Вступление России во Всемирную торговую организацию

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 19:08, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является - анализ системы многосторонней торговли, основанной на принципах и механизме ВТО, а также вступление России в ВТО.
Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
Анализировать систему многосторонней торговли;
Принципы и механизм ВТО;
Характеризовать проблемы и перспективы России в связи с ее вступлением в ВТО.

Содержание

Введение………………………………………………………………….... 3
Глава 1. Сущность и функции Всемирной торговой организации (ВТО)
1.1. История создания ВТО и его структура……………………………… 5
1.2.Цели и принципы ВТО.…………………………………………………. 8
1.3. Функции и задачи организации.…………...………………………….. 10
Глава 2. Процесс взаимодействия России и ВТО
2.1. Этапы вступления России во Всемирную торговую организацию..... 14
2.2. Условия вступления, цели и задачи участия России в ВТО………… 17
2.3. Выгоды и издержки от присоединения России к ВТО………………. 21
Заключение…………………………………………………………………. 26
Список использованной литературы………………………

Работа содержит 1 файл

Экономика готовая курсовая.doc

— 142.00 Кб (Скачать)

Основной целью ВТО является создание на основе единых правовых норм торговой системы, при которой предприятия стран-членов ВТО могут торговать друг с другом на основе справедливой и свободной конкуренции. Правила ГАТТ на первый взгляд могут показаться сложными и запутанными, но на самом дели они основаны на двух простых принципах:

-- принцип наибольшего благоприятствования (РНБ), который означает предоставление иностранным товарам и иностранным поставщикам услуг таких же условий на внутреннем рынке государства-участника, какие предоставляются иностранным товарам и иностранным поставщикам услуг из третьих государств-участников.

-- принцип национального режима, который предполагает, что странам-участницам не следует применять менее благоприятный режим в отношении иностранных товаров и услуг, чем тот, который применяется в отношении отечественных аналогичных товаров и услуг. В то же время в отношении услуг возможно сделать определенные изъятия, которые дадут национальным поставщикам услуг более льготные условия деятельности на рынке. Важнейшими функциями ВТО являются контроль за выполнением соглашений и договоренностей пакета документов Уругвайского раунда; проведение многосторонних торговых переговоров и консультаций между заинтересованными странами-членами; разрешение торговых споров; мониторинг национальной торговой политики стран-членов; техническое содействие развивающимся государствам по вопросам, касающимся компетенции ВТО; сотрудничество с международными специализированными организациями. Все страны-члены ВТО принимают обязательства по выполнению основных соглашений и юридических документов, объединенных термином "Многосторонние торговые соглашения" (МТС). Таким образом, с правовой точки зрения система ВТО представляет собой своеобразный многосторонний контракт (пакет соглашений), нормами и правилами которого регулируется примерно 97% всей мировой торговли товарами и услугами. Основные правила и задачи ВТО отражены в многосторонних торговых соглашениях, которые затрагивают торговлю товарами и услугами, а также торговые аспекты прав интеллектуальной собственности, разрешение споров и механизм обзора торговой политики. Правовую основу ВТО составляют Генеральное соглашение о торговле товарами (ГАТТ)4 , Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС) и Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС). Соглашения ВТО ратифицировались парламентами всех стран-участниц. Решения принимаются всеми государствами-участниками обычно методом консенсуса, что является дополнительным стимулом к укреплению согласия в рядах ВТО. Принятие решения большинством голосов тоже возможно, но в ВТО такой практики пока не было; в рамках работы предшественника ВТО, ГАТТ, такие единичные случаи имелись.

