Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 10:57, реферат
Фрикционная безработица связана с поиском или ожиданием работы. Рабочие имеют различные склонности и способности, а к каждому конкретному рабочему месту предъявляются определенные профессиональные требования. Кроме того, система распространения информации о претендентах на рабочие места является несовершенной, а географическое перемещение рабочих не может происходить моментально. Поиск подходящего рабочего места требует определенного времени и усилий. В самом деле, поскольку различные рабочие места различаются и по сложности, и по оплате труда, безработный может даже отказаться от первого предложенного ему рабочего места.
Данные по численности зарегистрированных безработных и потребность предприятий в работниках (на конец периода) представлена на рисунке 3.
Потребность предприятий в работниках
Численность безработных
Рисунок 3 – Численность зарегистрированных безработных и потребность предприятий в работниках (на конец периода).
Уровень официально зарегистрированной безработицы в Республике Беларусь на конец 2004 г. составил 2,3%, однако реально масштабы незанятости значительно выше. По данным выборочных обследований домашних хозяйств, проводимых Министерством статистики и анализа Республики Беларусь (с января 1997 г.), уровень безработицы превышает официально регистрируемый более чем в три раза и составляет 6,8%, то есть близкий к пороговому значению (8-10%), а с учетом скрытых форм – около 12%. Мировой опыт свидетельствует, что только развитые страны способны содержать численность безработных на уровне 5 – 7% экономически активного населения без снижения социальных гарантий.Данные по динамике безработицы в Беларуси представлены в таблице2
Таблица 2.
Динамика безработицы в Беларуси (на конец года).
|
Наряду с
этим наблюдается тенденция
Следует отметить, что в республике наблюдается несоответствие спроса и предложения рабочей силы. На 119 тыс. безработных заявлено только 35 тыс. вакансий, из них более 80% предусмотрены для трудоустройства по рабочим и строительным специальностям, в то время как среди безработных каждый третий -- специалист или служащий. Зато сельское хозяйство сегодня испытывает большую потребность в трактористах, операторах машинного доения и животноводах. Дефицит на такие специальности во многом объясняется большими физическими нагрузками и невысоким уровнем заработной платы, которая к тому же выплачивается несвоевременно.
Таким образом,
можно сделать следующий вывод:
отечественная экономика в
В условиях продуктивного труда при высоком уровне занятости экономически активного населения будет создан неограниченный спрос на товары и услуги, произойдет экономический подъем, будет ликвидирован бюджетный дефицит, а инфляционные процессы будут погашены, а также произойдет увеличение реальной заработной платы и реальных доходов населения, повысится его жизненный уровень.
. Государственная политика борьбы с безработицей
Ключевой элемент государственного регулирования рынка труда, определяющее условие занятости населения – создание рабочих мест. Политика занятости, уровень ее активности определяются динамикой создания рабочих мест. Основным лимитом на рынке труда является нехватка рабочих мест, а не отсутствие квалифицированной рабочей силы. Более того, обучение и переобучение рабочей силы эффективно только в том случае, если имеются соответствующие полученной специальности и квалификации свободные рабочие места.
Стимулирование инвестиционной активности, направленной на создание и модернизацию рабочих мест, должно рассматриваться в качестве одного из основных экономических приоритетов. Особое значение имеют крупные инвестиционные программы, позволяющие на ряду с противодействием безработице решать и другие важнейшие социальные проблемы, в частности жилищную. В целях повышения инвестиционной активности необходимо:
1. Расширение
источников инвестиций, в том
числе за счет привлечение
в инвестиционную сферу
2. Требуется активное участие государства в активизации инвестиционной деятельности предприятий по созданию и сохранению рабочих мест.
3. Совершенствование
налоговой политики. Налоги на
доходы, предназначаемые на
В Беларуси также
назрела настоятельная
- обеспечение
правовых, экономических и
- регулирование
рынка труда и повышение
- развитие
профессиональной и
- повышения качества создаваемых рабочих мест;
- предотвращение
роста и сокращение
Программа предполагает
определение потребности в
Инструментом
реализации Программы должна явиться
Генеральная схема создания рабочих
мест, отражающая общие потребности
населения в рабочих местах, структуру
имеющихся рабочих мест, а также
необходимое количество дополнительных
рабочих мест. Генеральная схема
позволит обеспечить координацию усилий
государственных органов в
В соответствии
со ст. 9 Закона о занятости для
реализации политики занятости населения
и обеспечения гражданам
Государственная
служба занятости наделена широкими
полномочиями. Она имеет право
заключать договоры с нанимателями
о направлении к ним граждан
(при наличии свободных мест) для
трудоустройства; запрашивать у
нанимателей сведения о наличии
вакансий, а также получать информацию
о высвобождении рабочей силы
в связи с ликвидацией
Страхование от безработицы и финансирование мероприятий по обеспечению занятости населения осуществляет Государственный фонд содействия занятости, являющийся государственным внебюджетным фондом. Государственный фонд содействия занятости создаётся за счёт обязательных отчислений предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности (включая и предприятия с иностранными инвестициями), предпринимателей; ассигнований из республиканского и местных бюджетов; добровольных пожертвований и иных поступлений. Программой и бюджетом фонда предусматривалось для создания новых рабочих мест использовать 348825,0 млн. рублей.
Для приглашения
на работу иностранных граждан
Государство помогает безработным в начале их трудовой деятельности или в возобновлении её и обеспечивает им следующие виды гарантий и компенсаций:
а) предоставление особых гарантий лицам, высвобожденным с предприятий, из учреждений, организаций, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС, уволенным с военной службы без права на пенсию;
б) выплату стипендий в период профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки и включение этого периода в общий и непрерывный трудовой стаж;
в) выплату
в установленном порядке
г) оказание материальной помощи безработному и членам его семьи;
д) возмещение расходов и получение иных компенсаций при необходимости переезда на другое место жительства в другую местность для работы по направлению службы занятости.
Для осуществления
контроля за соблюдением законодательства
о занятости населения в структуре органов
службы занятости созданы инспекции Республиканского,
областных, городских и районных центров
занятости населения.
Основными задачами инспекторской службы
являются:
· осуществление контроля за правильностью применения законодательства о занятости государственными органами и нанимателями;
· проверка деятельности хозяйствующих субъектов, оказывающих гражданам платные услуги, связанные с профориентацией, повышением профессионального уровня и подготовкой к новой работе, трудоустройством;