Взаимосвязь циклического развития, величины и структуры безработицы

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 14:25, курсовая работа

Описание работы

Целью работы: Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что безработица - ключевой показатель для широкого определения состояния экономики, а так же для оценки ее эффективности. При циклическом развитии экономики, безработица так же «волнами» спадает и растет. Поэтому в данной работе будет проводиться исследование взаимосвязи циклического развития, величины и структуры безработицы.

Содержание

Введение 3

Глава 1. Цикличное развитие рыночной экономики 5
Глава 2. Социально – экономическая сущность безработицы: ее виды, причины 7
2.1 Сущность, понятие безработицы, подходы к определению 7
2.1 Причины и соответствующие им виды безработицы 10

Глава 3. Показатели безработицы, последствия и меры регулирования 15
3.1 Уровень и продолжительность безработицы 15
3.2 Статистические данные по безработице в России 2009-2010 г. 17
3.3Социально-экономические последствия, тенденции и меры
государственного регулирования безработицы 19

Заключение 28
Список использованной литературы 31

Работа содержит 1 файл

«Взаимосвязь циклического развития, величины и структуры безработицы».docx

— 72.48 Кб (Скачать)

Таким образом, безработица становится общечеловеческой проблемой, когда её уровень превышает  состояние «полной занятости». Возникающая  массовая безработица оказывает  своё негативное воздействие на всё  общество в целом в виде экономических  и социальных издержек. Подводя итог по параграфу, можно выделить следующие  социальные издержки безработицы:

  • обострение криминогенной ситуации;
  • усиление социальной напряженности;
  • рост количества физических и душевных заболеваний;
  • увеличение социальной дифференциации;
  • снижение трудовой активности.

При этом разработан ряд мер и программ государственного регулирования политики занятости в РФ, социальную и экономическую  эффективность которых можно  оценить, используя соответствующие  показатели. [2.51-52] 

     Методы  борьбы с безработицей

     В отношении безработицы государство  располагает тремя видами политики: социальной, макроэкономической и в  сфере занятости. Функция социальной политики состоит в оказании помощи безработным с целью поддержания  их жизненного уровня. Макроэкономическая политика предполагает использование  денежно- кредитных и бюджетно-налоговых  мер для сокращения безработицы. Политика в сфере занятости направлена на создание новых рабочих мест, системы переподготовки кадров, центров  по трудоустройству и т.д. [9.196]

     Все методы и меры, с помощью которых  государство воздействует на занятость  и безработицу, можно разделить  на две группы: активные и пассивные.

     Активные  меры нацелены на создание дополнительных рабочих мест. К числу активных мер принадлежат:

