Вступление России во Всемирную торговую организацию

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 19:08, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является - анализ системы многосторонней торговли, основанной на принципах и механизме ВТО, а также вступление России в ВТО.
Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
Анализировать систему многосторонней торговли;
Принципы и механизм ВТО;
Характеризовать проблемы и перспективы России в связи с ее вступлением в ВТО.

Содержание

Введение………………………………………………………………….... 3
Глава 1. Сущность и функции Всемирной торговой организации (ВТО)
1.1. История создания ВТО и его структура……………………………… 5
1.2.Цели и принципы ВТО.…………………………………………………. 8
1.3. Функции и задачи организации.…………...………………………….. 10
Глава 2. Процесс взаимодействия России и ВТО
2.1. Этапы вступления России во Всемирную торговую организацию..... 14
2.2. Условия вступления, цели и задачи участия России в ВТО………… 17
2.3. Выгоды и издержки от присоединения России к ВТО………………. 21
Заключение…………………………………………………………………. 26
Список использованной литературы………………………

Работа содержит 1 файл

Экономика готовая курсовая.doc

— 142.00 Кб (Скачать)

 Присоединение России к ВТО, несомненно, будет способствовать укреплению стабильности, предсказуемости и открытости внешнеторгового режима страны, на недостатки которого приходится слышать жалобы не только со стороны внешнеторговых партнеров Российской Федерации, но и экспортеров и импортеров в самой России.

     Членами Всемирной торговой организации являются уже 153 стран мира, и в ближайшие годы их число будет увеличиваться. Это означает, что практически всякое государство, претендующее на создание современной, эффективной экономики и равноправное участие в мировой торговле, стремится стать членом ВТО. Россия в этом смысле не является исключением. Участие в ВТО дает стране множество преимуществ. Их получение и является в прагматическом смысле целью присоединения к ВТО. Конкретными целями присоединения для России можно считать следующие:

  • Получение лучших в сравнении с существующими и недискриминационных условий для доступа российской продукции на иностранные рынки;
  • Доступ к международному механизму разрешения торговых споров;
  • Создание более благоприятного климата для иностранных инвестиций в результате приведения законодательной системы в соответствие с нормами ВТО;
  • Расширение возможностей для российских инвесторов в странах-членах ВТО, в частности, в банковской сфере;
  • Создание условий для повышения качества и конкурентоспособности отечественной продукции в результате увеличения потока иностранных товаров, услуг и инвестиций на российский рынок;
  • Участие в выработке правил международной торговли с учетом своих национальных интересов;
  • Улучшение имиджа России в мире как полноправного участника международной торговли.

Задача ведущихся  переговоров о присоединении  – добиться наилучших условий  присоединения России к ВТО, то есть наиболее выгодного соотношения  преимуществ от вступления и уступок  в виде снижения тарифов и открытия внутренних рынков.

 

 

2.3 Выгоды и издержки от присоединения России к ВТО.

  Когда речь заходит об издержках присоединения России к ВТО, разговор обычно сводится к опасности облегчения доступа иностранных компаний на отечественные рынки товаров и услуг. Например, если сейчас полностью открыть рынок услуг мобильной связи, то через некоторое время никаких национальных компаний в этой сфере не будет. То же самое касается банковских услуг многих товаров, особенно продовольствия, потому что страны ЕС тратят колоссальные деньги на поддержание низких цен на продовольственные товары. Во Всероссийском союзе страховщиков говорят, что со вступлением России в ВТО число российских страховщиков сократится в полтора-два раза. При этом у региональных страховщиков могут возникнуть серьезные трудности, что приведет к серии масштабных слиянии. Например, сельхозмашиностроение, не выдержав конкуренции, перестанет заказывать сталь. Резко потеряют объемы производства автомобилестроители. Отметим, что сокращение производства в таких отраслях, как автомобилестроение или авиастроение, неизбежно ударит по всем поставщикам комплектующих для этих производств, а это тысячи предприятий, включая такие благополучные сегодня отрасли, как черная металлургия и производство алюминия, благопристойный повод для большей или меньшей девальвации рубля, не вызывая санкций со стороны ВТО. Есть и более тонкие механизмы. В частности национальные стандарты на продукцию. Например, в последнее время приобрела широкую известность история о том, как США заблокировали импорт швейцарского сыра, установив стандарт на размер дырок в сыре. Едва ли не самым главным аргументом в пользу присоединения России к ВТО с самого начала переговоров и до сего дня является утверждение, что в результате Российские компании получат возможность защищаться в международных судебных органах от неправомерных санкций в отношении своего экспорта.

