Взаимодействие спроса и предложения

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 05:07, курсовая работа

Описание работы

В условиях рыночной экономики производители и потребители для осуществления своей экономической деятельности руководствуются параметрами рынка, важнейшими из которых являются спрос, предложение, равновесная цена. Это стержень рыночных отношений, ядро рынка.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..……..….......3
Глава 1. Спрос и предложение как экономические категории
1.1 Сущность спроса и предложения………………………………….……...4
1.2 Законы спроса и предложения…………………………………….…..…..12
Глава 2. Взаимосвязь спроса и предложения как фактор развития рынка
2.1 Равновесная цена. Воздействие спроса
и предложения на цену……………………………………………….…....24
2.2 Кривые совокупного спроса и совокупного предложения…………….30
2.3 Взаимосвязь совокупных спроса и
предложения……………………………………………….………..…….36
Заключение……………………………………...………………………………..…....39
Список использованной литературы……………………………………….…..........42

Работа содержит 1 файл

Курсовая. Взаимодействие спроса и предложения....doc

— 272.50 Кб (Скачать)

Заключение 

      Спрос отражает, с одной стороны, потребность  покупателя в некоторых товарах  или услугах, желание приобрести эти товары или услуги в определенном количестве и, с другой стороны, возможность оплатить покупку по ценам, находящимся в пределах «доступного» диапазона.

      Спрос зависит не только от цены, но и от неценовых факторов: изменение вкусов покупателей, числа покупателей, изменение дохода, изменение цен на товары-субституты и на комплементарные товары, изменение в ожиданиях потребителя.

      Товары, на которые потребитель предъявляет  спрос, создает и предлагает производитель. Совокупность товаров, выносимых им на рынок, и образует предложение.

      Объем предложения каждого производителя, как правило, меняется в зависимости  от цены. Если цена окажется низкой, то продавцы предложат мало товаров, придержав  их на складе. Если же цена будет высокой, то они предложат рынку много товара. Когда же цена существенно возрастет и окажется очень высокой, производители постараются увеличить предложение товара.   Однако на предложение влияют ещё и неценовые факторы: изменение ресурсных цен, изменение технологии, изменение налогов и дотаций, изменение цен на взаимозаменяемые товары, изменение ожиданий, изменение числа поставщиков.

      Итак, как мы понимаем, важнейшими категориями  микроэкономического анализа являются спрос и предложение, которые  подчинены действию определенных законов. Согласно закону спроса, потребители готовы приобрести по низкой цене большее количество товара, чем по высокой; между ценой и величиной спроса существует обратная зависимость. Закон предложения в условиях рынка предусматривает прямую зависимость между ценой и объемом предлагаемого к продаже товара: по более высокой цене производитель готов выпускать и продавать большее количество товара, чем по низкой.

      Действие  закона спроса объясняют существованием эффекта дохода и эффекта замещения. Эффект дохода выражается в том, что при снижении цены товара потребитель чувствует себя богаче и хочет приобрести большее количество товара. Эффект замещения состоит в том, что при снижении цены товара потребитель стремится заместить этим товаром другие, цены на которые не изменились.

      Совокупный  спрос и совокупное предложение  относятся к основным показателям, характеризующим состояние экономики  страны. Они определяются соответственно общей суммой индивидуальных спросов  и предложений.

      Отметим, что существует три различные, но связанные между собой причины по которым снижение уровня цен ведет к увеличению предъявляемого в экономике объема спроса на товары и услуги: потребители ощущают возросшее богатство, что стимулирует спрос на потребительские товары; снижение процентных ставок стимулирует спрос на инвестиционные товары; понижение обменного курса национальной валюты стимулирует чистый экспорт. Взаимодействие этих стимулов предопределяет отрицательный наклон кривой совокупного спроса означающий, что снижение общего уровня цен в экономике ведет к увеличению предъявляемого спроса на общее количество товаров и услуг.

      Положительный наклон краткосрочной кривой совокупного  предложения объясняют  три концепции: неверных представлений; жесткости  заработной платы и жесткости цен. Отметим, что каждая из трех концепций краткосрочного совокупного предложения подчеркивает проблему, которая, по всей видимости, является лишь временной. С чем бы ни был связан положительный наклон кривой совокупного предложения – с неверными представлениями, жесткой заработной платой или жесткими ценами  - в конце концов, неверные представления будут исправлены, номинальная заработная плата  урегулирована, а цены изменятся, следовательно, в долгосрочном периоде кривая совокупного предложения вертикальна.

      Обобщая сказанное, подчеркнем, что описываемое  обычно взаимодействие между совокупным спросом и совокупным предложением носит несколько схематичный  характер. Выделяя факторы, определяющие размеры и динамику совокупных спроса и предложения, мы получаем лишь самое общее представление о тенденциях и закономерностях их развития. Реальные сценарии, складывающиеся в рамках той или иной системы или конкретной страны, намного сложнее, многообразнее.

