Уровень и качество жизни населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 18:17, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - рассмотреть уровень жизни и качество жизни, показатели уровня и качества жизни, изучить необходимость и пути повышения уровня и качества жизни в Республики Беларусь.
Предметом курсовой работы является система показателей, характеризующих уровень и качество жизни населения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
1.Показатели оценки уровня, качества жизни населения………………………..5
1.1 Определение уровня жизни и его составляющие…………………………..5
1.2 Определение уровня качества жизни населения и его оценка…………….9
1.3 Основные компоненты уровня жизни……………………………………….12
2.Качество и уровень жизни населения опыт зарубежных стран……………17
2.1 Качество и уровень жизни населения в США ………………………........17
2.2 Качество и уровень жизни населения (Восточная Европа) в Украине………………………………………………………………………………….........19
2.3 Качество и уровень жизни населения (Западная Европа) в Германии……………………………………………………………………………………….21
3. Повышение уровня качества жизни в Республике Беларусь……………...24
3.1 Состоятельное население в Республике Беларусь…………………………24
3.2 Средний класс в Республике Беларусь…………………………………….25
3.3 Бедность и факторы бедности в Республике Беларусь……………………27
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая!.docx

— 81.70 Кб (Скачать)

 Под термином “качество  жизни” в его широком толковании  понимается удовлетворенность населения  своей жизнью с точки зрения  различных потребностей и интересов. Это понятие охватывает: характеристики и индикаторы уровня жизни как экономической категории, условия труда и отдыха, жилищные условия, социальную обеспеченность и гарантии, охрану правопорядка и соблюдение прав личности, природно-климатические условия, показатели сохранения окружающей среды, наличие свободного времени и возможности хорошо его использовать, наконец, субъективные, ощущения покоя, комфортности и стабильности.

Второе понимание термина  «качество жизни» более узкое (например, в словосочетании «уровень и качество жизни населения»), оно охватывает перечисленные характеристики без собственно уровня жизни в его экономическом понимании (доходы, стоимость жизни, потребление).

Качество жизни как  система включает в себя качество человека, качество образования, качество культуры, качество среды обитания (экологии), качество социальной, экономической  и политической организации общества.

При оценке качества жизни  нет возможности использовать некий  универсальный показатель. На первом месте при оценке качества жизни- уровень удовлетворения материальных и духовных потребностей, состояние здоровья нации и продолжительности жизни в стране. [5.с 575].

Следует установить степень  достижения прогрессивных норм потребления, учитывать условия окружающей среды, гарантии безопасности жизни граждан и их личной свободы, а также и уровень социальной защищенности, наличие свободного времени и рациональность его использования.

Исследование качества жизни населения предполагает дополнение критериальных оценок системой научного обоснования и планомерного, организованного наблюдения. Понятия «качество» жизни обусловлена многообразием показателей. Соответствующие показатели включают:

1)Здоровье

-Возможность вести здоровый образ жизни на всех ступенях жизненного цикла;

-Влияние нарушения здоровья на отдельных лиц;

2)Индивидуальное развитие путём обучения

-Усвоение детьми основных знаний и навыков, а так же ценностей, необходимых для их индивидуального развития и успешной деятельности как члена общества;

-Возможность продолжения самообразования и умение использовать эти умения;

- Использование и развитие  индивидуумами своих знаний, навыков  и мобильности, требующихся для реализации их экономического потенциала и при желании дающих возможность для их интеграции с экономическим процессом;

-Сохранение и развитие культурного развития индивидуумом для того, чтобы внести свой вклад в благополучие членов различных социальных групп;

3) Занятость и качество  трудовой жизни

-Наличие выгодной работы для тех, кто стремится её получить;

-Характер трудовой деятельности;

-Удовлетворенность индивидуума своей трудовой жизнью

4) Время и досуг

-Возможность выбора своего времяпрепровождения

5) Возможность приобретения  товаров и пользования услугами

-Личная возможность приобретения товаров и пользования услугами;

-Количество людей, испытывающих материальные лишения;

-Степень равенства в распределении товаров и услуг;

-Качество, возможности выбора и доступность товаров и услуг, производимых в частном и общественных секторах;

-Защита индивидуумов и их семей при возникновении экономических трудностей;

6) Личная безопасность  и правовые органы

-Насилие, преследование, и беспокойства, причиненные индивидууму;

-Справедливость и гуманность правовых органов;

-Степень доверия, оказываемого индивидуумом правовым органам;

7)Социальные возможности и социальная активность [6, с.135].

