Внешнеторговые отношения России с другими странами

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 11:07, курсовая работа

Описание работы

Самая старая форма международных отношений - это международная торговля. На протяжения столетий внешняя торговля была и есть основа международных экономических отношений, так как рост мирохозяйственных связей ускорил процесс формирования международного разделения труда, что соединяет все страны в единое хозяйственное целое. А это свидетельствует, что интернационализация хозяйственных связей обусловлено развитием производительных сил, которые, перерастая национальные рамки, подводят к необходимости интернационализации производства.

Содержание

Введение

Глава 1. Сущность внешнеторговой политики

1.1 Понятие внешнеторговой политики и её цели

1.2 Виды внешнеторговой политики

1.2.1 Свободная торговля

1.2.2 Протекционизм

Глава 2. Регулирование внешнеторговой политики

2.1 Таможенные тарифы

2.2 Ставка пошлины

2.3 Направление действия пошлин

2.4 Экономический характер

2.5 Нетарифные барьеры

Глава 3. Внешнеторговая политики России

3.1 Тенденции и факторы развития внешнеторговой политика России

3.2 Внешнеторговый оборот России

3.3 Современный этап внешнеторговой политики России


Заключение


Список использованной литературы и источников

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 132.50 Кб (Скачать)
 

МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ 

Г. ЯРОСЛАВЛЬ  
 

Курсовая  работа по дисциплине: Экономическая теория

на  тему: «Внешнеторговые отношения России с другими странами» 
 
 
 
 

Студентки факультета: Экономики и менеджмента

Группы  №ЯЭ-10

Ф.И.О.: Третьякова  Анна Викторовна 

Научный руководитель - кандидат экономических наук

Ф.И.О.: Шатохин  Игорь Григорьевич 
 
 
 
 
 
 

Ярославль 2011 
Оглавление 

Введение

Глава 1. Сущность внешнеторговой политики

1.1 Понятие внешнеторговой  политики и её цели

1.2 Виды внешнеторговой политики

1.2.1 Свободная  торговля

1.2.2 Протекционизм

Глава 2. Регулирование внешнеторговой политики

2.1 Таможенные  тарифы

2.2 Ставка пошлины

2.3 Направление  действия пошлин

2.4 Экономический  характер

2.5 Нетарифные  барьеры

Глава 3. Внешнеторговая политики России

3.1 Тенденции  и факторы развития внешнеторговой  политика России

3.2 Внешнеторговый  оборот России

3.3 Современный  этап внешнеторговой политики  России 

Заключение 

Список  использованной литературы и источников 
 
 
 
 
 
 

Введение 

 Самая старая форма международных отношений - это международная торговля. На протяжения столетий внешняя торговля была и есть основа международных экономических отношений, так как рост мирохозяйственных связей ускорил процесс формирования международного разделения труда, что соединяет все страны в единое хозяйственное целое. А это свидетельствует, что интернационализация хозяйственных связей обусловлено развитием производительных сил, которые, перерастая национальные рамки, подводят к необходимости интернационализации производства. Для экономического роста и развития стран в постоянно развивающейся мировой экономике очень большое значение имеет внешняя торговля. Внешнеторговая политика Российской Федерации находится в стадии формирования, постепенно оформляется соответствующая ей нормативная база. Формирование осуществляется в сложных условиях рыночной реформы перехода к открытой экономике, экономического кризиса и распада сложившихся экономических связей. Внешняя торговля является единственной сферой российской экономики, которая в последние годы перевыполняет задания по отчислению доходов в государственный бюджет Внешнеторговая политика - это комплекс мер позволяющих осуществлять торговлю с различными регионами и странами на различных рынках товаров и услуг. Она должна вписываться в общую внешнеэкономическую политику Внешнеторговая политика - это целенаправленные действия государства и его органов по определению режима регулирования внешнеэкономической деятельности и оптимизации участия страны в международном разделении труда. По некоторым оценкам на долю торговли приходится около 80 процентов всего объема международных экономических отношений. Современные международные экономические отношения, характеризующиеся активным развитием мировой торговли, вносят много нового и специфического в процесс развития национальных экономик. Внешнеторговая политика представляет собой относительно самостоятельное направление внешнеэкономической политики, связанное с государственным регулирование внешней торговли через налоги и прямые ограничения на импорт и экспорт. На формирование внешнеторговой политики государства оказывают влияние объективные процессы, происходящие в мировой экономике. Это, с одной стороны, растущая интернационализация производства и капитала, что усиливает экономическую взаимозависимость государств, а с другой - обострение конкурентной борьбы на мировом рынке 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Сущность внешнеторговой политики 
 

