Влияние картельных (олигополистических) соглашений на мировую экономику ( на примере Опек)

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 00:15, курсовая работа

Описание работы

соответствии с названием темы курсовой работы и вышеизложенным обоснованием ее актуальности, автор ставит целью работы всестороннее рассмотрение влияния картельных соглашений на развитие мировой экономики.

Для достижения поставленной цели решаются задачи:

1. Выявление сущности, анализ функционирования и образования картеля
2. Рассмотрение основных видов картелей
3. Определение роли картелей в мировой экономике
4. Рассмотрение антимонопольного регулирования в России
5. Определение влияния ОПЕК на экономику в 1973 г
6. Определение влияния ОПЕК на экономику в 2008-2010 г
7. Определение влияния ОПЕК на ценообразование нефти

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические аспекты картелей ………………………………..5
1.1. Сущность картелей…………...………………………..5
1.2. Основные типы картелей, существующих на сегодняшний день ………………………………………………………7
1.3. Роль картелей в истории экономики……………………………………………..…9
1.4. Антимонопольное регулирование в России…………..12
Глава 2. Организация стран – экспортеров нефти. Влияние на мировую экономику………………………………………………………………….....17
2.1 Влияние ОПЕК на экономику в 1973 г .................................17
2.2. Влияние ОПЕК на экономику в 2008-2010г…………..……………………………………………………20
2.3. Влияние ОПЕК на ценообразование нефти……………….23

Заключение………………………………………………………………….28
Список использованных источников……………………………………...30

Работа содержит 1 файл

Влияние картельных (олигополистических) соглашений на мировую экономику (на примере ОПЕК). (Автосохраненный).doc

— 126.01 Кб (Скачать)

Таким образом, путём ограничения или устранения конкуренции в целом достигалось необходимое соотношение спроса и предложения. Именно так складывалась ситуация в Европе на первых стадиях развития картелей. Как раз в этот период своего развития картели играли положительную роль в экономике.

На американском континенте картели появились впервые в 1860 году, фактически спустя век после появления картелей в Европе. Американский аналог картеля назывался пулом, который не получил здесь такого распространения, как в Европе. Значение пулов в экономической истории США проявилось в том, что они за короткий период своего существования подготовили экономическую базу для образования трестов, по числу и величине которых с США до сих пор не может сравниться ни одно государство мира.  

В России первые единичные картели стали появляться уже в конце 19-го века и назывались они синдикатами. Толчком к их массовому образованию послужил мировой кризис 1900 – 1903 гг. Наиболее известными российскими картелями в то время были «Продамет», «Продуголь», «Продвагон». К 1909 году синдикаты объединяли большую часть предприятий во всех ведущих отраслях промышленности. Образованию синдикатов в России способствовали, с одной стороны, покровительственные пошлины, которыми был защищён российский рынок от импортных товаров, с другой стороны, казённые заказы, распределяемые на конкурсах. Эти конкурсы были чистой фикцией, так как их участники – промышленные предприятия договаривались между собой для того, чтобы не сбивать друг другу цены.

Таким образом, анализ данного параграфа показал, что картели имеют возможность влиять на цены и, соответственно, регулировать свои прибыли. На определённой стадии своего развития картели начинают превращаться из средства выживания в период тяжёлых экономических депрессий в одно из средств монополизации рынка. У участников картелей возникает естественное предпринимательское желание максимизировать свои прибыли. Ценовая политика картелей уже не отражает справедливого соответствия получаемой прибыли затрачиваемым усилиям и риску. Картели начинают обогащаться за счёт потребителей. И задача государства в такой ситуации состоит не только в том, чтобы нейтрализовать отрицательные свойства картелей, не дать им проявиться, но при этом постараться ещё и поставить картели на службу обществу, используя их положительный экономический потенциал.

 

 

          1.4. Антимонопольное регулирование в России

 

Первая попытка создания антимонопольного законодательства в России предпринималась еще в 1908 г. За образец был взят действовавший в США закон Шермана. Однако организации российских пред­принимателей встретили проект закона в штыки и сумели сорвать его принятие.

Юридическая основа для борьбы с монополиями и недобросовестной конкуренцией появилась в России только в 1991 г., когда был принят Закон

 

«О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».

