Уровень и качество жизни населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 18:17, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - рассмотреть уровень жизни и качество жизни, показатели уровня и качества жизни, изучить необходимость и пути повышения уровня и качества жизни в Республики Беларусь.
Предметом курсовой работы является система показателей, характеризующих уровень и качество жизни населения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
1.Показатели оценки уровня, качества жизни населения………………………..5
1.1 Определение уровня жизни и его составляющие…………………………..5
1.2 Определение уровня качества жизни населения и его оценка…………….9
1.3 Основные компоненты уровня жизни……………………………………….12
2.Качество и уровень жизни населения опыт зарубежных стран……………17
2.1 Качество и уровень жизни населения в США ………………………........17
2.2 Качество и уровень жизни населения (Восточная Европа) в Украине………………………………………………………………………………….........19
2.3 Качество и уровень жизни населения (Западная Европа) в Германии……………………………………………………………………………………….21
3. Повышение уровня качества жизни в Республике Беларусь……………...24
3.1 Состоятельное население в Республике Беларусь…………………………24
3.2 Средний класс в Республике Беларусь…………………………………….25
3.3 Бедность и факторы бедности в Республике Беларусь……………………27
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая!.docx

— 81.70 Кб (Скачать)

“Один – богат, другой беден  и третий. Он наилучший” (Аристотель).

В самом обобщенном виде средний класс может быть определен  следующими критериями:

1. Обычаи и традиции  страны

2. Образ жизни

3. Духовные ценности

4. Образование

5. Свобода: личная и  потребительская

6. Собственность на средства  производства

7. Величина и структура  расходов

8. Доход / зарплата [11, с. 225].

В Беларуси уже сформировался  средний класс общества. Об этом заявил президент Беларуси Александр Лукашенко на IV Всебелорусском народном собрании. "Сегодня тех, кто считает себя человеком со средним достатком, - около двух третей, в то время как пятилетку назад таких было наполовину меньше", - сказал белорусский лидер.

"Есть и богатые люди. Но при этом очень важно,  что нет сильного социального расслоения.

Сегодня тех, кто считает  себя человеком со средним достатком, - около двух третей, в то время  как пятилетку назад таких  было наполовину меньше. И это при  том, что экономический кризис еще  только заканчивается.

Есть и богатые люди. Но при этом очень важно, что нет  сильного социального расслоения. Разница в доходах в Беларуси за последние годы составляет приблизительно 5 раз (примерно как в Германии, Австрии и Швеции). В России она - почти 20 раз.

"На европейский уровень  мы будем ориентироваться и  в будущем, - сказал Александр Лукашенко. - Это отнюдь не означает, что будут сдерживаться высокие доходы. Напротив, государственная политика нацелена на то, чтобы состоятельных людей прибавлялось. Но при этом чтобы пропорционально подтягивались и остальные слои общества".

"Если половина нищих  болтается на дне общества, а  1-2% составляют олигархи или те, кто хорошо себя чувствует, - это  не государство, и его рано  или поздно ждет крах. Мы этого  не должны допустить в нашей  стране", - подчеркнул белорусский лидер.

В промышленности средняя  заработная плата в октябре 2011 г. составила 2 634,3 тыс. рублей, в строительстве – 2 474,3 тыс. руб., на транспорте и в связи – 2 503,9 тыс., в сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве – 1 634,1 тыс., в образовании – 1 861,7 тыс. рублей, в том числе учителей – 2 166,3 тыс., профессорско-преподавательского состава  – 3 081,6 тыс. рублей. Заработная плата работников здравоохранения и предоставления социальных услуг в октябре текущего года сложилась в размере 1 942,3 тыс. рублей, в том числе в области здравоохранения – 1 979,2 тыс. рублей. Средняя заработная плата врачей составила 3 125,2 тыс., среднего медицинского персонала – 1 897,8 тыс. рублей [4, c. 250] .

 

 

3.3 Бедность и факторы  бедности в РБ

 

 

Бедность- состояние постоянного отсутствия средств, необходимых для обеспечения удовлетворительного образа жизни. Бедность обнаруживается как неспособность семьи при помощи текущих доходов удовлетворить основные потребности в пище, одежде и жилье.

В документах ООН используется понятие человеческой бедности- от-сутствие возможностей выбора для удовлетворения жизненного важных человеческих потребностей. Например таких, как прожить долгую, здоровую и созидательную жизнь, быть грамотным, нормально питаться, наслаждаться качеством жизни, свободой и уважением окружающих.

 При определении уровня  человеческой бедности особыми  показателями служат доля детей  до 5 лет с пониженной массой  тела; уровень неграмотности населения  и другое. 

Состояние бедности касается как всей страны, так и отдельных  соци-альных групп, домашних хозяйств и так далее. При оценке ситуации на уровне всей страны используется показатель ВНП на душу населения, объем среднедушевых расходов на потребление в день и другое.

При определении удельного  веса “бедного населения” используются следующие расчеты:

          1) по норме потребления, когда  внимание концентрируется на  степени достижения физиологического минимума существования(пороговое значение бедности). Все те слои общества, которые по уровню потребления находятся ниже черты физиологического прожиточного минимума, объявляются состоящими в бедности. Превышение отметки в 10%  считается недопустимым для любой цивилизованной страны;

        2) по  относительному доходу, когда определяется  пороговое значение располагаемого личного дохода в процентах от среднего уровня по стране (относительная концепция бедности). Все слои общества, доходы которых ниже порогового значения, автоматически относятся к беднякам. Понятно, что в данном случае на показатель бедности непосредственно влияет выбор шкалы эквивалентности;

       3) статистический  прием, когда сравнивается уровень  потребления, например, 10% богатого  и 10% бедного населения, а затем  с учетом принятого критерия соотношения данных уровней делается вывод о наличии благополучной или неблагополучной социальной ситуации;

      4) стратификационный прием, когда к бедным относят те слои населения, для которых характерна низкая эластичность функции занятости и слабые организационные возможности самообеспечения (старики, инвалиды, беженцы и так далее.);

      5) субъективная  концепция бедности исходит из  того, что люди, участвующие в  социологическом опросе, сами в  состоянии квалифицированно определить, относятся они к бедным или  нет. 

Крайняя бедность (нищета) определяется как неспособность семьи удовлетворить даже минимальное потребление в пище.

При обследовании домашних хозяйств определяется коэффициент  глубины бедности, который выражает среднее отклонение доходов от величины прожиточного минимума. Коэффициент остроты бедности отражает средневзвешенное отклонение доходов обследуемых домашних хозяйств от величины прожиточного минимума.

Основным инструментом определения  численности бедных в стране является черта, или граница, бедности.

Бедность представляет собой  глобальную проблему.

Факторы бедности. Основной подход к определению уровня бедности связан в конечном счете с определением того объема потребностей, удовлетворение которых признается общественно необходимым. Так что число бедных непосредственно зависит от того, где будет проведена “черта бедности”.

Число бедных зависит от уровня развития страны, переживаемой экономической ситуацией и состояния экономической конъюнктуры. Но в качестве конкретных причин человеческих трагедий могут выступить болезни, наркотики, одиночество и потеря кормильца, материальные и житейские катастрофы, вынужденное переселение, политические и религиозные преследования.

Подавляющую часть бедных составляют те, кто хронически беден. Значительная часть хронически бедных традиционно проживает в экономически остальных регионах страны.

В Беларуси в качестве границы  бедности выступает бюджет прожиточного минимума, который наряду  с минимальным потребительским бюджетом используется также для количественной оценки бедности.

Так же бедность характеризуется  следующими показателями:

- число бедных;

- коэффициент глубины  бедности;

- коэффициент остроты  бедности.

Беларусь также столкнулась  с высокой бедностью в начале 1990-х гг., но потом по мере возобновления  экономического роста острота проблемы заметно упала [ 7, с. 220].

Согласно официальной  статистике, доля малообеспеченного  населения в Беларуси последнее  десятилетие снижалась.

Прожиточный минимум утверждается Правительством Республики Беларусь и пересматривается не реже одного раза в пять лет.

Прожиточный минимум разрабатывается  в среднем на душу населения и  для следующих основных социально-демографических  групп:

−  трудоспособное население;

−  пенсионеры;

−  студенты;

−  дети.

Пенсии.

В органах по труду, занятости  и социальной защите в октябре 2011 г. На учете состояло 2 470,5 тыс. пенсионеров, средний размер назначенных им пенсий составил 767,1 тыс. рублей, что в 2,1 раза превышает бюджет прожиточного минимума для пенсионеров.

Средний размер пенсий по возрасту составил 795,2 тыс. рублей, по инвалидности – 706,2 тыс. рублей, по случаю потери кормильца – 511,3 тыс. рублей, социальных пенсий – 411,6 тыс. рублей.

Реальный размер назначенных  пенсий (пенсий, рассчитанных с учетом изменения индекса потребительских цен на товары и услуги) в октябре 2011 г. по сравнению с октябрем 2010 г. уменьшился на 24,8%, по сравнению с сентябрем 2011 г. – на 7,6%.

Номинальная начисленная  среднемесячная заработная плата работников

республики (кроме субъектов  малого предпринимательства негосударственной  формы собственности) в январе-сентябре 2011 г. составила 1 721,7 тыс. рублей, в том  числе в сентябре – 2 260,1 тыс. рублей и увеличилась по сравнению с  августом 2011 г. на 13,4%, или на 267,8 тыс. рублей.

Реальная заработная плата (заработная плата, рассчитанная с учетом роста потребительских цен на товары и услуги) в январе-сентябре 2011 г. По сравнению с январем-сентябрем 2010 г. увеличилась на 8,2%, в сентябре 2011 г. по сравнению с августом 2011 г. – уменьшилась на 0,2%.

