государству). Эти меры экономически эффективны - растёт заработная плата, ВНП, доходы госбюджета и благосостояние общества.

  Кроме того, государство всегда помогает безработным с помощью пассивных  мер. К ним относятся:

  а) Выплата пособий по безработице  и дополнительных пособий на содержание семьи. По закону о занятости в  РФ, пособие безработным в течение  первых трёх месяцев выплачивается  в размере 75 % от его прежней заработной платы, следующие 3 месяца – 60 %, и ещё  полгода – в размере 45%. Однако в любом случае пособие не может  быть ниже минимальной заработной платы  и выше средней заработной платы  по региону. Если же человек не работал  больше года или не работал вовсе, пособие назначается в размере  минимальной заработной платы.

  б) Досрочные пенсии, которые позволяют  сократить численность экономически активного населения, не задействованного в общественном производстве.

  в) Популярная в последние годы мера, названная «work-sharing», буквально - «разделение работ». Государство создаёт стимулы к работе в режиме неполной занятости (полдня вместо полного или 2-3 дня в неделю). Таким образом, одно и то же число рабочих мест позволяет нанять больше людей.

  Это - меры социальной защиты. Но с точки  зрения чисто экономической, они  неэффективны. Они не побуждают людей  больше трудиться – наоборот, часть  из них выходят из состава рабочей  силы, становятся иждивенцами работающих членов общества.

  Также методы обеспечения полной занятости  определяет концепция, которой руководствуется правительство конкретной страны.

  Пигу  и его последователи, считающие, что корень зла в высокой заработной плате, предлагают:

  содействовать снижению заработной платы;

  разъяснять  профсоюзам, что рост заработной платы, которого они добиваются, оборачивается ростом безработицы;

  государству трудоустраивать работников, претендующих на невысокий доход, в частности, поощрять развитие социальной сферы.

  Из  рекомендаций Пигу широко применяется  деление ставки заработной платы  и рабочего времени между несколькими  работниками. Использование частичного рабочего дня сокращает безработицу даже при сохранении неблагоприятной конъюнктуры.

  В 1950-х годах в политике государственного регулирования применялись кейнсианские методы. Кейнсианцы считали, что саморегулирующаяся экономика не может преодолеть безработицу. Уровень занятости зависит от так называемого «эффективного спроса» (упрощенно - уровня потреблений и инвестиций).

  Дж.- М. Кейнс писал: «Хроническая тенденция к неполной занятости, характерная для современного общества, имеет свои корни в недопотреблении...»1.

  Недопотребление выражается в том, что по мере повышения  доходов у потребителя у него в силу психологических факторов «склонность к сбережению» превышает «побуждение к инвестициям», что влечет спад производства и безработицу.

  Таким образом, кейнсианцы, показав неизбежность кризиса саморегулирующейся экономики, указывали на необходимость государственного экономического воздействия для достижения полной занятости.

  Прежде  всего следует повысить эффективный  спрос, снижая ссудный процент и  увеличивая инвестиции. Кейнсианцы вводят понятие «мультипликатор занятости», который рассматривается как прирост всей занятости по отношению к первичной занятости в отраслях, сильно взаимосвязанных друг с другом, в которые произведены инвестиции.

  Согласно  взглядам автора «Общей теории занятости, процента и денег», «подлинная» инфляция возникает только тогда, когда экономика страны достигает уровня полной занятости, до этого момента рост денежной массы влияет не на уровень цен, а на объем производства. Небольшая («ползучая») инфляция имеет, с точки зрения кейнсианцев, полезный эффект, сопутствуя росту производства и дохода.

  Монетаристы рассматривали инфляцию как «неизбежную плату» за достижение высокого уровня занятости. Как уже было сказано, в 1967 году М. Фридман высказал мысль о существовании «естественного уровня безработицы», который жестко определен условиями рынка труда и не может быть изменен мерами государственной политики. Если правительство старается поддержать занятость выше ее «естественного уровня» с помощью традиционных бюджетных и кредитных методов увеличения спроса, то эти меры будут иметь кратковременный эффект и приведут лишь к росту цен.

