Внешнеэкономическая деятельность РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 16:39, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы изучить основные направления внешнеэкономической деятельности. Современный этап развития внешнеэкономической деятельности в нашей стране связан с коренными изменениями форм и методов, которые применялись на протяжении десятилетий предшествующего развития. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности включает ее финансовое, валютное, кредитное, таможенно-тарифное и нетарифное регулирование, обеспечение экспортного контроля; определение политики в области сертификации товаров в связи с их ввозом и вывозом. Все эти направления регулирования базируются на действующем законодательстве.

Работа содержит 1 файл

gotovaya_kursovaya_ek_teoria.doc

— 388.50 Кб (Скачать)

     Также предприятия-экспортеры сталкиваются на внешнем рынке с международной конкуренцией. В целом, совершенствование качества продукции на современном этапе, позволяет повысить конкурентоспособность российской экономики на базе совершенствования качественных параметров отечественной продукции. Проблема повышения качества выпускаемой продукции в России в настоящее время является наиболее острой. Эта проблема особенно актуальна в рамках предстоящего вступления России в ВТО. При этом, вопросы качества актуальны абсолютно для всех товаров и услуг. Особенно ярко это проявляется при переходе к рыночной экономике, в процессе которого качество выпускаемой продукции не только не улучшается, но и, наоборот, ухудшается. В такой ситуации, отечественная продукция может потерять свою конкурентоспособность и впоследствии будет вытеснена более качественной зарубежной продукцией. В такой ситуации, организации любой формы собственности, не уделяющие внимания вопросам качества, будут просто разорены. Зачастую, технология отечественного производства, технический уровень капитального оборудования, гораздо ниже, чем в развитых странах.

        Именно поэтому конкуренция непременно может привести к значительному снижению экономического потенциала страны. 
Этому также препятствуют западные монополии. Российские предприятия не пускают на рынки высокотехнологичных товаров со своей продукцией, увеличивают барьеры входа на рынки. Оказывается давление даже в случае попыток выйти на рынки развивающихся стран. [2,с.9-12]

        Россию допускают фактически только к торговле сырьем и энергоносителями. И в то же время, при нынешней открытости российской экономики Запад получил практически безграничный доступ на российские рынки и к передовым отечественным технологиям. Можно привести следующие примеры ущемления интересов российских экспортеров:

  • применение антидемпинговых мер на основе дискриминационных положений национального законодательства, позволяющих игнорировать конкурентные преимущества России (против российских товаров действует свыше 20 таких мер: в США они распространяются на поставки урана, ферросилиция, карбамида; в странах ЕС - хлоркалия, чугуна, изобутанола, карбида кремния и др.);
  • затрудненный доступ на рынки для товаров и услуг высокой технологии, где Россия имеет очевидные конкурентные преимущества (космические запуски коммерческих грузов российскими носителями, ядерные технологии);
  • ограничения доступа России к передовым технологиям на основе национальных списков товаров "двойного назначения";
  • использование стандартов и технических барьеров, процедур испытаний и сертификации, которые усложняют, а в ряде случаев делают невозможным экспорт российской продукции (гражданская авиатехника, пушнина - в странах ЕС).

         Еще одной из причин является то, что большинство российских предприятий не обладает достаточным научно-техническим и интеллектуально-кадровым потенциалом для выхода на мировой рынок. В общем экспорте низка доля наукоемкой продукции. 
      Но, в связи с желанием российских предприятий и организаций освободиться от жесткого контроля со стороны государства за проведением внешнеторговых операций в России, сложился необоснованно заниженный по значению механизм государственного регулирования и контроля, что способствовало падению конкурентных позиций многих статей российского экспорта, поскольку в настоящее время на мировых рынках развивается конкуренция поставщиков отдельных стран, поддерживаемая и подкрепляемая силой и мощью правительственных органов и ассоциаций. [4,с.67] Изучение опыта зарубежных стран свидетельствует о значительной роли государства в организации и регулировании внешнеэкономической деятельности и ее особом усилении в периоды экономических и других трудностей, спадов деловой активности кризисов. Российские предприятия и фирмы в настоящее время имеют возможность самостоятельно осуществлять внешнеэкономические операции и несут ответственность за организацию и управление своей внешнеэкономической деятельностью. Организуя ее, они обязаны четко определять, какие служебные подразделения выполняют те или иные функции по осуществлению внешнеэкономических операций и каким образом координируется их внешнеэкономическая работа.

