Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 00:14, курсовая работа
Объектом исследования является развитие видов и форм собственности. Предметом исследования выступают социально-экономические отношения собственности современной России.
Целью курсовой работы является изучение различных видов и форм собственности и трансформации отношений собственности в Российской Федерации.
Введение………………………………………………………………………
Глава I. Понятие собственности…………………………………………
Глава II. Виды и формы собственности……………………………………
Глава III. Трансформация отношений собственности в России………
Заключение…………………………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………
Приватизация — это переход государственной собственности в частные руки (физическим и юридическим лицам) и формирование на этой основе частной или смешанной форм собственности в результате принятия правительством программы социально-экономических преобразований. По существу, это реформа базисных отношений — отношений собственности, фундамента социально-экономической системы. Это означает, что все другие экономические отношения как бы вторичны, и их изменения непосредственно зависят от изменений отношений собственности.
Процесс приватизации государственной собственности необходимо рассматривать в рамках принятого в России курса радикальных реформ как важнейшее средство преобразования командной экономики в рыночную. При оценке приватизации на первый план должен выступать не просто экономический эффект, который достигается при изменении форм собственности, а социальный эффект; не просто воздействие приватизации на формирование более эффективной хозяйственной системы, а ее воздействие на жизненный уровень населения, на весь комплекс социальных проблем.
Конечная цель приватизации – появление так называемых "стратегических инвесторов", то есть собственников факторов производства, прежде всего финансовых, в интересы которых входит долгосрочное успешное функционирование предприятий, в которые они вкладывают свои ресурсы. Государство не может быть стратегическим инвестором для каждого предприятия. Не всегда может выступать в этой роли и коллектив, например, работники атомной электростанции при всем желании не могут иметь достаточно собственных средств, чтобы вкладывать их в развитие производства электроэнергии, строительство новых энергоблоков. Особенно остро стоит проблема поиска стратегического инвестора для предприятий, которые применяют устаревшие технологии. Важнейшую роль в преобразовании централизованно планируемой экономики в рыночную призвана решать приватизация государственной собственности. Сокращение размеров государственного сектора в результате приватизации государственной собственности является важнейшей особенностью развития общественного сектора в переходной экономике. Широкое толкование понятия приватизация включает в себя общее сокращение сферы государственного вмешательства, в том числе финансового.
В развитых западных странах, с одной стороны, целью приватизации является уменьшение влияния государства на хозяйственные процессы и создание свободного пространства для развития частной инициативы. С другой стороны, она — следствие исчерпанности эффектов национализации, которая периодически проводилась в этих странах.
Основная цель приватизации состоит в повышении эффективности экономики. Историческая практика свидетельствует, что системы, базирующиеся на частной собственности, развиваются быстрее и успешнее, чем системы, в основе которых лежит государственная собственность. Поэтому в странах с переходной экономикой приватизации уделяется исключительное внимание и придается первостепенное значение.
В результате приватизации формируются новые формы собственности: частная и смешанная. Появляется свобода выбора и предпринимательства; личный интерес к максимизации прибыли, конкуренция, новые распределительные отношения; ограничение государственного вмешательства в хозяйственные процессы.
Все это способствует формированию новых производственных отношений, известных в экономической теории как капиталистический способ производства, или рыночная система хозяйствования.
Приватизация в России прошла в два этапа. Первый этап приватизации — ваучерный. Правительство России решило пойти на приватизацию государственной собственности через выпуск так называемых ваучеров. Ваучер — это официальный документ, предоставляющий право владения, распоряжения и пользования определенным количеством материальных благ. Но это формально, так как фактически никто не стал собственником бывшей государственной собственности16.
В результате ваучерного этапа приватизации в России сформировались: акционерный сектор экономики; рынки ценных бумаг; система инвестиционных фондов и других финансовых структур. Но самый главный результат — это рождение новой классовой структуры общества: класса частных собственников и наемных рабочих. Появилось “поле” действия новых экономических законов: спроса и предложения, ценообразования, распределения доходов, накопления капиталов, а также новая фискальная, денежно-кредитная, социальная политика.
То, что можно было приобрести на один ваучер, — величина ничтожная. Но ведь это — отражение балансовой стоимости основных фондов в ценах 1991г. Значит, реальная цена основных фондов, под которые выпускались акции, была многократно занижена.
Занижение реальной цены основных фондов практически ничего не меняет в доходах и в имущественном статусе рядовых граждан. Однако это занижение обеспечивает солидные выгоды состоятельным приобретателям собственности, концентрирующим в своих руках контрольные пакеты акций, обеспечивающие реальную власть над собственностью. Итак, к 1 июля 1994 г. почти 50% легкой и пищевой промышленности составляют частный сектор экономики, а также строительство — 35%, автотранспорт — 42%, торговля (оптовая и розничная) — около 50%, общественное питание — 55%, бытовое обслуживание — 21%17.
