Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 19:08, курсовая работа
Целью данной работы является - анализ системы многосторонней торговли, основанной на принципах и механизме ВТО, а также вступление России в ВТО.
Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
Анализировать систему многосторонней торговли;
Принципы и механизм ВТО;
Характеризовать проблемы и перспективы России в связи с ее вступлением в ВТО.
Введение………………………………………………………………….... 3
Глава 1. Сущность и функции Всемирной торговой организации (ВТО)
1.1. История создания ВТО и его структура……………………………… 5
1.2.Цели и принципы ВТО.…………………………………………………. 8
1.3. Функции и задачи организации.…………...………………………….. 10
Глава 2. Процесс взаимодействия России и ВТО
2.1. Этапы вступления России во Всемирную торговую организацию..... 14
2.2. Условия вступления, цели и задачи участия России в ВТО………… 17
2.3. Выгоды и издержки от присоединения России к ВТО………………. 21
Заключение…………………………………………………………………. 26
Список использованной литературы………………………
Основной целью ВТО является создание на основе единых правовых норм торговой системы, при которой предприятия стран-членов ВТО могут торговать друг с другом на основе справедливой и свободной конкуренции. Правила ГАТТ на первый взгляд могут показаться сложными и запутанными, но на самом дели они основаны на двух простых принципах:
-- принцип наибольшего благоприятствования (РНБ), который означает предоставление иностранным товарам и иностранным поставщикам услуг таких же условий на внутреннем рынке государства-участника, какие предоставляются иностранным товарам и иностранным поставщикам услуг из третьих государств-участников.
-- принцип национального режима, который предполагает, что странам-участницам не следует применять менее благоприятный режим в отношении иностранных товаров и услуг, чем тот, который применяется в отношении отечественных аналогичных товаров и услуг. В то же время в отношении услуг возможно сделать определенные изъятия, которые дадут национальным поставщикам услуг более льготные условия деятельности на рынке. Важнейшими функциями ВТО являются контроль за выполнением соглашений и договоренностей пакета документов Уругвайского раунда; проведение многосторонних торговых переговоров и консультаций между заинтересованными странами-членами; разрешение торговых споров; мониторинг национальной торговой политики стран-членов; техническое содействие развивающимся государствам по вопросам, касающимся компетенции ВТО; сотрудничество с международными специализированными организациями. Все страны-члены ВТО принимают обязательства по выполнению основных соглашений и юридических документов, объединенных термином "Многосторонние торговые соглашения" (МТС). Таким образом, с правовой точки зрения система ВТО представляет собой своеобразный многосторонний контракт (пакет соглашений), нормами и правилами которого регулируется примерно 97% всей мировой торговли товарами и услугами. Основные правила и задачи ВТО отражены в многосторонних торговых соглашениях, которые затрагивают торговлю товарами и услугами, а также торговые аспекты прав интеллектуальной собственности, разрешение споров и механизм обзора торговой политики. Правовую основу ВТО составляют Генеральное соглашение о торговле товарами (ГАТТ)4 , Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС) и Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС). Соглашения ВТО ратифицировались парламентами всех стран-участниц. Решения принимаются всеми государствами-участниками обычно методом консенсуса, что является дополнительным стимулом к укреплению согласия в рядах ВТО. Принятие решения большинством голосов тоже возможно, но в ВТО такой практики пока не было; в рамках работы предшественника ВТО, ГАТТ, такие единичные случаи имелись.
Члены ВТО берут на
себя обязательство не предпринимать
в одностороннем порядке действий против
возможных нарушений правил торговли.
Более того, они обязуются разрешать спорные
вопросы в рамках многосторонней системы
урегулирования споров и подчиняться
ее правилам и решениям. Задача ведущихся
переговоров о присоединении – добиться
наилучших условий присоединения России
к ВТО, то есть наиболее выгодного соотношения
преимуществ от вступления и уступок в
виде снижения тарифов и
Глава 2. Процесс взаимодействия
России и ВТО
2.1. Этапы вступления России в ВТО
Переговоры об условиях доступа товаров на рынок – это один из четырех элементов пакета условий присоединения любой страны к ВТО (три других – услуги, сельское хозяйство и системные вопросы). Важнейшей (но не единственной) частью таких переговоров являются тарифные переговоры о тех максимально допустимых уровнях ставок ввозных таможенных пошлин, которые данная страна будет иметь право использовать после своего присоединения к ВТО. Тарифные переговоры ведутся на двусторонней основе со всеми заинтересованными странами ВТО и завершаются подписанием соответствующих двусторонних Протоколов.