  • кейнсианская макроэкономическая политика, направленная на стимулирование совокупного спроса за счет средств госбюджета. Создание условий для роста спроса на товары. Так как спрос на рынке труда – производный и зависит от ситуации на рынках товаров и услуг, то занятость возрастет, а безработица упадет в том случае, если товарные рынки предъявят больший спрос и для его удовлетворения надо будет нанять дополнительных работников. Например, стимулирование роста экспорта. Это может привести к росту объемов производства и, соответственно, - занятости на них; поддержка и поощрение инвестиций в реконструкцию предприятия с целью повышения конкурентоспособности продукции (циклическая безработица);
  • организация системы образования и производственно - технического обучения кадров на базе служб по трудоустройству и предприятий. Программы профессиональной подготовки обеспечивают как подготовку на рабочих местах, так и в специальных учебных заведениях для безработной, молодежи, а также для рабочих старших возрастов, чья профессия оказалась устаревшей. Одним из таких направлений система переподготовки рабочих и менеджеров, поскольку сокращение касается не всех отраслей (структурная безработица) В настоящее время формируется специальная база данных уволенных, подлежащих увольнению и работников "зоны риска" по субъектам РФ, отбираются программы их подготовки. Планируется сформировать банк данных таких программ опережающего обучения, а также на конкурсной основе отобрать учреждения образования, которые будут такое обучение проводить;
  • регулирование отраслевой и региональной мобильности кадров, разрешение трудовой эмиграции, устранения факторов, снижающих мобильность рабочей силы. Для этого необходимо: создание развитого рынка жилья; увеличение масштабов жилищного строительства; отмена административных преград для переезда из одного населенного пункта в другой "Правительство будет компенсировать людям затраты на проезд и оплату жилья в случае, если они найдут работу в другом городе (на эти цели предусмотрено почти 4,5 миллиардов рублей) (фрикционная безработица);
  • осуществление программ общественных работ в коммунальном хозяйстве, строительстве, ремонтно-восстановительных работах. Предоставление рабочих мест, не ориентированных на получение прибыли, а связанных с работой в интересах общества, например: работа в области охраны окружающей среды и т.д.
  • создание рабочих мест для молодежи, реализация программ поддержки молодых работников. Тяжелее всего безработица ударяет по пожилым и самым молодым. Для помощи молодежи могут использоваться различные методы: экономическое стимулирование молодежной занятости; создание специальных фирм, предлагающих работу именно молодежи; создание центров обучения молодых людей тем профессиям, в которых шансы на занятость наиболее велики;
  • субсидии по занятости лиц, нуждающихся в социальной защите Бюджетное субсидирование дополнительной (по отношению к фактическому уровню) рабочей силы на действующих предприятиях. Оно может иметь вид кредитования государством зарплаты дополнительно нанятых рабочих;
  • инвестирование наиболее перспективных или трудоемких отраслей Расширение занятости в будущем зависит и от иностранных инвестиций. В целом инвестиции в реконструкцию и технологическое переоборудование предприятий будут иметь трудосберегающий эффект. Но увеличение капитальных вложений означает создание новых рабочих мест;
  • политика государства по стимулированию роста занятости увеличению числа рабочих мест через использование таких рычагов, как льготное налогообложение, льготное кредитование, компенсация в той или иной мере инвестиций на прирост новых рабочих мест или убытков от их сохранения и т.д.;
  • активное применение в государственном и негосударственном секторах экономики гибких форм занятости и др. По данным Роструда, с конца января по март 2009 года в России могут лишиться работы как минимум 250 тыс. человек. В настоящее время эти люди задействованы в системе гибкой занятости: они работают неполный рабочий день, неполную неделю или находятся в отпуске без содержания;
  • улучшения информационного обеспечения рынка труда. Организации по трудоустройству собирают у работодателей информацию о существующих вакансиях и сообщают ее безработным. В России открыт первый государственный общероссийский банк вакансий, в котором на данный момент содержатся данные о более 760 тысяч свободных рабочих мест по всей стране. Информационный ресурс в интернете использует информацию, поступающую от 85 региональных служб занятости населения и 2,5 тысячи муниципальных центров по трудоустройству.
  • стимулирование роста экспорта. Это может привести к росту объемов производства и, соответственно, - занятости на них; поддержка и поощрение инвестиций в реконструкцию предприятия с целью повышения конкурентоспособности продукции;
  • создание условий для сокращения предложения труда. Очевидно, что чем меньше людей претендуют на рабочие места, тем легче найти работу даже при том же числе свободных рабочих мест. Некоторое облегчение может принести, например, предоставление возможности досрочного выхода на пенсию работникам, еще не достигшим пенсионного возрасти. В России, например, при упразднении органов управления союзного уровня работавшим в их штатам мужчинам позволяли уйти на пенсию в 57-58 лет, а женщинам – в 53-54 года. Без этого пожилым служащим пришлось бы искать работу. А поскольку шансов на трудоустройство в этом возрасте у них было немного, они увеличили бы армию безработных. Досрочная пенсия позволила предотвратить такое развитие событий. Вместе с тем этот способ может использоваться только в очень ограниченных масштабах, так как он влечет существенное увеличение пенсионных выплат. [5.490]

     Пассивная политика занятости включает создание системы социального страхование  и материальной помощи безработным. Система социального страхования предусматривает выплату пособий по безработице с учетом прежних заработков, система материальной помощи направлена на обеспечение безработному прожиточного минимума.

     В целях увеличения занятости населения  совершенствуется нормативная база по содействию безработным в организации  предпринимательской деятельности, стимулирование самостоятельной занятости  населения, содействие в развитии мелкого  и среднего бизнеса. В настоящее  время безработный, изъявивший желание  начать собственное дело, имеет право  на бесплатное обучение основам предпринимательской  деятельности, получение субсидии и  ссуды соответственно в размере 25 и 150 минимальных зарплат. Кроме  этого из фонда занятости безработному компенсируются расходы в размере 15 минимальных зарплат по регистрации  в качестве предпринимателя, открытию счета, изготовлению печати и иных действий, связанных с организацией самозанятости. Правительство будет оказывать помощь в развитии малого бизнеса - дополнительным выделением кредитных средств и их удешевлением, а также упрощением процедуры открытия бизнеса. [7.54]

     Что же должно предпринимать государство, чтобы проблема безработицы не стояла перед нами так остро? Прежде всего, политика занятости, вырабатываемая государством, должна иметь предупреждающий характер и включать комплекс мер государственного регулирования, предотвращающих рост безработицы.  
 
 
 

     Заключение:

     Целью курсовой работы являлось раскрытие  сущности безработицы, взаимосвязи циклического развития, величины и структуры.

       Анализ результатов позволяет  сделать следующие выводы:

     1. Неотъемлемой чертой рыночной экономики является безработица - временная незанятость экономически активного населения. Уровень безработицы оценивается с помощью расчета доли безработных в общей численности рабочей силы страны. Безработица является одной из коренных социально-экономических проблем современного этапа развития российского общества. Уровни занятости и безработицы изменяются циклически под влиянием экономических циклов, что приводит к макроэкономической нестабильности рыночной экономики. Все секторы экономики по-разному и в разной степени подвергаются воздействию экономического цикла. Без государственного вмешательства в экономику современных развитых стран с рыночной экономикой невозможна стабилизация долговременного экономического развития. В экономическую политику государства в качестве одной из основных частей должно входить перераспределение дохода населения с целью избегания поляризации общества и политической нестабильности.