          Управление внешнеэкономической деятельностью на уровне фирмы предполагает решение таких важнейших задач, как разработка стратегических направлений внешнеэкономической политики и поведения фирмы на зарубежных рынках.

           Составление планов внешней торговли и формирование оптимальной структуры органов управления внешнеэкономической деятельностью, ее координация с другими видами работы фирмы, учет и контроль эффективности операций на внешних рынках, информационное обеспечение решений в области экономических отношений с иностранными партнерами. Экспортная политика предприятия предполагает разработку стратегии и принципов деятельности предприятия на внешнем рынке, формирование экспортного ассортимента товара, а также определение темпов обновления экспортной продукции, цен уровня качества, гарантий и сервисного обслуживания. 
          Важнейшей составляющей экспортной политики предприятия является формирование и управление экспортным ассортиментом товара. Основная задача заключается в том, чтобы экспортер своевременно предлагал определенную совокупность товаров, которые соответствуют профилю его производственной деятельности и наиболее полно удовлетворяют требованиям определенных категорий зарубежных покупателей. 
           Исходя из международной практики, целесообразно выпускать не одно какое-либо изделие, а их параметрический ряд, например, набор насосов

             Будущая модель вхождения России в мировое хозяйство должна носить в основном производственно-инвестиционный характер и основываться на всемирном учете существующих российских конкурентных преимуществ и слабостей. К наиболее значимым преимуществам можно отнести следующие:

  • крупные комплексные минерально-сырьевые ресурсы, имеющие по некоторым категориям мировое значение;
  • наличие отвечающих мировому уровню, промышленных и научно-технических мощностей;
  • многочисленные трудовые ресурсы с высоким общеобразовательным уровнем и хорошей профессиональной подготовкой;
  • крупные масштабы основных производственных фондов в промышленности и транспорте, позволяющие экономить на инвестиционных затратах.
  • одновременно на внешнеэкономической деятельности и всей экономике страны сказываются слабости, устранить которые в сжатые сроки без крупных финансовых и иных затрат, нельзя. 
    преобладание неконкурентоспособных по современным стандартам технологий и методов организации производства, его чрезвычайно высокая ресурсоемкость и затратность (в том числе и в технологически продвинутых секторах);
  • колоссальный износ основных фондов, ограниченные возможности внутреннего накопления;
  • слабая мотивация и низкая интенсивность труда, инерция бюрократизации экономики, а также значительная социально-политическая неустойчивость;
  • резкая неравномерность в экономическом развитии регионов и разрывы в стандартах жизни между ними;
  • ощутимая особенно после распада единого народно- хозяйственного комплекса СССР иррациональность размещения производства, зон потребления коммуникаций (включая экспортные), высокая доля дальних перевозок на транспорте;
  • большая зависимость стандартов жизни и производственной модернизации от импорта и привлечения зарубежных кредитов;

 
           Экспорт отличается от внутренней торговли еще и тем, что сопровождается более высоким риском. Обычно выделяются коммерческие и политические риски. Коммерческие риски связаны с реализацией товаров на рынке, перевозкой грузов, приемкой товара покупателем, его платежеспособностью и желанием оплачивать товар, а также связаны с колебаниями валютного курса. Политические риски определяются политикой государства в области экспорта и импорта: введение запретов на экспорт или импорт, перевод денежных средств и конвертируемость валют и др., а также риски, связанные с забастовками, войнами и т.п.Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод, чтосуществуют следующие пути развития внешнеэкономической деятельности российских предприятий и выхода их из кризиса:

  • обновление производственных фондов, внедрение новейших технологий производства;
  • повышение научно-технического потенциала, проведение НИОКР и 
    внедрение их результатов в производство, разработка программного 
    обеспечения;
  • повышение уровня конкурентоспособности производимой продукции, 
    доведение уровня ее качества до мировых стандартов;
  • повышение наукоемкой продукции в общем производстве и экспорте;
  • торговля патентами и лицензиями;
  • широкое применение маркетинга в сфере внешнеэкономической 
    деятельности; 
  • привлечение иностранных инвестиций в производство;
  • включение в мировой процесс интеграции и МКП, международного научно-технического сотрудничества;
  • применение современных форм управления и организации производства;
  • повышение уровня квалификации персонала;
  • создание отечественными предприятиями союзов производителей и экспортеров;

