Вербальные интервенции центральных банков

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 12:49, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - раскрыть сущность вербальных интервенций, проводимых центральными банками различных стран.
Отсюда вытекают задачи курсовой работы:
Определить понятие вербальных интервенций
Рассмотреть возможные сферы применения вербальных интервенций
Рассмотреть цели вербальных интервенций
Рассмотреть факторы, влияющие на успешность вербальных интервенций
Оценить эффективность интервенций
Рассмотреть примеры применения вербальных интервенций

Содержание

Введение………………………………………………………………….3
Глава 1. Вербальные интервенции на валютном рынке………………6
Понятие вербальной интервенции …………………………...6
Сущность вербальных интервенций …………………………6
Причины вербальных интервенций…………………………..7
Виды вербальных интервенций на валютном рынке………..9
Цели вербальных интервенций……………………………….10
Оценка интервенций…………………………………………..12
Глава 2. Использование вербальных интервенций при проведении политики таргетирования инфляции…………………………………...15
2.1 Сущность политики таргетирования инфляции…………....15
2.2 Прогнозирование инфляции………………………………....18
2.3 Доверие………………………………………………………..23
Заключение……………………………………………………………....25
Список литературы……………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Финальный курсач.docx

— 62.51 Кб (Скачать)

1. Наличие необходимого  количества валютных резервов  в центральном банке 

2. Доверие рыночных агентов   к долгосрочной политике центрального  рынка, что обуславливается успешностью  физических интервенций для стабилизации  курса национальной  валюты в  прошлом;

3. Изменение фундаментальных  макроэкономических показателей,  таких как темп экономического  роста,  темп увеличения денежной  массы и прочие.

Если в распоряжении центрального банка находится достаточный  объём международных резервов, считается, что он способен полностью контролировать номинальный курс валюты. Колебания  номинального курса будут происходить в результате интервенций центрального банка, или же с его молчаливого согласия. Выступления по представителей центрального банка, часто будут иметь успех, ведь в случае неудачи, центральный банк всегда будет иметь возможность прибегнуть к действенной физической интервенции. Иначе говоря, номинальный валютный курс будет являться управляемой переменной денежной политики.

В случаях, когда денежные власти не располагают достаточными международными резервами, вследствие, например большого оборота на валютном рынке, или страна придерживается режима плавающего обменного курса, шоки, являющиеся причиной колебаний номинального курса, будут носить, как правило, денежный характер.  Другими словами, номинальный  курс будет являться экзогенной (заданной извне) переменной, которую центральный  банк будет принимать в расчет в процессе принятия решений. В данном случае, контроль над курсом валюты сведется только к сглаживанию его  колебаний.

Примером может служить  Япония, где центральный банк уменьшает  амплитуду колебаний курса иены вокруг долгосрочного периода. С  момента введения плавающего валютного  курса, японская экономика стала  испытывать значительные колебания  обменного курса иены с долгосрочной тенденцией её укрепления. Чтобы смягчить негативное влияние этих колебаний  на экономику, центральный банк вынужден проводить интервенции на валютном рынке. В условиях плавающего валютного  курса очень сложно идти против рынка, поэтому центральный банк сглаживает колебания валютного курса вокруг тренда. Такая стратегия позволяет  центральному банку постепенно накапливать  международные резервы.

 

Кроме перечисленных целей, при проведении интервенций в  расчет могут приниматься другие факторы, находящиеся вне сферы  валютного рынка. Экономическая  литература указывает на то, что  центральные банки иногда руководствуются  мотивами, имеющими лишь косвенное  отношение к денежной политике. Хотя центральные банки официально опровергают это предположение, они, периодически обосновывают операции на валютном рынке различными политическими и международными событиями, например, выборы в правительство, политические убийства, военные конфликты и иные события, ведущие к смене правительства.

В связи с природной  катастрофой в Японии, японская валюта сейчас испытывает сильные волнения. Прежде всего, вызывает опасение ничем  не оправданный курс национальной валюты. С целью стабилизации валютного  курса относительно, прежде всего, доллара  США, сейчас ведутся активные вербальные интервенции. «По словам заместителя  министра финансов Японии Фумихиго Игараси, укрепление иены против доллара в  сложившихся условиях противоречит законам логики. Япония сейчас пребывает  в самом эпицентре кризиса, поэтому  рост валютного курса ничем не оправдан. Он также добавил, что рассчитывает на совместные действия стран Большой  Семерки, если спекулянты начнут активно  скупать иену»6.