Этот закон устанавливает, что:

 

1) запрещаются действия фирмы, занимающей доминирующее положение на рынке, если их результатом оказывается существенное ограничение конкуренции и ущемление интересов других участников рынка, в том числе отдельных граждан;

 

2) запрещаются монопольные сговоры о ценах, изъятие товаров с рынка для поддержания дефицита, раздел рынка, попытки ограничения доступа на рынок конкурирующих фирм;

 

3) подлежат наказанию фирмы, занимающиеся недобросовестной конкуренцией, в частности: распространяющие ложные сведения о товарах и фирмах своих конкурентов, чтобы отпугнуть от них покупателей; обманывающие покупателей относительно реальных свойств и качества своего товара; незаслуженно принижающие в своей рекламе качество товаров своих конкурентов; незаконно использую­щие для своих товаров чужие названия и товарные знаки, а также копирующие форму, упаковку и внешнее оформление товаров своих конкурентов; похищающие у своих конкурентов их коммерческие секреты, а также техническую, производственную и торговую информацию;

 

4) контроль за деятельностью монополистов осуществляет Государственный комитет по антимонопольной политике (Антимонопольный комитет);

 

5) при нарушении требований законодательства Антимонопольный комитет вправе расторгнуть любой хозяйственный договор, потребовать от монополиста возместить причиненные его действиями убытки, а также наложить на виновную фирму штраф в размере до 1 млн. руб.

 

Законом установлено понятие «доминирующее положение», то есть исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке определенного товара, не имеющего заменителя, либо взаимозаменяемых товаров, дающее ему возможность оказывать решающее влияние на конкуренцию, затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам или иным образом ограничивать свободу их экономической деятельности. Доминирующим может быть признано положение такой фирмы, доля которой на рынке составляет 65% и более. Установлен перечень акций, которые трактуются как злоупотребление доминирующим положением. К ним отнесены изъятие товаров из обращения в целях создания дефицита, навязывание условий, невыгодных контрагенту или не относящихся к предмету договора, создание препятствий к доступу на рынок конкурентов, нарушение установленного порядка ценообразования. В качестве соглашений хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию, признаются сговоры о ценах на товары и услуги, о ценах на аукционах и торгах, о разделе рынка, об ограничении доступа к рынку.

Законом установлен государственный контроль за созданием, слиянием, присоединением, преобразованием, ликвидацией хозяйствующих субъектов, а также за соблюдением антимонопольного законодательства при приобретении акций, паев, долей участия в уставном капитале предприятия, принудительном разделении хозяйствующих субъектов. Предусмотрена ответственность предприятий и должностных лиц за нарушение антимонопольного законодательства.

В настоящее время правовое регулирование картельных соглашений в России осуществляется Законом "О защите конкуренции" от 26 июля 2006 г. (далее — Закон). В частности, ст. 10 Закона устанавливает запрет на злоупотребления компанией своим доминирующим положением на рынке, устранение или ограничение конкуренции. Запрещены соглашения между компаниями или их согласованные действия, если они приводят или могут привести к ограничению конкуренции (ст. 11 Закона).

При этом Закон рассматривает следующие действия как направленные на злоупотребление на рынке:

        установление, поддержание монопольно низкой или монопольно высокой цены;

        навязывание контрагенту условий договора, не выгодных для него или не относящихся к предмету договора;

        создание дискриминационных условий;

        создание препятствий доступу на товарный рынок и пр.

Законом запрещены соглашения, которые приводят к разделу рынка по территориальному признаку, объему продажи, ассортименту товаров; установлению или поддержанию цен (тарифов); установлению условий членства в профессиональных объединениях, если такие условия приводят к ограничению (устранению) конкуренции и пр.[3]

Как правило, антимонопольному органу достаточно трудно доказать факт наличия между компаниями картельного соглашения, например, об установлении определенной цены на реализуемую продукцию. Эти соглашения в виде единого юридического документа не существуют. Более того, даже если бы они существовали, то в любом случае не могли носить правомерный характер и расценивались бы как юридически ничтожные в силу прямого противоречия законодательству (ст. 186 ГК РФ).

Вместе с тем документальное подтверждение соответствующего факта является неоценимым доказательством. При заключении картельного соглашения недостаточно просто договориться о цене, необходимо также наладить механизм контроля исполнения данного соглашения. Картель — это сложная организация, непрерывно отслеживающая поведение своих участников на рынке, часть которых постоянно испытывает соблазн торговать по ценам ниже установленных. По словам работников ФАС, без сотрудничества с одним из участников картеля раскрыть сговор очень трудно.

Компании, к которым предъявляются претензии в картельном сговоре, как правило, строят свою защиту на том, что установленные ими цены продиктованы колебаниями рынка, подкрепляя этот довод экономическими расчетами. В таком случае ФАС достаточно сложно доказать, что согласованные действия компаний привели к установлению монопольной цены.

Заключение картельных соглашений в определенных случаях может повлечь уголовную ответственность для их руководства. Уголовный кодекс предусматривает состав данного правонарушения: недопущение, ограничение или устранение конкуренции путем установления или поддержания монопольно высоких или монопольно низких цен, раздела рынка, ограничения доступа на рынок и пр., если эти деяния повлекли причинение крупного ущерба (более 1 млн руб.).