       Члены ВТО берут на себя обязательство не предпринимать в одностороннем порядке действий против возможных нарушений правил торговли. Более того, они обязуются разрешать спорные вопросы в рамках многосторонней системы урегулирования споров и подчиняться ее правилам и решениям. Задача ведущихся переговоров о присоединении – добиться наилучших условий присоединения России к ВТО, то есть наиболее выгодного соотношения преимуществ от вступления и уступок в виде снижения тарифов и                               открытия внутренних рынков.  
                           Глава 2. Процесс взаимодействия России и ВТО

2.1.  Этапы вступления России в ВТО

Переговоры об условиях доступа  товаров на рынок – это один из четырех элементов пакета условий  присоединения любой страны к  ВТО (три других – услуги, сельское хозяйство и системные  вопросы). Важнейшей (но не единственной) частью таких переговоров являются тарифные переговоры о тех максимально допустимых уровнях ставок ввозных таможенных пошлин, которые данная страна будет иметь право использовать после своего присоединения к ВТО. Тарифные переговоры ведутся на двусторонней основе со  всеми заинтересованными странами ВТО и завершаются подписанием соответствующих двусторонних Протоколов.

В рабочей группе ВТО  по выработке условий присоединения  России по состоянию на декабрь 2001 г. насчитывается 63 страны (ЕС при этом рассматривается как одна страна), и число членов Рабочей группы постоянно растет5.  Есть все основания полагать, что уже в ближайшие недели в состав Рабочей группы войдет Китай. Из 63 членов Рабочей группы активные тарифные переговоры Россия в настоящее время ведет с 44 государствами. Учитывая, что переговоры ведутся по каждой из 11 тысяч позиций, имеющихся в российском импортном тарифе, легко понять, что даже с чисто технической точки зрения тарифные переговоры – очень сложный и трудоемкий процесс.

Эти переговоры ведутся  Россией 4 года (с 1998 г.) и прошли несколько этапов. В 1998 г. Россия представила партнерам по ВТО свои первоначальные тарифные предложения, которые носили, по сути дела, явно протекционистский характер и говорили не об открытии, а о закрытии российского рынка. Эти предложения, хотя формально и не были отвергнуты партнерами, фактически были сочтены ими неприемлемыми, а тарифных переговоров на их основе не велось. Только к концу 1998 г. на базе различных, зачастую очень непростых «развязок», предложенных российской стороной, удалось достичь согласия ЕС и США вступить в реальные тарифные переговоры, которые были начаты в феврале 1999 г. в Москве. Так завершился первый этап тарифных переговоров – стадия взаимного ознакомления и «прощупывания» позиций. Второй этап - это 1999 год: переговоры велись только с ЕС и США, хотя достаточно интенсивно. Но контуры возможного компромисса еще не просматривались. Поступили тарифные запросы от ряда других стран ВТО (Венгрия, Корея, Польша, Швейцария, Норвегия, Турция и др.). Но они носили явно «запросный» характер (существенное открытие рынка по ряду товаров, обширная номенклатура товаров и пр.), и значимых переговоров с этими странами в  тот период не велось. Таким образом, второй этап – это начало практических тарифных переговоров с ЕС и США и расширение круга участвующих в тарифных переговорах до 15 стран. В 2000 г. (третий этап) наступил своего рода перелом. Интенсивность тарифных переговоров существенно возросла. Впервые были обозначены, хотя и очень предварительно, контуры возможного компромисса в рамках переговоров с ЕС и США. Тут же начались, весьма активно, тарифные переговоры с двумя другими странами «квадро» - Канадой и Японией. Количество тарифных запросов от различных стран ВТО и степень их реальности резко увеличились. В переговорах начали участвовать уже 38 стран ВТО, т.е. большинство торговых партнеров России. С некоторыми из них переговоры шли достаточно конструктивно, и доля позиций тарифа, по которым удалось достичь согласия, перевалила за 50%.

Четвертый этап – современный  – 2001 год, когда по инициативе российской стороны интенсивность тарифных переговоров еще больше возросла. С крупнейшими странами ВТО за год было проведено 6 раундов переговоров, в том числе и в столицах этих стран, а с другими 40 государствами – не менее четырех полномасштабных раундов. Это позволило к январю 2002 г. достичь следующих результатов. Во-первых, в реальные переговоры удалось вовлечь практически всех торговых партнеров России. Важно, что это было достигнуто именно на данной стадии, поскольку некоторые страны ВТО исповедуют тактику выхода на тарифные переговоры с максималистскими требованиями «без пяти двенадцать», и присоединяющаяся страна для достижения конечного результата вынуждена идти на чрезмерные уступки.  Во-вторых, с подавляющим большинством партнеров на переговорах был получен существенный прогресс, и степень согласованности позиций достигла 80%.  В-третьих, с некоторыми государствами переговоры уже перешли в финальную стадию, когда на переговорном столе осталось 3-5 несогласованных групп товаров  (хотя, быть может, и наиболее «чувствительных»). На основе каких же принципов Россия ведет тарифные переговоры и достигла описанных выше результатов? Вот главные из них.