Еще один плюс присоединения России к ВТО, о котором говорят практически все его сторонники, -  это возможность участия в выработке международных правил торговли с учетом российских национальных интересов. При этом потери могут оказаться неизбежными, а выгоды - возможными, для их реализации потребуются существенные дополнительные усилия».  Необходимость приведения российского законодательства в соответствие с нормами ВТО подавляющее большинство специалистов оценивает как однозначно положительный факт.

  Основной предпосылкой успешного преодоления сложностей в области трансформации законодательства и использования его преимуществ в рамках ВТО является эффективное продолжение процесса совершенствования законодательства в рамках либеральных экономических реформ, ибо данный процесс практически полностью совпадает с адаптацией законодательства к нормам и правилам ВТО. Речь идет, прежде всего, об устранении излишнего административного давления на предприятия и о повышении степени прозрачности всего законодательства.

   От либерализации и унификации российской системы государственного регулирования ожидаются следующие выгоды:

  – упрощение и рационализация процедур подтверждения соответствия производимой продукции международным стандартам, а отсюда – ускорение оборачиваемости средств;

  – повышение конкурентоспособности продукции российских фирм за счет более гибкой системы технических требований и гармонизации национальных и международных требований;

  – повышение инвестиционной привлекательности экономики России;

  – снижение расходов и устранение дублирования в области надзора и контроля за соблюдением требований;

   – уменьшение числа документов и повышение степени прозрачности системы регулирования.

   Но либерализация внешнеэкономических отношений неизбежно приведет и к некоторым негативным последствиям. Этот процесс коснется всех сфер жизни страны – политической, социальной, производственной и финансово-экономической.

  В сфере политики принятие обязательств, налагаемых соглашениями со странами-участниками ВТО, приведет к неизбежному ослаблению национального суверенитета. Ограничения коснутся всех ветвей власти – исполнительной (с нее постоянно будут требовать выполнения международных обязательств, даже в ущерб национальным интересам), законодательной (придется привести нормативные акты в соответствие с требованиями ВТО), судебной (юридические споры за возможные нарушения будут рассматриваться в международных судах).

  В области социальных отношений вступление в ВТО также чревато негативными последствиями: многие предприятия, а возможно и целые отрасли, не смогут выдержать конкуренции с наплывом иностранных товаров и услуг. Пока неясно, какими могут быть масштабы сокращения рабочих мест, но, вероятно, речь пойдет о сотнях тысяч безработных (прежде всего, в отраслях легкой и пищевой промышленности). Это потребует крупных затрат на социальную поддержку, переквалификацию, создание новых рабочих мест и т.д. Для этого необходимы огромные средства, которые, правда, частично могут быть получены от партнеров по ВТО. Поскольку российским производителям придется конкурировать с зарубежными и на внешнем, и на внутреннем рынках по всем товарным группам в очень жестких условиях, то в собственно экономической сфере кризисные явления могут развиваться по двум основным направлениям.

   С одной стороны, зарубежными фирмами обязательно будут предъявлены – причем, на вполне законных основаниях – претензии по поводу демпинга, якобы применяемого российскими экспортерами. Дело в том, что структура себестоимости наших конкурентоспособных товаров сильно отличается от мировой (прежде всего, за счет экономии на заработной плате, на энергии и на экологии). Поэтому от России потребуют, например, повысить внутренние цены на энергоносители, приведя их в соответствие с мировыми.

С другой стороны, на внутреннем рынке резко усилится конкуренция с более дешевыми и качественными товарами зарубежных фирм. Согласно некоторым экспертным оценкам, только 25% отечественных предприятий смогут конкурировать на внутреннем рынке с иностранными производителями. Для остальных снижение таможенных барьеров невыгодно, поскольку может привести к разорению. Поэтому, как условие вступления в ВТО, Россия настаивает на сохранении высоких таможенных пошлин для ограждения отечественного рынка от субсидированной продукции из Европы, Азии и других стран.

   Присоединение к ВТО  —  это  шаг,  рассчитанный  на  перспективу десятки лет. И  реальный  баланс  потерь  и  приобретений  будет  зависеть исключительно  от  экономической  политики  российского  правительства.  В частности,  если  многолетние  разговоры  о   переориентации   российского экспорта с энергоносителей и сырья на продукцию высоких  переделов  так  и останутся пустыми декларациями, наши потери не окупятся никогда.

 

 

 

Заключение.