Таким образом, анализ данного параграфа показал, что картельные соглашения в настоящее время — это не редкость, и, несмотря на общий запрет их заключения и ответственность, установленную государством, реального способа помешать их заключению сейчас не существует.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Организация стран – экспортеров нефти. Влияние на мировую экономику

 

2.1 Влияние ОПЕК на экономику в 1973 г

Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК)– международная экономическая организация, объединяющая большинство ведущих стран-экспортеров нефти. Регулирует объем добычи и цену нефти на мировом рынке. Члены ОПЕК контролируют 2/3 мировых запасов нефти. Изначально в состав организации входили Иран, Ирак, Саудовская Аравия и Венесуэла. Затем к ним присоединились Катар, Индонезия, Ливия, Объединенные Арабские Эмираты, Алжир, Нигерия, Эквадор, Габон и Ангола. Эквадор вышел из ОПЕК в 1992 году, но вернулся в 2007. Габон покинул организацию в 1994 году. В итоге на сегодняшний день в ОПЕК состоят 13 стран.

Основными целями создания Организации являются:

        Координация и унификация нефтяной политики государств-членов.

        Определение наиболее эффективных индивидуальных и коллективных средств защиты их интересов.

        Обеспечение стабильности цен на мировых рынках нефти.

        Внимание к интересам стран-производителей нефти и необходимости обеспечения: устойчивых доходов стран-производителей нефти; эффективного, рентабельного и регулярного снабжения стран-потребителей; справедливых доходов от инвестиций в нефтяную промышленность; охраны окружающей среды в интересах нынешних и будущих поколений.

        сотрудничество со странами - нечленами ОПЕК в целях реализации инициатив по стабилизации мирового рынка нефти.

Создание ОПЕК было вызвано стремлением стран – экспортеров нефти скоординировать усилия по предотвращению снижения мировых цен на нефть. Поводом для образования ОПЕК послужили действия «Семи сестер» – мирового картеля, объединявшего компании «Бритиш петролеум», «Шеврон», «Эксон», «Галф», «Мобил», «Ройал датч шелл» и «Тексако». Эти фирмы, контролировавшие переработку сырой нефти и продажу нефтепродуктов во всем мире, в одностороннем порядке снижали закупочные цены на нефть, исходя из которых они выплачивали подоходные налоги и роялти (арендную плату) за право разработки природных ресурсов нефтедобывающим странам. В 1960-х на мировых рынках существовало избыточное предложение нефти, и первоначально целью создания ОПЕК являлось согласованное ограничение нефтедобычи для всего лишь стабилизации цен.

Проанализируем две ситуации, и поведение картеля в них: «нефтяной шок» в 1973 г. и кризис 2008-2010 гг.

Задачей ОПЕК с 1960-х годов являлось представление единой позиции стран-производителей нефти в целях ограничения влияния крупнейших нефтяных компаний на рынок. Однако реально ОПЕК в период с 1960 по 1973 гг. расстановку сил на нефтяном рынке изменить не могла. Существенные коррективы в расстановку сил внесла внезапно начавшаяся в октябре 1973 г. война между Египтом и Сирией, с одной стороны, и Израилем, с другой. При поддержке США Израилю удалось довольно быстро вернуть утраченные территории и уже в ноябре подписать соглашения о прекращении огня с Сирией и Египтом. Кроме того, в 1970-х под влиянием бурного развития транспорта и строительства ТЭЦ мировой спрос на нефть резко вырос. Теперь нефтедобывающие страны могли согласованно повышать рентные платежи нефтедобытчиков, значительно увеличивая свои доходы от экспорта нефти. При этом искусственное сдерживание объемов добычи нефти вело к росту мировых цен.

«Нефтяной шок» 1973 года был вызван действиями ОПЕК. В разгар арабо-израильской войны, которая началась в октябре, страны-члены ОПЕК выступили против политики Соединенных Штатов Америки на Ближнем Востоке (в частности – против поставок оружия Израилю). Страны подписали соглашение, согласно которому добыча нефти должна была ежемесячно сокращаться на 5% до тех пор, пока США не прекратят вмешательство в конфликт. Кроме того, ОПЕК наложила эмбарго на продажу нефти Соединенным Штатам Америки.

 

 

 

Таблица 1. Динамика текущих цен на нефть[4]

Годы

Текущие продажные цены, долл. за баррель

1960

1,50

1965

1,17

Февраль 1971

1,65

Январь 1973

2,20

Ноябрь 1973

3,65

Май 1974

9,55

Октябрь 1975

11,51

Информация о работе Влияние картельных (олигополистических) соглашений на мировую экономику ( на примере Опек)