1.6 Оценка интервенций

С момента установления Ямайской валютной системы, многие страны перешли  от регулирования фиксированных  валютных курсов к режиму управляемого плавания. Предполагалось, что потребность  в интервенциях сократится, однако в последние десятилетия их частота  только увеличилась. В связи с  этим возникает проблема проверки эффективности интервенций как инструмента валютной политики.

Подобный анализ может  быть полезен для:

- оптимизации проводимых  центральным банком операций  на валютном рынке и оценки  валютной политики денежных властей;

- аргументации целесообразности  изменения денежной политики  и текущего режима валютного  курса;

- оценки требуемого уровня  валютных резервов и выявления  центральным банком среднесрочных  перспектив управления обменным  курсом.

Выделяют  три альтернативных критерия успеха интервенции.

««Критерий «направление». Профессор Гарвардского Университета Джеффри Френкель предложил первый и самый простой критерий успеха интервенции. Если направление движения валютного курса совпадает с  направлением интервенции, то интервенция  эффективна. Иными словами, если центральный  банк продает или покупает национальную валюту, то ее курс должен, соответственно, понижаться или повышаться .

Критерий «сглаживание». Второй критерий успеха интервенции  был предложен экономистом Федерального Резервного Банка Кливленда (США) Оуэном Хампэйджем. Он связан со сглаживанием колебаний валютного курса: интервенция  эффективна, когда усилиями центрального банка замедляется развитие тренда. Если курс падает, то интервенция должна приводить к плавному падению, а  если увеличивается - то к торможению роста .

Критерий «разворот». Автором  третьего критерия является эксперт  Европейского Центрального банка Расмус Фатум. Интервенция эффективна, когда  выполняется не только первый критерий, но в ходе интервенции полностью  нивелируется колебание валютного  курса за предыдущий период. Говоря языком технических аналитиков, происходит разворот тренда - центральный банк успешно «гребет против ветра».

Критерии «сглаживание»  и «разворот» основываются на критерии «направление». Их расчет учитывает  оценки «направления», и, в принципе, все критерии обладают определенной взаимозамещаемостью»7.

Приоритетность в выборе критерия зависит от режима валютного  курса страны и текущей ситуации на валютном рынке. К примеру, для  центрального банка России главным критерием эффективности интервенции является «сглаживание». Данный выбор объясняется тем, что Банк России официально придерживается  режима управляемого плавания без установления определенной границы колебаний. Это значит, что при управлении обменным курсом рубля, не задается целевое значение валютного курса или динамика его колебаний.

При режиме плавающего валютного курса, центральный банк осуществляет интервенции по своему усмотрению: когда требуется устранить  дисбаланс валютного курса, поддерживать низкую волатильность, увеличить международные  резервы или обеспечить адекватное предложение иностранной валюты.

При режиме плавающего валютного курса интервенции  выборочны и ограниченны потому, что экономистам центрального банка, учитывая разнообразие методов расчета  равновесного валютного курса, достаточно трудно обнаружить и оценить дисбаланс  валютного курса, а краткосрочная  волатильность валютного курса  часто не оправдывает проведение интервенций. Данная волатильность  может являться результатом появления  новой рыночной информации или изменения  макроэкономических факторов и отражать процесс образования рынком равновесного курса валюты.

Поэтому, при оценке целесообразности проведения интервенции, центральный  банк руководствуется большим кругом макроэкономических показателей, таких  как объём международных резервов, состояние платежного баланса и  прочие.

В последние годы, следуя режиму управляемого плавания, Банк России ограничивает колебания курса рубля, сдерживая темпы его увеличения. Согласно «Основным направлениям  денежно- кредитной политики на 2010 и период 2011 и 2012 годов» центральный банк продолжит придерживаться курса управляемого плавания рубля и использовать в качестве ориентира обменного курса бивалютную корзину.

  Глава 2. Использование вербальных интервенций при проведении политики таргетирования инфляции

Вербальные интервенции  ЦБ сводятся не только к текущему регулированию  курсов валют, но и к регулированию  других экономических явлений, например инфляции. Примерно с 70-х годов основное внимание многих стран стало нацеливаться на достижение ценовой стабильности. Стал четко прослеживаться подход, связанный с отказом от множества второстепенных целей и определением ценовой стабильности как приоритета экономической политики. Впоследствии такой подход был назван политикой таргетирования инфляции.

2.1 Сущность политики таргетирования  инфляции

«Таргетирование инфляции  — комплекс мер, принимаемых государственными органами власти в целях контроля за уровнем инфляции в стране».8

На данный момент к режиму таргетирования инфляции перешло уже  более 20 стран мира. Многие из них  применяют его уже более 10 лет. Механизмы проведения данной политики различаются от страны к стране, однако существует также 5 общих черт, которые можно назвать особенностями  таргетирования инфляции.

