Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 05:07, курсовая работа
В условиях рыночной экономики производители и потребители для осуществления своей экономической деятельности руководствуются параметрами рынка, важнейшими из которых являются спрос, предложение, равновесная цена. Это стержень рыночных отношений, ядро рынка.
Введение…………………………………………………………………..……..….......3
Глава 1. Спрос и предложение как экономические категории
1.1 Сущность спроса и предложения………………………………….……...4
1.2 Законы спроса и предложения…………………………………….…..…..12
Глава 2. Взаимосвязь спроса и предложения как фактор развития рынка
2.1 Равновесная цена. Воздействие спроса
и предложения на цену……………………………………………….…....24
2.2 Кривые совокупного спроса и совокупного предложения…………….30
2.3 Взаимосвязь совокупных спроса и
предложения……………………………………………….………..…….36
Заключение……………………………………...………………………………..…....39
Список использованной литературы……………………………………….…..........42
Заключение
Спрос отражает, с одной стороны, потребность покупателя в некоторых товарах или услугах, желание приобрести эти товары или услуги в определенном количестве и, с другой стороны, возможность оплатить покупку по ценам, находящимся в пределах «доступного» диапазона.
Спрос зависит не только от цены, но и от неценовых факторов: изменение вкусов покупателей, числа покупателей, изменение дохода, изменение цен на товары-субституты и на комплементарные товары, изменение в ожиданиях потребителя.
Товары,
на которые потребитель
Объем
предложения каждого
Итак,
как мы понимаем, важнейшими категориями
микроэкономического анализа
Действие закона спроса объясняют существованием эффекта дохода и эффекта замещения. Эффект дохода выражается в том, что при снижении цены товара потребитель чувствует себя богаче и хочет приобрести большее количество товара. Эффект замещения состоит в том, что при снижении цены товара потребитель стремится заместить этим товаром другие, цены на которые не изменились.
Совокупный
спрос и совокупное предложение
относятся к основным показателям,
характеризующим состояние
Отметим, что существует три различные, но связанные между собой причины по которым снижение уровня цен ведет к увеличению предъявляемого в экономике объема спроса на товары и услуги: потребители ощущают возросшее богатство, что стимулирует спрос на потребительские товары; снижение процентных ставок стимулирует спрос на инвестиционные товары; понижение обменного курса национальной валюты стимулирует чистый экспорт. Взаимодействие этих стимулов предопределяет отрицательный наклон кривой совокупного спроса означающий, что снижение общего уровня цен в экономике ведет к увеличению предъявляемого спроса на общее количество товаров и услуг.
Положительный наклон краткосрочной кривой совокупного предложения объясняют три концепции: неверных представлений; жесткости заработной платы и жесткости цен. Отметим, что каждая из трех концепций краткосрочного совокупного предложения подчеркивает проблему, которая, по всей видимости, является лишь временной. С чем бы ни был связан положительный наклон кривой совокупного предложения – с неверными представлениями, жесткой заработной платой или жесткими ценами - в конце концов, неверные представления будут исправлены, номинальная заработная плата урегулирована, а цены изменятся, следовательно, в долгосрочном периоде кривая совокупного предложения вертикальна.
Обобщая сказанное, подчеркнем, что описываемое обычно взаимодействие между совокупным спросом и совокупным предложением носит несколько схематичный характер. Выделяя факторы, определяющие размеры и динамику совокупных спроса и предложения, мы получаем лишь самое общее представление о тенденциях и закономерностях их развития. Реальные сценарии, складывающиеся в рамках той или иной системы или конкретной страны, намного сложнее, многообразнее.
Мы выяснили, что когда в условиях развитого рыночного хозяйства возникает ситуация, при которой спрос несколько опережает предложение, то в действие тотчас вступает корректирующий механизм цен. Это обычная реакция, позволяющая подтолкнуть совокупное предложение, если оно отстало от изменившихся потребностей спроса.
