Уровень жизни и его показатели в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2011 в 15:07, курсовая работа

Описание работы

Переход к рыночным отношениям внес значительные изменения в регулирование доходов, которые в первую очередь и определяют благосостояние людей. Прежде всего уменьшилась роль государства в этой области, расширилась самостоятельность регионов и предприятий, а также повысилась значимость рыночных регуляторов. Именно поэтому становится таким важным выработка собственной политики предприятия в области доходов, которая учитывала бы интересы различных групп работников и собственников, предусматривала бы эффективную систему занятости и вознаграждения за труд, меры по социальной защите работников, а следовательно обеспечивала бы человеку достойную жизнь.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………………………… 3 - 5


Глава 1. Основные показатели уровня жизни населения России:

Доходы населения: виды, источники, формирование. Номинальные и реальные доходы………………………………………………………………………………………..6 - 8
Понятие и показатели уровня жизни населения………………………………….8 - 11
Совокупные показатели потребления…………………………………………..……11 - 13
Глава 2. Анализ уровня жизни населения России:

2.1. Анализ доходов и благосостояния населения……………………………………14 - 15

2.2. Анализ дифференциации доходов населения……………………………………15 - 16

2.3. Анализ потребления……………………………………………………………………….…...16 - 12

2.4 Анализ влияния финансового кризиса (2008 г.) на уровень жизни населения России……………………………………………………………………………………..…..19 - 20

Глава 3. Программы повышения уровня жизни населения России:

3.1. Программа повышения уровня жизни населения………………………..……21 - 22

3.2. Основные цели и мероприятия повышения уровня жизни населения…………………………………………………………………………………………………..….22 - 26

3.3. Экономическая эффективность мероприятий повышения уровня жизни населении………………………………………………………………………………………………………27 - 30


Заключение……………………………………………………………………………………….……….31 - 33

Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Rescue.asd.docx

— 58.78 Кб (Скачать)

       Достижение  данной цели в полном объеме возможно только при устойчивом экономическом  росте, снижении темпов инфляции, проведении сбалансированной налоговой политики. Уровень достижения цели зависит  также от своевременного выделения  в полном объеме бюджетных средств (как из федерального, так и из региональных бюджетов), предусмотренных  на реализацию соответствующих программ, средств государственных внебюджетных фондов (Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования  Российской Федерации).

       Повышение благосостояния населения в значительной степени связано с ситуацией  на рынке труда и занятостью населения.

       Главными  тактическими задачами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации в достижении вышеуказанной цели являются:

       -содействие росту заработной платы;

       -содействие улучшению пенсионного обеспечения и развитию пенсионного страхования;

       -развитие системы государственной поддержки граждан, нуждающихся в социальной защите, содействие усилению адресности социальной помощи, оказываемой субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями.

       Конечным  результатом мероприятий, реализуемых  в рамках данной стратегической цели задач, должно стать существенное сокращение бедности, снижение дифференциации в  денежных доходах как между группами населения, так и между регионами.

       3. Цель – повышение  качества и доступности  медицинской помощи, лекарственного обеспечения,  особенно для малоимущих  групп населения,  обеспечение санитарно-эпидемиологического  благополучия. 

       В рамках реализации указанной цели предусматривается решить следующие тактические задачи

       -повышение эффективности функционирования системы здравоохранения;

       -обеспечение доступности и качества медицинской помощи;

       -улучшение состояния здоровья детей и матерей;

       -обеспечение качественными и безопасными лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения;

       -предупреждение болезней и других угрожающих жизни и здоровью состояний.

       Показателями  задачи «Повышение эффективности функционирования системы здравоохранения» являются: объем амбулаторно-поликлинической  помощи; объем стационарной помощи; объем помощи в дневных стационарах  всех типов; объем оказанной скорой медицинской помощи; уровень госпитализации; длительность пребывания в круглосуточных стационарах; доля финансирования здравоохранения  через систему ОМС в общем  объеме государственного финансирования здравоохранения.

       Мероприятия по решению данной задачи будут включены: в подпрограммы «Сахарный диабет», «Туберкулез», «Инфекции, передаваемые половым путем», «Вакцинопрофилактика», «Анти-ВИЧ/СПИД», «Артериальная гипертония» проекта федеральной целевой программы «Предупреждение и борьба с социально значимых заболеваний (2007-2011 гг.)»; ведомственные целевые программы «Модернизация и обеспечение деятельности системы государственного санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации (Санитарный щит страны)», «Организация и обеспечение деятельности системы контроля за соблюдением прав потребителей в Российской Федерации (Защита прав потребителей)», «Организация и ведение социально-гигиенического мониторинга (Соцгигмониторинг)», «Профилактика массовых неинфекционных заболеваний обусловленных влиянием факторов среды обитания человека (Гигиена и здоровье)», «Профилактика инфекционных и паразитарных заболеваний (Стоп инфекция)», «Совершенствование профилактики, усиление мер по предупреждению распространения ВИЧ-инфекции и СПИДа в Российской Федерации (СПИДу - нет)», «Санитарная охрана территории Российской Федерации (Санохрана)», «Модернизация и обеспечение функционирования системы предупреждения вредного влияния факторов среды обитания на здоровье населения» («Регистрация для здоровья»), «Обеспечение функционирования системы государственного регулирования деятельности, связанной с использованием возбудителей инфекционных заболеваний, и деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (Лицензирование для здоровья)», «Программа модернизации и совершенствования профессионального отбора работников для особо опасных производств ядерно-энергетической и оборонных отраслей», «Научная и промышленная база производства в Российской Федерации лекарственных средств профилактики и лечения поражений радиационной и химической природы».

       4. Цель – повышение эффективности системы социальной защиты и социального обслуживания граждан, в первую очередь пожилых граждан и инвалидов.

       Тактическими  задачами Министерства, направленными на реализацию вышеуказанной цели, являются:

       -оптимизация  системы оказания социальных  услуг, развитие организационно-правовых  форм учреждений социального  обслуживания;

       - повышение качества и увеличение объема услуг по реабилитации и социальной интеграции инвалидов;

       -осуществление обязанностей государства по оказанию мер социальной поддержки отдельным категориям граждан.

       3.3. Экономическая эффективность  мероприятий повышения  уровня жизни населения.

       Министерством решается задача улучшения показателей  прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, включение в  них социальных параметров, влияющих на повышение уровня и качество жизни  населения. На среднесрочную перспективу  предлагается прогнозировать показатели денежных доходов населения, оплаты труда работников бюджетной сферы, размеров пенсий и важнейших социальных пособий, минимального размера оплаты труда, соотношения заработной платы  и пенсий с величиной прожиточного минимума.

       Основными показателями, характеризующими уровень достижения поставленных целей, являются:3

       Показатель        Год        Значение
       Цель 1. Улучшение демографической  ситуации и положения  семей с детьми, а также детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
Число родившихся, чел. на 1000 человек населения        2004г.

       2005г.

       2006г.

       2007г.

       2008г.

       2009г.

целевое значение

       10,4

       10,2

       10,3

       10,5-10,6

       10,8 -11,0

       11,0 -11,4

       17,0

Число умерших, чел. на 1000 человек населения        2004г.

       2005г.

       2006г.

       2007г.

       2008г.

       2009г.

целевое значение

       16,0

       16,1

       16,3-16,0

       16,3 -15,8

       16,3 -15,6

       16,4 -15,4

       10,0

       Цель 2. Повышение благосостояния населения, снижение бедности и неравенства  по денежным доходам  населения
Удельный  вес населения с доходами ниже прожиточного минимума (в % от общей  численности населения)        2004г.

       2005г.

       2006г.

       2007г.

       2008г.

       2009г.

целевое значение

       17,6%

       18,4%

       15,8%

       14,3%

       12,4%

       11,2%

       8-10%

       Цель 3. Повышение качества и доступности  медицинской помощи, лекарственного обеспечения, особенно для малоимущих групп населения, обеспечение санитарно-эпидемиологического  благополучия
Ожидаемая продолжительность жизни при  рождении, лет        2004г.

       2005г.

       2006г.

       2007г.

       2008г.

       2009г.

целевое значение

       65,3

       65,3

       66,0

       66,1

       66,2

       66,3

       70

Средняя продолжительность жизни больных  с хронической патологией после  установления заболевания, лет        2004г.

       2005г.

       2006г.

       2007г.

       2008г.

       2009г.

целевое значение

       8,5

       10

       11,5

       12,5

       13,5

       14

       15

       Цель 4. Повышение эффективности  системы социальной защиты и социального  обслуживания, в первую очередь пожилых  граждан и инвалидов
Удельный  вес граждан пожилого возраста и  инвалидов, получивших услуги учреждений социального обслуживания, от общего числа обратившихся граждан пожилого возраста и инвалидов, %        2004г.

       2005г.

       2006г.

       2007г.

       2008г.

       2009г.

целевое значение

       67,2%

       70,6%

       75,9%

       81%

       85%

       88%

       100%

       Цель 5. Содействие продуктивной занятости населения, обеспечение защиты прав граждан в области труда
Уровень общей безработицы, в % к экономически активному населению        2004г.

       2005г.

       2006г.

       2007г.

       2008г.

       2009г.

целевое значение

       8,3%

       7,7%

       7,6%

       7,4%

       7,3%

       7,0%

       6-7%

 
 
 
 
 
 

     Заключение

       Итак, рассмотрев все вышеуказанные вопросы  можно сказать, что уровень жизни  населения России постоянно изменяется. Но если смотреть тенденции этого  изменения, то видно явное снижение уровня жизни населения России в  последние годы.

       На  основании изложенного сделаем  ряд выводов:

       Во-первых, несмотря на то, что и доходы и  расходы населения с каждым годом  растут, разница между доходами и  расходами снижается. Это далеко не положительно влияет на благосостояние населения России.

       Во-вторых, экономико-статистический анализ уровня жизни населения России имеет  несколько отраслей, важнейшей из которых является статистика домашних хозяйств населения. Показатели, изучаемые  в данной отрасли, используются в  изучении мероприятий по социальной защите населения России.

       В-третьих, с помощью экономико-статистического  анализа можно изучать обеспеченность населения социальными благами, то есть достаточно ли в том или  ином регионе России работников здравоохранения, лечебных учреждений, а также существует ли необходимое число учреждений отдыха, театров, музеев необходимых  для поддержания высокого культурного  уровня населения России.

       В-четвёртых, экономико-статистический анализ уровня жизни населения России проводится для того, чтобы улучшать те или  иные условия жизни населения. Но, в настоящее время, в нынешней нестабильной экономической ситуации делать это становится все сложнее.

       Обеспечение сельскохозяйственных предприятий  трудовыми ресурсами и их рациональное использование, рост производительности труда и, на этой основе, повышение  оплаты труда – важнейшее условие  успешного развития сельского хозяйства  и превращение его в высокоэффективную  и высокопроизводительную отрасль.

       Уровень жизни и социальная защита населения  являются важной функцией государства. Рынок сам по себе не может регулировать эту сферу, поэтому обязанность  регулирования в этой сфере возлагается  на государство. Непродуманная политика государства в этой области может  привести к росту социальной напряженности.

       Анализ  изменений в уровне жизни населения  России в последние годы показал, что сохранение низкого жизненного уровня большинства населения блокирует  ее экономическое развитие, усугубляет ее социально-политическую нестабильность. Социальная политика в России остается пассивной и не адекватной сложившейся  напряженной ситуации. Все большее  число граждан, общественно-политических сил выступают за смену курса  социально-экономических преобразований в стране.

       Финансирование  данной сферы явно недостаточно. Для  решения этой проблемы необходим  перевод теневой экономики в  легальное положение, в том числе  и за счет снижения налогов. Необходимо оздоровление экономики, повышение  уровня реальной заработной платы, которая  должна явиться стимулом роста производительности труда, экономической активности населения. Это с одной стороны приведет к росту налоговых отчислений и следовательно увеличению доходной части бюджета. А с другой стороны  к снижению доли граждан, реально  нуждающихся в помощи государства.

       При нынешней скудности финансовых ресурсов необходимо перейти от принципа социальной помощи всем гражданам к адресной помощи тем, кто в ней действительно  нуждается. Должен быть усилен контроль за использованием средств внебюджетных целевых фондов, усилена ответственность  за нарушение законодательства. Следует  надеяться, что политика в области  социальной защиты населения будет  более грамотной, что приведет к  повышению уровня жизни граждан, обеспечению достойной жизни  пенсионеров, сирот, инвалидов и  других социально незащищенных слоев  населения.

       В этих целях первоочередное значение приобретает поэтапное доведение  минимальных и других фиксированных  доходов населения до величины прожиточного минимума. Именно такой подход, заложен  в Федеральном законе «О прожиточном  минимуме в Российской Федерации», принятом Государственной Думой  в апреле 1997 года (отклонён Советом  Федерации). Необходимо также принять  экстренные правовые, экономические  и административные меры по ликвидации имеющейся задолженности по заработной плате, введению механизма возмещения материального ущерба при задержках  с выплатой заработной платы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список используемой литературы

  1. Зайцева А.Н. Социально-экономические проблемы развития современной России: Сборник статей. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2001. - 144с.
  2. Журнал «Эксперт», №14(700), 12-18 апреля 2010г. – статья: « Кухни без окон и туфли из кожзаменителя» А. Грамматчиков, С. Инкижинова, Л. Москаленко, И. Ступин, с.32-38
  3. Журнал «Pro et contra», №5-6 (43), сент.-дек. 2008г. – статья:  «Региональная проекция кризиса» Н. Зубаревич,  с.48-62
  4. Ламперт Х. Социальная рыночная экономика. Германский путь. - М., Дело, 1994.
  5. Макроэкономика. Теория и российская практика: учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. /под ред. А.Г. Грязновой и Н.Н. Думной. – М.: КНОРУС, 2006. – 688с.
  6. Пространственная экономика. Научный журнал/ Гл.ред. П.А. Минакир - №4(20) 2009. – с. 27-28
  7. Ревайкин А.С. Уровень жизни населения - М.: Наука, 1999. - 118с.
  8. Российский экономический журнал/ Гл.ред. А.Ю. Мелентьев - №11-12, 2009г. –  статья: «Экономика РФ в 2009 году» М. Ершов, В. Лохмачев, В. Татузов, А. Танасова,  с.3-12
  9. Социально-экономические проблемы развития современной России: сборник статей. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2001. – 144с.
  10. Федоряк Л.М. Качество жизни и познавательная активность. Монография. – СПб.: ГНУ «ИОВ РАО», 2004. – 296 с.
  11. Финансовый кризис в России и в мире/ Под. ред. Е.Т. Гайдара – М.: Проспект, 2009. – 256с.
  12. Экономическая статистика. 2-е изд., доп.: Учебник/ Под ред. Ю.Н. Иванова. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 480 с.
  13. Экономическая теория: Учебник: В 2 ч. / Науч. ред. В.В. Ильяшенко, А.Ю. Коковихин. – Екатеринбург, 2008
  14. Официальный сайт Минэкономразвития http://www.economy.gov.ru.
  15. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]  http://www.gks.ru/bgd/free/B10_00/IssWWW.exe/Stg/d03/6-0.htm
  16. Российская газета [Электронный ресурс]  http://www.rg.ru/2010/03/23/reg-privolzhe/zhkh.html
  17. Современная энциклопедия [Электронный ресурс]  http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc1p/49470
  18. Экономика. Скрытая безработица [Электронный ресурс]  http://www.newsru.com/finance/01apr2010/withjob_rus.html
  19. Экономика. Новости  [Электронный ресурс] http://www.gzt.ru/topnews/economics/-v-rossi-stanovitsya--vse-boljshe-nischih----/294325.html
  20. Юрий Крупнов. Качество жизни [Электронный ресурс]  http://www.kroupnov.ru/5/178_1.shtml.
  21.      Экономическая теория. Учебник./Под ред. В.Д.Камаева. – 8-е изд. – М., 2002.
  22.      Инструкция о составе фонда заработной платы и выплат социального характера Госкомстата РФ от 10 июля 1995 г. N 89.
  23.      www.programa-gov.ru
  24.     «Российский экономический журнал», -  №7, 2000 г.
  25. Видяпин, В.И. Экономическая теория/ под ред. В.И. Видяпина – М.: ИНФРА-М., - 2003 г.

Информация о работе Уровень жизни и его показатели в России