1.4
Коллективная форма
собственности
Вторая
форма собственности – это
коллективная в широком смысле этого
слова или многоличная собственность.
В пределах многоличностной формы
субъект собственности не персонифицирован
как индивидуум, а представляет собой
совокупность, сообщество, коллектив
собственников. Субъект собственности
может выступать в виде уполномоченного
лица или группы лиц, выражающих собственнические
интересы всего товарищества, но гораздо
чаще выступает и официально оформляется
правовым образом как единое юридическое
лицо (хозяйственное общество, предприятия,
компания) либо государственный орган,
общественная организация. Многоличностную
собственность удобней было бы наименовать
просто общей, но термин “общая собственность”
трактуется в Гражданском кодексе
как имущество, находящееся в
собственности двух или нескольких
лиц, то есть как групповая собственность. Коллективная
собственность может выступать в форме
арендных и народных предприятий, хозяйственных
обществ и товариществ, других организаций
и объединений; государственную - имущество
принадлежит государству, его народу и
от имени народа управляется Кабинетом
Министров и местными маслихаты депутатов.
Государственная собственность разделяется
на 2 вида : республиканскую и коммунальную.
Закон допускает образование смешанных
форм собственности на основе объединения
имущества физических и юридических лиц
и государства (например, совместные предприятия).
Кроме того, имущество может принадлежать
на праве общей (долевой или
совместной) собственности нескольким
лицам независимо от форм собственности.
В республиканской собственности
находятся природные ресурсы:
земля, её недра, воздушное
пространство над территорией
республики. Как было уже выше
отмечено, в республиканской собственности
находятся также предприятия
и организации, имущество которых
обеспечивает суверенитет, хозяйственную
самостоятельность республики, её
экономическое и социальное развитие.
В коммунальной собственности
находятся объекты (имущество), принадлежащие
административно-территориальным органам.
Ими управляют соответствующие
местные маслихаты депутатов.
Переход к рыночным отношениям
и эффективное функционирование
рыночного механизма самоуправления
возможны только при условии,
когда основная часть товаропроизводителей
- предприятий будет обладать
свободой хозяйственной деятельности
и предпринимательства. Когда
они будут иметь право для
использования принадлежащего им
арендного или переданного в
пользование имущества, самостоятельно
определять производственную программу,
выбирать поставщиков и потребителей,
назначать цены, распоряжаться прибылью,
остающейся после уплаты налогов,
решать другие вопросы, связанные
с хозяйственной деятельностью
и развитием производства. Именно
в условиях рыночной экономики
и действуют положения, обеспечивающие
формирование возможностей для
свободного выбора форм собственности
и хозяйствования путём разгосударствления
и приватизации. Разгосударствление
собственности - термин "отечественного
производства", родившийся в странах
бывшего союза. Во всех других
государствах процесс преобразования
государственной собственности
называется приватизацией. Разгосударствление
экономики в нашей республике
- это процесс формирования многоукладной,
смешанной экономики, децентрализация
управления, освобождение государства
от функций прямого хозяйственного
управления. Разгосударствление собственности
осуществляется путём как создания
новых частных, коллективных предприятий,
так и приватизации действующих
государственных. Основными принципами
разгосударствления являются: добровольность,
экономическая заинтересованность
трудовых коллективов и отдельных
граждан, гласность, соблюдение
интересов государства и населения.
«При этом очень важно, считает
И.В. Ершова, чтобы процесс разгосударствления
способствовал росту производительности
труда на основе улучшения
его организации, управления и
материальной заинтересованности
работников».
Под субъектами приватизации
следует понимать продавцов,
покупателями государственного
имущества, а также специально
созданные государственные органы
В соответствии с Законом о
приватизации может быть установлен
запрет на участие в приватизации
иностранных физических и
юридических лиц, а также
резидентов РК, имеющих в качестве
учредителей (участников) или аффилированных
лиц иностранных физических или
юридических лиц. Действующая
Национальная Программа приватизации
также содержит некоторые ограничения
на участие иностранных инвесторов
в приватизации. В частности,
участие иностранных инвесторов
в приватизации объектов и
предприятий торговли, общественного
питания, бытового обслуживания
населения, а так же мелких
предприятий промышленности и
строительства, автомобильного транспорта
до пускается только по решению
местных органов власти или
органов, ими уполномоченных. Решения
о возможности допуска иностранных
инвесторов к участию в приватизации
объектов и предприятий оборонной
промышленности, нефтяной и газовой
промышленности, по добыче и переработке
руд стратегических материалов,
драгоценных и полудрагоценных
камней, радио активных и редкоземельных
элементов принимаются Правительством
РК (в зависимости от вида
государственной собственности)
одновременно с принятием решения
о допустимости приватизации
указанных объектов. Не допускается
использование иностранных инвестиций
при приватизации государственных
предприятий, расположенных в
границах закрытых территориальных
образований.
