Взаимосвязь циклического развития, величины и структуры безработицы

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 14:25, курсовая работа

Описание работы

Целью работы: Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что безработица - ключевой показатель для широкого определения состояния экономики, а так же для оценки ее эффективности. При циклическом развитии экономики, безработица так же «волнами» спадает и растет. Поэтому в данной работе будет проводиться исследование взаимосвязи циклического развития, величины и структуры безработицы.

Содержание

Введение 3

Глава 1. Цикличное развитие рыночной экономики 5
Глава 2. Социально – экономическая сущность безработицы: ее виды, причины 7
2.1 Сущность, понятие безработицы, подходы к определению 7
2.1 Причины и соответствующие им виды безработицы 10

Глава 3. Показатели безработицы, последствия и меры регулирования 15
3.1 Уровень и продолжительность безработицы 15
3.2 Статистические данные по безработице в России 2009-2010 г. 17
3.3Социально-экономические последствия, тенденции и меры
государственного регулирования безработицы 19

Заключение 28
Список использованной литературы 31

Работа содержит 1 файл

«Взаимосвязь циклического развития, величины и структуры безработицы».docx

— 72.48 Кб (Скачать)

     Уровень   доля ЭАН  уровень занятости

     Занятости  х  в трудовых  = в трудовых

     ЭАН   ресурсах  ресурсах 

           Уровень    доля ЭАН  уровень безработицы

           безработицы х в трудовых = в трудовых

                                   ресурсах  ресурсах 

     Определение потерь региональной экономики от безработицы. Эти потери носят двойственный характер: во-первых государство обязано выплачивать части безработных пособие по безработице в соответствии с действующими законами о труде. Во-вторых, государство теряет определенную часть регионального продукта и регионального дохода от того, что безработные не участвуют в производстве. Потери первого вида можно определить как сумму выплаченных пособий по безработице. Потери второго вида можно рассчитать следующим образом:  

     где ВРП - стоимость валового регионального продукта, произведенного за данный период

     Sзан и Sбез – средняя численность занятых и безработных за данный период

     [2.366] 

3.2 Статистические данные по безработице в России 2009-2010 г. 

     В России подсчетом показателей безработицы  занимаются такие ведомства, как: Федеральная  служба по труду и занятости, Федеральная служба государственной статистики, Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации. [9.161]

     Методика  подсчета заключается в том, чтобы  учитывалась также латентная  и скрытая безработица. Так же учитываются все безработные, не получающие пособие по безработице  и не состоящие на учете биржи  труда. В начале лета 2009 года состояние  уровня безработицы по различным  оценкам составляло от 9 до 10,5 процентов. Федеральная служба государственной  статистики вычислила уровень безработицы  в мае 2009 года равный 8,5% , который  был гораздо ниже показателей, полученных с помощью опросов населения  и предприятий, а также методом  социального исследования.

     В 2009 году по данным из официальных источников темпы роста безработицы пошли  на спад. А летом того же года рост безработицы совсем прекратился. Рост прекратился, но уровень остался прежним, несмотря на все попытки  правительства снизить этот показатель, путем создания новых рабочих мест. Пик роста безработицы пришелся на начало 2010 года. Среднегодовой показатель повысился на 200 тысяч человек, то есть до 7 млн. (это 9,6% экономически активного населения.  Специалисты прогнозируют оживление рынка труда во второй половине 2010 года.

     К регионам с максимальным превышением уровня безработицы в июне-августе 2010 относятся в основном регионы обрабатывающей промышленности (металлургия, машиностроение, текстильная). Самой позитивной динамикой сокращения безработицы отличаются регионы Южного федерального округа .

     Позитивная тенденция – сокращение в три раза численности занятых неполное время по сравнению с началом 2009 г. Проблема неполной занятости (фактически – скрытой безработицы) остается более острой в машиностроительных и металлургических регионах – Ярославской, Тверской, Новгородской, Свердловской, Челябинской областях, республике Удмуртия, однако не во всех. Резкое сокращение неполной занятости в Самарской области обеспечено переводом 15 тыс. работников "АвтоВАЗа" на специально созданные рабочие места, финансируемые из федерального бюджета в рамках программы поддержки моногородов. Для всей страны применить такие затратные механизмы невозможно.