В рабочей группе ВТО
по выработке условий
Эти переговоры ведутся Россией 4 года (с 1998 г.) и прошли несколько этапов. В 1998 г. Россия представила партнерам по ВТО свои первоначальные тарифные предложения, которые носили, по сути дела, явно протекционистский характер и говорили не об открытии, а о закрытии российского рынка. Эти предложения, хотя формально и не были отвергнуты партнерами, фактически были сочтены ими неприемлемыми, а тарифных переговоров на их основе не велось. Только к концу 1998 г. на базе различных, зачастую очень непростых «развязок», предложенных российской стороной, удалось достичь согласия ЕС и США вступить в реальные тарифные переговоры, которые были начаты в феврале 1999 г. в Москве. Так завершился первый этап тарифных переговоров – стадия взаимного ознакомления и «прощупывания» позиций. Второй этап - это 1999 год: переговоры велись только с ЕС и США, хотя достаточно интенсивно. Но контуры возможного компромисса еще не просматривались. Поступили тарифные запросы от ряда других стран ВТО (Венгрия, Корея, Польша, Швейцария, Норвегия, Турция и др.). Но они носили явно «запросный» характер (существенное открытие рынка по ряду товаров, обширная номенклатура товаров и пр.), и значимых переговоров с этими странами в тот период не велось. Таким образом, второй этап – это начало практических тарифных переговоров с ЕС и США и расширение круга участвующих в тарифных переговорах до 15 стран. В 2000 г. (третий этап) наступил своего рода перелом. Интенсивность тарифных переговоров существенно возросла. Впервые были обозначены, хотя и очень предварительно, контуры возможного компромисса в рамках переговоров с ЕС и США. Тут же начались, весьма активно, тарифные переговоры с двумя другими странами «квадро» - Канадой и Японией. Количество тарифных запросов от различных стран ВТО и степень их реальности резко увеличились. В переговорах начали участвовать уже 38 стран ВТО, т.е. большинство торговых партнеров России. С некоторыми из них переговоры шли достаточно конструктивно, и доля позиций тарифа, по которым удалось достичь согласия, перевалила за 50%.
Четвертый этап – современный – 2001 год, когда по инициативе российской стороны интенсивность тарифных переговоров еще больше возросла. С крупнейшими странами ВТО за год было проведено 6 раундов переговоров, в том числе и в столицах этих стран, а с другими 40 государствами – не менее четырех полномасштабных раундов. Это позволило к январю 2002 г. достичь следующих результатов. Во-первых, в реальные переговоры удалось вовлечь практически всех торговых партнеров России. Важно, что это было достигнуто именно на данной стадии, поскольку некоторые страны ВТО исповедуют тактику выхода на тарифные переговоры с максималистскими требованиями «без пяти двенадцать», и присоединяющаяся страна для достижения конечного результата вынуждена идти на чрезмерные уступки. Во-вторых, с подавляющим большинством партнеров на переговорах был получен существенный прогресс, и степень согласованности позиций достигла 80%. В-третьих, с некоторыми государствами переговоры уже перешли в финальную стадию, когда на переговорном столе осталось 3-5 несогласованных групп товаров (хотя, быть может, и наиболее «чувствительных»). На основе каких же принципов Россия ведет тарифные переговоры и достигла описанных выше результатов? Вот главные из них.
2002 год – завершающий этап, на
котором большая часть
Найти здесь компромиссную формулу, устраивающую и наших партнеров, и российских товаропроизводителей, будет невозможно без активного участия российского бизнеса как на фазе подготовки переговорной позиции, так и непосредственно в ходе самих переговоров. И мы будем постоянно и на системной основе привлекать российский бизнес к этой важнейшей работе. Но представители российского делового сообщества должны отдавать себе ясный отчет в том, что участие в переговорах – это не только их право, но и огромная ответственность. Ведь сформулированные ими рекомендации будут во многом определять развитие российской экономики до 2012 - 2015гг.
2.2. Условия вступления, цели и задачи участия России в ВТО
В рамках процесса присоединения российской делегацией ведутся переговоры по четырем направлениям, а их основой являются документы и переговорные предложения, утверждаемые Правительством Российской Федерации.