Перечень документов, которые обязаны
представить покупатели, определяется
законодательством РК. При совершении
крупных сделок покупатели представляют
справки налоговой инспекции.
Согласно Закону РК «О приватизации»,
статье 5 «Объекты приватизации»
«объектом
приватизации является государственное
имущество, за исключением находящегося
в исключительной государственной
собственности. Объектом приватизации
являются следующие виды государственного
имущества:
государственное
предприятие и учреждение как
имущественный комплекс;
производственные
и непроизводственные подразделения
и структурные единицы предприятия
как имущественного комплекса, приватизация
которых не нарушает замкнутый технологический
комплекс;имущество предприятия;акции
и доли в уставных фондах хозяйственных
товариществ».(ст.5 Закона РК «О приватизации»).
Особо крупные и уникальные
предприятия, перечень которых
утверждается Правительством РК,
приватизируются по индивидуальным
проектам – одно из направлений
приватизации. После утверждения
индивидуального проекта Правительством
РК его реализацию осуществляет продавец.
(ст. 7 Закона РК «О приватизации») Приватизации
по индивидуальным проектам подлежали
особо крупные предприятия с численностью
работающих более 5000 человек.
Казахстанским законодательством
предусмотрены общества с
ограниченной ответственностью, общества
с дополнительной ответственностью
и акционерные общества. В соответствии
со статьёй 3 Закона Республики
Казахстан "Об акционерных
обществах" акционерным обществом
признаётся юридическое лицо, выпускающее
акции с целью привлечения
средств для осуществления своей
деятельности. Акционерным признается
такое хозяйственное общество, которое
имеет уставной фонд, разделенный
на определенное количество акций
равной номинальной стоимости
и которое несёт ответственность
по обязательствам только своей
собственностью. Минимальная величина
уставного фонда акционерного
общества определяется законодательством
Республики Казахстан (ст.8 Закона
«Об акционерных обществах».) она
составляет 5000 кратный размер месячного
расчётного показателя. «При акционерной
форме - и она этим хороша - создаётся
определённое противоречие интересов
собственников, акционеров и работающих,
что выступает стимулом саморазвития»,
считает К.О. Окаев. Акционерные
общества подразделяются на открытые
(кратко ОАО) и закрытые акционерные
общества (кратко ЗАО) Основным
различием между ОАО и ЗАО
является порядок реализации
акций. В ОАО акции свободно
реализуются акционерами, "Акционерное
общество является открытым, если
его акции распространяются путём
открытой продажи или подписки
и их свободное хождение не
ограничено иначе чем по закону"
- гласит статья 6 Закона РК "Об
акционерных обществах». В закрытом
же акционерном обществе реализация
акций ограничена. Акционеры могут
свободно реализовывать акции
только друг другу. Порядок
реализации их третьим лицам,
не являющимся акционерами, определяется
уставом. Именно ограничения в
реализации акций в ЗАО лежат
в основе понятия закрытого
акционерного общества. В статье
5 Закона РК об акционерных
обществах указано: "Акционерные
общества являются закрытыми,
если хождение его акций на
рынке ценных бумаг запрещено
или ограничено его уставом."
Отличия между ОАО и ЗАО
могут быть и в методах управления.
В Казахстане ОАО создаются
преимущественно в порядке приватизации
госпредприятий путём их преобразования
в акционерные общества по
решению Госкомитета РК по
приватизации. Закрытое акционерное
общество создаётся значительно
проще небольшим количеством
учредителей. Исключение из этого
правила - создание ЗАО в целях
приватизации или в порядке
преобразования арендных или
коллективных предприятий в ЗАО,
где количество акционеров достигает
тысячи и более. Отсюда и
система управления. Если число
акционеров невелико, то все вопросы
за исключением тех, которые
входят в компетенцию директора,
решают сами акционеры на своём собрании
и нет смысла создавать правление. В ОАО
это практически невозможно. Акционеров
сложно собирать на собрание и поэтому
основная тяжесть в решении управленческих
вопросов ложится на правление. Разновидностью
акционерных обществ и обществ с ограниченной
ответственностью являются совместные
предприятия. На них на территории Казахстана
помимо Закона "Об акционерных обществах"
распространяется Закон «Об иностранных
инвестициях» на территории Республики
Казахстан. Совместные предприятия не
отличаются от акционерного общества,
у них одинаковы юридические права и управление.