  С позиции монетаристов, чем выше темпы  инфляции, тем в большей степени  участники воспроизводственного процесса учитывают в своих действиях предстоящий рост цен и стараются его нейтрализовать с помощью специальных оговорок в трудовых соглашениях, контрактах и т.п. Следовательно, с течением времени стимулирующий эффект инфляции, на который делали упор кейнсианцы, ослабевает. Чтобы активизировать производство, правительство вынуждено прибегать к дополнительным скачкам инфляции, что ведет ко все более крупным дозам дефицитного финансирования из бюджета. Видя «бессмысленность» политики стимулирования спроса, Фридман считал нерациональным достижение полной занятости.

  Среди аргументов монетаристов по поводу несостоятельности  кейнсианской политики ставился акцент на непредсказуемость результатов государственного вмешательства из-за больших задержек в проявлении эффекта этих мер. Позднее монетаристы указывали также на эффект вытеснения частных инвестиций вследствие оттока материально-денежных ресурсов в сферу государственных операций: то, что выигрывает хозяйство от увеличения госинвестиций, оно теряет из-за сокращения вливаний из частного сектора.

  Однако  при всех своих положительных  чертах теория естественной нормы безработицы снимает с капитализма ответственность за судьбы миллионов безработных и объявляет нехватку вакантных рабочих мест результатом «свободного выбора» людей, добровольно отказывающихся участвовать в трудовом процессе.

  Монетаристские  методы регулирования занятости  достаточно радикальны, но не несут в себе, в то же время адекватной эффективности. Монетаристы обвиняют рабочих в том, что они воздерживаются от работы и получают компенсацию в виде пособий. Они предлагают отказаться от стимулирования экономического роста путем увеличения спроса. Однако политика ограничения спроса может вызвать несопоставимые потери для народного хозяйства. Следует отметить, что современные концепции регулирования занятости, базирующиеся на различных теориях, сходятся в понимании того, что государственное макроэкономическое регулирование рынка труда целесообразно в краткосрочном периоде, там, где параметры безработицы существенно превышают естественный уровень, т.е. растет ее циклическая составляющая.

  Другим  элементом системы социальных амортизаторов  служат биржи труда, созданные ещё  в первой половине XIX века. Биржи труда – это учреждения, которые посредничают между предпринимателями и рабочими при трудовом найме. Биржи труда аккумулируют информацию о рынке труда, его состоянии и перспективах. Как рыночная структура, биржа труда выполняет многообразные функции:

  1. Сбор и анализ информации о  рынке труда, его состоянии  и перспективах;

  2. Профориентация, переподготовка и  трудоустройство населения;

  4. Участие в подготовке и реализации  программ занятости, участие в  решении проблем международного  сотрудничества по вопросам занятости;

  6. Постановка на учет безработных  и оказание им помощи, социальная  защита населения и содействие  местным органам власти в организации  общественных работ.

  Существуют  и другие формы коммерческих структур в области организации занятости населения на негосударственном уровне. На конец 2005 г. в России насчитывалось около 160 негосударственных структур занятости и подбора персонала, которые располагались в различных городах России, но большая их часть сосредоточена в Москве.

 

   Глава 3. Динамика безработицы  в России 

  3.1 Особенности безработицы  в РФ 

  Безработица занимает четвёртое место в списке самых значимых угроз для россиян (36% респондентов).

  Обострение  проблемы безработицы выражается в  усилении ее региональной дифференциации, углублении очаговой безработицы, увеличении продолжительности безработицы, расширении масштабов скрытой безработицы и снижении эффективности системы государственной помощи безработным.

Информация о работе Занятость и безработица в условиях рыночной экономики. Причины и формы безработицы