Переговоры по тарифным вопросам. Цель – определение максимального уровня («связывания») ставок ввозных таможенных пошлин по всей Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, право на применение которых Россия получит после присоединения к ВТО. В течение осени 2004 года российская делегация провела серию интенсивных переговоров с 20 странами-членами РГ, в феврале 2005 г. в Женеве - с 15 странами, в том числе Японией, Индией, Турцией, Филиппинами, Хорватией, Перу, Норвегией, Коста-Рикой, Аргентиной, Австралией, Канадой, Болгарией, Египтом. В настоящее время с партнерами согласовано около 90 % тарифных позиций. Среди проблемных сфер, где согласия между сторонами пока не найдено, - ряд сельскохозяйственных товаров, авиатехника, автомобили, мебель и др. Переговоры завершены с 33 странами, в т.ч. Таиландом, Чили, Тайванем, Венесуэлой, Сингапуром, Р. Корея, Китаем, Новой Зеландией, Израилем, Индонезией, Турцией, Европейским союзом (ЕС), Исландией, Кубой, Мексикой и Норвегией.
Переговоры по сельскохозяйственной проблематике, помимо тарифного аспекта, включают обсуждение допустимых объемов внутренней государственной поддержки аграрного сектора (AMS) в рамках, так называемой, «желтой» корзины (субсидии, подлежащие сокращению) и уровня экспортных субсидий на сельхозтовары и продовольствие. Рассмотрение этих вопросов, как правило, проходит на многосторонних консультациях с участием членов группы «квадро» (США, ЕС, Япония, Канада), стран Кернской группы (ведущие либерально настроенные экспортеры сельхозпродукции) и других заинтересованных государств. Данные переговоры носят крайне сложный характер. В октябре 2003 г. на встрече в Женеве российская делегация представила пакет документов, включающий новые предложения по AMS. Последний раунд консультаций по сельскому хозяйству прошел 21 июня 2005 г. в Женеве.
Переговоры по доступу на рынок услуг имеют своей целью согласование условий доступа иностранных услуг и поставщиков услуг на российский рынок. В октябре 2003 года был подписан протокол с Киргизией. К настоящему времени переговоры по услугам завершены с 16 членами РГ - Венгрией, ЕС, Китаем, Кореей, Тайванем, Таиландом, Турцией, Чили, Сингапуром, Венесуэлой, Новой Зеландией, Мексикой и Норвегией. Примерно с шестью странами переговоры находятся на завершающей стадии. 28 января 2005 г. в Париже, а также 13-15 февраля в Женеве прошла серия двусторонних переговоров с делегацией США. С 13 по 18 февраля 2005 г. в Женеве прошел раунд переговоров с Канадой, Австралией, Египтом, Норвегией, США и Японией. Продолжаются переговоры с США, Канадой, Японией, Швейцарией, Норвегией, Австралией, Индией. Наиболее остро переговоры идут по таким чувствительным секторам как финансовые, «энергетические» и телекоммуникации, доступ в которые представляет особый коммерческий интерес для ведущих членов ВТО. Кроме того, некоторые страны заинтересованы в улучшении условий доступа на российский рынок физических лиц - поставщиков услуг (Индия, Канада, Швейцария). По итогам завершившихся переговоров Россия согласилась принять обязательства примерно по 100 секторам услуг (из 155 секторов, предусмотренных классификацией ВТО). В некоторых случаях позиция России предусматривает более жесткие условия работы иностранных поставщиков на российском рынке по сравнению с условиями, предусмотренными действующим законодательством. Такая позиция позволит при необходимости использовать дополнительные инструменты защиты национальных поставщиков от иностранной конкуренции в будущем.
Переговоры по системным вопросам посвящены определению мер, которые Россия должна будет предпринять в области законодательства и его правоприменения для выполнения своих обязательств как участника ВТО. Основой для переговоров является проект Доклада РГ (далее Доклад) – ключевой документ, где будут изложены права и обязательства, которые Россия примет на себя по итогам всех переговоров. Запросные требования стран ВТО в этой сфере в целом можно разделить на 2 части:
- Положениям ВТО. Основные обеспокоенности членов РГ касаются применения ряда положений таможенного законодательства, тарифных квот на мясо, излишних требований, предъявляемых к импортным товарам в сфере нетарифных мер (алкоголь, фармацевтика и др.), а также в области применения санитарных и фитосанитарных мер, системы субсидирования промышленности и т.д. Участники переговоров требуют безусловного выполнения этих «стандартных» положений ВТО с момента присоединения;
- По энергетическому пакету позиция российской стороны, зафиксированная в формулировке для доклада РГ и двусторонних договоренностях с ЕС, состоит в том, что Правительство Российской Федерации намерено проводить политику, направленную на то, чтобы поставки газа российским промышленным потребителям осуществлялись по ценам, обеспечивающим возмещение издержек производителей дистрибьюторов, а также получение ими прибыли при нормальном осуществлении коммерческой деятельности. Этот принцип не касается условий продажи газа населению.
Информация о работе Вступление России во Всемирную торговую организацию