Далее следует отметить, что отношения
в области публичной собственности в Кыргызстане
и России урегулированы иначе, чем в Казахстане.
Это связано с тем, что Кыргызстан не пошел
по пути наделения гражданской правосубъектностью
административно-территориальные единицы,
а Россия, в отличие от Республики Казахстан
и Кыргызской Республики, принципиально
является федерацией. Кроме того, в Казахстане
до сих пор в качестве субъектов гражданского
права не обозначены муниципалитеты.
Государственные предприятия, обладая
имуществом лишь на праве хозяйственного
ведения, либо оперативного управления,
не являются субъектами права государственной
собственности, и здесь субъектом права
государственной собственности является
государство. Кроме государственных предприятий,
в гражданских правоотношениях казахстанское
законодательство называет и такие государственные
субъекты как Республика Казахстан (ст.
111 ГК РК) и административно-территориальные
единицы (ст. 112 ГК РК).
Республика Казахстан как субъект права
несет ответственность по своим обязательствам
имуществом государственной казны, а административно-территориальные
единицы несут ответственность имуществом
местной казны (п. 1 ст. 113 ГК РК), при этом
Республика Казахстан и административно-территориальные
единицы не отвечают по обязательствам
друг друга (п. 2 ст. 113 ГК РК) и являются
самостоятельными субъектами права. Таким
образом, вместе с выделением таких субъектов
права как Республика Казахстан и административно-территориальные
единицы, среди государственного имущества
выделяется раздельно имущество государственной
(республиканской) казны и имущество местной
казны. Республика Казахстан и административно-территориальные
единицы являются субъектами гражданского
права и отвечают по своим обязательствам
соответственно имуществом государственной
(республиканской) казны и местной казны,
и здесь мы зададимся вопросом: являются
ли эти лица субъектами права собственности
и какая причина лежит за выделением в
государственном имуществе – имущества
республиканской и местной казны?
Безусловно, все имущество и государственной
и мест-ной казны находится в государственной
собственности, а Республика Казахстан
и Административно-территориальные единицы
как субъекты права одновременно представляют
собой государство. Но для того, чтобы
прояснить, что лежит в основе выделения
двух различных субъектов, нужно вспомнить
некоторые особенности образования органов
этих субъектов гражданского права –
Республики Казахстан и административно-территориальных
единиц.
Прежде всего, Республика Казахстан утверждает
себя демократическим государством и
единственным источником власти является
народ. Народ осуществляет власть непосредственно
через референдум и выборы, а также делегирует
осуществление своей власти государственным
органам (ст. 1 ст. 3 Конституции Республики
Казахстан). Государство фактически представляет
собой сложное образование: систему государственных
органов и организаций, каждый из которых
в принципе, может являться субъектом
гражданских правоотношений, т.к. являются
юридическими лицами. Государство в целом,
благодаря тому, что народ делегирует
осуществление своей власти государственным
органам, представляет народ, общество.
Система государственных органов включает
в себя различные органы. Но в зависимости
от порядка их формирования и подчинения,
в зависимости от круга лиц из народа Казахстана,
делегирующих органам государства свою
власть, и, соответственно, представляемых
органами государственной власти и управления,
можно выделить такие органы, которые
формируются посредством делегирования
им власти всем народом Казахстана в целом
(например, Парламент, Правительство, Министерства
и ведомства). Кроме этого можно различать
и такие государственные органы, которые
формируются посредством делегирования
им власти населением какой либо отдельной
территориальной единицы – представительные
органы местного государственного управления
(маслихаты). Существуют и органы государства,
которые представляют (а значит, которым
делегирована власть) население множества
территориальных единиц в отдельности
и население всей страны в целом (Сенат
Парламента, который включает в себя и
представителей от маслихатов, и, согласно
действующему законодательству, представителей
от Президента). При этом государство в
целом включает в себя все государственные
органы (и пред-ставляющие всю страну в
целом, и представляющие отдельные группы
населения). И более того, государство
в целом не определяется только лишь суммой
государственных органов, так как оно,
являясь системой органов, приобретает
качественно новые характеристики, нежели
простая сумма элементов этой системы
– государственных органов.
Среди государственных органов выделяются
те, направление деятельности которых
ограничивается определенной местностью
– это местные органы. Особо выделяются
органы местного государственного управления,
которые ответственны за состояние дел
на соответствующей территории (ст. 85 Конституции
РК). Представительные органы местного
государственного управления представляют
местное население, а местные исполнительные
органы входят в единую систему исполнительных
органов Республики Казахстан, им делегирована
власть всего народа в целом (возможно
и здесь делегирование власти местным
населением в случае выборности Акимов).