  1. Нет никаких сроков присоединения России к ВТО и завершения тарифных переговоров. Эти переговоры будут завершены тогда, когда будут достигнуты необходимые для России результаты.
  2. В момент присоединения России к ВТО ни одна ставка таможенного тарифа не будет понижена. Они останутся на том же уровне, что и до присоединения.
  3. Через определенное время после присоединения ставки пошлин на некоторые товары могут быть незначительно снижены (на 3-5 процентных пунктов). Это либо те товары, в расширенном допуске которых на российский рынок мы заинтересованы сами (не производимое в России сырье или полуфабрикаты, прогрессивное технологическое оборудование, элементы отделки или комплектующие, делающие российскую готовую продукцию конкурентоспособной на мировых рынках), либо те товары, снижение таможенных пошлин на которые российским товаропроизводителям ничем не грозит (вино, бревна и пиловочник, изделия из черных металлов и т.п.).
  4. По каждому товару, по которому может произойти снижение пошлин, в обязательном порядке предусматривается переходный адаптационный период, длительность которого в зависимости от «чувствительности» соответствующего российского товара и фискальных факторов варьируется от 3 до 7 лет с момента присоединения России к ВТО.
  5. Россия не рассматривает свое участие в необязательных тарифных договоренностях ВТО (т.н. инициативы «ноль на ноль» - соглашение о гражданской авиатехнике и др.) в качестве обязательного предварительного условия своего присоединения к ВТО, но по результатам двусторонних переговоров Россия может приблизиться к условиям некоторых из них (гармонизация тарифов на химические товары, Соглашение по информационным технологиям) – тех, которые не наносят ущерба интересам российской экономики или способствуют ускорению ее развития.

2002 год – завершающий этап, на  котором большая часть тарифных  переговоров с важнейшими торговыми  партнерами России может быть завершена. Но одновременно это и наиболее сложный этап, поскольку на нем пойдет речь о наиболее важных и чувствительных товарах.

Найти здесь компромиссную  формулу, устраивающую и наших партнеров, и российских товаропроизводителей, будет невозможно без активного участия российского бизнеса как на фазе подготовки переговорной позиции, так и непосредственно в ходе самих переговоров. И мы будем постоянно и на системной основе привлекать российский бизнес к этой важнейшей работе. Но представители российского делового сообщества должны отдавать себе ясный отчет в том, что участие в переговорах – это не только их право, но и огромная ответственность. Ведь сформулированные ими рекомендации будут во многом определять развитие российской экономики до 2012  - 2015гг.

 

2.2. Условия вступления, цели и задачи участия России в ВТО

  В рамках процесса присоединения российской делегацией ведутся переговоры по четырем направлениям, а их основой являются документы и переговорные предложения, утверждаемые Правительством Российской Федерации.

  Переговоры по тарифным вопросам. Цель – определение максимального уровня («связывания») ставок ввозных таможенных пошлин по всей Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, право на применение которых Россия получит после присоединения к ВТО. В течение осени 2004 года российская делегация провела серию интенсивных переговоров с 20 странами-членами РГ, в феврале 2005 г. в Женеве - с 15 странами, в том числе Японией, Индией, Турцией, Филиппинами, Хорватией, Перу, Норвегией, Коста-Рикой, Аргентиной, Австралией, Канадой, Болгарией, Египтом. В настоящее время с партнерами согласовано около 90 % тарифных позиций. Среди проблемных сфер, где согласия между сторонами пока не найдено, - ряд сельскохозяйственных товаров, авиатехника, автомобили, мебель и др. Переговоры завершены с 33 странами,  в т.ч.  Таиландом, Чили, Тайванем, Венесуэлой, Сингапуром, Р. Корея, Китаем, Новой Зеландией, Израилем, Индонезией, Турцией, Европейским союзом (ЕС), Исландией, Кубой, Мексикой и Норвегией.