Итак,
рынок сводит продавцов и покупателей;
равновесная цена и объем продаж
устанавливаются в точке, где
намерения продавцов и
Список использованной литературы
1. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. – М.: Юристь, 1997. – 568 с.
2. Гукасьян Г.М., Маховикова Г.А., Амосова В.В.Экономическая теория. – СПб.: Питер, 2003. – 480 с.: ил.
3. Добрынин А.И., Тарасевич Л.С. Экономическая теория: Учебник для ВУЗов. – СПб.: - Москва-Харьков-Минск, 1997.
4. Курс экономической теории.Общие основы экономической теории, микроэкономика, макроэкономика, переходная экономика: учебное пособие/ руководитель авторского кол-ва и научный редактор проф. А.В. Сидорович. – М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, издательство «ДИС», 1997. – 736 с.
5. Козырев В.М. Основы современной экономики: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 1999. – 386 с.: ил.
6. Курс экономики / Под ред. проф. Райзберга Б.А. – М.: ИНФРА-М, 1997. – 720 с.
7. Майбруд Е.М. Введение в историю экономической мысли: От пророков до профессоров. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Дело, 2000. – 560 с.
8. Макконнел, Кемпбелл Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика в 2-х Т.. Т. 1 / пер. с англ. А,А, Пороховского. – М.,1997 – 399 с.
9. Макконнел, Кемпбелл Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика в 2-х Т.. Т. 2 / пер. с англ. А,А, Пороховского. – М.,1997 – 400 с.
10. Меньшиков С.М. Новая экономика: Основы экономических знаний. – М.: Международные отношения, 1999. – 400 с.: ил.
11. Мэнкью Н.Г. Принципы экономикс. – СПб.: Питер КОМ, 1999. – 784 с.
12. Осинин Н.И. Законы и модели экономики: Конспект лекций. – СПб.: Изд-во СПбГТУ, 2000. – 212 с.
13. Пол А. Самуэльсон, Вильям Д. Нордхаус Экономика: Пер. с англ. – М.: БИНОМ, Лаборатория базовых знаний, 1997. – 800 с.: ил.
14. Переходная экономика: теоретические аспекты, российские проблемы, мировой опыт / ответ. ред. В.А. Мартынов, В.С. Автономов, И.М. Осадчая; Институт мировой экономики и международных отношений РАН. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2004. – 719 с.
15. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Основы экономической теории. – М.: Экономика-Техлит, 1996.
16. Современная экономика: Лекционный курс. Многоуровневое учебное пособие/ под ред. д.э.н. О.Мамедова. – Ростов н/Д: Феникс, 2001. – 544 с.
17. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика / пер. с англ. со 2-го изд. – М.: Дело, 1999. – 864 с.
18. Экономическая теория. Трансформирующаяся экономика: учеб.пособие для вузов / под ред. проф. И.П. Николаевой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 447 с.
19. Экономика: Учебник / под ред. доц. А.С. Булатова 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Бек, 1997. 816 с.
20. Экономика: Учебник / под ред. д-ра экон. наук проф. А.С. Булатова 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристь, 2002. – 896 с.
21. Экономическая теория: Учебник / под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. – Мн.: Экоперспектива, 1997. – 368 с.
22. Экономическая теория: Учеб. для студ. высш. учебн. заведений / под ред. В.Д. Камаева / 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Владос, 1999. – 640 с.
23. Экономическая теория (политэкономика): Учебник / под общей ред. акад. В.И. Видянина, акад. Г.П. Журавлевой. – М.; ИНФРА-М, 1997. – 560 с.
24. Сорокин А.В. Равновесие по Вальрасу. Случай обмена двумя товарами // Вестник Московского университета: Научный журнал. – 2004. - №6. – с. 28.
25. Эдер
Л.В. Перспективы спроса на нефть в США
// ЭКО: Всероссийский экономический журнал.
– 2004. - №11. – с. 146.