Система органов местного государственного
управления и представляет собой административно-территориальную
единицу как субъект гражданского права.
Имущество, закрепленное за административно-территориальной
единицей, и составляет местную казну.
Местное население обязательно отдельно
представлено в системе органов административно-территориальной
единицы, в частности в маслихате. И в формировании
и распоряжении имуществом местной казны
участвуют и представительные, и исполнительные
органы местного государственного управления
(п. 4 ст. 86, п. 2 ст. 87 Конституции РК). Таким
образом, в управлении имуществом местной
казны обязательно участвуют, в том числе
и органы, представляющие отдельно местное
население данной местности. На наш взгляд,
именно участие в системе органов административно-территориальной
единицы органов, представляющих местное
население отдельно, а также выделение
местного бюджета и местной казны предопределило
выделение административно-территориальной
единицы в качестве самостоятельного
субъекта гражданского права (благодаря
такой организации отдельно выделились
интерес, имущество и ответственность).
Выделение в особую группу органов местного
государственного управления, выделение
местных бюджетов, а равно и определение
административно-территориальных единиц
субъектами гражданского права с самостоятельной
ответственностью предрешают выделение
среди государственного имущества, имущества
местной казны, как имущества, принадлежащего
определенным субъектам (не на праве собственности).
Деятельность местных органов направлена
на определенную местность, соответственно
этим целям призвано служить имущество.
Маслихат, являясь государственным органом,
представляет местное население во власти,
выражает его волю. Однако, как субъект
гражданского права, маслихат не обладает
правом собственности на принадлежащее
ему имущество. Все имущество местной
казны, включая имущество, закрепленное
за местными представительными государственными
органами, находится в управлении и распоряжении
местных органов не на праве собственности,
ведь система государственных органов,
осуществляющих распоряжение и управление
имуществом местной казны, представляют
и целое общество в лице исполнительных
органов, и отдельно часть целого общества
– местное население, в лице местных представительных
органов.
Прочее государственное имущество, кроме
имущества, принадлежащего органам местного
государственного управления, относится
к имуществу Республики Казахстан как
субъекту гражданских правоотношений
и составляет имущество государственной
(республиканской) казны. Распоряжение
и управление имуществом республиканской
казны осуществляется республиканскими
органами, представляющими целое общество.
В том числе и органом, представляющим
совокупность частей общества, местные
населения – Сенатом, однако и этот орган
представляет все части целого общества,
и потому, так же представляет общество
в целом. Имущество государственной (республиканкой)
казны не включает в себя имущество местной
казны. Оно находится в государственной
собственности, но не в собственности
Республики Казахстан в смысле ст. 111 ГК
РК. Так имущество, находящееся в государственной
собственности включает в себя отдельно
имущество, принадлежащее Республике
Казахстан и имущество, при надлежащее
административно-территориальным единицам.
Каждый из указанных субъектов представляет
собой систему государственных органов.
Систему
органов государства в целом
образуют и органыреспубликанские
и органы местные, а государство,
как субъект права государственной
собственности, представляет собой
всю систему государственных
органов. Государство как собственник
государственного имущества – это
единый субъект общественных отношений,
оно является самостоятельным субъектом,
представляющим общество (представляет,
но не тождественно ему). Такой субъект
является и субъектом гражданского
права, так как обладает правоспособностью
и в частности обладает субъективным
правом собственности. «Целое несводимо
к сумме отдельных частей, оно
всегда нечто большее, качественно
иное, чем эта сумма. Социалистическое
государство, – пишет С. Н. Братусь,
– не только как субъект властвования,
но и как хозяйствующий субъект
и, стало быть, субъект права государственной
собственности – это не абстрактное,
но конкретное, выступающее в многообразии
своих органов единство» /71, с. 94/.
Единое государство представляет собой
весь народ, все общество. Всякие же
государственные юридические лица,
государственные органы представляют
собой государство как единственного
участника организации.
Единое
государство не есть Республика Казахстан
в смысле терминологии Гражданского
кодекса, так как выделяются наряду
с Республикой Казахстан также
и административно-территориальные
единицы. Однако возможно и необходимо
в качестве субъекта гражданского права
выделять и единое государство, включающее
всю систему государственных
органов, в том числе и местные,
так как в Казахстане единое государство
является носителем гражданской
правоспособности, и права государственной
собственности. Так и в п. 1 ст.
