Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 10:49, курсовая работа
Современное состояние мирохозяйственных связей характеризуется дальнейшим прогрессом в развитии специализации в международном масштабе и возрастающей зависимостью национальных экономик от внешних факторов, в первую очередь, от развития мирового производства, уровня науки и техники, развитие международных обменов. Даже государства, имеющие громадные природные, материальные и человеческие ресурсы, не могут эффективно развиваться без активного участия в международном разделении труда.
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты внешнеторговой политики
1.1 Понятие и сущность внешнеторговой политики
1.2 Основные направления внешнеторговой политики
1.3 Основные инструменты внешнеторговой политики
Глава 2. Анализ влияния внешнеторговой политики на потоки товаров, сырья и капитала Республики Казахстан
2.1 Анализ внешнеторговой политики Республики Казахстан
2.2 Влияние внешнеторговой политики на потоки товаров, сырья и капитала
Глава 3. Направление развития внешнеторговой политики Республики Казахстан
3.1 Преимущества и недостатки внешнеторговой политики Республики Казахстан 3.2 Перспективы развития внешнеторговой политики Республики Казахстан
Заключение
Список использованной литературы
Со странами Белоруссией и Россией заключен Таможенный союз.
На сегодня в рамках таможенного союза ратифицировано – 42 международных договора.
с 1 января 2010 года страны Таможенного союза применяют единую внешнеторговую политику. В этих целях:
· принято 8 международных договоров;
· утверждены Единый таможенный тариф и Единый перечень товаров, в отношении которых применяются единые нетарифные меры;
· унифицированы условия торговли с развивающимися и наименее развитыми странами;
· завершается работа по унификации торговых режимов со странами СНГ;
· также завершается работа по унификации применяемых странами Таможенного союза защитных и антидемпинговых мер.
Необходимо
отметить, что с момента создания
Таможенного союза объем
Сальдо внешней торговли 2010 года – положительное и составляло 29 млрд. долларов США, что в два раза превышает показатель 2009 года.
Рост объема внешней торговли Казахстан сложился в основном за счет увеличения в 2010 году объемов экспорта на 38,4% и увеличения импорта на 8,4%. Тем самым, по сравнению с 2009 годом в Казахстане в 2010 году наблюдался рост внешнеторгового оборота на 24,3%. Его показатель достиг 89млрд.долларов.
При этом отметим, что рост экспорта произошел вследствие увеличения в 2010 году цен основных экспортных статей (нефть и черные металлы).
Так, средняя цена на нефть увеличилась на 38,8% (с 394,6 долларов США за тонну до 548 долларов США за тонну), при этом средняя цена на ферросплавы увеличилась на 24%, стальной прокат – 31,8%.
В целом, на основании представленных данных можно констатировать, что внешнеторговая деятельность республики направлена в основном на экспорт. Экспорт продуктов растительного происхождения осуществляется в основном в страны СНГ (63,5%), а также в Турцию (7,7%), Индию (5,4%) и Афганистан (5,2%). Что касается экспорта драгоценных или полудрагоценных камней, драгоценных металлов, то основными импортерами казахстанской продукции являются Великобритания (17,2%), Германия (20,2%), Швейцария (31%), Республика Корея (12,6%) и ОАЭ (9,6%).
В структуре импорта преобладает ввоз сырья, это означает, что в некоторых отраслях отсутствует сырьевая база, то есть казахстанские производители вынуждены импортировать сырье для производства своей продукции.
2.2 Влияние внешнеторговой
политики на потоки
товаров, сырья и капитала
В
условиях вхождения в мировое
пространство Казахстан вынужден был
адаптироваться в тактических приемах
и стратегии осуществления
В предыдущие годы Республика Казахстан проводила интенсивные меры по изменению и отказу от своих тарифных барьеров. Прежде всего. было отменено импортно-экспортное лицензирование, в соответствии с принятыми постановлениями с 1995 году были устранены требования по лицензирование по экспорту и импорту всех товаров, но, как и во многих государствах, исключение составили оружие, наркотики, драгоценные металлы, дикие животные и т.п. товарные группы, количество которых охватывает 19. При этом категории товаров, которые обуславливают необходимость сохранения лицензирования в определенной мере имеют сходство не только со странами СНГ, но и со многими странами мира.
Десятилетняя практика осуществления внешнеторговой политики была направлена на формирование системы торговых отношений как с государствами СНГ, так и зарубежными странами и осуществлялась в соответствии с принципами эффективной интеграции республики в мировое рыночное пространство. Однако анализ проводимых реформ свидетельствует, что казахстанский путь к открытости экономики своеобразен, и в нем сочетаются меры, иногда полярные друг другу. Первая Государственная программа стабилизации экономики 1991-1992 гг. сферой регулирования межреспубликанской внешней торговли сохраняла систему госзаказов и практически за государством сохранялась функция контроля внешнеэкономической деятельности субъектов рынка. Принятые законы того периода частично способствовали решению таможенных реформ и ценообразования. Вступление республики в стадию спада производства и инфляционных процессов обусловило необходимость принятия антикризисной программы развития (1993-1995 гг.). Правомерным было бы считать, что это дало начало становлению государственной стратегии во внешней торговле. Элементы реформы были направлены на исключение монополии государства и передачу хозяйствующим субъектам операций по внешнеэкономической деятельности. Монополия сохранялась лишь на экспорт стратегических товаров.
