Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 20:39, курсовая работа
Целью работы является составление единого, общего представления о деньгах, их происхождении, роли в экономике и жизни каждого человека.
При написании курсовой работы была использована научная экономическая литература различных авторов, сообщения средств массовой информации.
Работа позволяет рассмотреть поставленный вопрос с разных точек зрения. Так же убедиться в отражении законов экономики на конкретных примерах. Позволяет оценить всю важность и неизбежность существования денег.
Введение
Деньги
- это, пожалуй, одно из наиболее великих
изобретений человеческой мысли. В
живой природе аналогий не найдётся.
Вся структура современной
На самом деле деньги не такая уж и простая тема как показалось мне с первого взгляда. В своей работе я рассмотрел историческое происхождение, эволюцию денежной единицы от шкуры до смарт-карты, теории денег, функции денег.
Целью работы является составление единого, общего представления о деньгах, их происхождении, роли в экономике и жизни каждого человека.
При
написании курсовой работы была использована
научная экономическая
Работа
позволяет рассмотреть
I.
Возникновение, сущность,
функции денег
1.1 Возникновение денег
Вопрос
о происхождении денег
Исследовать происхождение денег - это исследовать развитие торговли, обмена, возникновение того этапа человеческой цивилизации, который Ф. Хайек назвал «расширенным порядком человеческого сотрудничества».
Самой
простой формой обмена является бартер.
Бартер - это непосредственный обмен
одного товара на другой. Например, земледелец
обменивает 500 кг зерна на одну корову,
принадлежащую скотоводу. Однако бартерные
сделки могут беспрепятственно осуществляться
лишь при ограниченном наборе предлагаемых
к обмену товаров. Количество участников
при бартерном обмене также ограничено.
При вовлечении в торговлю большого
круга хозяйствующих субъектов
бартер наталкивается на серьезные
затруднения. Например, вы хотите обменять
свою пшеницу на медный кувшин, но владельцу
кувшина не требуется ваше зерно.
Потребуется множество
Это затруднение, отмечал К. Менгер, казалось бы непреодолимым, если бы «в самой природе вещей не существовало средства, которое само по себе и без всякого ... соглашения или государственного принуждения» приводит к решению указанного затруднения». Дело в том, что по мере развития обмена в разных регионах выделяется товар, обладающий наибольшей способностью к сбыту (термин К. Менгера). Выражаясь современным языком, речь идет о товаре, обладающем наибольшей ликвидностью. Ликвидные товары (или любое другое благо) это легкореализуемый товар.
Нам требуется выяснить, от чего же зависит способность товара к сбыту, или ликвидность. Во-первых, эта способность ограничена кругом лиц, которым можно сбыть свой товар. Владелец товара не может продать свой товар тем лицам, которые не имеют потребности в них; которые в силу правовых и физических оснований отстранены от их приобретения; которые не знают о появившейся возможности обмена (малоизвестные товары обладают весьма ограниченной способностью к сбыту) и в силу еще некоторых ограничений.
Во-вторых, способность товаров к сбыту ограничена областью, в которой товар может найти сбыт. Это означает, что помимо наличия круга лиц, которым можно сбыть товар, не должно быть непреодолимых препятствий (физических или правовых) при транспортировке товара в данную местность; транспортные издержки не должны быть слишком высоки.
В-третьих,
способность товаров к сбыту
ограничена количественно. Эта способность
ограничена размерами еще
В-четвертых, способность к сбыту зависит от промежутка времени, в течение которого возможен сбыт. Эти различия товаров станут яснее, если сравнить возможное время реализации свежей клубники, устриц, копченой колбасы, политических газет, остромодных товаров и т. д.
Итак,
товар, имеющий наибольшую способность
к сбыту, становится деньгами. Деньги
- это абсолютно ликвидное
Уже на раннем этапе развития торговли в разных странах и регионах люди находили такой товар, который отличался большей способностью к сбыту, чем их собственный, и который мог быть обменен на тот товар, в котором они нуждались. В качестве средства обмена использовались любые товары - скот, зерно, соль, мед и т.д., но все они должны были удовлетворять одному требованию: получить общее признание и покупателей, и продавцов как средство обмена. В России до конца княжения Дмитрия Донского в качестве наиболее ликвидных средств обмена обращались серебро в слитках («гривны»), иностранная монета (до половины VIII в. - римские динарии, в VIII-Х вв. - восточные дирхемы, преимущественно арабские, с XI - западноевропейские монеты) и меховые ценности («куны», «резаны», «мороки» и т.д.). Постепенно абсолютно ликвидным средством обмена стали драгоценные металлы - золото и серебро.
В связи с анализом денег можно дать еще одно определение категории цены. Цена - это пропорция обмена товаров па деньги. Таким образом, видно, что определения цены могут охватывать разные стороны этого важнейшего рыночного феномена. Во-первых, цена - это альтернативные издержки. Во-вторых, цена - это информационный сигнал, который подсказывает субъекту рыночного хозяйства наиболее выгодное направление его деятельности. И, наконец, цена - это пропорция обмена товаров на деньги.