Разница состоит в том, что уставной фонд
вносится иностранным инвестором и законодательство
устанавливает иной минимальный размер
уставного фонда совместного предприятия.
Организация Экономического Сотрудничества
и Развития дает следующую формулировку:
«Корпоративное управление включает в
себя ряд взаимоотношений между руководством
компании ее правлением, ее акционерами
и прочими заинтересованными лицами. Корпоративное
управление также предлагает структуру,
через которую ставятся цели компании,
определяются средства для их достижения
и контроля за деятельностью. Хорошее
корпоративное управление должно предоставлять
надлежащие стимулы для правления и руководства
для достижения целей, в которых заинтересована
компания и ее акционеры, а также способствовать
эффективному контролю.»
Эта корреляция прямо просматривается
в сопоставлении следующих пар понятий:
Государство
- Акционерное общество;
Граждане
- Акционеры;
Парламент
- Совет Директоров;
Президент
- Председатель Совета Директоров;
Премьер
министр - Председатель Правления;
Кабинет
министров - Правление;
Комитеты
Парламента - Комитеты Совета Директоров;
Референдум
- Решение общего собрания акционеров;
Закон
- Решение совета директоров;
Смена
гражданства - продажа акций;
Получение
гражданства - инвестиция.
Наверное, можно найти и другие пары для
сравнения. Но согласитесь, аналогия просматривается
прямая.
Теперь определим основную разницу между
демократией и диктатурой.
Демократия
(от греч. дешо§ — народ и ...кратия)
— форма государственнополитического
устройства общества, основанная на признании
народа в качестве источника власти. Это
ведущая форма социальной и политической
организации общества, политического
режима в стране, призванная обеспечивать
суверенитет народа, власть большинства
при охране прав меньшинства, неотчуждаемые
права человека и гражданина.
Демократия - общественно-политическая
система, предоставляющая гражданам право
участвовать в принятия политических
решений и выбирать своих представителей
в органы центральной и местной власти.
Диктатура
(лат. ЖсШШга) - не ограниченная власть
одного лица — диктатора. Демократия при
диктатуре только декларируется, но существует
формально. Наравне со строгим ограничением
личной свободы происходит отмена ограничений
у власти. Диктатура — осуществление власти
в государстве не демократическими методами;
авторитарный политический режим.
Демократическая система управления включает
совокупность традиций, институтов и процедур,
на основе которых правительство принимает
повседневные решения, и дает ответ на
следующие вопросы:
Каким
образом и в какой степени граждане могут
участвовать в формировании государственной
политики?
Насколько
эффективно осуществляется управление
государственными ресурсами и работой
государственных служб?
Как противостоять
злоупотреблению государственной
властью?
Насколько
государственные чиновники отвечают
за свою работу?
Какие
меры принимает государство в
ответ на жалобы граждан?
В Казахстане много делается для того,
чтобы подходы, аналогичные принципам
корпоративного управления внедрялись
и в государственном управлении. Примерами
тому является электронное правительство,
идея которого постоянно развивается.
Многие государственные чиновники высшего
уровня, включая Премьер-министра, организуют
свои сайты и блоги.
Почему же тем не менее так важны сегодня
слова о корпоративном управлении в контексте
управления государством? Страны постсоветского
пространства находятся в переходном
периоде. Это касается не только экономики,
это еще и переход от тоталитарных методов
управления к демократическим по сути.
Стоит сказать о том, что и Советский Союз,
и АО по своей форме вполне демократические.
Но только по форме. Советский Союз являлся,
а многие АО, по сути, остаются диктатурами
в смысле отношений между избирателями
(акционерами), Верховным Советом (Советом
Директоров) и Кабинетом Министров (исполнительным
органом). Народ приучили к тому, что от
их воли мало что зависит. Поэтому народ
часто не сильно спешит на выборы, как
не спешат многие миноритарные акционеры
на собрание акционеров. Это психолого-социальный
аспект. Если граждане не готовы требовать
демократического управления не по форме,
а по сути, то у властей не появится желания
управлять по сути, а не по форме демократическими
методами. А для многих граждан страны,
возможность влиять на власть представляется
далекой, абстрактной и нереальной.
Другое дело, когда что-то касается их
личного «кармана». Это близко, вполне
конкретно. У граждан, на чье благосостояние
непосредственно влияют результаты деятельности
компаний, в которые они инвестировали,
может быстрее появится желание влиять
на управление этими компаниями и добиваться
там внедрения надлежащего корпоративного
управления тоже по сути, а не по форме.