 

 

1.3 Основные компоненты  уровня жизни

 

 

При анализе уровня жизни  придется оперировать не одним, а  многими показателями.

В рамках нормативного экономического анализа выделяются:

А) показатели реального  уровня жизни (отражающие реальное положение);

Б) научно-обоснованные показатели уровня жизни, которые выполняют роль  нормативных показателей.

Основные компоненты уровня жизни:

1.Условия жизни человека (Обеспечение жильем, заболевания);

2.Условия труда (Охрана труда, травматизм и профессиональные заболевания);

3.Условия развития человека (Права человека, рождаемость,  и так далее);

4.Экологическая безопасность (Состояние окружающей среды)

Обеспечение жильем.  Право  на жилье - это одно из прав, гарантированных гражданам Конституции Республики Беларусь. Жилое помещения- помещение, предназначенное и пригодное для проживания граждан.

 Квартира -это жилое помещение, состоящее из одной либо нескольких жилых комнат, кухни и других подсобных помещений.

Объектами жилищных отношений  являются жилые помещения.

Субъектами жилищных отношений  являются: граждане, юридические лица независимо от форм собственности, государственные  органы.

 Граждане, состоящие  на учете нуждающихся в улучшении  жилищных условий, имеют преимущественно  право на индивидуальное или  коллективное жилищное строительство.

 Обеспечение жильем многодетных семей, военных и так далее. Для проживания на период работы или учебы могут быть использованы общежития. Под общежитием предоставляются специально построенные или переоборудованные для этой цели жилые дома.

Охрана труда. Охрана труда-система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационные, технические, санитарно-гигиенические, реабилитационные и иные мероприятия.

Требования по охране труда- нормативные предписания, направленные на сохранение жизни, здоровья, работоспособности работников в процессе их трудовой деятельности.

Работник подлежит обязательному  страхованию нанимателем от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствием с законодательством. 

Для обеспечения безопасности труда и предупреждения профессиональных заболеваний, а также в целях охраны здоровья населения наниматель обязан организовать проведение предварительных и периодических медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными или опасными условиями труда или на работах, где в соответствии с законодательством есть необходимость в профессиональном отборе, а также во внеочередном медицинском осмотре при ухудшении состояния здоровья работника.

 Работник обязан соблюдать  требования по охране труда,  выполнять нормы и обязательства по охране труда [13, с.125].

Права человека, рождаемость.

Права человека- это способность индивида поддерживать свое физическое существование и обеспечивать свой духовный прогресс, умение жить в соответствии со своими природными задатками и по своей воле, не покушаясь на права других индивидов, выстраивать отношения при полном признании человека высшей ценностью и гарантиях его защиты со стороны государства.

Права человека:

1.Каждый человек должен  обладать всеми правами и всеми  свободами, провозглашенными настоящей  Декларацией, без какого бы  то ни было различия, как-то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.

2.Каждый человек имеет  право на жизнь, на свободу  и на личную неприкосновенность.

3.Никто не должен подвергаться  пыткам или жестоким, бесчеловечным  или унижающим его достоинство  обращению и наказанию.

4.Все люди равны перед  законом и имеют право, без  всякого различия, на равную защиту  закона. Все люди имеют право  на равную защиту от какой бы то ни было дискриминации, нарушающей настоящую Декларацию, и от какого бы то ни было подстрекательства к такой дискриминации.

5.Никто не может быть  подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию.

6.Никто не может подвергаться  произвольному вмешательству в  его личную и семейную жизнь, произвольным посягательствам на неприкосновенность его жилища, тайну его корреспонденции или на его честь и репутацию. Каждый человек имеет право на защиту закона от такого вмешательства или таких посягательств.