1.1 Понятие внешнеторговой  политики и её  цели 

Внешнеторговая  политика представляет собой относительно самостоятельное направление внешнеэкономической политики, связанное с государственным регулирование внешней торговли через налоги и прямые ограничения на импорт и экспорт. На формирование внешнеторговой политики государства оказывают влияние объективные процессы, происходящие в мировой экономике. Это, с одной стороны, растущая интернационализация производства и капитала, что усиливает экономическую взаимозависимость государств, а с другой - обострение конкурентной борьбы на мировом рынке. Несмотря на то, что развитие внешней торговли в целом благоприятно воздействует на развитие национальной экономики, зависимость от мирового рынка может вызвать серьезные социально-экономические проблемы внутри страны. Эти проблемы связаны с увеличением риска экономических потерь от колебаний валютных курсов и мировых цен, с возможным ухудшением экономического положения ряда отраслей, не способных выдержать давления конкуренции иностранных товаров. Государственное регулирование внешнеторговой деятельности представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями в целях поддержания внешнеторгового равновесия, стимулирования прогрессивных сдвигов в структуре экспорта и импорта, поощрения притока иностранного капитала. Инструменты, используемые государством для проведения внешнеторговой политики, можно разделить на тарифные и нетарифные. Поскольку хозяйство всех стран в той или иной мере зависит от экспорта и импорта, государство в законодательном порядке устанавливает определенные правила внешней торговли. Внешнеторговая политика представляет собой целенаправленное воздействие государства на торговые отношения с другими странами. Основные цели внешнеторговой политики:

-изменение  степени и способа включения данной страны в МРТ;

-изменение  объема экспорта и импорта;

-изменение  структуры внешней торговли;

-обеспечение  страны необходимыми ресурсами  (сырьем, энергией. .)

-изменение  соотношения экспортных и импортных  цен. 
 
 
 
 
 

1.2 Виды внешнеторговой политики

Исторически сложились два противоположных  вида внешнеторговой политики: протекционизм  и свободная торговля.

В зависимости  от того входит ли государство в  какие-нибудь интеграционные экономические  образования ее внешнеторговая политика может быть:

-Автономной (самостоятельной, односторонней);

-Конвенционной  (выработанной совместно с рядом  государств)

-Автономно-конвенционной

В зоне свободной торговли государства  обычно разрабатывают конвенционную  ВТП, но по отношению к третьим  странам она может быть и другой.

В зависимости  от масштабов вмешательства государства  в международную торговлю различают  протекционистскую торговую политику, политику свободной торговли и умеренную, сочетающую элементы той и другой в различных пропорциях. 

1.2.1 Свободная торговля.

Свободная торговля (либерализация) - это внешнеторговая политика, при которой таможенные органы только регистрируют ввоз или  вывоз товаров. Они не взимают  импортные и экспортные пошлины, не устанавливают какие-либо количественные или иные ограничения на внешнеторговый оборот. Такую политику проводят страны с высокой эффективностью национального хозяйства. В этом случае местные предприниматели не только выдерживают иностранную конкуренцию, но и прорывают протекционистские таможенные барьеры, расширяя доступ своих товаров на мировой рынок. Как правило, правительства проводят гибкую внешнеторговую политику. Они избирательно используют методы протекционизма и вводят элементы свободной торговли. При этом обеспечиваются благоприятные условия в экономических связях с другими странами: с ними заключаются торговые сделки, содержащие пункты о взаимных обязательствах в области внешнеторговой политики. Сторонники этой политики утверждают, что сравнительная эффективность дает больше выгод от свободы торговли, чем от её ограничения.

1.2.2 Протекционизм 

Протекционизм (protectionism) - государственная политика защиты внутреннего рынка от иностранной  конкуренции путем использования  тарифных и нетарифных инструментов торговой политики. Протекционизм система ограничений импорта, когда вводятся высокие таможенные пошлины, запрещается ввоз определенных продуктов, используются другие меры, препятствующие конкуренции иностранных изделий с местными. Политика протекционизма поощряет развитие отечественного производства, способного заменить импортные товары Он может быть полностью закрытым, жестким, нежестким и либеральным. Жесткость определяется как показатель, учитывающий средний уровень таможенных пошлин, и средний уровень и интенсивность количественных ограничений. Относительно открытым признается режим страны, у которой средний уровень таможенных пошлин импорта не превышает 10%, количественными ограничениями охвачено не более 25% импорта и при этом количественные ограничения используются не интенсивно и носят преимущественно регистрационный характер. Средний уровень таможенных пошлин рассчитывается только для тех товаров, импорт которых подлежит таможенному обложению. Он рассчитывается как средняя ставка импортной пошлины, взвешенной по стоимостному объему импорта, на который она накладывается. Средний уровень нетарифных ограничений рассчитывается как стоимостная доля импорта/экспорта, подпадающая под эти ограничения, с учетом интенсивности их применения. В различные периоды истории внешнеторговая практика склонялась то в одну, то в другую сторону, однако никогда не принимала ни одну из экстремальных форм. В 50-60-е годы для международной экономики был характерен отход от протекционизма в сторону большей либерализации и свободы внешней торговли. С начала 70-х годов проявилась обратная тенденция - страны стали "отгораживаться" друг от друга все более изощренными тарифными и особенно нетарифными барьерами, защищая свой внутренний рынок от иностранной конкуренции. Современный протекционизм концентрируется в относительно узких областях. В отношениях развитых стран между собой это области сельского хозяйства, текстиля, одежды и стали. В торговле развитых стран с развивающимися - экспорт промышленных товаров развивающимися странами. В торговле развивающихся стран между собой - товары традиционного экспорта. Протекционизм может быть агрессивным, если его применяют более развитые государства по отношению к менее развитым, либо монополии, имеющие более развитое производство. В этом случае он реакционен, поскольку затрудняет конкуренцию и ведет к застою в экономике. Он также может быть прогрессивным, если его применяют менее развитые государства по отношению к более развитым, если защищаются менее развитые и младенческие отрасли. Страна сама формирует концепции и стратегии развития внешнеторговых связей и основных принципов внешнеторговой политики, обеспечивает экономическую безопасность, защиту экономического суверенитета и экономических интересов. В ведении страны находятся государственное регулирование внешнеторговой деятельности, включая финансовое, валютное, кредитное, таможенно-тарифное и нетарифное регулирование; обеспечение экспортного контроля; определение политики в области сертификации товаров в связи с их ввозом и вывозом.