     В Свердловской и Челябинской областях, в машиностроительных регионах Поволжья и Центра широко использовался механизм общественных работ, финансируемых с помощью трансфертов из федерального бюджета. Это также позволило смягчить проблемы неполной занятости, но чисто статистически. Значительная часть скрытой безработицы была «переформатирована» в занятость на общественных работах, столь же неэффективную с точки зрения модернизации занятости. По этой причине численность занятых на общественных и временных работах сократилась в январе-сентябре 2010 г. несущественно (на 18% по сравнению с январем-сентябрем 2009 г.), а в январе-июле 2010 г. она даже была выше, чем в аналогичный период 2009 г., несмотря на заметное улучшение ситуации на рынке труда.

     Проблемными зонами остаются слаборазвитые республики и регионы Севера и Дальнего Востока  с долгосрочными барьерами роста  занятости. Сохраняются кризисные  проблемы на рынке труда ряда машиностроительных, текстильных и металлургических регионов: Ивановской, Ярославской и Владимирской областей (Центр), Вологодской области (Северо-Запад), Кировской области и Чувашской республики (Приволжский ФО), Свердловской и Курганской областей (Урал) и Кемеровской области (Сибирь). Повышенная зарегистрированная безработица обусловлена либо депрессивностью региона, либо нерешенными проблемами его промышленных городов. [8.281]

     Кризис  не только привел к массовым увольнениям  и безработице в России, но и  породил спрос на ряд профессий, ранее не слишком популярных: коллектор. юрист, специализирующийся на банкротствах, слияниях и поглощениях, инновационный менеджер, cпециалист по сокращению персонала, специалистам по безопасности (в том числе информационной), антикризисный управляющий, специалист в области финансового мониторинга и кредитных рисков и т.д. [9.193]

3.2 Социально-экономические последствия, тенденции и меры государственного регулирования безработицы

      Влияние безработицы на экономическую и социальную жизнь общества противоречиво. В качестве позитивных аспектов проблемы можно назвать следующие:

      Во-первых, безработица выступает как условие роста производства, появления новых предприятий. Не будь этого фактора, было бы затруднено расширенное воспроизводство, которое требует дополнительных ресурсов: труда, земли, капитала.

      Во-вторых, безработица поднимает дисциплину и эффективность труда тех, кто пока занят в производстве. [2.54]

В то же время безработица порождает  тяжелейшие отрицательные социально-экономические последствия:

1.Незанятая рабочая сила означает недоиспользование экономического потенциала общества, прямые экономические потери, являющиеся следствием естественной и фактической безработицы (и соответственно занятости).

2. Безработица  сковывает требования профсоюзов  о повышении заработной платы,  как бы срабатывает в пользу  требований союзов предпринимателей.

3. При  длительной безработице работник  теряет квалификацию, а получение  новой квалификации и адаптация  к новым условиям часто протекают  для него болезненно.

4. Безработица  ведет к прямому падению ранее  достигнутого уровня жизни. Пособия  по безработице всегда меньше  заработной платы, имеют временный  характер. Рост безработицы снижает  покупательный и инвестиционный  спросы, сокращает объемы сбережений  у населения.

5. Сам  факт безработицы наносит человеку  тяжелейшую психологическую травму, сравнимую с самыми неприятными  обстоятельствами. Многие социологи  связывают рост преступности  с ростом безработицы. [5.481 - 482]

      В литературе социально-экономические последствия безработицы также называются издержками безработицы. Очень часто государством оцениваются лишь экономические издержки данного явления. Экономические издержки безработицы – это издержки, связанные с конкретными финансовыми потерями. Например, чем больше безработных, тем выше сумма пособия, выплачиваемая государством.

К основным экономическим издержкам безработицы  относятся:

  • обесценивание последствий обучения;
  • сокращение производства;
  • затраты на помощь безработным;
  • утрата квалификации;
  • снижение жизненного уровня;
  • недопроизводство национального дохода;
  • снижение налоговых поступлений.

