Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2011 в 15:07, курсовая работа
Переход к рыночным отношениям внес значительные изменения в регулирование доходов, которые в первую очередь и определяют благосостояние людей. Прежде всего уменьшилась роль государства в этой области, расширилась самостоятельность регионов и предприятий, а также повысилась значимость рыночных регуляторов. Именно поэтому становится таким важным выработка собственной политики предприятия в области доходов, которая учитывала бы интересы различных групп работников и собственников, предусматривала бы эффективную систему занятости и вознаграждения за труд, меры по социальной защите работников, а следовательно обеспечивала бы человеку достойную жизнь.
Введение………………………………………………………………………………………………………… 3 - 5
Глава 1. Основные показатели уровня жизни населения России:
Доходы населения: виды, источники, формирование. Номинальные и реальные доходы………………………………………………………………………………………..6 - 8
Понятие и показатели уровня жизни населения………………………………….8 - 11
Совокупные показатели потребления…………………………………………..……11 - 13
Глава 2. Анализ уровня жизни населения России:
2.1. Анализ доходов и благосостояния населения……………………………………14 - 15
2.2. Анализ дифференциации доходов населения……………………………………15 - 16
2.3. Анализ потребления……………………………………………………………………….…...16 - 12
2.4 Анализ влияния финансового кризиса (2008 г.) на уровень жизни населения России……………………………………………………………………………………..…..19 - 20
Глава 3. Программы повышения уровня жизни населения России:
3.1. Программа повышения уровня жизни населения………………………..……21 - 22
3.2. Основные цели и мероприятия повышения уровня жизни населения…………………………………………………………………………………………………..….22 - 26
3.3. Экономическая эффективность мероприятий повышения уровня жизни населении………………………………………………………………………………………………………27 - 30
Заключение……………………………………………………………………………………….……….31 - 33
Список используемой литературы
Основные показатели
Неравенство доходов - это та цена, которую обществу приходится платить за ускорение повышения его благосостояния. Россия не достигла того уровня, при котором происходит сглаживание социальных различий, нормальное для многих европейских стран.
В течение многих лет, независимые эксперты с регулярной периодичностью пытались доказать, что уровень денежных доходов населения России существенно выше, тех оценок, которые делает Государственный комитет по статистике РФ. Разброс экспертных оценок составляет от 30 до 100% превышения над официальными данными. До последнего времени Госкомстат все эти выпады просто игнорировал.
2.3. Анализ потребления.
Используя
соотношения цен на товары для
разных групп населения можно
эффективно контролировать присутствие
на потребительском рынке
Наибольшее
внимание к питанию массовых контингентов
населения власть уделяет в связи
с проблемой прожиточного минимума.
Предложения разных ведомств (Госкомстат,
Госкомтруд, профсоюзы), института социально-
Минимальное количество хлеба и хлебопродуктов потребляется в индустриально развитых центрах страны, а также в регионах не имеющих развитого земледелия (горные районы Кавказа). Наибольшее количество хлеба потребляется населением областей центральной части Европейской России, в которых преобладает аграрная направленность экономики (максимум в Черноземье). Можно сказать, что потребление хлеба возрастает в районах с наибольшим распространением традиционных форм русского сельского хозяйства (зерновое хозяйство в сочетании со стойловым животноводством).
Если проанализировать потребление мяса и мясопродуктов в регионах России, то можно отметить отчетливую биполярность. Максимумы потребления этих продуктов приходятся на столичные центры (Москва и С-Петербург) и на северные регионы страны, где значительную часть составляет промыслово-скотоводческое население.
Если
потребление хлеба и мяса распределяется
по регионам страны в некотором соответствии
с распределением традиционных форм
ведения сельского или
Таким
образом, даже самые общие показатели
потребления продуктов питания
отчетливо демонстрируют
В
промышленно развитых центрах Европейской
части, на севере и в Сибири обнаруженный
диспаритет цен не имеет серьезных
социальных последствий из-за малого
числа сельских жителей. На юге Сибири,
Урала и в Поволжье, где сельское
население достаточно многочисленно,
разрыв в стоимости минимальных
наборов для городского и сельского
типов питания не столь велик.
Особенно существенные социальные последствия
дисбаланс потребительских цен
в пользу городов имеет опять
же в Черноземье, где численность
сельского населения наиболее значительна.
Похоже, что и рыночное ценообразование
не помогло преодолеть инерцию политики
по поддержке промышленности в ущерб
сельскому хозяйству. Фактически в
России сложилось косвенное
2.4. Анализ влияния финансового кризиса (2008 г.) на уровень жизни населения России.