Самой важной особенностью является определение низкой и стабильной инфляции как важнейшей задачи денежной политики.

Второй особенностью таргетирования инфляции является публичное провозглашение среднесрочных плановых количественных показателей инфляции. Целевое значение инфляции выражается количественно. Фактическая  же величина может различаться в  разных странах. Например, в Израиле  и Новой Зеландии целевое значение установлено как целевой диапазон инфляции, а в Канаде и Швеции целевое значение находится внутри целевого диапазона. Общим для всех стран является наличие симметрии: избегание слишком низкой и слишком высокой инфляции.

При этом подчеркивается, что  таргетирование инфляции не сводится просто к установлению числовых значений параметров инфляции на год вперед, что важно в контексте стран  с переходной экономикой, которые  устанавливают инфляционные цели в  рамках экономического годового плана  правительства.  Стратегия денежной политики таких стран не может  быть охарактеризована как инфляционное таргетирование, ведь оно требует  остальных четырех элементов  чтобы стать состоятельной в  течение взятого периода.

Публичное провозглашение плановых показателей инфляции может являться либо продуктом соглашения между  правительством и центральным банком (Канада и Новая Зеландия), либо центральным  банком самостоятельно (Австралия, Финляндия, Швеция и Испания). В Австралии  Правительство в лице министра финансов выказывает поддержку проводимой политики задним числом. В Великобритании, где  формальную ответственность за денежно-кредитную  политику несет министр финансов, провозглашение таргетируемых уровней  инфляции лежит именно на нем, а Банк Англии играет роль советника.

В- третьих, центральные банки  самостоятельно устанавливают значение используемого им инструмента денежной политики: процентной ставки и прочее.

В- четвертых, политика центральных  банков, применяющих таргетирование инфляции, прозрачна. Эта прозрачность обеспечивается различными способами. Обычно, центральные банки публикуют  отчеты по инфляции. Частота публикаций, их содержание, временные горизонты  различаются от страны к стране.  Прозрачность помогает лучше понять причины принятия решений и делает денежную политику в целом более  предсказуемой.

И наконец, центральные банки  всех стран, таргетирующих инфляцию, отчитываются за результаты проведенной  денежной политики.

Исходя из этих принципов  видно, что при ведении политики таргетирования инфляции используется множество каналов сигнализации о деятельности центральных банков. К примеру, Шведский Риксбанк использует 4 канала сигнализации:  «выступления членов совета, публикация отчета об инфляции, содержащего более подробный прогноз инфляции, объявление решений принятых банком для достижения поставленной цели и публикация основного содержания встречи членов совета Риксбанка, где такие решения были приняты»9.

Суммируя вышесказанное, можно сделать вывод о том, что политика таргетирования инфлиции – это политика повышенной прозрачности и подотчетности центральных  банков. Эту прозрачность можно считать  даже более важной, чем саму цель по инфляции. Целевое значение инфляции играет роль индикатора, передающего  экономике четкие сигналы о том, каких действий стоит ожидать  от центрального банка. В результате, уменьшается неопределенность, мешающая сбалансированному развитию, и экономика  становится в целом более защищенной от неожиданных поступков денежных властей.

Часто высказываются опасения, что при проведении  политики таргетирования инфляции, центральный  банк  может потерять над ней  контроль. Во избежание этого, необходимо соблюдать следующие условия:

1) Центральные банки должны обладать достаточной независимостью, причем не только установленной законодательно, но и дающей  возможность оперировать инструментами денежной политики для выполнения поставленной задачи. Под этим понимается отсутствие симптомов фискального доминирования в экономике – подчинения денежной политики целям бюджетной. На практике это означает минимальную сумму денежных заимствований у центрального банка и всего банковского сектора или же полное её отсутствие, большой размер финансовых рынков, широкую базу бюджетных доходов и отсутствие большого государственного долга, который обычно затрудняет финансирование государственных расходов.

2) Денежные власти должны  воздерживаться от установления  уровня или тенденции движения  других номинальных переменных, таких как заработная плата  или номинальный обменный курс. Экономика, выбравшая в качестве  одной из целей постоянный  обменный курс, не в состоянии  эффективно определять  другие  номинальные показатели. В случае, когда ограничения, вызванные  таргетированием обменного курса  не столь жесткие, оно может  сосуществовать с таргетированием  инфляции до тех пор, пока  центральный банк будет подтверждать  своими действиями, что таргетирование  инфляции является основной целью  в случае возникновения нестыковки.

Информация о работе Вербальные интервенции центральных банков