         Государством также должны применяться такие меры по стимулированию экспорта, как льготное налоговое и таможенное обложение приоритетных отраслей и их субсидирования. Правительство также должно ограничить открытость российской экономики, в целях защиты собственных предприятий. Со стороны государства необходимо заключение договоров со странами дальнего зарубежья, их союзниками и группировками. Важно также дальнейшее расширение границ таможенного союза стран СНГ. 
Необходимо, однако, иметь в виду, что увеличение экспорта сможет стимулировать экономический рост лишь при условии, что заработанные средства будут инвестироваться в развитие производства. В противном случае расширение экспорта означает лишь отток ресурсов, что и происходит в России в настоящее время - экспортеры, занимающиеся поставкой сырья на мировые рынки получают сверхприбыли и не заинтересованы инвестировании этих средств в российскую экономику. Важна и специализация страны, избравшей экспортную ориентацию. Ведь форсированный вывоз сырья приводит не только к падению цен на мировых рынках, но и к неблагоприятной структурной перестройке внутри страны: ресурсы переливаются из обрабатывающих отраслей в добывающие. А это означает закрепление сырьевой специализации и деградацию промышленности, функции которой перейдут к импорту. Именно такие перспективы открывает собой свобода торговли России. 
Наиболее сложная ситуация сложилась в области регулирования импорта. На начальном этапе реформ, после введения внутренней конвертируемости рубля, в течение некоторого времени какие-либо барьеры на пути импорта в Россию (за исключением заниженного с точки зрения паритетной покупательской способности курса рубля) практически отсутствовали. Именно в этот момент необходимо было подумать о создании отвечающей международным нормам и адекватной кризисному периоду системы защиты внутреннего рынка. Однако таких шагов предпринято не было, и ситуация складывалась иначе. Надежды на то, что средства, требуемые для оплаты массового импорта передовой технологии, может дать экспорт сырья, невелики. Они ограничены не только величиной экспортных сырьевых ресурсов, но и емкостью рынков самих западных стран, неспособных поглотить тот наплыв из России и других бывших советских республик, который необходим для получения реального эффекта от экспортоориентированной стратегии.

 

 

 

 

 

 

4. Меры государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.

1. Международные торговые  договоры определяют общие пути развития экономических отношений между государствами, устанавливают торгово-экономический, политический режим взаимодействия, предусматривают условия взаимных расчетов, сроков сотрудничества и т.д.

2. Тарифное регулирование  внешней торговли проводится на основе таможенных тарифов, которые по своему характеру относятся к экономическим регуляторам.

3. Нетарифные (административные) меры регулирования внешней торговли  подразделяют на:

3.1. Меры, направленные  на прямое ограничение экспорта и импорта с целью защиты определенных отраслей национального производства:

  • лицензирование – система письменных разрешений, выдаваемых гос.органами на экспорт и импорт товаров.
  • квотирование - количественные или стоимостные ограничения экспорта и импорта, вводимые на определенный срок по отдельным товарам и услугам, странам и группам стран;
  • антидемпинговые процедуры – судебные и административные разбирательства претензий, которые предъявляют национальные предприниматели к иностранным поставщикам, обвиняя их в продаже товаров по заниженным ценам, наносящим ущерб местным производителям аналогичной продукции;
  • ценовые преференции – их устанавливают в законодательном порядке некоторые страны путем определения минимальной разницы в ценах, по которым товары и услуги импортера должны быть ниже цен национальных производителей. Национальные компании могут размещать свои заказы у иностранного производителя только в том случае, если цены на его продукцию будут ниже национальных аналогов не меньше, чем на указанный минимум;

3.2. Меры, относящиеся  к административным формальностям,  действие которых ограничивает торговлю:

  • таможенные формальности – в их основе лежит Таможенный кодекс (н-р. определяет условия освобождения от уплаты пошлин, санкции за нарушение таможенного права и проч.);
  • технические процедуры – устанавливаются в законодательном порядке государственными организациями и представляют собой комплекс мероприятий по проверке соответствия импортируемой продукции требованиям международных и национальных стандартов, отраслевых норм и технических предписаний (требование сертификации товаров);
  • импортные процедуры – это правила проведения импортных операций при государственных закупках. С этой целью во многих странах покупатель должен провести международные торги для выяснения наиболее выгодного продавца;
  • оперативное регулирование ВЭД – регулирование, осуществляемое государственными органами. Гос.регулирующие органы могут приостановить операции участников ВЭД в случае поставки недоброкачественной продукции, невыполнении обязательств, экспорта по необоснованно низким ценам или импорта по завышенным ценам и проч.

Информация о работе Внешнеэкономическая деятельность РФ