Задача ведущихся переговоров о присоединении – добиться наилучших условий присоединения России к ВТО, то есть наиболее выгодного соотношения преимуществ от вступления и уступок в виде снижения тарифов и открытия внутренних рынков. По высказыванию министра экономического развития и торговли Германа Грефа, баланс прав и обязательств России при вступлении в ВТО должен способствовать экономическому росту, а не наоборот. За 2001-2005 годы при участии научных и деловых кругов подготовлено более десяти коллективных исследований, посвященных оценке социально-экономических последствий присоединения к ВТО. Уменьшение прямого государственного регулирования внутренних цен на энергоносители и транспортные тарифы, сближение их с уровнем мировых цен вызовет неизбежный рост затрат в производстве, особенно в энергоемких отраслях, следствием чего станет снижение ценовой конкурентоспособности на экспортируемую продукцию. К тому же неизбежное снижение внутреннего потребления подорожавших энергоресурсов негативно отразится на развитии национальных производств, вызовет рост инфляции. Предпосылки для стратегической рефокусировки экономической политики государства налицо. Во-первых, за прошедшие после августовского кризиса годы российское хозяйство вышло из восьмилетней черной полосы "экономики спада". Однако надо четко понимать, что ставка на внутренний рынок и раскрутку экономики, ориентированной на потребление, не есть курс на автаркию. Это не глобальная стратегия "на все времена". Долгосрочная задача стоит еще шире - не просто совершить очередную "догоняющую модернизацию", но и обеспечить поддержание конкурентоспособности российского хозяйства в мировом контексте.  Итак, стратегический план реинтеграции России в мировое хозяйство можно представить себе таким образом. Ближайшие 10-15 лет Правительство проводит политику "опоры на собственные силы": ставка на внутренний рынок; сырьевые экспортные отрасли используются как доноры; стратегически важные и потенциально конкурентоспособные отрасли и сектора внутреннего рынка защищаются от поглощения иностранцами; приветствуется и всячески стимулируется импорт капитала и технологий, а не товаров; государством проводится агрессивная промышленная политика. При этом вступление в ВТО осуществляется с максимумом оговорок переходного периода. В дальнейшем проводится резкая либерализация доступа иностранных товаров и производителей на внутренний рынок (одновременно со снятием всех ограничений на наш доступ на зарубежные рынки), отечественные компании секторов с высокой добавленной стоимостью вступают в открытую международную конкуренцию вне и внутри России. Главной гарантией отсутствия серьезных негативных последствий либерализации доступа на рынок и принятия иных обязательств является проведение сбалансированной и рациональной политики, прежде всего в отношении мер регулирования внутреннего рынка, продолжение курса реформ в направлении устранения неоправданных ограничений в деятельности российских предприятий, формирование здоровой и справедливой конкурентной среды и создание условий для повышения мобильности ресурсов и факторов производства внутри российской экономики. Все это не только позволит компенсировать потенциальные проблемы и сложности, связанные с присоединением, но и даст возможность воспользоваться преимуществами членства в ВТО.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                             Список использованной  литературы.

1. Афонцев С. Присоединение к ВТО: экономико-политические перспективы. -- Pro et contra. Т. 7., 2010.

2. ВТО и сельское хозяйство России: сборник / [под ред. С.В.Киселев, сост. Р.А.Ромашкин, И.С.Харитонов]; Моск. гос. Ун-т им. М.В.Ломоносова. - М.: ТЕИС, 2003. - 117с.

3. Дюмулен И.И. Всемирная торговая организация. - М., ЗАО Издательство «Экономика», 2003.

4. Дюмулен И.И. Современное таможенно-тарифное регулирование (Зарубежная практика). - М.: Всероссийская Академия внешней торговли, 2004.

5. Ломакин В.К. Мировая экономика : учебник для вузов / 3-е изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ, 2007. – 671 с. – (Золотой фонд российских учебников). – ISBN 5-238-01121-0.

6. Долгов C.И.,  Дюмулен И.И.Присоединение России к ВТО и проблемы подготовки кадров //. Проблемы и перспективы присоединения России к ВТО. - М., 2008.- С.19.

7. Официальный сайт ВТО на русском языке http://www.wto.org/. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                          Приложение 1

 

                          «Организационная структура ВТО»

 

1 Пахомов АЛ. Договоренности Уругвайского раунда и эволюция ВТО.

2 Оценки социальных и экономических последствий присоединения России  к ВТО. http://www.wto.org/.

3 А. Пахомов - Договоренности Уругвайского раунда и эволюция ВТО.

4 в редакции 1994 года (ГАТТ-1994)

5 только за 2001 г. оно увеличилось на 5 государств


Информация о работе Вступление России во Всемирную торговую организацию