516 Гражданского Кодекса Республики
Казахстан (Особенная часть) при
перечислении субъектов допускается
отдельное упоминание государства
(как субъекта) от субъектов, указанных
статьями 111, 112 ГК РК (Республика Казахстан
и административно-территориальные
единицы). Подобную организацию отношений
государственной собственности
можно наблюдать и в законодательстве
Кыргызской Республики, где единственным
субъектом права государственной
собственности признается Кыргызская
Республика (единое государство), а
административно-территориальные единицы
в качестве правосубъектных лиц
вообще не обозначены. Иное положение
в России, там федеральное устройствогосударства
обусловило существование множества
самостоятельных субъектов права
собственности, в числе которых
Российская Федерация и субъекты
Российской Федерации. Форма собственности
с участием всех этих субъектов одна –
государственная собственность.Так право
государственной собственности распространяется
и на имущество республиканской казны
и на имущество местной казны. Так же к
имуществу, находящемуся в государственной
собственности, относится и имущество
государственных предприятий. Государственные
предприятия на праве хозяйственного
ведения или оперативного управления
являются юридическими лицами, единственным
учредителем и участником которых является
единое государство. Говорить о том, что
единое государство как правосубъектное
лицо является единственным участником
всех государственных унитарных предприятий
(и учрежденных центральными исполнительными
органами, и учрежденных местными администрациями)
нам позволяет тот факт, что имущество,
находящееся в оперативном управлении
или хозяйственном ведении предприятий
принадлежит на праве собственности государству.
А отношения собственника и оперативного
управляющего (или субъекта хозяйственного
ведения) тесно связаны с отношениями
участника юридического лица и самого
юридического лица. То есть право оперативного
управления (хозяйственного ведения) по
определению является вещным правом юридического
лица на имущество, закрепленное за ним
учредителем (участником), являющимся
собственником этого имущества (ст.ст.
196, 202 ГК РК, ст.ст. 230, 231 ГК КР, ст.ст. 294- 296
ГК РФ) /92, С. 137-138/.
Государственные
предприятия являются самостоятельными
субъектами гражданского права, отличными
от своего учредителя и обладают имуществом
учредителя на праве хозяйственного
ведения либо оперативного управления.
Республика Казахстан и административно-территориальные
единицы отвечают по своим обязательствам
соответственно имуществом республиканской
и местной казны (п. 1 ст. 113 ГК РК),
а государственные предприятия
не несут ответственности по обязательствам
государства и надо полагать, по
обязательствам Республики Казахстан
и административно-территориальной
единицы (ст. 30, п. 2 СТ. 44 Указа Президента,
имеющего силу Закона «О государственном
предприятии», п. 2 ст. 170 ГК КР, п. 2 ст. 126
ГК РФ). Имущество госпредприятий не
относится к имуществу, на которое
распространяется ответственность
государства и соответственно не
относится к имуществу государственной
(республиканской) казны и местной
казны. Государство в целом включает
в себя все государственные органы
и является единым субъектом права
государственной собственности. Государственные
органы, государственные предприятия,
Республика Казахстан и административно-территориальные
единицы не обладают правом собственности
на имущество.
Таким образом, мы не можем согласиться
с мнением, согласно которому субъектом
республиканской собственности является
Республика Казахстан, а коммунальной
собственности – административно-территориальные
единицы, но в качестве участников гражданских
правоотношений выступают созданные государством
уполномоченные органы, управляющие государственным
имуществом /94, с. 43/. Во-первых, и Республика
Казахстан и административно-территориальные
единицы субъектами права собственности
не являются, но единственным собственником
является государство как самостоятельный
субъект гражданского права. Во-вторых,
термин коммунальная собственность следовало
бы приберечь для его применения в отношении
собственности муниципальных образований
(общин) как он при меняется в законодательстве
Кыргызстана (ст. 227 ГК КР, п. 1 ст. 4 Конституции
Кыргызской Республики). Кроме этого, следует
отметить, что применяемые в ст. 192 ГК РК
термины «республиканская собственность»
и «коммунальная собственность» не выражают
форму или вид отношений собственности,
но характеризуют объекты права государственной
собственности по признаку принадлежности
(нахождении в управлении) Республике
Казахстан или административно-территориальным
единицам (это просматривается в пунктах
2 и 3 ст. 192). На наш взгляд, необходимо заменить
термины «республиканская собственность»
и «коммунальная собственность» на соответственно
«республиканское имущество» и «имущество
местных администраций», а п. 1 ст. 192 исключить.