Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2011 в 21:15, курсовая работа

Описание работы

Изменение соотношения между спросом и предложением порождает колебания рыночных цен вокруг так называемой цены равновесия. Через эти колебания устанавливается тот уровень цен, при котором обеспечивается равновесие спроса и предложения и в конечном итоге равновесие производства и потребления.

Цель данной курсовой работы – рассмотрено понятие “рыночное равновесие”, “равновесная цена”, равновесный объем”, а также факторы, влияющие на устойчивость рыночного равновесия.

Содержание

Ведение.

Понятие рыночного равновесия.
Рыночное равновесие в мгновенном, коротком и длительном периодах.
Паутинообразная модель.
Заключение

Список использованных источников.

Работа содержит 1 файл

курсовая эконом теор..docx

— 290.82 Кб (Скачать)

Возможны  три варианта изменения рыночной цены во времени.

  1. Если наклон линии предложения более крутой, чем наклон линии спроса, то со временем отклонение от равновесия уменьшается, равновесие восстанавливается (рис. 6.5).
  2. Если наклон линии предложения более пологий, чем наклон линии спроса, отклонение от равновесия увеличивается (рис. 6.6).
  3. При одинаковом наклоне линий предложения и спроса рынок колеблется вокруг точки равновесия (рис. 6.7). Этот вариант рассмотрим несколько подробнее.

    Рис.6.5

Допустим, что начальная цена Ро. На эту цену ориентируются производители в период t = 1, предлагая продукцию в объёме Q1, что ниже равновесного уровня QE. Тогда возникает дефицит, в результате чего цены повышаются до P1. В ответ на это производители увеличат объем предложения до Q2, надеясь, что уровень цен сохранится и в период t = 2. Избыток предложения приведет к понижению цены до Ро и т. д.

Все три  варианта допускают неизменность функций  спроса и предложения во времени.

Рис.6.6

Рис.6.7

Следовательно, несмотря на то что линии спроса и предложения имеют нормальный наклон, запаздывание в реакции предложения на изменение цен может привести к нестабильности равновесного состояния. Из этого вытекает, что анализ стабильности не ограничивается только методом сравнительной статики. 
 
 
 
 

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

       В условиях свободной рыночной  экономики цены определяются  взаимодействием спроса и предложения.  Совершенной конкуренцией называется  такая ситуация, при которой на  рынке действует много покупателей  и продавцов, хорошо осведомленных  об условиях рынка и продающих  одинаковые товары.

 Любой рынок  состоит из покупателей, желающих  приобрести товары, и поставщиков,  желающих товары продать. Каждая  из этих сторон стремится максимально  полно удовлетворить собственные  потребности при любой установленной  на товар цене, однако каждая  из них находится во власти  своего сдерживающего фактора:  покупатели сдерживаются ограниченностью  своего бюджета, а поставщики - ограниченностью своих технологических  возможностей. Наличие этих сдерживающих  факторов приводит к тому, что  при неизменности всех прочих  условий, но изменении цены  на товар, спрос и предложение  будут изменяться.

  Результатом  взаимодействия спроса и предложения  выступает рыночная цена, которая  также называется равновесной  ценой. Она характеризует состояние  рынка, при котором величина  спроса равна предложению. Для  измерения величины изменения  спроса и предложения используется  понятие эластичности как меры  реагирования одной переменной  на изменение другой.

  Рассмотрение  законов спроса и предложения,  а также принципа формирования  равновесной цены позволяет сделать  следующие выводы.  

    1. В рыночной  экономике существует механизм, обеспечивающий согласование интересов  продавцов и покупателей на  рынках: фирмы могут расширять и сужать производство в зависимости от изменения спроса, иными словами, они свободны в выборе объема и структуры выпуска; цены гибкие, изменяются под воздействием спроса и предложения; наличие конкуренции, без которой рыночный механизм спроса и предложения действовать не будет.  

    2. Если на рынке  произойдет какое-то событие,  которое нарушит сложившееся  равновесие (например, изменение вкусов  потребителей и соответствующее  изменение спроса), то фирмы-производители  обязательно среагируют на изменение  рыночных условий (например, увеличение  спроса приведет к росту цены  данной продукции, поскольку спрос  покажет производителям, куда следует  направить свои усилия); начнется  процесс приспособления производителей  и потребителей к новым условиям, в результате сформируются новая  рыночная цена и новый объем  производства, соответствующие изменившимся  условиям.  

           Спрос и предложение подчинены действию определенных законов. Согласно закону спроса потребители готовы приобрести по низкой цене большее количество товара, чем по высокой; между ценой и величиной спроса существует обратная зависимость. Закон предложения в условиях рынка предусматривает прямую зависимость между ценой и объемом предлагаемого к продаже товара: по более высокой цене производитель готов выпускать и продавать большее количество товара, чем по низкой.

 Рынок сводит  продавцов и покупателей; равновесная  цена и объем продаж устанавливаются  в точке, где намерения продавцов  и покупателей совпадают. Изменения  в спросе или предложении, вызванные действием неценовых факторов (изменением потребительских предпочтений, ростом денежных доходов, введением дополнительных налогов и проч.), приводят в действие рыночные силы, благодаря которым равновесие на рынке устанавливается в новой точке.

  Рыночную экономику  следует понимать как экономику  спроса в отличие от директивной  плановой экономики, представляющей  собой экономику предложения  (к тому же, во многом принудительного). Именно в этом заключается  кардинальная причина неэффективности  плановой экономики. Потребитель  был в ней всегда неполноценным  субъектом, а удовлетворение потребностей  зачастую носило суррогатный  характер.

  Сложность  перехода отечественных предприятий  к рыночной экономике усугубляется  деформированностью ее прежней отраслевой структуры, которая складывалась при практически полном отсутствии влияния на нее спроса и, следовательно, не была ориентирована на его удовлетворение. В экономике СССР преобладало гипертрофированное развитие военно-промышленного комплекса с созданием высокого удельного веса военной продукции и средств производства для отраслей тяжелой промышленности. Идеологи командно-административной системы считали тяжелую промышленность основой экономики, в которой уголь и металл - “хлеб промышленности”, а нефть и газ - ее “сердце”. Отсюда очевидно, что удовлетворению потребностей населения в товарах и услугах отводилась второстепенная роль. Это не могло не отразиться на техническом уровне отраслей, производящих потребительские товары и оказывающих услуги населению, качество которых было весьма невысоким.

  При государственной  системе распределения, ограничении  роли рыночных сил не может  быть и речи о равновесии  спроса и предложения. Централизованная система управления оказалась неспособной, как показал опыт нашей страны, своевременно реагировать на изменение спроса и предложения.

  В результате  характерными были то избыток  продукции, то ее дефицит. Расточительство,  не имеющее исторических аналогов, стало неотъемлемым свойством  централизованно управляемой экономики.

  Эти и другие  недостатки административно-командной  системы обусловлены недооценкой  роли рынка, игнорированием такой  мощной рыночной силы, побуждающей  всех производителей соперничать  между собой и совершенствовать  производство, как конкуренция. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Список  использованных источников

Экономика: Учебник /Под ред. А.С.Булатова. - М., 2000.

 Нуреев  Р.М. Курс микроэкономики. Учебник  для вузов. - М.: Изд-во группа НОРМА  – ИНФРА. - М, 1999.

 Экономическая  теория. Учебник для ВУЗов. /Под  ред. А.И.Добрынина, А.С.Тарасевича. - СПб, 1999.

Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: Пер. с 13-го англ. изд. - М.: ИНФРА - М,  1999.

Информация о работе Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие