Валютный рынок и методы государственного регулирования валютного курса

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 20:44, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – рассмотреть наиболее важные вопросы, касающиеся валютного рынка и методов государственного регулирования валютного курса.
Задачами курсовой работы является рассмотрение:
валютного рынка: сущность, классификацию и его виды;
валютного курса: сущность и его виды;

Содержание

Введение………………………………………………………………………………..
1. Валютный рынок………………………………………………………………….
1.1 Сущность валютного рынка…………………………………………………..
1.2 Классификация валютных рынков……………………………………………
1.3 Виды валютных рынков……………………………………………………….
2. Валютный курс…………………………………………………………………….
2.1. Сущность валютного курса…………………………………………………..
2.2. Виды валютных курсов……………………………………………………….
3. Регулирование величины валютного курса…………………………………….
4. Регулирование валютного курса в России………………………………………
Заключение ……………………………………………………………………………
Список используемой литературы…………………………………………………...

Работа содержит 1 файл

эк. теория.docx

— 52.98 Кб (Скачать)

2.Дисконтная  политика

Дисконтная  политика – это изменение центральным  банком учетной ставки, в том числе  с целью регулирования величины валютного курса путем воздействия  на стоимость кредита на внутреннем рынке и тем самым на международное  движение капитала. Стремясь повысить курс валюты, Центральный банк повышает учетный процент, что стимулирует  приток иностранных капиталов. Улучшается состояние платежного баланса, повышается валютный курс. Если правительство  ставит цель понизить валют­ный курс, Центральный банк снижает учетный  процент, капиталы перемещаются в зарубежные страны и в результате курс валют  понижается. В последние десятилетия  ее значение для регулирования валютного  курса постепенно уменьшается.[5, c.467]

  Кроме того, изменение процентной  ставки не всегда определяет  направление международного  движения  капиталов в силу многофакторности  этого процесса. Дисконтная политика  ведущих стран, в первую очередь  США, периодически порождает войну  процентных ставок, т.к. другие  страны вынуждены изменять процентные  ставки вопреки национальным  интересам.

3. Протекционные меры

Протекционистские меры – это меры, направленные на защиту собственной экономики, в  данном случае национальной валюты. К  ним относятся, в первую очередь, валютные ограничения. Валютные ограничения  – совокупность мероприятий и  нормативных правил, установленных  в законодательном или административном порядке, направленных на ограничение  операций с валютой, золотом и другими валютными ценностями.  Видами валютных ограничений являются следующие:

  • валютная блокада;
  • запрет на свободную куплю-продажу иностранной валюты;
  • регулирование международных платежей, движения капиталов, репатриации прибыли, движения золота и ценных бумаг;
  • концентрация в руках государства иностранной валюты и других валютных ценностей.

Валютные  ограничения по текущим операциям  платежного баланса не распространяются на свободно конвертируемые валюты, к  которым МВФ относит доллар США, марку Германии, Японскую иену, Английский фунт стерлингов и Французский франк. В 2006 года в прессе появились сообщения  о скорой отмене в Российской Федерации  всех имеющихся валютных ограничений  и введении с 1 июля 2006 г. полной обратимости  российского рубля. [16, c. 49] Для регулирования определенных законом видов валютных операций Правительству РФ и Банку России были оставлены только три вида валютных ограничений, таких как требование об открытии «Специального счета», требование о «Резервировании» и о «Предварительной регистрации». Такие валютные ограничения могли быть установлены для предотвращения ухудшения валютной ситуации в стране, под чем подразумевалось существенное сокращение золотовалютных резервов, резкие колебания курса валюты РФ, а также для поддержания устойчивости платежного баланса страны. [15, c.469]

Государство достаточно часто манипулирует величиной  валютного курса с целью изменения  условий внешней торговли страны, используя такие методы валютного  регулирования, как двойной валютный рынок, девальвация и ревальвация.

В принципе девальвация выгодна экспортерам, они получают за вырученную иностранную  валюту большую сумму национальной валюты. Выигрывают также должники по задолженности в девальвированной валюте, поскольку реальная сумма  долга уменьшается.

Напротив, проигрывают от девальвации национальные импортеры, так как им дороже обходится  приобретение необходимой иностранной  валюты, и кредиторы, получающие реально  меньшую сумму долга. Страны, которые  не проводят одновременно с другими  девальвацию, теряют от вынужденной  ревальвации своей валюты: как  экспортеры, они получают меньше при  обмене девальвированной иностранной  валюты на собственную подорожавшую валюту; как кредиторы, она получают от должника номинально неизменную, а  реально меньшую сумму в девальвированной валюте; как владельцы наличной девальвированной валюты. Но они выигрывают как импортеры, поскольку им теперь дешевле обходится  приобретение девальвированной валюты для оплаты товаров, и как должники, так как меньше приходится затрачивать  национальной валюты на погашение суммы  долга.[5, c.468]

Девальвация в принципе способствует притоку  капиталов, ревальвация, напротив, поощряет отлив краткосрочных капиталов  после выравнивания «курсового перекоса».

 

4. РЕГУЛИРОВАНИЕ ВАЛЮТНОГО КУРСА В РОССИИ

 

Банк  России является органом валютного  регулирования и валютного контроля и осуществляет эти функции в  соответствии с Федеральным законом  от 10 декабря 2003 года      N 173-ФЗ "О валютном регулировании  и валютном контроле" и иными  федеральными законами.

Основными принципами валютного  регулирования и валютного контроля в Российской Федерации являются:

1) приоритет экономических  мер в реализации государственной  политики в области валютного  регулирования;

2) исключение неоправданного  вмешательства государства и  его органов в валютные операции  резидентов и нерезидентов;

3) единство внешней и  внутренней валютной политики  Российской Федерации;

4) единство системы валютного  регулирования и валютного контроля;

5) обеспечение государством  защиты прав и экономических  интересов резидентов и нерезидентов  при осуществлении валютных операций. [1]

Эти принципы означают стремление правительства создать механизм валютного регулирования и валютного  контроля в качестве составного элемента системы регулирования национальной экономики.

Органами  валютного регулирования в Российской Федерации являются Центральный  банк Российской Федерации и Правительство  Российской Федерации, которые издают  акты органов валютного регулирования, обязательные для резидентов и нерезидентов.[2]

Центральный банк Российской Федерации устанавливает  единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и  сроки их представления, а также  готовит и опубликовывает статистическую информацию по валютным операциям. [3]

Валютные  операции между резидентами и  нерезидентами осуществляются без  ограничений, за исключением валютных операций,  в отношении которых  ограничения устанавливаются в целях предотвращения существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты Российской Федерации, а также для поддержания устойчивости платежного баланса Российской Федерации. Указанные ограничения носят недискриминационный характер и отменяются органами валютного регулирования по мере устранения обстоятельств, вызвавших их установление. [1]

В условиях сильного платежного баланса, сложившегося в 2003 году, Банк России при  реализации курсовой политики использовал  режим управляемого плавания. Дополнительно  Банк России предпринял ряд системных  шагов для того, чтобы предотвратить  искусственное укрепление национальной валюты. Во-первых, с 1 декабря 2002 года была существенно либерализована система  обязательной продажи валютной выручки. Экспортеры получили возможность реализовывать  валютную выручку в рамках обязательной продажи как на биржевом, так и  на внебиржевом валютном рынке. Во-вторых, процентные ставки по операциям Банка  России были снижены до уровней, ограничивающих приток капитала в рублевые портфельные  активы. Кроме того, после принятия поправок к Федеральному закону "О  валютном регулировании и валютном контроле", предоставивших Банку  России право самостоятельно устанавливать  норматив обязательной продажи в  пределах 30%, с 10 июля 2003 года Совет директоров Банка России установил значение этого норматива на уровне 25%.

В итоге удалось за довольно короткий промежуток времени обеспечить сближение  краткосрочных показателей доходности основных активов, номинированных в  иностранной валюте и рублях. Это  позволило Банку России сбалансировать к началу лета потоки краткосрочного капитала и существенно сократить  свое участие на валютном рынке, повысив  уровень его саморегулируемости. 

Относительная стабильность номинального обменного  курса рубля способствовала притоку  иностранных инвестиций и техническому переоснащению производства. В 2004 году Банк России проводил курсовую политику в условиях режима управляемого плавающего валютного курса, в соответствии с которым не устанавливаются количественные целевые значения курса рубля к иностранным валютам. При этом Банк России стремится сглаживать резкие его колебания, не обусловленные действием фундаментальных экономических факторов. Основным инструментом политики валютного курса Банка России остаются конверсионные операции рубль/доллар на внутреннем валютном рынке, которые осуществляются в комплексе с применением других инструментов денежно-кредитной политики. [7, c.57]

Не смотря на все позитивные стороны валютного  законодательства, в нем все же существуют некоторые недостатки. Так  при проведении курса на либерализацию валютных отношений Законе № 173-ФЗ не предусмотрено положение о срочной реализации антикризисных мер в экономике и на валютном рынке России. В этой связи следовало было бы обратиться к международному опыту. Так в Кодексе Организации экономического сотрудничества и развития о либерализации движения капиталов  1961 г.  указывается на допустимость принятия любых мер в сфере валютного регулирования при возникновении угрозы национальной безопасности. В свою очередь, статьи Соглашения Устава Международного валютного фонда 1944 г. предусматривают возможность осуществления контроля за капитальными операциями в любых формах и, более того, в чрезвычайных ситуациях с одобрения МВФ даже допускают введение ограничений на текущие. Подобное изменение экономической конъюнктуры может возникнуть, например, в связи с резким падением мировых цен на топливно-энергетические товары и услуги и в преддверии, и после апреля 2008 г. Может возникнуть срочная необходимость возврата к практике продажи части валютной выручки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации (отказ от подобной практики имел место в мае 2006 г.). К тому же требование обязательной продажи экспортной валютной выручки установлено в настоящее время в 74 развитых и развивающихся странах, входящих в МВФ, из них в 42 государствах экспортеры обязаны продавать 100% валютной выручки, и в 32 странах действует требование частичной продажи экспортной выручки на внутреннем валютном рынке [9, c.51]. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Эффективно  работающий и контролируемый внутренний валютный рынок формируется на основе следующих принципов:

Во-первых, валютное регулирование должно своими методами способствовать целям экономического развития страны.

Во-вторых, валютная политика государства, оказывающая  значительное влияние на экономическую  жизнь общества, должна отличаться последовательностью, логичностью, стабильностью  и взвешенностью.

В-третьих, валютное законодательство в РФ должно создавать целостный и единообразный  механизм государственного валютного  регулирования и контроля.

В России до 1995 года валютное регулирование  практически отсутствовало, что  вызывало постоянное сильное падение  рубля по отношению к иностранным  валютам. Падающий рубль был выгоден  лишь банкам (так как постоянное падение рубля вынуждало население  покупать иностранную валюту и банки  наживались на разнице между ценой  продажи и покупки) и предприятиям-экспортерам. Поскольку основным объектом экспорта в России является сырье и экологоемкая продукция (металл, нефтехимическая, целлюлозно-бумажная продукция), то постепенное обесценение  рубля поощряло грабеж ресурсной  базы страны.

Кроме того, практически отсутствовал эффективный  контроль за вывозом валюты из страны и за возвратом в страну валютной выручки экспортеров.

В результате введения в Российской Федерации в 1994 году валютного контроля за поступлением выручки от экспорта товаров, объем невозвращенной выручки  сократился с 30-40% в 1993 г. до 12% в 1994 г. и  лишь 4% в 1995-96 гг. В 1995 году был введен валютный коридор, что способствовало стабилизации курса национальной валюты. Органами, обеспечивающими валютное регулирование и контроль в Российской Федерации являются Центральный  Банк РФ, Государственный таможенный комитет, Федеральная служба по валютному  и экспортному контролю.

В настоящее время валютный рынок  России относительно стабилен, курс рубля  по отношению к евро и к доллару  не делает резких колебаний в течение  последних двух лет, при этом курс доллара, по данным о котировке валют  на рынке FOREX по отношению ко всем валютам постепенно снижается.

Валютный  рынок в целом складывается из двух основных компонентов: рынка биржевой торговли и внебиржевого валютного  рынка, который фактически является межбанковским.

На  баланс спроса и предложения на валютном рынке оказывают влияние две  группы макроэкономических факторов: долгосрочного (т.е. нужно долго ждать эффекта) и краткосрочного (немедленного) действия.

К факторам долгосрочного действия на валютном рынке относят  относительный уровень национальных цен и производительность труда. 

Не  менее важными являются факторы  краткосрочного или немедленного воздействия:  

- Банковская учетная ставка (Если банковская учетная ставка на местную валюту повышается, то это значит, что последняя становится более прибыльной на депозитном счете, что вызывает немедленное повышение спроса на эту валюту (при прочих равных условиях).

К другим индикаторам краткосрочного действия, тесно связанным с кредитным  процентом, относятся: 

- Уровень безработицы (чем выше учетная ставка, тем дороже кредиты для бизнеса, тем ниже деловая активность и меньше спрос на рабочую силу).

- Уровень инфляции (чем выше ставки, тем меньше денежная масса в обороте, тем ниже уровень инфляции). 

- Объем денежной массы (чем выше ставки, тем меньше берется кредитов, тем меньше денежная масса, если национальный банк не осуществляет обратную покупку ранее размещенных государственных ценных бумаг).

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1.  «О валютном регулировании и валютном контроле». N 173-ФЗ от 10 декабря 2003 года.
  2. «О  внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле». N 127-ФЗ от 5 июля 2007 года.
  3. «О центральном банке Российской Федерации (Банке России)». N 86-ФЗ от 10 июля 2002 года.
  4. Валютное регулирование и валютный контроль: Учебник /Под ред. В.М.Крашенникова. М.: Экономист. 2005.
  5. Деньги, кредит, банки: Учеб. пособие /В.И.Тарасов. – 2-е изд. Мн.: Книжный Дом; Мисанта. 2005.
  6. Деньги, кредит, банки: Учебник /кол. авт.; под ред. О.И.Лаврушина. – 5-е изд., стер. М.: КНОРУС. 2007.
  7. Динамика эффективных обменных курсов рубля в январе-апреле 2004 г. //Вестник Русского экономического общества, №130. 2004.
  8. Меньшиков С.М. Доллар сегодня и завтра //Банковское дело №1, 2008.
  9. Ольшаный А.М. Валютное законодательство Российской Федерации нуждается в корректировке ряда положений //Российский внешнеэкономический вестник. №3 (март) 2007.
  10. Салихов Б.В. Экономическая теория: Учебник. – 2-еизд., перераб. И доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашко и Ко», 2008
  11. Статистический раздел //Экономический журнал Высшей школы экономики. т.11, №4, 2007.
  12. Финансы и кредит: Учебник / Под ред. про. М.В.Романовского, проф. Г.Н.Белоглазовой. М.: Юрайт-Издат, 2004.
  13. Хасбулатов Р.И. «Мировая экономика». М: «Инсан», 1997 г.
  14. Шагалов Г.Л. Введение режима плавающего валютного курса в России //Росссийский внешнеэкономический вестник. №3. 2007.
  15. Экономическая теория /Под ред. А.И. Добрынина, Л.С.Тарасевича, 3-е изд. СПб.: Издательство СПбГУЭФ: Питер. 2007.
  16. Экономическая теория: Учебник / Под ред. А.Г.Грязновой, Т.В.Чечелевой. – М.: Издательство «Экзамен», 2003

Информация о работе Валютный рынок и методы государственного регулирования валютного курса