В бюджетных организациях номинальная начисленная среднемесячная

заработная плата в  январе-сентябре 2011 г. составила 1 461 тыс. рублей, в том числе в сентябре – 2 049,2 тыс. рублей и по сравнению  с августом 2011 г.

увеличилась на 38,1%, или на 565,1 тыс. рублей.

Реальная заработная плата  работников бюджетных организаций  в январе-сентябре 2011 г. по сравнению  с январем-сентябрем 2010 г. увеличилась  на 19,8%, в сентябре по сравнению с  августом 2011 г. − на 21,6% .

За чертой бедности в Беларуси сегодня больше всего семей, которые  имеют двух и более детей (12% от общего числа таких семей в 2010 году). Их количество снижается в  общем числе домохозяйств, имеющих  детей. Доля домохозяйств с двумя детьми за 11 лет снизилась с 37% до 27%, а с тремя и более детьми с 6% до 5%. В семьях с одним ребенком доля малообеспеченных семейств намного меньше – 4%. Ситуация в семьях без детей, где малообеспеченных всего 2% от общего количества таких семей. Их количество выросло за последние 11 лет с 23% до 24% [4, с. 620].

Вывод: в данной главе  мы рассмотрели состоятельное население в Республике Беларусь, средний класс в Республике Беларусь, бедность и факторы бедности в Республике Беларусь. Выяснили, что нет социального расслоения, среднею заработную плату, средний размер пенсий. Бедность представляет собой глобальную проблему.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Проблема качества жизни  населения в Республике Беларусь на сегоднейший момент наиболее актуальна, т. к. кризисное состояние нашей страны наиболее остро сказывается на качестве жтзни населения. Поэтому сохранить, а тем более повысить наш уровень жизни населения - одна из самых главных задач в политике нашего государства.

На основе изложенного  материала мы видим, что уровень  и качество жизни являются обобщающими  показателями не только социальной политики, но и развития экономической системы  в целом. Заработная плата, пенсии, стипендии выплачиваются в стране в полном объеме и в установленные сроки. Снизилась доля малообеспеченности. Большое внимание уделяется проблемам здравоохранения, образования.

Среди развитых стран мира Беларусь занимает 67 место по Индексу  Развития Человеческого Потенциала. Можно сделать вывод, что перемещение республики в группу стран с высоким уровнем развития человеческого потенциала свидетельствует о том, что в последние годы в этом процессе наблюдается положительная направленность.

Основная цель социальной политики-— дальнейшее повышение уровня и качества жизни населения. Важнейшими путями ее достижения должны стать усиление роли заработной платы как главного фактора, стимулирующего экономическое развитие и повышение эффективности экономики, обеспечение роста реальных денежных доходов как основы улучшения жизни населения, уменьшение количества малообеспеченных граждан.

Пути повышения уровня и качества жизни в Республике Беларусь включают: создание условий трудоспособным гражданам зарабатывать средства для удовлетворения своих потребностей, обеспечение рациональной занятости населения, повышение доходов и заработной платы, снижение малообеспеченности. Государственная политика повышения уровня и качества жизни населения Республики Беларусь проявляется в разнообразных формах: пособия по безработице; пенсии; пособия по болезни, инвалидности; жилищные пособия; пособия на получение образования; медицинская помощь; гарантирование государством минимального уровня доходов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

  1. Бушуева Л. И. Статистика уровня жизни населения: Учебное пособие. М.: Интел-синтез, 2003-с.250.
  2. Воронин В.П. Мировое хозяйство и экономика стран мира / Кандакова, И.М. Подмолодина. – Москва: Финансы и статистика, 2008. – 235с.
  3. Дорнбуш Р., Фишер С. Макроэкономика. – М.: ИНФРА-М, 2005г. –783с.
  4. Костевич И.А, Е.И.Кухаревич, В.А.Богуш. журнал-Статистический Ежегодник:- Минск 2011.c-720.
  5. Лемешевский И.М. Макроэкономика: мировой опыт и белорусская практика. Учебное  пособие для студентов эконом. Специальностей вузов /  3-е изд., доп. и перераб. –Минск : ”ФУАинформ”, 2009.-702 с.
  6. Лига М.Б. Качество жизни как основа социальной безопасности: монография. – М.: Гардарики, 2006. – 223 с.
  7. Макроэкономика:учеб.пособие/А.В.Бондарь,Л.Н.Новикова [и др]. –Минск:БГЭУ,2007-415 С.
  8. Мировая экономика: страны, регионы, континенты: Учебное пособие/ Я.С.Друзик.- Мн.:ООО”ФУАинформ”, 2005-528 с.
  9. Мировая экономика. Закономерности становления и развития / О.Д. Мертвищев и др. – Минск: Частный институт управления и предпринимательства, 2008. – 69 с.

Информация о работе Уровень и качество жизни населения