В этот период были введены тарифы на импорт товаров, повышены пошлины на импорт предметов роскоши и ряд других товаров - преследовалась цель защиты отечественного производителя от иностранной конкуренции. На границах республики были введены таможенные режимы, Нормализации внешнеэкономической деятельности Казахстана способствовало принятие законов, регулирующих валютные проблемы, либерализацию внешнеэкономической деятельности, проблемы лицензирования, формирование Экономического и Таможенного союзов.
Необходимо отметить, что по истечении пяти лет независимости в республике стала проводиться политика, учитывающая национальные интересы. Анализируя принятые государственные программы, начиная с 1991г. можно отметить, что первый этап реформирования торговой политики характеризуется отсутствием целостной концепции преимущественно основан на применении жестких административных регуляторов. Так, в 1992г. экспортному лицензированию подвергалось более 100 наименований товаров, в следующие два года 61 и 35 соответственно. Экспортные же квоты охватывали перечень более 90 товаров которые за аналогичный период снизились до 34, а затем до 7. Это в основном, нефть, газ, черный и цветной металлы уголь железные сплавы.
Второй этап в становлении внешнеторговой политики Республики Казахстан отличается постепенным переходом от жесткого контроля со стороны государства внешнеэкономической деятельности к построению торговых отношений с партнерами на базе адаптации к международным нормам и использованием экономических регуляторов.
Третьим
этапом можно назвать опыт торговой
политики 1999-2001 годов поскольку к
данному периоду были отменены большая
часть экспортных квот, импортные
лицензии, сокращена монополизация
в осуществлении
3
НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ
ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ПОЛИТИКИ
РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
3.1
Преимущества и
недостатки внешнеторговой
политики Республики
Казахстан
Отношение общества к вступлению Казахстана в ВТО неоднозначно. Сторонники перечисляют возможные выгоды от вхождения в эту международную организацию, противники пугают грядущими бедами.
К позитивным факторам вступления в ВТО относятся:
- расширение доступа казахстанским товарам на рынки стран - членов ВТО. Предоставление Казахстану со стороны стран - членов ВТО таких же прав, которые имеют все остальные торговые партнеры. В частности, к товарам, экспортируемым из республики, не должны применяться количественные ограничения, существующие в настоящее время, а также несправедливые антидемпинговые пошлины и иные меры дискриминационного характера;
- создание внутренней законодательной среды, соответствующей международным стандартам;
- содействие в привлечении иностранных инвестиций, новых технологий и ноу-хау в обрабатывающую промышленность;
- расширение количества и качества предлагаемых для потребителя товаров;
- стимулирование экономического роста на основе расширения торговли в долгосрочном плане;
- использование механизма по урегулированию споров ВТО, что особенно актуально для малых стран в их торговых спорах с более крупным партнером;
- справедливый принцип голосования в ВТО: "одна страна - один голос"; участие в новом раунде многосторонних торговых переговоров по широкому кругу вопросов, в том числе посредством голосования в принятии решений, которые будут определять правила международной торговли на долгосрочную перспективу.
Однако можно с уверенностью утверждать, что позитивный эффект от вступления Казахстана в ВТО будет заметен не сразу, а в перспективе.
К негативным факторам вступления в ВТО относятся:
- усиление конкуренции и, как следствие, возможное ухудшение положения наиболее чувствительных секторов экономики. Это касается в первую очередь сельского хозяйства, легкой и пищевой промышленности, отдельных секторов сферы услуг;
- более ограниченные возможности по введению новых мер регулирования сферы торговли товарами и услугами, в вопросах государственной поддержки и субсидирования отдельных видов производств;
- невозможность использования количественных ограничений в торговле, за исключением специальных случаев;
- превалирование в ходе многосторонних переговоров мнений и позиций более крупных торговых партнеров.
В
целом оценку позитивных и негативных
факторов можно произвести только в результате
анализа всех конкретных условий присоединения.
Речь в первую очередь идет о тарифах на
импортируемые товары, обязательствах
по услугам.
3.2
Перспективы развития
внешнеторговой политики
РК
На сегодняшний день экономика Казахстана достигла высокой степени открытости, что определяется, во-первых, степенью участия в международном разделении труда, во-вторых, широкой либерализацией внешнеэкономической деятельности, кроме того, увеличились объемы внешней торговли.
Вместе с тем, во внешней торговле все еще имеются некоторые проблемы, связанные с преодолением сырьевой направленности казахстанского экспорта, барьерами со стороны основных торговых партнеров, низкой долей продукции обрабатывающих отраслей промышленности в структуре экспорта, отсутствием системы продвижения и поощрения экспорта товаров и слабый менеджмент на предприятиях, имеющих экспортоориентированный потенциал, прохождением процедуры получения отечественными экспортерами сертификатов соответствия международным стандартам.
Для решения вышеназванных проблем на постоянной основе проводится активная работа в области развития внешнеторговой деятельности направленная на защиту внутреннего рынка при импорте товаров, обеспечение роста и диверсификации экспорта.
Так, для оказания поддержки казахстанским экспортерам на постоянной основе ведется работа по урегулированию внешнеторговых споров, ограничивающих доступ казахстанских товаров на внешние рынки.
В целях развития экспорта казахстанских товаров разработан проект Программы содействия продвижению экспорта казахстанских товаров на внешние рынки, которая ориентирована на совершенствование экспортной деятельности, распространение мероприятий не только на предприятия – экспортеры, но и на вовлечение в экспорт новых компаний.
Ежегодное
участие Республики Казахстан в
крупных международных