Внешнеторговая  политика, являясь составной частью экономической политики государства, может рассматриваться как вполне самостоятельный фактор, влияющий на экономический рост страны, ее стран - партнеров и, следовательно, МЭ в целом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Регулирование  внешнеторговой политики 

2.1 Таможенные тарифы

Классическим и основным инструментом внешнеторговой политики являются таможенные тарифы.

Таможенный  тариф - это систематизированный перечень ставок таможенных пошлин. Таможенная пошлина - это налог на импорт или экспорт товаров в момент пересечения ими таможенной границы государства.

По направлению  движения товара пошлины бывают:

импортные - наиболее часто встречаются, применяются для защиты национального производства, уровня внутренних цен, а также для фискальных и политических целей.

экспортные  - препятствуют проникновению отечественных товаров на зарубежные рынки, применяются значительно реже, обычно когда наблюдается нехватка той или иной продукции внутри страны, а также в фискальных целях.

транзитные - применяются очень редко. 

По способу  установления пошлины бывают:

адвалорные - наиболее распространенные, устанавливаются в процентах от цены товара. Оценка стоимости импортных товаров производится в соответствии с Соглашением об оценке товаров в таможенных целях, заключенным в рамках ГАТТ. Средний уровень ставок адвалорных пошлин относительно невысокий (около 6%).

специфические - устанавливаются в абсолютном выражении от единицы измерения;

комбинированные (смешанные) - устанавливаются двумя способами, отмеченными выше. 
 

2.2 Ставка пошлины

Каждое  государство автономно устанавливает максимальные ставки таможенных пошлин, которые занимают первую колонку таможенного тарифа, на основании законодательных актов или административных распоряжений исполнительной власти без согласования с другими странами. В соответствии с двусторонними и многосторонними договорами устанавливаются минимальные ставки таможенных пошлин, которые занимают вторую колонку таможенного тарифа. Эти пошлины иногда называют конвенциональными (договорными). Третью колонку занимают обычно ставки преференциальных пошлин, величина которых ниже ставок второй колонки. 
 

2.3 Направление действия  пошлин

Преференциальные  пошлины устанавливаются на уровне ниже минимального с целью создания благоприятных условий для торговли каким-либо товаром или с какой-либо страной.

Дискриминационные пошлины. Их уровень выше ставок первой колонки. Среди них моно выделить ответные, компенсационные, антидемпинговые  пошлины.

Ответные  пошлины являются реакцией на определенные действия партнера. Они могут распространяться на всю торговлю или на отдельные товарные группы и устанавливаются для воздействия на партнера с целью сокращения применяемых им ограничений.

Компенсационные пошлины являются реакцией на субсидии экспортерам в других странах  и устанавливаются с целью  выравнивания условий торговли.

Антидемпинговые пошлины являются разновидностью компенсационных  пошлин и устанавливаются с целью  противодействия демпингу, для выравнивания цен до уровня, считающегося нормальным. 

2.4 Экономический характер 

В зависимости  от экономических целей и результатов выделяются фискальные, протекционистские и экспансионистские пошлины

Фискальные пошлины обеспечивают максимально возможный приток доходов в государственную казну. Примером могут служить импортные пошлины на товары, которые в данной стране не производятся (тропические фрукты в Европе). Они не могут расти безгранично, т.к доход государства в данном случае определяется как произведение тарифной ставки на объем торговли данным товаром. Поэтому, всегда приходится искать оптимальную ставку пошлины.

Протекционистские пошлины устанавливаются для защиты национальной промышленности от более конкурентоспособной иностранной продукции. Они обычно применяются на этапе индустриализации или развития отдельных отраслей. Длительное их применение моет привести к застою в производстве, т.к из-за отсутствия иностранной конкуренции снижается стремление к повышению производительности труда и техническому развитию.

Высокие импортные пошлины при установлении монопольных цен на внутреннем рынке могут иметь экспансионистский характер, т.к они способствуют демпингу и экспорту капитала. 

2.5 Нетарифные барьеры 

Нетарифные  барьеры подразделяются на 3 группы:

Информация о работе Внешнеторговые отношения России с другими странами