          2. Два показателя, по которым можно судить о экономической нестабильности на рынке труда: это уровень безработицы и средняя ее продолжительность. Показатель уровня безработицы используется для измерения масштабов безработицы и измеряется как доля официально зарегистрированных безработных к численности занятых в производстве. Продолжительность безработицы характеризует среднее время перерыва в работе.

     3. Проблема безработицы имеет место во всех странах мира,  является одной из острейших социальных проблем, так как за ней стоит бедность и духовное обнищание людей. Выключение из активной экономической жизни большого количества трудоспособных ресурсов ложится тяжелым бременем на бюджет, растет потребность в ресурсах для оказания социальной помощи. Соотношение различных типов безработицы в общей численности ищущих работу зависит от общеэкономической ситуации в стране и развитости механизмов поиска новых мест занятости.

     4. Безработица существует при любой экономической системе, хотя формы её могут быть различными. Обычно различают следующие виды безработицы: фрикционную, структурную, циклическую. Фрикционная безработица – это безработица, связанная главным образом с добровольным переходом трудящихся с одной работы на другую и с сезонными колебаниями в спросе на рабочую силу. Структурная безработица порождается невозможностью трудоустройства из – за различий  в структуре спроса и предложения рабочей силы на рынках труда различных профессий. Циклическая безработица отражает состояние экономической конъюнктуры в стране и превышение предложения рабочей силы над спросом на неё в период экономического спада. Наиболее тяжелые проблемы связаны с циклической безработицей.

     5. Методы государственного регулирования предполагают решение проблемы безработицы путем стимулирования деловой активности и уровня занятости. Государство содействует этому с помощью мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы; создания организаций, занимающихся помощью в трудоустройстве и др.

     6. Несмотря на негативные экономические и социальные аспекты  безработицы, ликвидировать её полностью невозможно и нецелесообразно. Определённый уровень безработицы даже полезен для страны. Он обеспечивает возможность более быстрых перемен в структуре производства при изменении ситуации на товарных рынках. Такой приемлемый уровень незанятости принято называть естественной нормой безработицы. Он обычно соответствует многолетнему уровню фрикционной и структурной безработицы в период устойчивого экономического роста страны.

     7. Для сокращения безработицы могут использоваться методы, направленные на стимулирование спроса на товары. Тем самым создаются условия для роста занятости на предприятиях, производящих хорошо покупаемые товары. Кроме того, могут использоваться  программы прямой помощи безработным – всем или определенным группам (прежде всего,  пожилым, молодежи, женщинам и инвалидам). Обычно эти программы предполагают помощь в овладении профессиями, пользующимися спросом, создании мелких семейных фирм, организации предприятий, дающих работу преимущественно молодежи или инвалидам и т.д. Забота государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной занятости как важной социальной гарантии для экономически активного населения является важнейшим аспектом государственного регулирования рынка труда, механизм формирования которого будет постоянно совершенствоваться применительно к новым условиям развития рыночной экономики, структурной перестройки производства, формирования эффективной социальной политики.

 

Список  использованной литературы 

  1.    Агапова, Т.А. Макроэкономика : учеб. для вузов / Т.А. Агапова, С.Ф.Серегина. – М.: Дело и Сервис, 2004. – 448 с.
  2.    Видяпин, В.И. Экономическая теория : учеб. для вузов / В.И. Видяпин, А.И. Добрынин. СПб. : СПбГУЭФ, Питер, 2003. – 704 с.
  3. Грязнова, А.Г. Экономическая теория : учеб. для вузов / А.Г. Грязнова, Т.В. Чечелева. – М. : Экзамен, 2005. – 592 с.

           4.        Козырев В.М. Основы современной экономики. М.: Финансы и статистика 2009. – 544 с.

     5.      Липсиц Г.В. Экономика: Учебник для вузов. – М.: Омега –М, 2006. – 607 с.

          6.    Рынок труда. Занятость. Безработица: Учебник. Павленков В.А. Издательство МГУ, 2004, 368 с.

         7.      Экономическая теория. Под ред. Николаевой И.П. – М.: Финстат-информ,     1997. – 400 с.

           8.     Российский статистический ежегодник, 2009. Стат. Сборник/Госкомстат   России. – М., 2010. – 850 с.

           9.   Плакся В.И. Безработица. Теория и современная российская практика.   Социально-экономический аспект. – М.: РАГС, 2005. – 384 с. 
       
       
       
       

Информация о работе Взаимосвязь циклического развития, величины и структуры безработицы