  Переговоры по сельскохозяйственной проблематике, помимо тарифного аспекта, включают обсуждение допустимых объемов внутренней государственной поддержки аграрного сектора (AMS) в рамках, так называемой, «желтой» корзины (субсидии, подлежащие сокращению) и уровня экспортных субсидий на сельхозтовары и продовольствие. Рассмотрение этих вопросов, как правило, проходит на многосторонних консультациях с участием членов группы «квадро» (США, ЕС, Япония, Канада), стран Кернской группы (ведущие либерально настроенные экспортеры сельхозпродукции) и других заинтересованных государств. Данные переговоры носят крайне сложный характер. В октябре 2003 г. на встрече в Женеве российская делегация представила пакет документов, включающий новые предложения по AMS. Последний раунд консультаций по сельскому хозяйству прошел 21 июня 2005 г. в Женеве.

   Переговоры по доступу на рынок услуг имеют своей целью согласование условий доступа иностранных услуг и поставщиков услуг на российский рынок. В октябре 2003 года был подписан протокол с Киргизией. К настоящему времени переговоры по услугам завершены с 16 членами РГ - Венгрией, ЕС, Китаем, Кореей, Тайванем, Таиландом, Турцией, Чили, Сингапуром, Венесуэлой, Новой Зеландией, Мексикой и Норвегией. Примерно с шестью странами переговоры находятся на завершающей стадии. 28 января 2005 г. в Париже, а также 13-15 февраля в Женеве прошла серия двусторонних переговоров с делегацией США. С 13 по 18 февраля 2005 г. в Женеве прошел раунд переговоров с Канадой, Австралией, Египтом, Норвегией, США и Японией. Продолжаются переговоры с США, Канадой, Японией, Швейцарией, Норвегией, Австралией, Индией. Наиболее остро переговоры идут по таким чувствительным секторам как финансовые, «энергетические» и телекоммуникации, доступ в которые представляет особый коммерческий интерес для ведущих членов ВТО. Кроме того, некоторые страны заинтересованы в улучшении условий доступа на российский рынок физических лиц - поставщиков услуг (Индия, Канада, Швейцария). По итогам завершившихся переговоров Россия согласилась принять обязательства примерно по 100 секторам услуг (из 155 секторов, предусмотренных классификацией ВТО). В некоторых случаях позиция России предусматривает более жесткие условия работы иностранных поставщиков на российском рынке по сравнению с условиями, предусмотренными действующим законодательством. Такая позиция позволит при необходимости использовать дополнительные инструменты защиты национальных поставщиков от иностранной конкуренции в будущем.

    Переговоры по системным вопросам посвящены определению мер, которые Россия должна будет предпринять в области законодательства и его правоприменения для выполнения своих обязательств как участника ВТО. Основой для переговоров является проект Доклада РГ (далее Доклад) – ключевой документ, где будут изложены права и обязательства, которые Россия примет на себя по итогам всех переговоров. Запросные требования стран ВТО в этой сфере в целом можно разделить на 2 части:

  - Положениям ВТО. Основные обеспокоенности членов РГ касаются применения ряда положений таможенного законодательства, тарифных квот на мясо, излишних требований, предъявляемых к импортным товарам в сфере нетарифных мер (алкоголь, фармацевтика и др.), а также в области применения санитарных и фитосанитарных мер, системы субсидирования промышленности и т.д. Участники переговоров требуют безусловного выполнения этих «стандартных» положений ВТО с момента присоединения;

  - По энергетическому пакету позиция российской стороны, зафиксированная в формулировке для доклада РГ и двусторонних договоренностях с ЕС, состоит в том, что Правительство Российской Федерации намерено проводить политику, направленную на то, чтобы поставки газа российским  промышленным  потребителям   осуществлялись по ценам, обеспечивающим возмещение издержек производителей дистрибьюторов, а также получение ими прибыли при нормальном осуществлении коммерческой деятельности. Этот принцип не касается условий продажи газа населению.

Информация о работе Вступление России во Всемирную торговую организацию