Второй этап приватизации в России — денежный. С 1 июля 1994 г. начался денежный этап приватизации в России. Основной задачей нового этапа являлось не наращивание темпов приватизации, а увеличение отдачи от нее для государственных бюджетов всех уровней. Результатом такой политики стало сокращение предложений продажи имущества и повышение цен на него. Итогом денежного приватизационного процесса стало резкое падение его количественных показателей, что позволяет говорить о некотором завершении процесса приватизации.
В результате денежного этапа приватизации в России удалось провести массовое распределение собственности в пользу действительно эффективных собственников — среднего класса. Реальным резервом формирования среднего класса в ближайшем будущем являются представители и малого бизнеса. Малый бизнес нуждается в активной поддержке со стороны органов государственной власти. Отсюда — система управления малым бизнесом должна быть активной. Необходимо, чтобы предпринимательская инициатива исходила не только от субъектов малого предпринимательства, но и от управленческих органов. Проведение такой политики и представляет собой действенную поддержку образования среднего класса.
Именно
собственность является наиболее глубокой
основой общественных отношений. От
изменений в системе
Таким образом, приватизация является важнейшим элементом системных преобразований при переходе к рынку, и представляет собой действие, направленное на снижение роли государства, на увеличение роли частного сектора в различных сферах деятельности или во владении активами.
Приватизационная реформа в России в основном завершилась уже в 1995. По данным Мирового Банка, на 1996 55% активов бывших государственных предприятий оказались выкуплены работниками предприятий (менеджерами и служащими), 11% – населением через ваучеры, 34% оставались в собственности государства. Приватизация госпредприятий продолжалась и в последующие годы, но уже не играла принципиальной роли в экономических реформах.
Акционерно-ваучерная компания в России привела к торжеству номенклатурной приватизации. Реальными собственниками стали, в первую очередь, представители старой партийно-хозяйственной элиты – директора, получившие значительную долю “внутризаводских” акций, и руководители крупных финансовых компаний, контролирующие “внешние” пакеты акций. Мелкие акционеры (внешние инвесторы и члены трудовых коллективов) лишились возможности влиять на управление и получать сколько-нибудь заметные доходы. Поскольку при проведении приватизации допускались нарушения, власть получила возможность держать новых крупных собственников под контролем, угрожая им привлечением к суду при нарушении диктуемых “правил политической игры”.
Приватизация
государственной и
Таким образом, результаты приватизации в России не следует переоценивать. Доступ к собственности остался тесно связанным с близостью к властным структурам, не сложился механизм действенной защиты прав собственности. Свершившиеся преобразования собственнических отношений пока не пользуются у граждан России одобрением.
С
другой стороны, после относительно
быстрого (за три-четыре года) проведения
приватизации реставрация командной
экономики стала в России невозможной
– это нарушало бы интересы новой
элиты, сделавшей себе состояние
на разделе государственной
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В курсовой работе дается характеристика такого понятия, как собственность. Также представляются основные виды и формы собственности. Затем делается попытка проанализировать процесс трансформации отношений собственности в современной России.
Таким образом, автор работы приходит к следующим выводам. Собственность является основным, фундаментальным понятием всей системы общественных отношений. От характера утвердившихся форм собственности зависят формы распределения, обмена, потребления. Так в рыночной экономике преобладает частная собственность.
От
собственности зависит
Собственность
есть результат исторического
Переход от одних форм собственности к другим может идти эволюционным путем, на основе конкурентной борьбы за выживаемость, постепенного вытеснения всего того, что отмирает, и усиления господства того, что доказывает свою жизнеспособность в соответствующих условиях. В то же время имеют место и революционные пути смены форм собственности, когда новые формы насильственно утверждают свое господство.
Различные формы собственности, функционирующие в общей системе экономических отношений, не могут быть изолированными друг от друга. Преодолевая свою специфику, они неизбежно переплетаются. На основе такого переплетения могут возникать смешанные формы собственности.
Для
современной России, решающей такую задачу,
как подъем и развитие экономики, изучение
вопросов собственности является важнейшим
делом.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
I. Нормативно-правовые акты:
1) Конституция Российской Федерации
2) Гражданский кодекс РФ. Часть 1. от 30.11.94 г. №51-ФЗ
3) Гражданский кодекс РФ. Часть 2. от 26.01.96 г. №14-ФЗ
II. Основная литература:
1) Агеев А. И. Предпринимательство: проблемы собственности и культуры. – М.: Инфра-М, 2003.
2) Иохин В.Я. Экономическая теория: учебник. / В.Я. Иохин – М.: Экономистъ, 2007.
3) Курс экономической теории / Под ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. – Киров: АСА, 1994, с.71.
4) Макаров А. Собственность: два подхода / Экономист, 2006, № 7.
5) Рынок, бизнес, коммерция, экономика: Толковый терминологический словарь. – М.:ИВУ «Маркетинг», 1997, с. 205.
6) Современная экономика. / Под ред. О.Ю. Мамедова. – Ростов – на – Дону: Феникс, 2001.
7) Черкасов
Г.И. Общая теория собственности. – М.:
ЮНИТИ, 2003.
Информация о работе Виды и формы собственности и трансформация отношений собственности в России