На сегодняшний день одним из наиболее ощутимых последствий экономического кризиса в России является снижение уровня жизни населения. Негативное воздействие современного экономического кризиса на непосредственный уровень благосостояния населения России становится все более очевидным. В 2008 году на 9% сократился рост реальных располагаемых денежных доходов населения, а в 2009 году он понизился еще на 2%, однако реальные денежные доходы населения в 2009 году выросли на 2,3% . Это можно обусловить высоким ростом индекса потребительских цен - 13, 3%. Для сравнения: в Финляндии инфляция составила – 7,5%, в Болгарии – 5,1%, в Италии – 3,8%, а в Германии и вовсе – 1,1%. Отрицательную динамику имеет и реальный показатель заработной платы, который в 2009 снизился на 2,8% по отношению к предыдущему году. Гораздо большее падение продемонстрировала реальная величина заработной платы, скорректированная на инфляцию – она сократилась на 9,1% за этот же период. Номинальная начисленная заработная плата одного работника в январе 2009 года составила в среднем по России 15 тысяч 200 рублей, что на 3,0% выше уровня января 2008 года и на 25% меньше, чем в декабре 2008 года. На начало 2009 года уровень безработицы, посчитанный по методике Международной организации труда (МОТ), составил в России около 5 % от численности трудоспособного населения. Общая численность безработных в России в январе 2009 года выросла на 300 тысяч человек и составила на конец месяца 6,1 миллиона человек. Проблема высокой дифференциации доходов населения в нашей стране, которую можно отнести к наиболее актуальным национальным проблемам, во время кризиса лишь усугубилась. Децильный коэффициент, отражающий соотношение доходов 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного населения, в 2008 году увеличился и составил 16,8. Для сравнения: в так называемых социальных государствах Европы, в частности Швеции, Дании, Норвегии в целях сохранения социального мира между бедными и богатыми этот показатель с помощью государственного регулирования поддерживается на уровне от 4,0 до 5,0. Коэффициент Джини продемонстрировал рост около 5,6% в 2008 году по отношению к данным 2006 года и составил – 0,42. Показатели качества жизни в условиях современного экономического кризиса также ухудшаются. Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), который используется для сравнительной оценки бедности, грамотности, образования, средней продолжительности жизни и некоторых других показателей страны, составил в 2009 году 0,817, отодвинув нашу страну на 72 место в рейтинге стран мира, по результатам ежегодного отчета ООН. Индекс развития человеческого потенциала определяется динамикой трех индексов - ожидаемой средней продолжительности жизни (66,2 года), уровня образования(0,933) и ВВП на душу населения (9,620$). По последним данным ВОЗ ЮНЕСКО коэффициент жизнеспособности населения, отражающий возможности сохранения генофонда, интеллектуального развития населения в условиях проведения социально-экономической политики, в России составляет по 5-балльной шкале всего лишь 1,4 балла.
Таким
образом, приведенный выше анализ основных
показателей уровня жизни населения
России в период экономического кризиса
позволяет заключить, что в нашей
стране заметно снизился уровень
благосостояния населения и возникла
острая потребность проведения продуманной
государственной политики посткризисного
восстановления.
Глава 3. Программа повышения уровня жизни населения России.
3.1. Программа повышения уровня жизни населения.
Программа
социально-экономического развития Российской
Федерации на среднесрочную перспективу,
проект которой опубликован на официальном
сайте Правительства РФ, направлена
на обеспечение устойчивого
Цели и задачи деятельности Министерства
на 2007-2009 годы определены на исходя из
посланий Президента Российской Федерации
Федеральному Собранию Российской Федерации
и Программы социально-экономического
развития Российской Федерации на среднесрочную
перспективу (2006-2008 годы), утвержденной
распоряжением Правительства Российской
Федерации от 19 января 2006г. № 38-р, и направлены
на обеспечение достижения следующих
целей Правительства Российской Федерации:
-
повышение материального
-
повышение уровня здоровья
-
обеспечение потребностей в
-
обеспечение продуктивной
-
воспроизводство и развитие
Миссия Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации в свете реализации конституционных гарантий и прав граждан Российской Федерации на базе положений посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации и Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы) заключается в содействии улучшению демографической ситуации, росту уровня и качества жизни через повышение доходов населения, улучшению здоровья, созданию условий для достойного труда и продуктивной занятости, усилению социальной защиты уязвимых групп населения.
3.2. Основные мероприятия повышения уровня жизни населения.
С учетом задач, поставленных в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, главными направлениями работы в социальной сфере в предстоящий период будут:
-решение демографических проблем на основе повышения рождаемости и сокращения смертности;
-реализация приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения в целях повышения доступности и качества медицинской помощи;
-поддержка старшего поколения на основе повышения уровня пенсионного обеспечения и эффективности предоставляемой социальной помощи.
Мероприятия, проводимые по этим направлениям, наряду с другими мерами социальной направленности, прежде всего по повышению заработной платы и увеличению занятости населения, будут способствовать решению главной задачи – последовательного повышения уровня и качества жизни населения, сокращения бедности, обеспечения всеобщей доступности основных социальных услуг.
1. Цель – улучшение демографической ситуации и положения семей с детьми, а также детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Данная
цель направлена на постепенную стабилизацию
численности населения страны на
основе создания условий, благоприятных
для рождения детей, снижения смертности
и упорядочения миграции населения
на оказание помощи и поддержки семьям
с детьми, находящимися в трудной
жизненной ситуации; на защиту прав
и интересов детей и
Для
достижения цели потребуется повысить
эффективность деятельности федеральных
органов государственной
2. Цель – повышение благосостояния населения, снижение бедности и неравенства по денежным доходам населения.
Данная цель носит межведомственный характер и требует четкого заимодействия различных федеральных органов исполнительной власти, а также органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.