Но вернемся к благородным металлам - золоту и серебру. Почему именно они стали деньгами? Золото и серебро стали деньгами потому, что обладали совокупностью качеств, позволяющих им лучше, чем другим товарам, выполнять роль абсолютно ликвидного средства обмена:
1) сохраняемость;
2) портативность (т. е. высокая ценность в небольшом объеме);
3)
экономическая делимость (т. е.
4) относительная редкость золота в природе.
В современных условиях золото, а еще раньше серебро, перестало быть денежным товаром. В нашей обыденной жизни мы используем бумажные деньги (банкноты), а не мешочки с золотым песком или золотые монеты. Что же сейчас является деньгами?
Понятие ликвидности, уже известное нам, означает, что современные бумажные деньги (доллары, франки, фунты, лиры и т. п.) обладают непосредственной покупательной силой. Ликвидное средство, как отмечалось ранее, - это легкореализуемое средство обмена. Например, если у вас есть 12 стульев, это вовсе не означает, что в любой момент их можно обменять на любую понадобившуюся вам вещь. А вот если вы располагаете определенной суммой денег (долларов, марок и др.), вы всегда сможете обменять их на любое благо. Но почему какие-то куски бумаги обладают абсолютной ликвидностью? И тут мы подходим ко второму аспекту, касающемуся природы современных денег. Деньги это общепризнанное средство обмена. Здесь очень важно обратить внимание на слово «общепризнанное». Чем же определяется ценность современных денег, точнее, обладают ли вообще бумажные деньги ценностью?
Современная
экономическая теория отвечает на этот
вопрос так: люди ценят бумажные деньги
и поэтому делают их «бумажками»,
имеющими ценность. Если люди соглашаются
что-либо считать деньгами, то это
«что-то» и будет являться деньгами.
1.2 Сущность денег
Деньги
являются неотъемлемым составным элементом,
товарного производства и развиваются
вместе с ним. Эволюция денег, их история
являются составной частью эволюции
и истории товарного
Деньги
существуют и действуют там, где
хозяйственная жизнь
Экономическое
понятие «товар» подразумевает
любой продукт, участие которого
в хозяйственной жизни
Для того чтобы какой-либо продукт стал товаром, он должен отвечать следующим условиям:
·он должен производиться не для собственного потребления, а для продажи;
·он должен удовлетворять определенным потребностям, т.е. обладать полезностью; причем товар должен быть полезным для его покупателя, что находит свое подтверждение в факте купли-продажи;
·он должен обладать стоимостью. Стоимость товара — это некие затраты, связанные с ним, причем не индивидуальные затраты производителя (себестоимость), а затраты, признанные обществом, что также должно быть подтверждено посредством купли-продажи.
Только совокупность всех этих трех условий делает продукт товаром. Отсутствие любого из них означает, что данный продукт товаром не является. Например, когда какой-либо продукт производится для личного потребления или его невозможно купить или продать — тогда этот продукт товаром не является.
Общая тенденция экономического прогресса общества сопряжена с последовательным превращением на протяжении определенных исторических периодов всех продуктов в товары, обращающихся на соответствующих рынках.
С точки зрения полезности невозможно найти единую меру, с помощью которой можно было бы сравнить различные товары. Например, сигареты для курильщика обладают определенной ценностью, тогда как для некурящего человека они абсолютно бесполезны. Или другой пример: два человека могут по-разному оценить полезность того или иного товара. Так, для фотомодели одежда имеет первостепенное значение, большую ценность, чем калорийные продукты питания, а для спортсмена — наоборот.
Стоимость товаров делает их соизмеримыми и предопределяет их способность обмениваться друг на друга. С позиции стоимости можно сравнить одежду, продукты питания, сигареты и все другие товары. На рынке происходит обмен, совершаются сделки купли-продажи товаров. В обмене участвуют с одной стороны продавцы — владельцы товаров, а с другой стороны покупатели, готовые приобрести эти товары. Товары обмениваются друг на друга в определенных пропорциях. Мерой стоимости одного товара становится какое-то количество другого товара. Этот товар постепенно превращается в деньги.
Тот факт, что покупатель как представитель общества купил какой-либо товар, означает, что общество в его лице одобрило производственную деятельность личности, являющейся товаровладельцем и продавцом данного товара. До момента продажи товары являлись продуктами частной хозяйственной деятельности, целесообразность которой оставалась под вопросом. Пройдя сделку купли-продажи, товар становится составной частью общественного богатства.
Появление
товаров и развитие товарного
обращения повлекло за собой появление
и развитие денег. Движущей силой
развития денег служит прогресс товарных
отношений. Каждая новая ступень
развития денег порождается
С
экономической точки зрения деньги
можно определить как средство выражения
стоимости товаров, меру стоимости,
всеобщий эквивалент множества стоимостей
товаров. Используя деньги в качестве
всеобщего эквивалента, мы можем
измерить стоимости всех товаров, присутствующих
на рынке, и сравнить их между собой.
1.3 Функции денег