      Мы  выяснили, что когда в условиях развитого рыночного хозяйства возникает ситуация, при которой спрос несколько опережает предложение, то в действие тотчас вступает корректирующий механизм цен. Это обычная реакция, позволяющая подтолкнуть совокупное предложение, если оно отстало от изменившихся потребностей спроса.

     Итак, рынок сводит продавцов и покупателей; равновесная цена и объем продаж устанавливаются в точке, где  намерения продавцов и покупателей  совпадают. Изменения в спросе и  предложении, вызванные действием  неценовых факторов (изменением потребительских  предпочтений, ростом денежных доходов, введением дополнительных налогов и проч.), приводят в действие рыночные силы, благодаря которым равновесие на рынке устанавливается в новой точке. Таким образом, для каждого вида товара рыночная цена зависит от соотношения предложения его на рынке и спроса на него. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы

1. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. – М.: Юристь, 1997. – 568 с.

2. Гукасьян Г.М., Маховикова Г.А., Амосова В.В.Экономическая  теория. – СПб.: Питер, 2003. – 480 с.: ил.

3. Добрынин А.И., Тарасевич Л.С.  Экономическая теория: Учебник для ВУЗов. – СПб.: - Москва-Харьков-Минск, 1997.

4. Курс экономической теории.Общие основы экономической теории, микроэкономика, макроэкономика, переходная экономика: учебное пособие/ руководитель авторского кол-ва и научный редактор проф. А.В. Сидорович. – М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, издательство «ДИС», 1997. – 736 с.

5. Козырев В.М. Основы современной экономики: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 1999. – 386 с.: ил.

6. Курс экономики  / Под ред. проф. Райзберга Б.А.  – М.: ИНФРА-М, 1997. – 720 с.

7. Майбруд Е.М. Введение в историю экономической мысли: От пророков до профессоров. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Дело, 2000. – 560 с.

8. Макконнел,  Кемпбелл Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика в 2-х Т.. Т. 1 / пер. с англ. А,А, Пороховского. – М.,1997 – 399 с.

9. Макконнел,  Кемпбелл Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика в 2-х Т.. Т. 2 / пер. с англ. А,А, Пороховского. – М.,1997 – 400 с.

10. Меньшиков  С.М. Новая экономика: Основы экономических знаний. – М.: Международные отношения, 1999. – 400 с.: ил.

11. Мэнкью Н.Г. Принципы экономикс. – СПб.: Питер КОМ, 1999. – 784 с.

12. Осинин Н.И. Законы и модели экономики: Конспект лекций. – СПб.: Изд-во СПбГТУ, 2000. – 212 с.

13. Пол А. Самуэльсон, Вильям Д. Нордхаус Экономика: Пер. с англ. – М.: БИНОМ, Лаборатория базовых знаний, 1997. – 800 с.: ил.

14. Переходная экономика: теоретические аспекты, российские проблемы, мировой опыт / ответ. ред. В.А. Мартынов, В.С. Автономов, И.М. Осадчая; Институт мировой экономики и международных отношений РАН. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2004. – 719 с.

15. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Основы экономической теории. – М.: Экономика-Техлит, 1996.

16. Современная экономика: Лекционный курс. Многоуровневое учебное пособие/ под ред. д.э.н. О.Мамедова. – Ростов н/Д: Феникс, 2001. – 544 с.

17. Фишер С., Дорнбуш  Р., Шмалензи Р. Экономика / пер. с англ. со 2-го изд. – М.: Дело, 1999. – 864 с.

18. Экономическая теория. Трансформирующаяся экономика: учеб.пособие для вузов / под ред. проф. И.П. Николаевой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 447 с.

19. Экономика:  Учебник / под ред. доц. А.С.  Булатова 2-е изд., перераб. и доп.  – М.: Бек, 1997. 816 с.

20. Экономика:  Учебник / под ред. д-ра экон. наук проф. А.С. Булатова 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристь, 2002. – 896 с.

21. Экономическая  теория: Учебник / под ред. Н.И.  Базылева, С.П. Гурко. – Мн.: Экоперспектива, 1997. – 368 с.

22. Экономическая  теория: Учеб. для студ. высш. учебн. заведений / под ред. В.Д. Камаева / 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Владос, 1999. – 640 с.

23. Экономическая  теория (политэкономика): Учебник / под  общей ред. акад. В.И. Видянина, акад. Г.П. Журавлевой. – М.; ИНФРА-М, 1997. – 560 с.

24. Сорокин А.В. Равновесие по Вальрасу. Случай обмена двумя товарами // Вестник Московского университета: Научный журнал. – 2004. - №6. – с. 28.

25. Эдер  Л.В. Перспективы спроса на нефть в США // ЭКО: Всероссийский экономический журнал. – 2004. - №11. – с. 146. 

Информация о работе Взаимодействие спроса и предложения