Социальные  издержки по сравнению с издержками экономическими практически не поддаются  оценке. Но, несмотря на это, их последствия  на много превышают последствия  первых. [3.196]

Во времена  массовых кризисов наблюдается общая  бездеятельность. Отсутствие работы ведёт  к потере самоуважения, упадку моральных  устоев, отрицательно сказывается на семьях и т.д. Всё это вызывает состояние напряжённости в обществе и ведёт к политическим беспорядкам.

     Меры  государственного регулирования безработицы  различают:

     1. По уровню воздействия:

  • федеральные (Правительство РФ, министерства и ведомства РФ);
  • региональные (субъекты Российской Федерации);
  • местные (города, районы, населенные пункты);
  • отраслевые (отраслевая структура экономики);
  • внутрифирменные (предприятия и организации всех форм собственности).

     На  федеральном уровне реализация государственной  политики осуществляется федеральными органами государственной власти, региональном – органами государственной власти субъектов Российской Федерации, местном  – органами местного самоуправления, отраслевом – министерствами и ведомствами, внутрифирменном – работодателями всех форм собственности.

     2. По характеру и содержанию  мер это:

  • правовые;
  • финансово-экономические;
  • финансово-кредитная, инвестиционная и налоговая политика;
  • социальные – социальная, демографическая и миграционная политика, программы содействия занятости населения;
  • организационно-административные – формирование рабочей среды, гибкая занятость и гибкая организация труда, предупреждение массового высвобождения и другие.

3. По  использованию методов политики  занятости:

  • методы пассивной политики занятости населения;
  • методы активной политики занятости населения.

Пассивная политика предусматривает предоставление государством определенных социальных гарантий: регистрация ищущих работу граждан, определение размера и  выплата пособия по безработице, материальная помощь. Активные методы способствуют скорейшему возвращению  безработных к активному труду, повышают эффективность занятости  и конкурентоспособность рабочей  силы.

4. По  формам активной политики:

  • содействие трудоустройству и трудовой реабилитации слабозащищенных категорий граждан (трудоустройство на вакантные, вновь создаваемые и квотируемые рабочие места; организация общественных и временных работ, сельской самозанятости, индивидуально-предпринимательской деятельности; летний труд подростков);
  • профессиональное обучение и переобучение безработных граждан, незанятого населения и высвобождаемых работников (профобучение, повышение квалификации и опережающее обучение высвобожденных работников);
  • профессиональная ориентация и психологическая поддержка безработных и незанятых граждан (индивидуальное консультирование, профинформация, превентивная профориентация).

5. По  формам воздействия:

  • прямые (непосредственные): государственное субсидирование, изменение годового фонда рабочего времени, регулирование совместительства, стимулирование гибких форм;
  • косвенные (опосредованные): регулирование демографии, увеличение госзаказов, смягчение налогового пресса, поощрение инвестиционной деятельности, стимулирование мобильности.

6. По  источникам финансирования государственной  политики занятости:

  • федеральный бюджет (субвенции);
  • республиканский бюджет;
  • местный бюджет;
  • средства предприятий и организаций;
  • внебюджетные средства.

Государственная политика в области содействия занятости  населения направлена на:

  • развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности, защиту национального рынка труда;
  • обеспечение равных возможностей всем гражданам Российской Федерации независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольных труд и свободный выбор занятости;
  • создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;
  • поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду;
  • осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы;
  • предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы;
  • поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места прежде всего для граждан, испытывающих трудности в поиске работы;
  • объединение усилий участников рынка труда и согласованность их действий при реализации мероприятий по содействию занятости населения;
  • координацию деятельности государственных органов, профессиональных союзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения;
  • международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая вопросы, связанные с трудовой деятельностью граждан РФ за пределами территории РФ и иностранных граждан на территории РФ, соблюдение международных трудовых норм. C 1 января 2010года в Закон РФ «О занятости населения в РФ» (далее Закон) были внесены изменения.

Информация о работе Взаимосвязь циклического развития, величины и структуры безработицы