7.Каждый человек имеет  право свободно передвигаться  и выбирать себе местожительство  в пределах каждого государства.

8. Каждый человек имеет  право на гражданство.

9. Мужчины и женщины,  достигшие совершеннолетия, имеют  право без всяких ограничений  по признаку расы, национальности  или религии вступать в брак  и основывать свою семью. Они  пользуются одинаковыми правами  в отношении вступления в брак, во время состояния в браке и во время его расторжения.

10. . Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам.

11. Каждый человек имеет  право на образование. Образование  должно быть бесплатным по меньшей мере в том, что касается начального и общего образования. Начальное образование должно быть обязательным. Техническое и профессиональное образование должно быть общедоступным, и высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого [10, с. 176].

Экологическая безопасность (Состояние окружающей среды). Впервые  слово ‘экология’ было введено  немецким ученым Геккелем в 1866 г. И длительное время имело узкую сферу применения- в рамках биологии.

 Экология определяется  как учение о взаимодействии  живых организмов с окружающей  их природной средой обитания. Человек в своей жизни постоянно сталкивается с множеством опасностей.

Они исходили и исходят  с самых разных сторон. На заре человечества все угрозы его существованию  исключительно были связаны с  окружавшей его природной средой. Экологическая безопасность имеет  свое отношение к человеку, обществу в целом и государству.

 Угроза безопасности  окружающей среде может исходить  не только от человеческой  деятельности, но и от различного  рода природных явлений(наводнений, пожаров, разрушений озонового слоя атмосферы и др.). Экологическая безопасность- состояние защищенности личности, общества, государства от потенциальных или реальных угроз, создаваемых последствиями вредного воздействия на окружающую среду, вызываемых повседневным загрязнением среды обитания в связи с хозяйственной деятельностью человека, функционированием производственных объектов, а также в результате стихийных бедствий и катастроф [15,с.7 ].

Вывод: в данной главе  мы рассмотрели показатели оценки уровня,  качества жизни населения и основные компоненты уровня жизни. Уровень жизни является одной из важнейших социальных категорий, которая характеризует структуру потребностей человека и возможности их удовлетворения.

Качество жизни - категория, с помощью которой характеризуют существенные обстоятельства жизни населения, определяющие степень достоинства и свободы личности каждого человека.

Качество жизни нетождественно уровню жизни, включая и наиболее изощренные виды его определения, например, жизненные стандарты.

Основные компоненты уровня жизни:

1.Условия жизни человека (Обеспечение жильем, заболевания);

2.Условия труда (Охрана  труда, травматизм и профессиональные  заболевания);

3.Условия развития человека (Права человека, рождаемость,  и  так далее);

4.Экологическая безопасность (Состояние окружающей среды).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.Качество и уровень  жизни населения опыт зарубежных стран

        2.1 Качество  и уровень жизни населения  в Соединенных Штатах Америки

 

 

США- великое и богатое государство. Оно размещается на Североамериканском континенте и граничит с Канадой. Площадь суши США составляет около 1,9 млрд. акров (770 млн. гектаров).

Важнейшие полезные ископаемые. Энергоресурсы в США покрываются  на 4/5 за счет угля. Основные угольные бассейны- Аппалачский, Пенсильванский, Иллинойский.

Рождаемость. Уровень рождаемости  в США и общее количество рождений в 2009 году по сравнению с предыдущим годом существенно уменьшились. Согласно предварительным результатам аналитического доклада Центра по контролю и профилактике заболеваний Национального центра статистики здравоохранения, снижение рождаемости связано с экономическим спадом. Общий коэффициент рождаемости в 2009 г. оказался на 4% ниже, чем годом ранее. Женщины в старшей возрастной группе от 40 до 44 лет были, пожалуй, единственной возрастной группой, в которой рождаемость в 2009 г. оказалась выше на 3% , чем в 2008 г.: 10,1 рождений на 1000 женщин [9 с, 15] .

Информация о работе Уровень и качество жизни населения